«Особенности этнопедагогики детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Система комплексных занятий по региональному компоененту для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_etnopedagogika_dlya_detey_ml.dosh_._vozrasta.docx | 170.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
Тема: «Особенности этнопедагогики детей младшего дошкольного возраста»
Жернакова Данна Александровна,
воспитатель МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки,
г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
«Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня.
Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава –
чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо,
как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд,
как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека»
(Василий Александрович Сухомлинский).
Актуальность и значимость этнопедагогики в дошкольном образовании несомненна. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становление личности ребенка. Лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к живому миру, привязанность в малой родине, отзывчивость и уважение к людям формируются в дошкольном возрасте.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Противоречие в содержании регионального компонента заключается в том, что в детском саду работа по региональному компоненту проводится без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Поэтому новизна проекта заключается в попытке разработать систему комплексов занятий с учетом вышеназванного.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формирование первоначальных представлений об особенностях родного края у детей младшего дошкольного возраста.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Формировать представления о родном городе, округе, знания о живой и неживой природе Ямала;
2. Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;
3. Развивать душевные качества, определяемые словом «нравственность», формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к общению, уважительное отношение к личности и окружающему миру.
4. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на Ямале.
Изучив методическую литературу по региональному компоненту, столкнулась с такой проблемой: недостаточно разработано теоретического и практического материала именно для детей младшего дошкольного возраста.
Для понимания уровня сформированности представлений о родном городе и крае была проведена диагностика детей и анкетирование среди родителей, в ходе проведения которых выяснилось, что большинство (53%) детей - не знают названия улицы, города, затрудняются назвать животный и растительный мир Ямала. Анкетирование среди родителей на тему «Что вы знаете о Ямале» показало, что 21%, считают, необязательным для дошкольников изучать традиции и обычаи народов, населяющих ЯМАЛ. 28 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города, национальные праздники, из-за высокой занятости.
На основе проведенной работы разработаны:
- перспективно - тематическое планирование,
- комплексно-тематическое планирование по региональному компоненту для детей младшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематическое планирование состоит из двух разделов:
- «Я житель Крайнего Севера» (формирование и расширение представления детей о Родине, о животном и растительном мире округа).
- «Коренные жители Ямала» (знакомство детей с жизнью коренных народов округа).
Комплексно-тематическое планирование
по региональному компоненту содержит:
Тема | Цель | Методические приемы | Совместная деятельность | |
«Я – житель Крайнего Севера» | ||||
«Природа Ямальской земли» |
|
| Чтение стихотворения «Салехард». Экскурсия на участке детского сада. Рассматривание альбома «Природа Ямала» Рисование «Дождик в Салехарде». Подвижная игра «Солнышко и дождик». | |
«Животные Ямала» |
|
| Рисование «Следы зверей». Ненецкая сказка «Как медведь хвост потерял» Подвижные игры «Мишка по лесу гулял», «Поймай оленя». | |
«Птицы нашего края» |
|
| Лепка «Зернышки для птички». Наблюдение за птицами на прогулке. Ненецкая сказка «Кукушка» Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». | |
«Коренные жители Ямала» | ||||
«Жители нашего края» |
|
| Ненецкая сказка «Три сына старика Севера» Рассматривание фотоальбома «На Ямале мы живем» Подвижные игры народов Крайнего севера Рассматривание открыток «Орнаменты лесных ненцев». Рисование «Нарисуй орнамент» | |
«Ненецкая кукла» |
|
| Рисование «Раскрась орнамент» | |
«Переносной дом жителей севера – чум» |
|
| Лепка «Шест для чума». Рассказывание стихотворений о весне |
Данные темы разделов взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой, двигательной, интегрируются через все образовательные области: «Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Наблюдение, экскурсии, экспериментирование, просмотр слайдов «Животные Севера», «Природа тундры», «Птицы Ямала», сюжетно-ролевые игры. | Правила поведения на природе, помощь в уголке природы, Знакомство с культурой и бытом народов Крайнего Севера | Ознакомление с художественными произведениям писателей и поэтов, композиторов коренных народов Севера. Беседы, рассматривание фотоальбомов. | Прослушивание музыкальных дисков Поделки и аппликации | подвижные игры «Ловля оленей», «Прыжки через нарты», «С кочки на кочку», «Рыбак». |
Разработан план работы с родителями, в который вошли: проведение консультаций, выставок, привлечение родителей к конкурсной деятельности, участие в акциях и мероприятиях проводимых в группе, оказание помощи в организации центра «Мой дом Ямал» по национально-региональному компоненту.
Знакомство детей и родителей с особенностями родного края осуществлялось через проектную деятельность, организацию выставок, конкурсов, развлечений.
Использование технологии проектирования позволяет стать как детям, так и их родителям активными участниками воспитательного - образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в воспитании ребенка, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, природе. В работе с родителями используются такие формы как родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки. Дети совместно с родителями активно участвуют в конкурсах рисунков на тему «Моя Родина», «Мой дом Ямал».
Одним из ресурсов повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с различными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка дошкольного возраста. Сотрудничество с социумом позволяет расширить кругозор ребенка, прививать интерес к культуре, искусству, творчеству. «Сетевая форма реализации образовательной программы обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций…» (глава 2, статья 15 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Уже в течение ряда лет детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой «Дружбы народов». Проводится совместное с детьми и родителями посещение выставок, посвященных «Дню города», «Дню округа», родители принимают активное участие в конкурсах и различных мероприятиях, организованных окружным музеем И.С. Шемановского, МКУ «Наследие».
В процессе реализации поставленных задач по формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, разработана серия конспектов комплексных занятий для детей младшего дошкольного возраста (приложение 1).
В группе оформлен центр «Мой дом Ямал». Содержание центра включает в себя подборку иллюстраций, альбомов, художественную детскую литературу, наборы открыток, фотографии, куклы в национальной одежде народов Крайнего Севера, макет чума и предметы быта. Пополнен природным материалом «Экологический центр», куда дети имеют возможность свободного доступа (рассматривают через лупу растения, трогают на ощупь листья брусники, березы, шишки).
Таким образом, при проведённой работе достигнуты следующие результаты: дошкольники знают, в каком городе они живут, узнают и называют жилище коренных народов Ямала, различают некоторые предметы быта, одежды, животных и птиц, растительный мир Ямала, знают правила поведения на природе.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего города и региона.
18. Список литературы:
- Мой северный край. Разработки внеклассных мероприятий, -Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009. – 75 с.;
- Окотэтто Е.Н. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов Ямала. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1998.-183 с.;
- Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО. Автор-составитель Федорова Л.В. Сыктывкар 1995.
- Программа «Любимый край родной Ямал» МБДОУ Детский сад №8 «Теремок», г. Салехард.
Приложение 1
Конспекты комплексных занятий
с детьми младшего дошкольного возраста
1. Тема: «Помогаем кукле Неку найти собачку»
Цель. Обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие игрушки с ребенком: познакомить куклу с каждым ребенком, предоставить каждому малышу (по желанию) погладить собачку. Побуждать произносить новые слова: кукла Неку, ягушка, бурочки, брусника. Знакомство с национальной одеждой ненцев. Закрепить умения детей различать и называть собаку, выделять характерные особенности;
Развивающая среда: Кукла Неку в национальной одежде, мягкая игрушка – собачка, ягода – брусника. Прослушивание музыкального диска «Музыка Ямала».
Содержание
Звучит песня «Суляко» («Олененок») на ненецком языке, муз. С. Няруя, сл. Л. Лапцуя.
Воспитатель в национальной одежде входит в группу с куклой Неку.
Воспитатель. Дети сегодня к нам в гости пришла кукла Неку. Поздоровайся Неку с детьми.
Кукла Неку здоровается с каждым ребенком.
Воспитатель. Неку живет в тундре, сейчас там холодно. Посмотрите, как она одета.
Воспитатель обращает внимание на одежду куклы Неку: шубка теплая, меховая - ягушка, на ногах бурочки. Просит детей произнести слова: Неку, ягушка, бурочки.
Воспитатель. Неку ищет собачку, без собачки в тундре нельзя. Собачка в тундре оленей сторожит. Поищем собачку?
Дети соглашаются.
Воспитатель обращает внимание на следы и предлагает искать собачку по следам.
Дети находят собачку, воспитатель предлагает погладить собачку. По просьбе воспитателя показывают и называют части тела, звукоподражание «гав-гав».
Пальчиковая игра «Собачка».
У собачки ушки на макушке,
У собачки черный нос,
Лапки лохматые,
И виляет хвост.
Вот какая собачка!
Воспитатель. А собачка в тундре не только оленей сторожит, она и с детьми любит играть.
Подвижная игра «К нам пришла собачка»
К нам пришла собачка, умная собачка,
С детками играет, очень громко лает.
Гав-гав-гав.
Воспитатель. Посмотрите, Неку принесла вам угощение – северную ягоду - бруснику. Попробуйте, это очень вкусная и полезная ягода - брусника. Спасибо, Неку.
Дети благодарят Куклу Неку, садятся за столик, пробуют ягоду, а потом провожают Неку и собачку.
Звучит песня «Хаерако сей» («Солнышко») на ненецком языке, муз. С. Няруя, сл. Л. Лапцуя
2. Тема: «Узоры для куклы»
Цель: формирование первоначальных представлений об особенностях родного края у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:- формировать представления детей о жизни коренных народов Севера;
- познакомить детей с элементами национального узора;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на Ямале, любовь к животным и природе.
Оборудование: макет чума, нарты, игрушка-олень, кукла Неку в национальной одежде, колокольчик, бубен, трафареты национальных узоров, восковые карандаши, рисунок с изображением национальных узоров.
Расширять и активизировать словарный запас словами: чум, нарты, узор.
Содержание
Воспитатель. Здравствуйте дети! Сейчас мы вместе с вами поедем в гости в тундру. Я хочу показать, как живут оленеводы. А кто такие оленеводы? Это люди, которые живут в тундре и пасут оленей. Поедем мы на оленьей упряжке. Поехали. Дети под национальную мелодию «Суляко», передвигаются, изображая оленью упряжку.
Воспитатель. Посмотрите, нас встречает хозяйка чума - кукла Неку.
Дети здороваются с куклой. Воспитатель обращает внимание на одежду куклы.
Воспитатель. Одежда у Неку меховая, теплая. (предлагает потрогать). Живет Неку в чуме. Чум это дом в котором живут оленеводы. Его можно легко разобрать и перевезти на другое место, и, снова собрать.
Дети рассматривают чум.
Воспитатель. Это нарты. Они очень легкие и быстрые.
Дети рассматривают нарты.
Воспитатель. Послушайте, кто это бежит и колокольчиком звенит. (звенит колокольчик). Загадка об олене.
«Быстро в тундре я бегу,
нарты к чуму я везу,
и красивые рога
есть ребята у меня».
На голове у оленя рога, хвостик маленький, а на ногах копыта.
Копытами он разгребает снег и находит ягель. Давайте походим как олени.
Воспитатель с детьми рассматривают оленя, называют и показывают, части тела, имитируют движения. Физкультминутка под бубен.
«В белой тундре целый день бродит северный олень, подгребает снег копытом, сладкий ягель ест досыта».
Воспитатель. Дети, а по обычаям тундры, гости должны подарить что-нибудь хозяйке чума. Что мы подарим?
Ответы детей.
Воспитатель. Посмотрите у меня на жилетке красивые узоры, давайте для Неку нарисуем узоры на одежду. Чтобы одежда была не только теплая, но и красивая.
Узоры бывают разные и у каждого есть свое название.
Обращает внимание на картинку с узорами.
Картинка 1. Посмотрите на это узор, на что он похож. Ответы детей. Правильно на чум. Показывает и складывает ладони в виде треугольника.
Картинка 2. А этот узор похож на человека, называется головки. Показывает и складывает ладони в виде ромбика.
Картинка 3. А этот узор на что походит? Если дети затрудняются с ответом. Показывает руками ушки зайца.
Воспитатель повторяет названия узоров, показывает технику рисования узоров по трафарету. Предлагает детям занять места за столами, раздает трафареты узоров.
Во время рисования включается запись голосов птиц.
Воспитатель. Молодцы, какие красивые узоры вы нарисовали. Кукле Неку они очень понравились. Она говорит вам большое спасибо. Ну что ребятки нам пора собираться. Садимся на оленью упряжку и едим домой.
Дети по музыкальное сопровождение едут, изображая оленьи упряжки.
Воспитатель. Ну, вот мы и приехали. Вам понравилась наша поездка в тундру? Что вы узнали о жизни оленеводов? С кем познакомились? Какой подарок сделали своими руками?
Ответы детей.
Воспитатель. А еще есть такой обычай в тундре, хозяйка чума дарит подарки гостям. Вот и кукла Неку дарит вам вот такие подарки. Раздает каждому по национальной игрушке.
3. Тема: «Олень»
Цель:
- Познакомить детей с ненецкой сказкой «Мышонок и олененок» И. Истомина;
- Закрепить представления детей о внешнем виде оленя, выделять характерные особенности (рога, копыта), о среде обитания (тундра), чем питается.
- Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – «Рисование пальчиком по снегу». Закрепить свойства снега (холодный, мокрый, в тепле тает).
- Воспитывать любовь к животным и родной природе.
Развивающая среда: Мягкая игрушка – олень, мышка. Макет – «тундра». Прослушивание музыкального диска «Музыка Ямала».
Обогащение словаря: тундра, ягель.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы народов Крайнего Севера. Загадывание загадок о северных животных. Просмотр слайдов «Животные тундры». Рассматривание фотоальбома «Природа Ямала». Проведение подвижных игр и физкультминуток.
Ход занятия
Звучит песня «Суляко» («Олененок») на ненецком языке, муз. С. Няруя, сл. Л. Лапцуя.
Воспитатель. Дети отгадайте загадку, и вы узнаете, кто сегодня пришел к нам в гости.
Загадка.
Стройный, быстрый,
Рога ветвистые.
Ходит по тундре целый день,
И зовут его ... (Олень)
Воспитатель. Правильно олень.
Воспитатель и дети рассматривают оленя, называют и показывают части тела, рассказывают, где живет олень, что ест, имитируют движения.
Воспитатель. А как называется детеныш оленя?
Дети. Олененок.
Воспитатель. Хотите я расскажу вам сказку про олененка.
Воспитатель предлагает пройти к макету «тундры» и рассказывает ненецкую сказку «Мышонок и олененок».
Воспитатель. Понравилась вам сказка? От кого прятался олененок? А олененок нашел мышонка? Маленький мышонок оказался хитрее. А олененок обиделся на мышонка. Не обижайся олененок, мы тебе угощаем ягелем. А пока олененок ест, мы с вами поиграем.
Физкультминутка.
В белой тундре целый день,
Ходит северный олень.
Разгребает снег копытом,
Сладкий ягель ест досыта.
Воспитатель. Посмотрите сколько много снега в тундре.
Предлагает детям потрогать снег, и назвать свойства снега.
Воспитатель. Давайте мы на снегу нарисуем следы оленя.
Пальчиковая игра.
Пальчик сжимаем, разжимаем
И немного отряхнем.
И следы по снегу
Рисовать начнем.
Дети рисуют пальчиком на снегу следы оленя.
Воспитатель хвалит детей и предлагает им поиграть с оленем.
Подвижная игра с оленем.
Как-то в тундре мы гуляли
И оленя увидали.
Он за кустиком сидит
Притаился, будто спит.
Стали детки подходить,
И оленя будить.
Ты олень быстрей вставай
И скорей нас догоняй.
(Олень догоняет детей.)
Воспитатель. Молодцы, кто к нам в гости приходил? А про кого сказку рассказывали? Что рисовали?
Воспитатель угощает детей сладостями и предлагает проводить оленя.
Звучит песня «Хаерако сей» («Солнышко») на ненецком языке, муз. С. Няруя, сл. Л. Лапцуя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»...
Особенности детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Проявление индивидуальных особенностей детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками.
Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее...
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осоз...
"Дошкольник: образование и развитие, особенности общения" Младший дошкольный возраст: 3-4 года
Рекомендации по воспитанию и развитию детей в возрасте 3-4 лет...
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отн...
Родительское собрание "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста"
Собрание "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста" знакомит родителей и дает советы по воспитанию детей 3-4 лет...