«Казачество-возрождение традиций»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Изучаем историю своего народа» из опыта работы нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Громадина Алла Анатольевна
воспитатель
МБДОУ д/с «Колокольчик»
Ст. Тацинская
«Казачество-возрождение традиций»
«Без памяти нет традиций,
Без традиций нет культуры,
Без культуры нет духовности,
Без духовности нет личности,
Без личности нет народа»
Современная социокультурная ситуация формирования личности дошкольника важная составляющая в жизни нашего общества.
В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству.
В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры - культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков.
Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписанные законы. Традиции тогда становятся действующими (т.е.-законом), когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры.
Что такое наш проект « Казачество – возрождение традиций»? это один из способов организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии сотрудников нашего учреждения, детей, родителей и представителей казачьего округа, а также других общественных организаций. Приоритетным направлением проекта «Казачество – возрождение традиций» является формирование духовно-нравственной культуры человека, направленной на познание истории, традиций и нравов казачества.
Главное предназначение долгосрочного проекта:
- Создание условий для развития воспитанников соответствующих интересов и потребностей ребёнка особенностям его развития и возможностей.
- обеспечить эмоциональное комфортное состояние, развитие индивидуальных, позитивных личностных качеств.
Ведущее направление:
- непрерывное накопление ребёнком традиций, культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой сверстниками и взрослыми, развития познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых качеств в соответствии с возрастными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.
Под девизом: «Гордиться прошлым, верить в будущее!»
ЦЕЛЬ: формировать конкретные представления о военных профессиях, воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения защитниками Отечества, казаками. Прививать любовь к родным, природе, к своей малой Родине.
Реализуя проект, нам пришлось изучать, анализировать и подбирать большое количество материала, налаживать связи с общественными организациями.
Почему мы выбрали казачество? Именно сейчас, в сложный переходный период жизни нашего отечества, педагогический коллектив стал искать возможности для духовно-нравственного развития и воспитания детей, обратился именно к традиционному отечественному наследию, учитывая региональные, местные черты народной культуры. Изучение культуры казачества наше дошкольное учреждение (корпус №2) занимается третий год. Сегодня можно наблюдать растущий интерес к казачьему наследию не только у взрослых, но и у детей. Мы в нашем детском саду не остались в стороне от этого процесса, недавно состоялось «Посвящение в казачата». Восстанавливаем культурные и бытовые традиции, духовную основу нашего подрастающего поколения. Именно тогда когда ребёнок как губка впитывает в себя, то понимание хорошего и плохого, наша роль взрослых дать им понятия доброты, любви и понимания своих поступков. Для того чтобы взамен получить уважение к старшим, сохранить традиции наших предков.
Но без веры нет традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности очень велики.
Дом, семья - важный элемент традиционной народной культуры, оказывающий влияние на воспитание каждого человека. Детей казаки к труду приучали с детства, уделяя трудовому воспитанию особое внимание. Авторитет старших в семье был непререкаемым. Ослушание родителей строго наказывалось. Известно, что в казачьих общинах господствовал культ семьи. Авторитет родителей в казачьих семьях был чрезвычайно велик. Родители стремились воспитать в детях честность, смелость, уважительное отношение к старшим, любовь к Отечеству.
Таким образом, основополагающими принципами воспитания были: вера, уважение к старшим, патриотизм, гостеприимство, мужество, честность, трудолюбие.
Основами в нашем проекте мы выбрали темы военно-патриотическая и семейно-бытовая, в которых посредством образов-символов (справедливость, храбрость, почитание старших, любовь к земле и Отчизне, свобода и т.д.) раскрывается особое восприятие реальности и реализуются нравственные идеалы, способствующие формированию духовных ценностей.
Казаки в течение многих веков создали и своеобразную школу воспитания моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам:
- не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах,
-искоренять зло и ненависть,
-относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе,
-разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями,
-быть всегда правдивым и искренним не только в словах, делах, но и в мыслях,
-жить только за счет своего труда, избавляться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.
- воздержание и умеренность во всем.
- свобода от накопительства; настоящий казак должен приобрести те вещи, которые необходимы, принимать подарки, преподносимые от чистого сердца и в которых есть истинная нужда.
Казаки - отцы и деды говорили своим детям и внукам:
«Каждый вечер вы должны уделять десять - пятнадцать минут, чтобы мысленно оценить прожитый день».
Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы строгой доброты и послушания, совестливости, справедливости, прилежания к труду.
С детства детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Особенно зорко следили в каждом казачьем роду, чтобы ребенок не был заражен завистью. У казаков считалось, что зависть - есть ненависть. Завистники - это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства. Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Матери и бабушки обучали дочек и внучек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали мягкости, уступчивости, ласковости.
Из истории и рассказов наших прабабушек и бабушек мы знаем,
что в те времена, когда действовали по казачьим законам воспитания, с детьми не было проблем и вырастали они готовыми к нелёгкой взрослой жизни. Время показало, что казачья система воспитания себя оправдала. Думаю, что и сейчас не мешало бы нам использовать эту систему, если мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными и благодарными своим родителям.
И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду. Воспитать здорового, доброго, ответственного умеющего ценить и уважать себя как личность и окружающих его людей, такова цель нашего проекта.
Именно такая работа в нашем детском саду по возрождению Казачества и воспитания малышей в лучших традициях должна принести успех и повлиять на решение многих проблем, возникающих при воспитании детей, сформировать их них достойных граждан нашей страны, продолжателей блестящих традиций наших предков. Жить настоящим и верить в доброе хорошее будущее и не забывать прошлого.
«Много было под конями ветра
Шли они в пустынях и лесах.
Память о казачестве бессмертна
Подвиги казачества в сердцах…»