Приобщение детей к народной культуре
проект (старшая группа) по теме

Тумайкина Валентина Николаевна

Проект

 «Приобщение детей к народной культуре»

Автор: Тумайкина Валентина Николаевна воспитатель МДОУ «Лямбирский сад №3 комбинированного вида».

 

Вид проекта: долгосрочный 

Тип проекта: информационный, творческий

Участники проекта: ПДО, воспитатели, воспитанники старшего возраста, музыкальные руководители, родители воспитанников

Возраст дошкольников: 5-7 лет;

 Актуальность.

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.

           Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим  о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием  ребенка до школы. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности, активного познания мира, формирования основ будущего гражданина.

Проблема: недостаточная информированность детей о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.

Цель проекта.

Формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).

Задачи проекта.

1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2.  Прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха).

3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание..

4.  Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

 

Этапы реализации проекта.

1.Организационный.  Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры

2.ПрактическийРеализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.

Организация взаимодействия с родителями.

3.ЗаключительныйМониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Методы работы.

Наглядный метод:  просмотр фильмов,  презентаций; рассматривание иллюстраций; знакомство с экспонатами музея «Русская изба» ,составление  схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД

Словесный метод : чтение стихотворений, сказок, былин; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.); загадывание загадок;  разучивание пословиц, потешек, поговорок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; проведение викторин, конкурсов. 

Практический метод :проведение игр  (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры  на соответствие слов и движений и др.); рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; организация календарно – обрядовых праздников. 

Формы работы с детьми:

- организация разных видов детской деятельности в рамках НОД;                                            - проведение календарно – обрядовых праздников;                                                                    - просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание     аудиозаписей;                                                                                                                                   - разучивание элементов русского фольклора;                                                                             - организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей);                                                                                                                                          - рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД. 

 

Ожидаемые результаты проекта:

  • проявление интереса у детей и родителей к  культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
  • знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
  • знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т.п.)
  • участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
  • знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);
  • воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.

 

 

Литература:

1.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.                                                                                                2.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998                                                                               3.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006                4.Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М.:Издательство «ТЦ Сфера», 1999.                                                                     5.Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми  3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 «Приобщение детей к народной культуре»

Автор: Тумайкина Валентина Николаевна воспитатель МДОУ «Лямбирский сад №3 комбинированного вида».

 

Вид проекта: долгосрочный 

Тип проекта: информационный, творческий

Участники проекта: ПДО, воспитатели, воспитанники старшего возраста, музыкальные руководители, родители воспитанников

Возраст дошкольников: 5-7 лет;

 Актуальность.

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.

           Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим  о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием  ребенка до школы. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности, активного познания мира, формирования основ будущего гражданина.

Проблема: недостаточная информированность детей о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.

Цель проекта.

Формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).

Задачи проекта.

1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2.  Прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха).

3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание..

4.  Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

 

Этапы реализации проекта.

1.Организационный.  Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры

2.ПрактическийРеализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.

Организация взаимодействия с родителями.

3.ЗаключительныйМониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Методы работы.

Наглядный метод:  просмотр фильмов,  презентаций; рассматривание иллюстраций; знакомство с экспонатами музея «Русская изба» ,составление  схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД

Словесный метод : чтение стихотворений, сказок, былин; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.); загадывание загадок;  разучивание пословиц, потешек, поговорок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; проведение викторин, конкурсов. 

Практический метод :проведение игр  (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры  на соответствие слов и движений и др.); рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; организация календарно – обрядовых праздников. 

Формы работы с детьми:

- организация разных видов детской деятельности в рамках НОД;                                            - проведение календарно – обрядовых праздников;                                                                    - просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание     аудиозаписей;                                                                                                                                   - разучивание элементов русского фольклора;                                                                             - организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей);                                                                                                                                          - рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД. 

 

Ожидаемые результаты проекта:

  • проявление интереса у детей и родителей к  культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
  • знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
  • знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т.п.)
  • участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
  • знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);
  • воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.

 

 

Литература:

1.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.                                                                                                2.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998                                                                               3.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006                4.Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М.:Издательство «ТЦ Сфера», 1999.                                                                     5.Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми  3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 «Приобщение детей к народной культуре»

Автор: Тумайкина Валентина Николаевна воспитатель МДОУ «Лямбирский сад №3 комбинированного вида».

 

Вид проекта: долгосрочный 

Тип проекта: информационный, творческий

Участники проекта: ПДО, воспитатели, воспитанники старшего возраста, музыкальные руководители, родители воспитанников

Возраст дошкольников: 5-7 лет;

 Актуальность.

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.

           Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим  о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием  ребенка до школы. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности, активного познания мира, формирования основ будущего гражданина.

Проблема: недостаточная информированность детей о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.

Цель проекта.

Формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).

Задачи проекта.

1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2.  Прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха).

3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание..

4.  Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

 

Этапы реализации проекта.

1.Организационный.  Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры

2.ПрактическийРеализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.

Организация взаимодействия с родителями.

3.ЗаключительныйМониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Методы работы.

Наглядный метод:  просмотр фильмов,  презентаций; рассматривание иллюстраций; знакомство с экспонатами музея «Русская изба» ,составление  схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД

Словесный метод : чтение стихотворений, сказок, былин; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.); загадывание загадок;  разучивание пословиц, потешек, поговорок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; проведение викторин, конкурсов. 

Практический метод :проведение игр  (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры  на соответствие слов и движений и др.); рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; организация календарно – обрядовых праздников. 

Формы работы с детьми:

- организация разных видов детской деятельности в рамках НОД;                                            - проведение календарно – обрядовых праздников;                                                                    - просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание     аудиозаписей;                                                                                                                                   - разучивание элементов русского фольклора;                                                                             - организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей);                                                                                                                                          - рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД. 

 

Ожидаемые результаты проекта:

  • проявление интереса у детей и родителей к  культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
  • знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
  • знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т.п.)
  • участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
  • знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);
  • воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.

 

 

Литература:

1.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.                                                                                                2.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998                                                                               3.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006                4.Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М.:Издательство «ТЦ Сфера», 1999.                                                                     5.Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми  3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

Проект

 «Приобщение детей к народной культуре»

Автор: Тумайкина Валентина Николаевна воспитатель МДОУ «Лямбирский сад №3 комбинированного вида».

 

Вид проекта: долгосрочный 

Тип проекта: информационный, творческий

Участники проекта: ПДО, воспитатели, воспитанники старшего возраста, музыкальные руководители, родители воспитанников

Возраст дошкольников: 5-7 лет;

 Актуальность.

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.

           Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим  о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием  ребенка до школы. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности, активного познания мира, формирования основ будущего гражданина.

Проблема: недостаточная информированность детей о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.

Цель проекта.

Формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).

Задачи проекта.

1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2.  Прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха).

3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание..

4.  Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

 

Этапы реализации проекта.

1.Организационный.  Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры

2.ПрактическийРеализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.

Организация взаимодействия с родителями.

3.ЗаключительныйМониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Методы работы.

Наглядный метод:  просмотр фильмов,  презентаций; рассматривание иллюстраций; знакомство с экспонатами музея «Русская изба» ,составление  схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД

Словесный метод : чтение стихотворений, сказок, былин; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.); загадывание загадок;  разучивание пословиц, потешек, поговорок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; проведение викторин, конкурсов. 

Практический метод :проведение игр  (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры  на соответствие слов и движений и др.); рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; организация календарно – обрядовых праздников. 

Формы работы с детьми:

- организация разных видов детской деятельности в рамках НОД;                                            - проведение календарно – обрядовых праздников;                                                                    - просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание     аудиозаписей;                                                                                                                                   - разучивание элементов русского фольклора;                                                                             - организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей);                                                                                                                                          - рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД. 

 

Ожидаемые результаты проекта:

  • проявление интереса у детей и родителей к  культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
  • знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
  • знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т.п.)
  • участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
  • знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);
  • воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.

 

 

Литература:

1.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.                                                                                                2.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998                                                                               3.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006                4.Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М.:Издательство «ТЦ Сфера», 1999.                                                                     5.Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми  3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_priobshchenie_detey_k_nats._kulture.doc10.5 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре

«Обведи элемент»Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.Ход игры...

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

НОД «Волшебный клубок народных сказок» приобщение детей к народной культуре.

Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Примерная парциальная программа для детей 3-7 лет по "Приобщению детей к народной культуре"

Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, свой родной край – задача особенно актуальная на современном этапе развития общества. Но она не может быть успешно решена...