Тексты Уральских легенд и преданий.
занимательные факты (средняя, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Как возникли Луна и Уральские горы
Давно, очень-очень давно на небе было два солнца. И вот эти-то два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от того люди. Не в силах спать от постоянного света, сказал один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет. Не осталось в стране никого, кто бы ни был извещен о решении бая.
После этого на кочевке бая стали собираться самые меткие стрелки –мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никакого
ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай от-
правлял обратно домой со словами: "Кому нужна такая ваша меткость?" Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой роговой лук, наложил на тетиву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул на размах руки - всё вокруг так и зазвенело и загудело. От звука того обрушились горы и замерли в своём течении реки. А в это время алмазная стрела все плыла и плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц, пробила его насквозь, на две части развалив, и дальше полетела. "Ай! Ай!" - только и аукнулся внизу весь народ на кочевке бая.
Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами.
Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разломе солнца закричали «Ай!», одну часть расколотого солнца стали называть «ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь егета-мэргэна стали называть «Уралтау».
Происхождение башкир
В давние времена наши предки кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота. Кроме того, они занимались охотой.
Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали они с прежних мест. Долго шли они, прошли очень большой путь, и вдруг наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, тучными лугами, пастбищами, лесами, кишащими зверем. А ослепительно дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до этого места, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы рода решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Подобной нет во всем свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.
С тех пор наши предки стали называть себя «башкорттар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Башкорт значит «главный волк». Вот откуда произошло слово «башкорт».
Магнитка
Один башкирский джигит пас коров на склоне горы Этэстау - Петушиная гора. Однажды к подкованным подошвам его сапог прилепился камень. «Дождя нет, - подумал он. - Кругом сухо. Почему же этот камень не слетает?»
Сильно удивлен был парень и решил показать тот камень узамакским башкирам. А среди них был каменных дел мастер. Он-то и сказал, что в горе Этэстау хранится клад.
Вот так была открыта Магнитка.
Почему Белая спокойна, а Урал бурлив
Выходя из-под горы Иремель, реки Урал и Белая поспорили: кому каким руслом идти. Остановились на отдых и решили: кто раньше проснется, тот и пойдет по облюбованному руслу. Первой проснулась Белая. Улыбнулась, встряхнулась и... покатила свои воды спокойно и торжественно по долине. А Урал-Яик проснулся, посмотрел, увидел, что его соседки уже нет, разгневался, расшумелся и ринулся по оставшемуся неудобному руслу, по Уральским хребтам, - до сих пор успокоиться не может.
Чудесный пояс
Давно это было. Был в наших краях удалой башкир! Джигит! Почти весь Урал он объездил на своем коне. Знал все лучшие пастбища и бортевые деревья. Много диковинных камней привозил. А когда стал жениться, то подарила ему невеста необыкновенный пояс, шитый шелком, серебром и золотом искусными рукодельницами, подругами невесты. А вышили они Уральские горы и показали, где какие богатства в них лежат. Сверкал и переливался этот пояс всеми цветами радуги. Только недолго пришлось жениху любоваться подарком. Исчез вдруг пояс. Сколько искали, не могли найти. Долго горевал жених, да невеста успокоила, пообещав ему вышить другой пояс. Так бы и забыли об этом поясе. Да вот только вдруг зачастили русские купцы в наши края, землю скупать начали. Камни какие-то нашли на горе Атач. Вот и подумали тогда все, кто знал о пропаже пояса джигита: не нашли ли тот пояс русские купцы?
Легенда об изумрудах
Жил на Урале в давние времена граф. Многими заводами и рудниками владел, огромное богатство нажил. Приглянулась ему крепостная девушка Машенька - глаза у нее, словно небо голубое. И захотел достать такие самоцветы, как Машенькины глаза. Разные драгоценные камни в сундуках его хранились, но таких голубых, прозрачных, лучистых не имел.
А у девушки любимый парень был - Иван, тоже крепостной. Приходит он к графу и просит позволения жениться на Машеньке. Граф задумал одно, говорит другое, - обещает:
- Женю тебя, когда найдешь в горах такой камень голубой, как Машенькины глаза. И волю дам, и Машеньку.
Стал Иван искать. Долго искал. Как-то раз заснул на горе и видит во сне седого Горного, хозяина. Наклонился тот к нему:
- Бедный ты парень. Должен я тебе помочь. Вон за той скалой ход есть в гору. Иди и бери сколько хочешь моего добра.
Проснулся Иван, - сам себе не верит. Всё – таки взял лом, отвалил обломок скалы, который пещеру загораживал. Засверкала россыпь изумрудная. Глаза зажмурил. Обрадовался и к графу помчался:
- Нашел, нашел! Одному столько не донести. Граф посылает вместестую бумагу – для видимости: будто это вольная Ивану.
- Там, на месте, Иван, получишь, коли взаправду нашёл.
Слугам же тайно приказал убить Ивана.
Когда пришли в пещеру, слуги кинулись на него с ножами и убили. Намеревались в мешки изумруды насыпать, но только к ним прикоснулись, окаменели - в черные столбы привратились.
Ждал, ждал граф и сам в пещеру направился. Входит туда: Иван убитый на изумрудах лежит между двумя чёрными каменными столбами. Схватил граф горсть самоцветов и тоже окаменл – третьим, самым большим, черным столбом встал перед Иваном. А изумруды в тот миг исчезли - под землю ушли и рассыпались по всему Уралу.
Как узнала Машенька, что Иван погиб, убежала из дому, кудаглаза глядят. Ходила с горы на гору и плакала. Там, где слёзы горючие её упали, новые изумруды зародились.
Ленивый сын
В давние - предавние времена у одной женщины был, говорят, ленивый сын. До того ленивый, что даже до положенного перед ним куска хлеба дотянуться было ему лень. Измаялась, исстрадалась с ним мать. И однажды сделала так: сварив каши, выложила ее в две миски -в одну поменьше, в другую побольше. Миску, в которой каши Гнило поменьше, поставила у порога, а другую вынесла во двор. Вот сын кричит:
- Есть хочу!
У порога стоит миска с кашей, возьми сам, поешь, отвечает мать. Три раза повторила она это. Как ни лень, пришлось сыну самому добраться до миски. Съел он кашу. И очень вкусной она ему показалась.
- Еще каши! - говорит.
- Во дворе стоит, выйди туда, - отвечает мать.
Вышел лодырь во двор, умял кашу да гам же и уснул. Мать изнутри заперла дверь на крючок.
Ночью сын проснулся от холода, сунулся к двери, а дверь заперта.
Мама, открой дверь! кричит сын.
А мать:
- Пока не научишься трудиться, не открою. Иди учись. Не научишься, так и домой не возвращайся.
Сын, не найдя где пристроиться спать, постучался к соседям. А те говорят:
- У нас для лодырей места нет. Тогда отправился сын странствовать. Много земли он исходил, много поту пролил, зарабатывал себе на пропитание, многим ремеслам обучился. И вот, спустя немало времени, вернулся к родному порогу.
Мама, - кричит. - открой дверь! Много земли я исходил, много поту пролил, многим ремеслам обучился и принес тебе много подарков.
Мать обрадовано распахнула дверь. И с этого дня мать с сыном зажили припеваючи.
Ленивая Аусаф
Жила, говорят, в прежние времена одна старая женщина, звали ее Аклимой. Кроме внучки Аусаф никого у нее не было. Жили они вдвоем, поживали, и бабушка Аклима совсем состарилась. Ни работать, ни ходить уже не могла.
С наступлением весны старушка задумалась: «Что мы есть-пить будем? Другие вон хлеб сеют. Надо бы и нам что-нибудь посеять». Сказала об этом внучке, а та:
- Не стоит, бабушка! Ты до осени то ли доживешь, то ли нет. А меня какой-нибудь добрый человек возьмет на воспитание, Зачем зря стараться?
Так ничего и не сделала, всю весну жвачку жевала да щавелем пробавлялась.
Но вот и осень подошла. Аульный народ, и стар и мал, засучив рукава, поработал в поле. Полные закрома зерна в амбарах припас. Бабушка Аклима между тем, хоть и ослабла, умирать не собиралась, а взять Аусаф на воспитание охотника не нашлось.
Как – то вечерком заглянула проведать их соседка. Узнав, что у них есть нечего, сказала:
- Зашли бы ко мне, проса немного взяли…
Бабушка Аклима говорит внучке:
- Сходи, внученька, к соседке, принеси проса.
А внучка отвечает:
- Стоит ли, бабушка! У неё просо, наверное, плохое.
Так ли сяк ли бабушка Аклима и Аусаф перемогли зиму. И допек, видать, внучку голод - вышла она весной работать в поле.
Тут соседи говорят ей, смеясь:
- Зачем зря стараться? Бабушка твоя уже старенькая, а тебя, может быть, кто-нибудь возьмет на воспитание...
Покраснела Аусаф, но ничего в ответ не сказала. Только повторила в уме пословицу «Даже переселяясь в другое место, оставь свое поле засеянным».
Человек и его дело
В давние времена жил один каменобоец. Жизнь у бедняги была очень тяжелая. С темна до темна работал он в каменоломне, сильно уставал и, обессилев, жаловался богу:
Тенгри мой, и зачем только породил ты меня человеком? Сколько камня я перекрушил, а до сих пор не разбогател!
Однажды после работы лежал он, жалуясь так на свою судьбу, а мимо проходил Тенгри. Услышав жалобу человека, приостановился бог и, чтоб не запамятовать, занес ее в свою записную книжку. А потом, поднявшись в небеса, взглянул вниз и сказал:
- С этого дня, человек, ты - богатей из богатеев. Одеваться будешь только в шелка, есть - мед да масло, казы да белый хлеб.
И тут же каменобоец превратился в богатейшего бая. Лежит на боку на пуховой подушке, крихтит и сам про себя думает: «Ай-бай, ну и разбогател, ну и дела!..."
Про кайло,лопату и молот теперь не вспоминает. Не устаёт, пота не проливает. Не ломает голову над тем, как еды добыть, во что одеться – обуться…
Лежит, значит, он на боку и видит: по улице во главе своего войска едет царь в белом шатре, весь златом – серебром и драгоценными камнями убранном.
- Что толку, разбогатев, лежать на боку! Вот стать бы царём! – проговорил бай.
И только сказал он так, - Тенгри, услышав о его желании, тут же распорядился:
- Возвести бая на царство!
Собрался было бай – каменобоец подняться с места, чтоб прихорошиться, но и глазом не кспел моргнуть, как очутился на троне. Рядом – охранники с секирами и везиры его стоят, а майдан полон войска. Все смотрят на него, ждут повелений.
Огляделся каменобоец, ставший царем - всё вокруг ладно, все бы ничего, да над головой солнце рассиялось, припекает спасу нет. Взопрел наш царь и говорит сам себе:
Что толку царствовать, раз весь мир не обогреешь! Вот солнцем бы стать!
Только проговорил он это - слышит голос Тенгри: Исполняю, человек, твое желание! Будь солнцем, сияй, обогревай весь мир, сколько твоей душе угодно.
И вот взошел каменобоец ясным солнцем и ну сиять - старается весь мир обогреть. Только вдруг земля скрылась из виду, не видать земли - заслонила ее черная туча.
Раз так, лучше стать тучей. Преврати меня, Тенгри, в тучу! - говорит каменобоец. В ответ - новое распоряжение Тенгри:
- Пусть этот неугомонный человек станет тучей! Превратился каменобоец в черную тучу, обволок землю и давай поливать ее дождем без всякой меры. Вздулись реки, вышли из берегов, и все, что набухает, то набухло, что тонет, то утонуло, что может плавать, то поплыло в поисках спасения. Возгордился было каменобоец своим могуществом, но глядь - стоит
скалистая гора, и не набухла, и не утонула. Надвинулась туча на нее, дождь полился как из ведра, а горе хоть бы что, стоит выпятив грудь, и не шелохнется. Взялась туча за нее, засучив рукава, поливает изо всех сил - никакого толку. Гора как стояла, так и стоит, поддаваться и не думает.
Нет, так не годится, лучше стать скалистой горой! - закричал каменобоец. Тенгри, услышав это, тут же распорядился:
- Что ж стань, человек, скалистой горой! Превратился каменобоец в скалистую гору. Стоит, выпятив грудь, ни дождь его не берет, ни холод, ни зной.
Но пришел однажды кто-то и - тук да тук - принялся долбить гору. День и ночь долбит, камень добывает.
Ну её, такую жизнь, преврати меня, Тенгри, опять в каменобойца. - попросил каменобоец.
И снова тут же превратился в каменобойца. А коли стал он каменобойцем, стоять да глядеть по сторонам некогда - принялся камень добывать. И выворотил в конце концов из горы столько камня, что получилась почти новая гора. Глянул он на дело своих рук в удивлении и сказал:
Работа - вот начало всех начал, Трудиться должен всяк - и стар и мал. Не пропадет работник никогда,
А много ль добьёшся без труда?
Усердному работнику – хвала!
Отрадны для страны его дела.
Трудись до пота, не теряй ни дня!
Жизнь без труда – что угли без огня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мифов, легенд и преданий на формирование этических норм и правил у детей старшего дошкольного возраста с речевым нарушением
Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакт с со...
СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ
quot;СКАЗКИ" Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского языка...
Занятие-экскурсия «Легенды и предания Саратовского края»
Занятие-экскурсия «Легенды и предания Саратовского края» Цель: познакомить детей с историей и природой родного края. Задачи: развивать у детей интерес к истории родного края, воспитывать бережное от...
Презентация - ОТЧЕТ о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям»«Легенды и предания Саратовского края»
laquo;Легенды и предания Саратовского края»...
ПРОЕКТ «Привлечение родителей к формированию интереса детей к коми легендам и преданиям»
Цель: формировать интерес к коми легендам и преданиям Задачи:Пополнить знания детей о родном крае через легенды и предания;Пополнить уголок этнокультурным компонентом;Привлечь родителей к...