Познавательное занятие «Научная экспедиция по родному краю»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Вашему вниманию было представлено познавательно - исследовательское занятия в подготовительной к школе группе «Научная экспедиция по родному краю»
Тема и содержание занятия были определены в соответствии с основной образовательной программой детского сада, с темой моего опыта работы. Программное содержание НОД соответствует возрастным и психологическим особенностям детей подготовительного возраста, требованиям программы.
Целью занятия является: воспитывать нравственные качества у ребёнка, установление причинно-следственных связей в результате совместной деятельности.
Выбор формы занятия - экспедиция и работа в лаборатории помогли мне решить следующие задачи:
Образовательные
· Формировать и закреплять знания о растительном мире, полезных ископаемых нашего края.
· Учить детей использовать способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.
· Пополнить словарный запас по теме «полезные ископаемые».
Развивающие
· Развивать познавательную и речевую активность.
· Развивать умение строить причинно-следственные связи.
Воспитательные
· Воспитывать любовь к природе и родному краю, желание беречь их.
Здоровье сберегающие
· Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательное занятие в подготовительной группе | 45 КБ |
анализ занятия в соответствии с ФГОС | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие «Научная экспедиция по родному краю»
в подготовительной к школе группе
Цель: воспитывать нравственные качества у ребёнка, умение устанавливать причинно - следственные связи в результате совместной деятельности.
Задачи:
- формировать и расширять знания о растительном мире и полезных ископаемых нашего края;
- учить детей использовать способ очищения грязной воды с помощью подручных средств;
- развивать умение строить причинно – следственные связи;
- развивать познавательную и речевую активность;
- пополнять словарный запас по теме «полезные ископаемые»
- воспитывать любовь к природе и родному городу, желание беречь их;
Оборудование: контейнеры 6 штук, стаканы с воронкой -11 штук, вата, песок в ёмкости -11 штук, одноразовые ложки -11 штук, пробирки с грязной водой 11 штук, марля 22 штук, нарукавники -11 пар, мультимедийная установка, красная стрелка на клавиатуре, 5 контейнеров с песком, уголь, клеёнка, 5 поддонов под полезные ископаемые, перчатки 10 пар, тряпочка для протирки столов, брызгалка с водой, столы 12 шт., флешка, цифры, карта, угольные карандаши, альбом с рисунками.
Слайды – фото: лес, река, очистные сооружения, карта, видео –физкультминутка, река.
Ход занятия
- - Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. А я к вам пришла не просто так, предлагаю вам отправиться со мной в научную экспедицию.
- Кто знает, что такое экспедиция? (я вам сейчас расскажу – это когда несколько человек отправляются в путешествие на поиски чего интересного, необычного).
- Правильно, экспедиция – это путешествие со специально – определённой научной целью. В ней участвуют учёные, научные сотрудники. Мы сегодня тоже будем учёными, а поможет нам в экспедиции карта. Давайте рассмотрим её. Что здесь изображено? (а я вижу цифры, стрелки, начнём экспедицию с цифры 1)
- Уважаемые учёные, закройте, пожалуйста, глаза послушайте и определите, где вы оказались?
слайд 1 (звучит шум леса, пение птиц)
Правильно, мы с вами оказались в лесу.
слайд 2
- Какие деревья вы видите? (я вижу здесь берёзы –это лиственные деревья, почему их называют лиственными. а вы какие видите деревья? …. Ещё я вижу здесь хвойные деревья, назовите их…. Почему их называют хвойными?)
- Когда растут в лесу разные деревья: лиственные и хвойные как этот лес называют? (деревья будто смешались между собой, поэтому этот лес смешанный).
- Учёные, как вы думаете, какую пользу приносит лес?
- Правильно, молодцы, вы много рассказали о пользе леса. А какие правила вы знаете, чтобы беречь лес?
- Молодцы вы настоящие защитники природы.
3. Ой ребята, а вы ничего не слышите? Правильно, журчание воды.
- А кто помнит, как называется река, которая протекает в Новокузнецке.
Слайд 3
- Молодцы -Томь. Посмотрите, какая она полноводная, широкая, с красивыми берегами.
- А ещё какая, что можно про неё сказать?
(в реке водится много рыбы).
- Какую пользу приносит река? (Она охлаждает в жаркий день, животные приходят на водопой, воду пьем……)
Слайд 4 пока дети отвечают о пользе реки
- Но не все реки такие, бывает и вот так
слайд 5
- Скажите, что здесь вы видите?
- Как вы думаете, почему рыба погибла?
ответы детей.
- Итак, рыба могла погибнуть от загрязнения воды отходами от заводов. Учёные – Как вы думайте, как помочь природе?
ответы детей
- Правильно очистить воду. Я вам сейчас покажу, какие огромные стоят очистительные сооружения, в которых есть фильтры для очистки воды.
Слайд 6
- Я вас сегодня научу делать маленький фильтр, но для этого нам надо попасть в лабораторию, давайте посмотрим на карту. Как вы думаете, где здесь лаборатория, под какой цифрой?
- Пройдите за столы, сядьте правильно, чтобы удобно было работать. Наденьте нарукавники, резинкой вниз. Итак, мы приступаем с вами к изготовлению фильтра.
- Возьмите стакан с воронкой, положите в него марлю, затем слой ваты, затем пол ложку песка, следующий слой в нашем фильтре -вата и ещё половина ложечки песка и заключительный слой нашего фильтра опять вата, и бинт. Теперь вылейте загрязнённую воду частями, дайте пропитаться вашему фильтру, а затем лейте смелее, тонкой струйкой. Смотрим, что получилось?
- Правильно вода немного очистилась.
- Как вы думаете, как это получилось? – молодцы, правильно думаете.
- Правильно - Вата и песок пропустили через себя воду, грязные частицы задержались в них, и вода очистилась. Значит, вата и песок служат фильтром.
Эту воду можно пить человеку? Но эту воду ещё нельзя пить, так как она очистилась только от мусора. А рыбам можно пить?
Мы помогли рыбам, а как люди должны беречь реки? (Какие правила вы знаете, когда купаетесь на речке?)
- Уберите, пожалуйста, за собой рабочее место, всё сложите в контейнер. Спасибо, молодцы, очень дружно работаете.
5. – Наша экспедиция продолжается, давайте посмотрим на карту, куда нам дальше двигаться. Правильно, мы с вами должны отдохнуть, я приглашаю вас на танцевальную физкультминутку. слайд 7
(физкультминутка «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»)
6. Уважаемые учёные, наша экспедиция продолжается, давайте посмотрим в карту куда нам дальше идти? Итак, какую цифру нам надо найти. Пройдемте к столам с цифрой 4
(На столах стоят тазики с песком, закрытые тканью)
Мы с вами будем находить полезные ископаемые. Разбейтесь парами, наденьте перчатки и руками, как большими ковшами экскаватора мы будем искать полезные ископаемые.
- Что вы нашли (уголь).
- Какую пользу приносит уголь?
- Молодцы учёные. Наш край богат углём. Посмотрите на экран – это карта Кемеровской области, на ней обозначено местонахождение добычи угля.
слайды 7
- Мне очень понравилось с вами работать в экспедиции, вы были дружные, активные, самостоятельные. Но к сожалению, наша экспедиция завершилась. А что интересного вы узнали в этой экспедиции?
- А вы знаете, что углём можно не только отапливать помещения, но и рисовать. Дети нашего сада сделали вам подарок – альбом с рисунками, нарисованными углём. Здесь есть и чистые листы, что бы вы тоже могли продолжить его.
- Спасибо за встречу, до свидания!
Предварительный просмотр:
Самоанализ занятия
«Мой город, мой край родной»
Уважаемые члены жюри!
Вашему вниманию было представлено познавательно - исследовательское занятия в подготовительной к школе группе «Мой город, мой край родной»
Тема и содержание занятия были определены в соответствии с основной образовательной программой детского сада, с темой моего опыта работы. Программное содержание НОД соответствует возрастным и психологическим особенностям детей подготовительного возраста, требованиям программы.
Целью занятия является: воспитывать нравственные качества у ребёнка, установление причинно-следственных связей в результате совместной деятельности.
Выбор формы занятия - экспедиция и работа в лаборатории помогли мне решить следующие задачи:
Образовательные
- Формировать и закреплять знания о растительном мире, полезных ископаемых нашего края.
- Учить детей использовать способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.
- Пополнить словарный запас по теме «полезные ископаемые».
Развивающие
- Развивать познавательную и речевую активность.
- Развивать умение строить причинно-следственные связи.
Воспитательные
- Воспитывать любовь к природе и родному краю, желание беречь их.
Здоровье сберегающие
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
Считаю, что задачи взаимосвязаны между собой и были решены в процессе образовательного мероприятия. Для решения задач выбрала фронтальную, подгрупповую и индивидуальную непосредственно образовательную деятельность.
Занятие состояло из 5 частей, которые имели между собой взаимосвязь и логическую последовательность.
При подборе содержания учитывала доступность, научность и объём информации. Занятие имеет практическую направленность. Наполнено поисково-исследовательской деятельностью.
Материал для образовательной деятельности подобран в соответствии с возрастными особенностями детей и рационален для решения поставленных целей и задач.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с применением элементов современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной установки, использования развивающих дидактических пособий.
Данная структура занятия вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.
Для поддержания интереса у детей на каждую часть занятия были подобраны наглядные пособия, мультимедийное сопровождение с аудиозаписью, оборудование для опытов, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.
Мотивацией на предстающую деятельность стало предложение детям отправиться в научную экспедицию. С помощью звукового сопровождения дети переместились в лес, где, используя наглядный материал, закрепили представления о растительном мире.
Во второй части занятия предложила детям решить проблемную ситуацию. Используя опытно – экспериментальную деятельность, научила детей способу очищения грязной воды с помощью подручных средств, у детей повысилась познавательная и речевая активность, они выстраивали причинно-следственные
связи, находили логические решения проблемы.
Для осмысления полученных знаний использовала постановку поисковых вопросов: «Почему? Какое ваше мнение? Как вы думаете?».
Применяя игровой метод – нахождение скрытых полезных ископаемых, я продолжала поддерживать интерес у детей, развивала их познавательную и речевую активность, формировала и расширяла знания о полезных ископаемых нашего края.
При пополнении словарного запаса, обращала внимание на правильное построение предложения, добивалась полных ответов, создавала условия для диалога.
Используя приём создания детьми электронной фото галереи, повышала мотивацию и активность детей, закрепила знания о профессиях нашего города.
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена динамическая пауза в сопровождении мультимедийного показа.
В заключительной части, для закрепления материала уточнила «Что нового вы узнали?», подводя итог занятия, я использовала приём рефлексии с помощью наводящего вопроса - Что вы расскажите товарищам придя в группу? Я довольна тем, что было много высказываний, значит, детям было интересно.
При общении с детьми выстраивала личностно-ориентированную модель взаимодействия, создавала атмосферу сотрудничества, доброжелательности и взаимопонимания.
В течение всей деятельности осуществляла индивидуальный подход к детям, при этом оказывала им помощь, ставила наводящие вопросы, вызвала на контакт, создавала ситуацию успеха каждому ребенку. Как воспитатель старалась быть эмоциональной, приветливой, воспитывала в детях доброжелательность, стремление работать в коллективе, осуществлять взаимопомощь.
На протяжении всей совместной образовательной деятельности, использовала методы контроля ввиде анализа выполненных заданий, дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Поведение детей в процессе занятия было организованным и деловым, благодаря постоянной смены деятельности сохранялся эмоциональный положительный фон и желание работать.
Длительность занятия была выполнена в соответствии с правилами конкурса. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. НОД динамичная, предусматривают смену деятельности. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям Сан Пинов. Благодарю администрацию за предоставленные условия.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной и способствовала выполнению поставленных задач.
Затруднения: сложно переключаться от работы с детьми к мультимедийной установке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи традиции родного края
Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи традиции родного края...
Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...
Конспект познавательного занятия по ознакомлению с родным краем «Наш район в прошлом, настоящем и будущем (с использованием «Путешествие по реке времени»)»
Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом Курьинского района и его современной жизни.Задачи: 1. Развивать у детей любознательность, интерес к ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию(природное окружение)."Водоёмы родного края".
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Водоёмы нашего края""....
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»(подготовительная группа)Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.Задачи: формировать предста...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Ознакомление с газетой родного края»
Цель: способствовать формированию потребности к познанию окружающего мира через периодическую печать, познакомить с газетой родного края.Задачи:Образовательные:- познакомить с газетой Венёвского район...