Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.
картотека (подготовительная группа) на тему
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека нравственно- патриотических игр. | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Наша страна» Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал:. иллюстраций, фотографий Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают. «Малая Родина » Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Магнитогорска. Материал: иллюстраций, фотографий города Магнитогорска Челябинской области. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают. « Поиски добрых слов» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение. Материал: Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова. « Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения . Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
« Флаг России» (г.Магнитогорск ,Челябинской обл.) Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал : полосы красного, синего и белого цвета. Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России. « Герб России» (г.Магнитогорск ,Челябинской обл.) Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает. Материал : картинка герба разрезанная на 6-8 частей. Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки. «Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи. «Найти флаг России, города Магнитогорска, Челябинской обл». Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: картинки с изображением разных флагов . Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный .
«Найти герб России, города Магнитогорска , Челябинской обл.» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра) , что они обозначают? Материал : картинки с изображением разных гербов. Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный. «Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал : Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома. « Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. «Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т .д. Ход игры : Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине .
«Путешествие по городу Магнитогорску» Цель : знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры . Материал : альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города . Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. «Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе Материал: изображения памятников. Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. «Назови кто» Цель : знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев). Материал: портреты известных соотечественников. Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. «Наш микрорайон» Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада Материал : фотографии и иллюстрации, макет микрорайона. Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.
«Назови виды спорта» Цель : закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых. Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь. «Моих родителей зовут…» Цель : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек… Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Вчера- сегодня» Цель: развивать чувство времени у детей. Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками. «Почта» Цель: закрепить знания детей о городах России. Материал : почтовые конверты, открытки Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
« Кто и в какой стране живет?» Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффиксы. Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец….. «Узнай по описанию кто это » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине Материал : Картинки и иллюстрации с изображением животного мира . Ход игры : Воспитатель описывает животное , дети отгадывают. «У кого какой домик » Цель : закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных . Ход игры : Медведю – берлога Белке – дупло. «Путешествие по планете Земля» Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
«С какого дерева листок» Цель : закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.) Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев. Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева. « Зеленая аптека» Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях. Материал: гербарий, картотека лечебных трав . Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах. « Малая красная книга » Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности. Материал : «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц . Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений ,дети называют .Воспитатель рассказывает о них. «Страны и народы» Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира. Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.
«Из чего построен дом» Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека , умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное. Материал: Изображение разных жилищ человека Ход игры : стекло- стеклянный, Камень-каменный….. «Жилое – Нежилое» Цель : закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п. Материал : картинки и иллюстрации с изображением разных строений Ход игры : Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение Дом - жилой, магазин –нежилой….. «Назови ласково» Цель : совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами . Ход игры : Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля…. « Я люблю… » Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности. Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
« Узнай о ком я говорю» Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление. Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. « Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел , а дети называют. « Как найти дорожку в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры : дети ориентируются по плану на макете.
«Птицы нашего города(края)» Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать . Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет . «Подбери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры : Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла. «Подбери наряд кукле» Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю . Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов» . Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду. « Богатства недр земли» Цель : расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли. Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
«Собери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Ход игры : Дети собирают картинки из разрезных фрагментов. « Мир предметов» Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные. Материал: Картинки и изображения предметов обихода Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный…… «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов . Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов . Материал : таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира. Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)» Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему . Материал: загадки и картинки с отгадками. Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку. «Скажи какая» Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову. Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему. Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д. «Составь семейку» Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов. Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать, «Кому что нужно для работы?» Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных .Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры Повару - поварешка.
«Скажи какой» Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое. Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление Ход игры :татарин- татарский, мордвин - мордовский….. « Отгадай профессию» Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. «Я имею право...» Цель. Расширить область правовых знаний детей. Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. «Кто что делает?» Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память. Материал : карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры : Повар - варит, жарит и т. д.
«Кто мы? Какие мы?» Цель: Закрепить знания детей о человеке , знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру . Материал : картины и изображения человека(мужчины и женщины. Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия. «Волшебные слова» Цель: вызывать желание следовать тому,, что достойно подражания, объективно оценивать поведение , воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Материал : картины и изображения людей Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые…. «Особенности жизни в современном городе» Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком. Материал : картины и изображения различных предметов созданных людьми. Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет. « Природа и человек» Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе. Материал : картинки и иллюстрации по теме. Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
« И я..» Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. . Материал: Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смысду. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала….. « Путешествие в страну часов» Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том , что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. . Материал: часы , картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов Ход игры: Воспитатель рассказывает о том , что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы….. « Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке….» Цель: воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.. Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда. « Какие праздники ты знаешь ?» Цель: Развивать у детей сообразительность,память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры : Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
Литература 1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997. 2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998 3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991 4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996. 5. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002, 6. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003. 7. Линкольн. М. Первооткрыватели. Путешествия. Космос. — М: Рос-мэнД997. 8. По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. - М: Терра,1997. 9. Помни род свой. - Тольятти: 13.. Серия «Что есть что». Время. Флаги. - Слово, 1990. 10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993. 11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982 12. ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения для развития « Жилище человека» Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры : Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.
Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Материал для воспитателей ДОУ....
Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...
Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию
подборка дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию...
"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию"
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Предлагаемые игры и упражнения можно проводит...
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр...
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию....