Приобщение детей к народной культуре
проект (старшая группа) по теме
Проект
«Приобщение детей к народной культуре»
Автор: Тумайкина Валентина Николаевна воспитатель МДОУ «Лямбирский сад №3 комбинированного вида».
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: информационный, творческий
Участники проекта: ПДО, воспитатели, воспитанники старшего возраста, музыкальные руководители, родители воспитанников
Возраст дошкольников: 5-7 лет;
Актуальность.
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности, активного познания мира, формирования основ будущего гражданина.
Проблема: недостаточная информированность детей о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.
Цель проекта.
Формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).
Задачи проекта.
1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха).
3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание..
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Этапы реализации проекта.
1.Организационный. Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры
2.Практический. Реализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.
Организация взаимодействия с родителями.
3.Заключительный. Мониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.
Определение перспектив дальнейшей работы.
Методы работы.
Наглядный метод: просмотр фильмов, презентаций; рассматривание иллюстраций; знакомство с экспонатами музея «Русская изба» ,составление схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД
Словесный метод : чтение стихотворений, сказок, былин; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.); загадывание загадок; разучивание пословиц, потешек, поговорок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; проведение викторин, конкурсов.
Практический метод :проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры на соответствие слов и движений и др.); рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; организация календарно – обрядовых праздников.
Формы работы с детьми:
- организация разных видов детской деятельности в рамках НОД; - проведение календарно – обрядовых праздников; - просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей; - разучивание элементов русского фольклора; - организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей); - рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД.
Ожидаемые результаты проекта:
- проявление интереса у детей и родителей к культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
- знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
- знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т.п.)
- участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
- знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);
- воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.
Литература:
1.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998. 2.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998 3.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006 4.Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М.:Издательство «ТЦ Сфера», 1999. 5.Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
Проект
«Приобщение детей к народной культуре»
Автор: Тумайкина Валентина Николаевна воспитатель МДОУ «Лямбирский сад №3 комбинированного вида».
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: информационный, творческий
Участники проекта: ПДО, воспитатели, воспитанники старшего возраста, музыкальные руководители, родители воспитанников
Возраст дошкольников: 5-7 лет;
Актуальность.
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности, активного познания мира, формирования основ будущего гражданина.
Проблема: недостаточная информированность детей о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.
Цель проекта.
Формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).
Задачи проекта.
1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха).
3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание..
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Этапы реализации проекта.
1.Организационный. Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры
2.Практический. Реализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.
Организация взаимодействия с родителями.
3.Заключительный. Мониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.
Определение перспектив дальнейшей работы.
Методы работы.
Наглядный метод: просмотр фильмов, презентаций; рассматривание иллюстраций; знакомство с экспонатами музея «Русская изба» ,составление схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД
Словесный метод : чтение стихотворений, сказок, былин; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.); загадывание загадок; разучивание пословиц, потешек, поговорок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; проведение викторин, конкурсов.
Практический метод :проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры на соответствие слов и движений и др.); рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; организация календарно – обрядовых праздников.
Формы работы с детьми:
- организация разных видов детской деятельности в рамках НОД; - проведение календарно – обрядовых праздников; - просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей; - разучивание элементов русского фольклора; - организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей); - рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД.
Ожидаемые результаты проекта:
- проявление интереса у детей и родителей к культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
- знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
- знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т.п.)
- участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
- знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);
- воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.
Литература:
1.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998. 2.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998 3.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006 4.Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М.:Издательство «ТЦ Сфера», 1999. 5.Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
Проект
«Приобщение детей к народной культуре»
Автор: Тумайкина Валентина Николаевна воспитатель МДОУ «Лямбирский сад №3 комбинированного вида».
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: информационный, творческий
Участники проекта: ПДО, воспитатели, воспитанники старшего возраста, музыкальные руководители, родители воспитанников
Возраст дошкольников: 5-7 лет;
Актуальность.
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности, активного познания мира, формирования основ будущего гражданина.
Проблема: недостаточная информированность детей о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.
Цель проекта.
Формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).
Задачи проекта.
1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха).
3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание..
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Этапы реализации проекта.
1.Организационный. Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры
2.Практический. Реализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.
Организация взаимодействия с родителями.
3.Заключительный. Мониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.
Определение перспектив дальнейшей работы.
Методы работы.
Наглядный метод: просмотр фильмов, презентаций; рассматривание иллюстраций; знакомство с экспонатами музея «Русская изба» ,составление схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД
Словесный метод : чтение стихотворений, сказок, былин; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.); загадывание загадок; разучивание пословиц, потешек, поговорок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; проведение викторин, конкурсов.
Практический метод :проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры на соответствие слов и движений и др.); рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; организация календарно – обрядовых праздников.
Формы работы с детьми:
- организация разных видов детской деятельности в рамках НОД; - проведение календарно – обрядовых праздников; - просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей; - разучивание элементов русского фольклора; - организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей); - рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД.
Ожидаемые результаты проекта:
- проявление интереса у детей и родителей к культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
- знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
- знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т.п.)
- участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
- знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);
- воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.
Литература:
1.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998. 2.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998 3.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006 4.Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М.:Издательство «ТЦ Сфера», 1999. 5.Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
Проект
«Приобщение детей к народной культуре»
Автор: Тумайкина Валентина Николаевна воспитатель МДОУ «Лямбирский сад №3 комбинированного вида».
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: информационный, творческий
Участники проекта: ПДО, воспитатели, воспитанники старшего возраста, музыкальные руководители, родители воспитанников
Возраст дошкольников: 5-7 лет;
Актуальность.
В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности, активного познания мира, формирования основ будущего гражданина.
Проблема: недостаточная информированность детей о русском быте, традициях, праздниках на Руси в старину.
Цель проекта.
Формирование духовно – нравственной культуры старших дошкольников через приобщение к истокам русской культуры (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, с календарно-обрядовыми праздниками).
Задачи проекта.
1. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать у детей интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством, основами православной культуры (православные праздники – Рождество, Пасха).
3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине; формировать гражданское самосознание..
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Этапы реализации проекта.
1.Организационный. Определение цели и задач, создание условий для реализации проекта, разработка перспективного плана реализации проекта, подбор методической литературы, составление конспектов, презентаций, выступление на общем родительском собрании, начальная диагностика знаний детей в области русской культуры
2.Практический. Реализация перспективного плана проекта. Проведение НОД. Организация и проведение календарно – обрядовых праздников.
Организация взаимодействия с родителями.
3.Заключительный. Мониторинг. Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала в виде сборника конспектов, видеотеки, сборника сценариев, комплекса игр, оформление альбомов.
Определение перспектив дальнейшей работы.
Методы работы.
Наглядный метод: просмотр фильмов, презентаций; рассматривание иллюстраций; знакомство с экспонатами музея «Русская изба» ,составление схем и мнемотаблиц по темам бесед, НОД
Словесный метод : чтение стихотворений, сказок, былин; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; проведение разнообразных игр (малоподвижные, подвижные, дидактические и др.); загадывание загадок; разучивание пословиц, потешек, поговорок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, использование мнемотаблиц; проведение викторин, конкурсов.
Практический метод :проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, игры на соответствие слов и движений и др.); рисование, аппликация, конструирование в рамках НОД; организация календарно – обрядовых праздников.
Формы работы с детьми:
- организация разных видов детской деятельности в рамках НОД; - проведение календарно – обрядовых праздников; - просмотр фильмов, использование мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей; - разучивание элементов русского фольклора; - организация выставок, оформление альбомов (совместная деятельность детей и родителей); - рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в рамках НОД.
Ожидаемые результаты проекта:
- проявление интереса у детей и родителей к культурно-историческому наследию, традициям и духовным ценностям русского народа;
- знание детьми основных предметов старорусского быта, их назначения;
- знание детьми некоторых традиций русского народа (гостеприимство, трудолюбие, уважение к старшим, семейные ценности и т.п.)
- участие в детей и родителей календарно – обрядовых праздниках;
- знания в области устного народного творчества (знакомство с русскими народными сказками, элементами фольклора);
- воспитание духовности, нравственных качеств через приобщение к истокам русской культуры.
Литература:
1.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998. 2.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998 3.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006 4.Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. -М.:Издательство «ТЦ Сфера», 1999. 5.Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priobshchenie_detey_k_nats._kulture.doc | 10.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре
«Обведи элемент»Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.Ход игры...
Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"
Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....
Программа дополнительного образования по приобщению детей к народной культуре через знакомство с народными праздниками "Зернышко"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»
Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....
НОД «Волшебный клубок народных сказок» приобщение детей к народной культуре.
Закрепление знаний детей о русских народных сказках....
Примерная парциальная программа для детей 3-7 лет по "Приобщению детей к народной культуре"
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, свой родной край – задача особенно актуальная на современном этапе развития общества. Но она не может быть успешно решена...