Любите свой край. Роль народных игр и игрушек в развитии речи детей.
методическая разработка на тему
Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 609.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Любите свой край.
Роль народных игр и игрушек в развитии речи детей.
Любовь к Родине
И важно, и сложно, и нужно ...
Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. Коренные преобразования, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождающиеся изменениями социально экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал культуры, искусства, образования. В условиях обновления современного общества происходит переоценка морально - этических норм и идеалов, возрождается духовная культура народов. Сегодняшние дети - это будущие граждане нашей страны.
От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой
родились, заботиться об ее процветании.
Наследование нравственных ценностей родной культуры в самом
нежном возрасте - это и есть самый естественный способ воспитания чувства
любви к Отечеству. Первая ступень традиционной отечественной культуры
- это культуры созданные народами (этносами). В основе отечественной
культуры лежит многообразие народных культур. Народная культура несет в
себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду,
Родине. Очень важно сохранить культуру исчезающих малочисленных
народов Севера, в том числе ненцев.
Молодое поколение древних народов все более утрачивает
национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру. Забываются многовековые профессии и промыслы. Оленеводство, охота, рыболовство потеряли былую престижность: нет постоянного заработка, молодежь после учебы остается в городах. Многие дети коренной национальности, проживающие с родителями в поселке, никогда не были в чуме, не видели этноса народа воочию. Информированность современного молодого поколения чрезвычайно велика, в чумах имеется современная техника: телевизоры, аудио-видео аппаратура. На смену оленьей упряжке пришли современные снегоходы.
Содержание образования должно быть национально
ориентированным, то есть определяться наличием отдельных предметов -
родного языка и включать в себе другие элементы родной для детей
культуры: быт, традиции и обычаи родного народа. Таким образом,
использование регионального компонента позволяет максимально сохранить
связь детей северян со средой обитания, сформировать их как
представителей своей среды, своего народа с присущим им национальным
самосознанием и миропониманием.
Академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар
необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми - именно добрыми и благородными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую ни кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».
В рамках реализации программы педагог должен создать предметно-развивающую среду:
- Оформление кабинета родного языка (чум, содержание чума);
- Создание речевого фона (прослушивание небольших сказок, загадок, легенд);
- Национальные куклы, игры и игрушки; конспекты занятий с элементами игры и сюрпризами;
- Проведение физминуток;
- Изготовление игрового материала;
В своей работе я опираюсь на труды Е. Г. Сусой, которая является
собирательницей фольклора, хранительницей культуры, традиций, обычаев
родного народа ненцев. Использую произведения Л. Лапцуя, Ю. Шесталова,
П. Явтысыя, И. Г. Истомина, В. Кудрявцевой, О. Аксеновой и других писателей. Краеведческая литература, на которую я опираюсь, во многом помогает понять социальный и психологический облик человека Севера.
В своей практической деятельности я опираюсь на труды
вышеуказанных авторов, что помогает достичь мне поставленной цели:
расширение знаний ребёнка о самом себе, об истории и культуре родного края. Достижение цели происходит через решение следующих задач:
- формирование у детей любви к родному краю, культуре и
традициям народов Крайнего севера; - развитие интереса к национальному наследию, к народу
коренной национальности, труду коренного населения; - формировать у детей знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, воспитание положительного отношения к растительному и животному миру, окружающей среде.
- воспитывать ответственное отношение к природе и культуре родного края.
Для достижения цели в ходе работы я поставила перед собой
следующие задачи:
- изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о
родном крае;
- обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы
по данной теме;
- построить работу с родителями, учитывая данную тему;
- систематизировать (создать банк данных) наглядный материал для
работы по НРК;
Работу стараюсь спланировать так, чтобы лучше, доступней рассказать
о необъятных богатствах нашего края.
При проведении занятий использую разнообразные методы и приемы:
игровые; словесный метод: беседа, рассказ, заучивание наизусть;
использование технических средств: слушание ненецких песен и сказок;
демонстрация наглядных пособий: иллюстрации, фотографии, игрушки, национальные атрибуты, украшения, предметы домашнего обихода;
рисование.
Словарная работа тесно связана с выработкой навыков правильного
произношения. Большую работу веду над артикуляцией звуков. В
произношении дети обычно смешивают близкие друг другу звуки. Для
упражнения использую игровые приемы: «Доскажи слово», «Отгадай, что я
сказала» и т.д. Обучая детей правильно произносить слова, я
объясняю лексическое значение каждого слова, громко и отчетливо
произношу его. Слова и предложения дети повторяют хором, а затем
индивидуально.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не
рассказать о богатствах Севера, его животном и растительном мире. При
ознакомлении с природой стремлюсь дать воспитанникам образец гуманного
отношения ко всему живому.
Наблюдения в природе, целевые прогулки, экскурсии в тундру в разное
время года, дают богатую почву для размышления, пробуждают в детях
пытливость и любознательность. На экскурсиях обращаю внимание детей на
растения, которые растут у нас на Севере, читаю стихи, объясняю, какую
пользу приносят они людям и как трудно на вечной мерзлоте вырастить
дерево. Трудно воспитывать у детей заботливое отношение к растениям и
животным, если не привлекать их к труду в природе, к ежедневному
систематическому уходу за растениями. Дежурить в уголке природы дети
любят, знают названия комнатных растений, умеют ухаживать за ними.
Пусть этот труд в уголке невелик, но само отношение к нему, желание
трудиться у детей огромно. В помощь привлекаю родителей. Они также как
и воспитатель должны быть готовыми ответить на вопросы детей,
удовлетворить их любознательность.
Чтобы закрепить ранее полученные детьми знания, провожу игры: «От
какого дерева лист», «Назови и запомни». С массовым появлением игрушек дети забыли национальные игры и игрушки. Дети под руководством педагога умело играют в игрушки: копыта, косточки оленьи. Разучивание и разыгрывание считалок происходит в подвижные игры, цель которых состоит в соотнесении звукового содержания, ритма, интонации. Игры проводятся с использованием игрушек и игрового материала (копыта и косточки оленьи, верёвки, нарты, чум…). С большим удовольствием играют в куклы, прибирают в чуме, расставляют куклы. У детей светятся радостью глазки, им всё это интересно, но в тоже время необычно. Уделяю внимание изготовлению разных поделок из природного материала. Некоторые знания о родном крае, дети получают на занятиях по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, музыки, физкультурных занятиях и занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Тематика экскурсий разнообразна.
Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко
всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к Северу.
Знакомство детей с поэтическим словом начинается с фольклора. Он
является национальным достоянием каждого народа. Использование в работе
с детьми фольклора помогает приобщить детей к культуре своего народа, познакомить их с богатым, образным родным языком, дать возможность ярче и полнее передать свои чувства. Народные загадки раскрывают особенности родного языка, поэтизируют окружающий мир и развивают мыслительную деятельность детей. Песни, танцы, сказки учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Самобытно также творчество поэтов нашего края. Они тонко
используют в своем творчестве богатые культурные и языковые традиции,
мотивы и ритмы жизни, глубоко осмысливают обычаи предков. Очень много
сборников стихов поэтов Севера, которые посвящены детям.
Важным звеном привитии интереса к национальной культуре стало
знакомство детей с прикладным и изобразительным искусством северян.
Детям показываю предметы быта, одежду, знакомлю с их названиями.
Орнаменты не только радуют своей красотой, они рассказывают о жизни
тундры, каждый орнамент имеет свое название. Обучаю их умению
составлять узоры на северные мотивы. Демонстрирую изделия вышитые
бисером: женские сумочки - туча, пояса, украшения и т.д. В свободной
деятельности с детьми занимаемся бисероплетением.
С целью выявления знаний детей по программному содержанию я провожу педагогическую диагностику в начале учебного года и в конце с дошкольниками всех возрастов. Диагностику провожу согласно тем программы, индивидуально в форме собеседования.
Вывод: знакомство с родным краем, языком, культурой происходит на
занятиях, в повседневной жизни, в быту. Беседы, чтение и заучивания
стихотворений, рассматривание картин, тематических альбомов и
иллюстраций, музыкальные занятия, праздники, прогулки и экскурсии, - все
это способствует воспитанию любви к Родине и интереса к родному языку. Эту работу буду расширять и углублять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние устного народного творчества Южного Урала на развитие речи детей 3-4 лет
Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепля...
Роль игры и игрушек в развитии речи детей
Игра и Игрушка оказывают большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не...
Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...
Консультация для педагогов «Устное народное творчество в воспитании и развитии речи детей»
Консультация для педагогов ДОУ всех возрастных групп....
Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе на тему: "Народное творчество как ресурс для развития речи детей"
Цель проекта:- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир ск...
Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....
Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»
Повестка посиделок:1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».3. Разговор о разном...