«Кубанский колосок» НОД для старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Данный материал поможет узнать детям некоторые особенности выращивания хлеба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кубанский колосок» НОД для старших дошкольников
Терновая Т.А.,
воспитатель МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская Щербиновского р-на Краснодарского края
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба.
- С трудом хлеборобов в настоящее время, сравнить с тем, как это делали в старину.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить, уважение к труду механизатора, тракториста.
- Обогащать словарь пословицами поговорками, словами конструктор, жатва, комбайн, копна и.т.д.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова: конструкторы, пахота, тракторист, сеялки, сорные травы, комбайнёр, комбайн, обмолачивать, копна, мукомольный завод.
Предшествующая работа:
Рассматривание сюжетных картин о труде хлеборобов на Кубани,
картины «Жатва» Г.Г. Мясоедов, альбома «Сельскохозяйственные машины».
Разучивание поговорок, пословиц, стихотворений о хлебе. Беседа о том, « как хлеб на стол пришёл».
Оборудование: карточки с изображением колосьев ржи и пшеницы. Зёрна пшеничные или ржаные. Мука. Хлеб ржаной (чёрный) и пшеничный ( белый). Каравай.
Репродукции картины «На пашне» М.К. Клодта, картины «Сеятель» Г.Г. Мясоедова. Иллюстрации изображением мельницы, трактора, комбайна.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в путешествие на вертолёте над пшеничными полями Кубани. Проходите, рассаживайтесь, взлетаем. (дети с воспитателем садятся на коврик и имитируют взлёт).
Что мы видим в низу?
Дети: Огромные поля, засеянные пшеницей.
Воспитатель: Как выращивали хлеб в старину, вы уже знаете. А как происходит это сейчас?
Дети: В наше время убирать людям хлеб помогают сильные машины .
Воспитатель: Да, придумали эти машины конструкторы, а рабочие на машиностроительном заводе – собрали.
- Что происходит весной на полях?
Дети: Когда земля оттаёт, начинают трактора пахать землю.
- Правильно. Начинается пахота.
- А чем вспахивали землю в старину?
Ходит полем из края в край,
Режет чёрный каравай. (Плуг)
Дети: Плугом.
Воспитатель: А чем пашут в наше время?
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет, семь плугов тащит? (трактор)
Дети: Тракторами.
Воспитатель: А кто ведёт его?
Дети: тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Воспитатель: И вот земля уже стала мягкой, рыхлой. Что же дальше?
Дети: Начинают сеять пшеницу.
Воспитатель: Правильно. К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.
За много лет до нашей эры,
Как это всё давным-давно.
Бросает в землю первый пахарь
Пшеницы первое зерно.
И зазвенел, налился колос,
В ладонях солнечного дня.
И пахаря счастливый голос
Воспрянул, над землёй звеня.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья! (Зёрнышко)
Воспитатель: А как сеяли раньше? Покажите? (дети имитируют).
-Вот пшеница и взошла! Но ведь с ней взошли и сорняки. Что же делать?
Дети: Вырывать их.
Воспитатель: Конечно! И вновь на помощь людям приходит машина, точнее самолёт. Он разбрасывает над посевами химическую жидкость, которая уничтожает все сорные травы. И наша пшеничка спокойно созревает.
Был крупинкой золотой,
Стал зелёною стрелой,
Солнце летнее светило,
И стрелу позолотило. (Колосок).
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят. Что это? (колосок)
А что же дальше?
Дети: Люди её убирают.
Воспитатель: Правильно, ребята, начинается жатва. А чем убирают пшеницу?
Он идёт, волну сечёт
Из трубы зерно течёт? (комбайн)
Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт. ( Комбайн)
Дети: Комбайнами. А управляет комбайнёр.
Воспитатель: Молодцы, комбайн – это очень интересная машина, которая выполняет сразу несколько операций : сначала срезает пшеницу, обмолачивает ее (отделяет зёрна), потом высыпает зёрна в кузов машины и затем собирает солому в копны.
А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите? (дети имитируют)
Месяц-новец днём на поле блестел,
К ночи на небо слетел. (серп).
Ну, вот мы и собрали с вами урожай. И, по-моему, прилетели в бригаду к хлеборобам.
Воспитатель: Устали при перелёте? Давайте разомнёмся!
(физкультурная минутка).
Воспитатель: Дети проходите за стол. Нет здесь никого, наверное, все в поле. Посмотрите, что это – мука!
А как она получилась?
Дети: Перемололи на мельнице.
Воспитатель: Затем нашу муку отвезут на хлебозавод или пекарню и спекут нам хлеб, булочки, батоны – всё, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин!
Посмотрите, вот вам и белый хлеб, а вот и ржаной.
Хлебом надо дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб – наше богатство!
-Кто знает пословицы о хлебе? А может, кто расскажет стихотворения? (дети вспоминают выученные ранее пословицы и стихотворения)
Не потрудиться, так хлеб не уродится.
Нет хлеба, нет обеда!
Хлеб – моё богатство!
Хлеб всему голова!
Вырос он, под синим небом, и пришёл на стол он хлебом.
Хлеб народное богатство – береги его!
Гречневая каша – матушка наша, хлебец ржаной – отец родной.
Сколько ни думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь!
И.Токмакова « Что такое хлеб?».
Только снег сошёл в апреле, как поля зазеленели.
Мы говорим «Хлеб»
Золотой простор бескрайний, там работают комбайны.
Мы говорим «Хлеб».
Вот зерно течёт рекою, чтобы сделаться мукою.
Мы говорим «Хлеб».
Тесто тужится в квашне, запекается в огне.
Мы говорим «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней, чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
♦
Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой шёл к тебе из далека.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и стихотворений. Помните ребята, сколько труда и сил хлеборобов вложено в хлеб. Относитесь к нему с любовью и уважением к тем, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб!
Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем, пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.
(Появляется колхозница с караваем)
Колхозница: С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
(Дети пьют чай с караваем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для драматизации украинской народной сказки "Колосок" детьми старшей группы.
Драматизацию сказки "Колосок" можно использовать как часть итогового занятия, для закрепления темы про хлеб. Мы с детьми старшей группы любим показывать драматизацию для младших групп. Знакомимся со с...

"Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Колосок» в старшей группе ОНР"
Ознакомление детей с хлебом....

«Использование кубанского фольклора в процессе музыкального воспитания старших дошкольников»
Опыт работы музыкального руководителя...

Авторское учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Кубанское лото»
Цель: « Кубанское лото» направлено на расширение представлений детей о казачестве, его традициях и обычаях.Задачи-способствовать расширению и закреплению представлений и знаний детей об ис...

Авторское учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Пазлы Кубанское казачество"»
Авторское учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Пазлы Кубанское казачество"»...

Знакомство старших дошкольников с жизнью и бытом Кубанских казаков
Данная презентация подготовлена для детей старшего дошкольного возраста с целью закомства с прошлым нашей Кубани. Дети могут увидеть как раньше жили казаки. Познакомится с жилищем и разными вещами про...

МБДОУ Степновский детский сад «Колосок» Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» для старших дошкольников «Натюрморт «Осенняя фантазия»
Учить создавать на горизонтальной плоскости «натюрморт», развивая умение передавать форму предмета и природные особенности осенних листьев посредством пластилина....