Любите свой край. Роль народных игр и игрушек в развитии речи детей.
методическая разработка на тему

Сайбышева Ганна Хасевтивна

Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx609.33 КБ

Предварительный просмотр:

Любите свой край. C:\Users\-\Desktop\фото о каб\IMG_1888.JPG

Роль народных игр и игрушек в развитии речи детей.

Любовь к Родине

И важно, и сложно, и нужно ...

Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.  Коренные преобразования, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождающиеся         изменениями социально экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал культуры, искусства, образования. В условиях обновления современного общества происходит переоценка морально - этических норм и идеалов, возрождается духовная культура народов. Сегодняшние дети - это будущие граждане нашей страны.
От нас зависит
, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой
родились, заботиться об ее процветании.

Наследование нравственных ценностей родной культуры в самом
нежном возрасте -
это и есть самый естественный способ воспитания чувства
любви к Отечеству. Первая ступень традиционной отечественной культуры
- это культуры созданные народами (этносами). В основе отечественной
культуры лежит многообразие народных культур. Народная культура несет в
себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе
, семье, роду,
Родине. Очень важно сохранить культуру исчезающих малочисленных
народов Севера, в том числе ненцев.

Молодое поколение древних народов все более утрачивает
национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру. Забываются многовековые профессии и промыслы. Оленеводство, охота, рыболовство потеряли былую престижность: нет постоянного заработка, молодежь после учебы остается в городах. Многие дети коренной национальности, проживающие с родителями в поселке, никогда не были в чуме, не видели этноса народа воочию. Информированность современного молодого поколения чрезвычайно велика, в чумах имеется современная техника: телевизоры, аудио-видео аппаратура. На смену оленьей упряжке пришли современные снегоходы.

        Содержание         образования         должно         быть         национально

ориентированным, то есть определяться наличием отдельных предметов -
родного языка и включать в себе другие элементы родной для детей
культуры: быт, традиции и обычаи родного народа. Таким образом,
использование регионального компонента позволяет максимально сохранить
связь детей северян со средой обитания, сформирова
ть их как
представителей своей среды, своего народа с присущим им национальным
самосознанием и миропо
ниманием.

Академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар
необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми - именно добрыми и благородными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую ни кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».

В рамках реализации программы педагог должен создать предметно-развивающую среду:

  • Оформление кабинета родного языка (чум, содержание чума);
  • Создание речевого фона (прослушивание небольших сказок, загадок, легенд);
  • Национальные куклы, игры и игрушки; конспекты занятий с элементами игры и сюрпризами;
  • Проведение физминуток;
  • Изготовление игрового материала;

В своей работе я опираюсь на труды Е. Г. Сусой, которая является
собирательницей фольклора, хранительницей культуры, традиций, обычаев
родного народа ненцев. Использую произведения Л. Лапцуя, Ю. Шесталова,
П
. Явтысыя, И. Г. Истомина, В. Кудрявцевой, О. Аксеновой и других писателей. Краеведческая литература, на которую я опираюсь, во многом помогает понять социальный и психологический облик человека Севера.

В своей практической деятельности я опираюсь на труды
вы
шеуказанных авторов, что помогает достичь мне поставленной цели:
расширение знаний ребёнка о самом себе, об истории и культуре родного края. Достижение цели происходит через решение следующих задач:

  • формирование у детей любви к родному краю, культуре и
    традициям народов Крайнего севера;
  • развитие интереса к национальному наследию, к народу
    коренной национальности, труду коренного населения;
  • формировать у детей знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, воспитание положительного отношения к растительному и животному миру, окружающей среде.
  • воспитывать ответственное отношение к природе и культуре родного края.

Для достижения цели в ходе работы я поставила перед собой
следующие задачи:

- изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о
родном крае;

- обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы
по данной теме;

           - построить работу с родителями, учитывая данную тему;

- систематизировать (создать банк данных) наглядный материал для

работы по НРК;

Работу стараюсь спланировать так, чтобы лучше, доступней рассказать
о необъятных богатствах нашего края.

При проведении занятий использую разнообразные методы и приемы:
игровые; словесный метод: беседа, рассказ, заучивание наизусть;
использование технических средств: слушание ненецких песен и сказок;
демонстрация наглядных пособий: иллюстрации, фотографии, игрушки,
национальные атрибуты, украшения, предметы домашнего обихода;
рисование.

Словарная работа тесно связана с выработкой навыков правильного
произношения. Большую работу веду над артикуляцией звуков. В
произношении дети обычно смешивают близкие друг другу звуки. Для
упражнения использую игровые приемы: «Доскажи слово», «Отгадай, что я
сказала» и т.д. Обучая детей правильно произносить слова, я
объясняю лексическое значение каждого слова, громко и отчетливо
произношу его. Слова и предложения дети повторяют хором, а затем
индивидуально.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не
рассказать о богатствах Севера, его животном и растительном мире. При
ознакомлении с природой стремлюсь дать воспитанникам образец гуманного
отношения ко всему живому.

Наблюдения в природе, целевые прогулки, экскурсии в тундру в разное
время года, дают богатую почву для размышления, пробуждают в детях
пытливость и любознательность. На экскурсиях обращаю внимание детей на
растения, которые растут у нас на Севере, читаю стихи, объясняю, какую
пользу приносят они людям и как трудно на вечной мерзлоте вырастить
дерево. Трудно воспитывать у детей заботливое отношение к растениям и
животным
, если не привлекать их к труду в природе, к ежедневному
систематическому уходу за растениями. Дежурить в уголке природы дети
любят, знают названия комнатных растений, умеют ухаживать за ними.
Пусть этот труд в уголке невелик, но само отношение к нему, желание
трудиться у детей огромно. В помощь привлекаю родителей. Они также как
и воспитатель должны быть готовыми ответить на вопросы детей,
удовлетворить их любознательность.

Чтобы закрепить ранее полученные детьми знания, провожу игры: «От
какого дерева лист», «Назови и запомни». С массовым появлением игрушек дети забыли национальные игры и игрушки. Дети под руководством педагога умело играют в игрушки: копыта, косточки оленьи. Разучивание и разыгрывание считалок происходит в  подвижные игры, цель которых состоит в соотнесении звукового содержания, ритма, интонации. Игры проводятся с использованием игрушек и игрового материала (копыта и косточки оленьи, верёвки, нарты, чум…). С большим удовольствием играют в куклы, прибирают в чуме, расставляют куклы. У детей светятся радостью глазки, им всё это интересно, но в тоже время необычно. Уделяю внимание изготовлению разных поделок из природного материала. Некоторые знания о родном крае, дети получают на занятиях по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, музыки, физкультурных занятиях и занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Тематика экскурсий разнообразна.

Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко
всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к Северу.

Знакомство детей с поэтическим словом начинается с фольклора. Он
является национальным достоянием каждого народа. Использование в работе
с детьми фольклора помогает приобщить детей к культуре своего народа, познакомить их с богатым, образным родным языком, дать возможность ярче и полнее передать свои чувства. Народные загадки раскрывают особенности родного языка, поэтизируют окружающий мир и развивают мыслительную деятельность детей. Песни, танцы, сказки учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Самобытно также творчество поэтов нашего края. Они тонко
используют в своем творчестве богатые культурные и языковые традиции,
мотивы и ритмы жизни
, глубоко осмысливают обычаи предков. Очень много
сборников стихов поэтов Севера, которые посвящены детям.

Важным звеном привитии интереса к национальной культуре  стало
знакомство детей с прикладным и изобразительным искусством северян.
Детям показываю предметы быта, одежду, знакомлю с их названиями.
Орнаменты не только радуют своей красотой, они рассказывают о жизни
тундры, каждый орнамент имеет свое название. Обучаю их умению
составлять узоры на северные мотивы
. Демонстрирую изделия вышитые
бисером: женские сумочки - туча, пояса, украшения и т.д. В свободной
деятельности с детьми занимаемся бисероплетением.

С целью выявления знаний детей по программному содержанию я провожу педагогическую диагностику в начале учебного года и в конце с дошкольниками всех возрастов. Диагностику провожу согласно тем программы, индивидуально в форме собеседования.

Вывод: знакомство с родным краем, языком, культурой происходит на
занятиях, в повседневной жизни, в быту. Беседы, чтение и заучивания
стихотворений, рассматривание картин, тематических альбомов и
иллюстраций, музыкальные занятия, праздники, прогулки и экскурсии, - все
это способствует воспитанию любви к Родине и интереса к родному языку. Эту работу буду расширять и углублять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние устного народного творчества Южного Урала на развитие речи детей 3-4 лет

Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепля...

Роль игры и игрушек в развитии речи детей

Игра и Игрушка оказывают большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не...

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе на тему: "Народное творчество как ресурс для развития речи детей"

Цель проекта:- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир ск...

Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....

Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Повестка посиделок:1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».3. Разговор о разном...