«Украшаем праздничные костюмы казака и казачки»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кравченко Елена Михайловна

На данном занятии дошкольники познакомятся  с традиционными костюмами казака и казачки, обратив внимание на украшение вышивкой женской и мужской одежды, попробуют   составить  узоры путем чередования разных элементов традиционной кубанской вышивки в украшении костюмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashaem_prazdnichnye_kostyumy_kazaka_i_kazachki.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Украшаем праздничные костюмы казака и казачки»

Воспитатель старшей группы МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино – Кравченко Е.М.

Цель: расширение и углубление представлений дошкольников об особенностях Кубанской культуры посредством приобщения детей к традиционным видам декоративно-прикладного искусства (вышивка) и включения их в  художественную деятельность (рисование), обеспечивающую возможность проявления творчества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с традиционными костюмами казака и казачки, обратив внимание на украшение вышивкой женской и мужской одежды.

Развивающие:

1Формировать  умение  составлять узоры путем чередования разных элементов традиционной кубанской вышивки в украшении костюмов.

  1. Стимулировать проявление творчества в определении композиции построения узоров и орнаментов в украшении традиционного праздничного костюма.

Воспитывающие:

1.Воспитание любви к Родине,  уважения к традициям предков.

Оборудование и материалы: письмо с приглашением на праздник, презентация «Традиционный костюм казачки и казака», образцы составления орнамента, доска, образец рубашки, украшенной орнаментом, полосы бумаги (8*30), заготовки выкройки рубашки, карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия:

В группе раздается стук в дверь и появляется молодая казачка.

- Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, как вы думаете, кто это?

Дети: Казачка.

Казачка: Правильно, ребята, вы не ошиблись. Я  - казачка Надя. Пришла я к вам не просто так, а пригласить вас на праздник (вручает приглашение воспитателю).

Воспитатель обращает внимание детей на приглашение в конверте и зачитывает его детям: «Дороги ребята, приглашаем вас 13 сентября 2016 года на праздник, посвященный Дню образования Краснодарского края».

Воспитатель: Вы рады, ребята!

Дети: Да, Очень хотим на праздник!

Казачка:  На праздник нужно выучить песню, танец и стихи.

Воспитатель: А еще правильно одеться. Праздник  казачий, значит, и костюмы нужны соответствующие. А вы видели когда-нибудь казаков на празднике?

Ответы детей.

Воспитатель. Хотите посмотреть, какие костюмы носят казаки на праздник?

Давайте присядем на стульчики и посмотрим.

Презентация «Традиционный костюм казака и казачки»

Воспитатель. Красивые костюмы, правда, ребята! У нас есть папахи, шаровары, белые рубашки. А вы обратили внимание, как украшены казачьи рубашки ?

Казачка.  Казачки очень трудолюбивы и любили украшать вещи. По вечерам они собирались и садились вышивать. Для этого у них были иглы, яркие нитки и пяльцы. А вышивали казачки не как попало, а специальным рисунком – орнаментом. ( показывает образцы орнамента).Этот рисунок – орнамент – составлялся из определенных фрагментов. Например, прямая линия – означала землю, а волнистая линия – воду, если линии пересекались и образовывали ромбы – это поле, а если в середине ромбов точки – это поле со всходами. Видите, каждая линия имеет определенное значение.

Воспитатель. Давайте и мы с вами попробуем составить орнамент. Кто хочет попробовать, ребята?

Тимур, попробуй. (Ребенок выходит и пробует составить орнамент.)

Воспитатель : молодец, Тимур.

Кто еще хочет попробовать? София, составь свой орнамент.

Ребенок старается составить орнамент.

Воспитатель: Молодец, София.

Понятно, ребята, как составить орнамент?

А сейчас каждый из вас ненадолго превратится в художника по костюмам и украсит свою заготовку орнаментом. Орнаментом можно украсить  середину рубашки, ворот, манжеты.

Вы украсите орнаментом заготовки из бумаги так, как хотели бы , чтобы ваши белые рубашки были украшены.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз- сюда, два –туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз –два, раз –два,

Заниматься нам пора.

Дети садятся за столы.

Ребята, прежде , чем начинать украшать свою заготовку рубашки, составьте орнамент на полосе. Подумайте, что вы хотите изобразить: символ земли, воды, засеянного поля или поля с проросшими семенами. А когда орнамент будет составлен, принимайтесь за украшение заготовок. Рисовать нужно аккуратно, не спеша, рисунок должен быть симметричным, ярким.

Дети начинают работу. Воспитатель по мере необходимости помогает ребенку составить орнамент (на заготовке воспитателя).

Воспитатель. Какие вы молодцы, ребята! У вас получились отличные эскизы!

Давайте мы их рассмотрим повнимательнее.

- Ева, расскажи нам, пожалуйста, что означает твой орнамент?

Ответ ребенка.

- Настенька, а о чем расскажет нам твой орнамент?

Ответ ребенка.

Ребята, а посмотрите, какой яркий орнамент у Егора, линии ровненькие, симметричные. Молодец , старался.

Давайте мы  развесим все работы , пусть каждый из вас рассмотрит орнамент на заготовках, подумает, что означает изображение и помечтает о предстоящем празднике.

Казачка:  Мне нравятся все работы. Ребята, я видела как вы старались. За такое старание я вас еще и кубанскими яблочками угощу. А теперь, ребята, пора мне к другим деткам – их тоже приглашу на праздник. До свидания.

Воспитатель: какая неожиданная встреча сегодня произошла. Сколько нового мы узнали . Что нового узнал ты, Кирюша?

Ответ ребенка.

Что интересного узнала Лерочка?

Ответ ребенка.

Воспитатель: а что мы с вами делали?

Ответы детей.

Завтра мы соберем заготовки и отнесем нашей кастелянше- швее и попросим, чтобы она каждому из вас вышила рубашку к празднику так, как вы украсили сою заготовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Конспект НОД “Национальная одежда кубанского казака и казачки.”

Цель:   Приобщать детей к культуре кубанского народа, к традициям и любовь к народному национальному костюму.Задачи  обучающие:Продолжать углублять знания детей  о  кубанской...

Национальная одежда кубанских казаков и казачек

При знакомстве детей с историей Кубани, ее народом, можно использовать данную презентацию, чтобы наглядно рассказать детям об особенностях кубанских нарядов. Данный материал разработан для детей старш...

Проектная деятельность "Казак с казачкой"

Знакомство детей с традициями кубанского казачества...

Одежда кубанского казака и казачки

Патриотическое воспитание, подготовительная группа....