"Животный мир ХМАО-Югры"
проект (старшая группа) на тему

Копнина Екатерина Сергеевна

Знакомство детей с животным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhivotnye_hmao.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

для детей группы общеразвивающей направленности

от 4 до 5-ти лет

«Животный мир ХМАО-Югры»

Пояснительная записка.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но  и - обязательно! - активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Реальность современности подтверждает, что природа остается важнейшим условием и источником жизнедеятельности. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут угрозу человеку и нашему общему дому - Земле. Чтобы сохранить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспитать у детей чувство восхищения красотой природы, сострадание и желание ее сберечь.

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма.

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д.

Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую, краеведческую деятельность по ознакомлению с родным краем. Формирование представлений о родном крае предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.

Актуальность темы.                                                                        

Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Академик К.Е. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом заключается актуальность темы детского экспериментирования.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Именно поэтому экологическое  воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.

Работа по экологическому образованию направлена на накопление у детей знаний в процессе общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.

Таким образом, актуальность обусловлена выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника при ознакомлении детей с животным миром.

Новизна данного проекта заключается в реализации задач воспитания гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе, местной Югорской культуры, развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.

Проблема.                                                                                        

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределенный характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а так же о приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных.

В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения с учетом следующих факторов:

  • тенденция модернизации дошкольного образования;
  • недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей;
  • противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников.

Тип проекта: социальный.

Вид проекта: педагогический.

По времени проведения: краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта:

Формирование знаний об объектах живой природы ХМАО-Югры через экспериментальную деятельность дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Обогащать представления детей о мире природы, способствовать дальнейшему его познанию через исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
  2. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
  3. Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.

В основу  педагогического проекта положены следующие принципы:

  1. Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.
  2. Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.
  3. Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.
  4. Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
  5. Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.
  6. Принцип стимуляции любознательности ребенка. В работе используются материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
  7. Принцип поддержки детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Необходимо стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т.е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, им предлагается (но не настаивается) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Участники проекта:

  • воспитатель группы Копнина Е.С.;
  • дети 5-го года жизни;
  • родители воспитанников.

Срок реализации проекта: с 01.09.2014г. по 30.11.2014г.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный:

  • определение темы проекта;
  • формулировка цели и задач;
  • составление плана реализации проекта.

2 этап. Реализация проекта:

  • проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;
  • проведение совместной деятельности с детьми и родителями группы.

3 этап. Заключительный этап:

  • составление презентации проекта совместно с детьми и родителями;
  • проведение итогового НОД «Животный мир Югры глазами детей»;
  • проведение мониторинга знаний и умений детей.

Формы, методы и приемы работы с детьми и родителями:

При ознакомлении детей с животным миром, особое внимание следует уделить использованию разнообразных методов, позволяющих активизировать поиск новой (неизвестной) информации – это: детские проекты, опыты, игровые упражнения, проблемные и познавательные вопросы, разнообразные обследования, использование моделей, образовательных ситуаций, показ, объяснение, наблюдения, сравнения, дидактические и подвижные игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр учебных кинофильмов, беседы познавательного характера и др.

Материально–технические  обеспечение:

      В группе организован центр краеведения, где располагаются: пособия по патриотическому воспитанию; материалы дидактические, демонстрационные и раздаточные по экологическому воспитанию, сюжетные  и предметные картинки, иллюстрации и картины про животных и птиц; диафильмы, методическая литература по патриотическому, экологическому воспитанию и краеведению, детская художественная литература по экологическому воспитанию и краеведческого характера, медиатека - как источники необходимой информации; магнитофон и др.

Мониторинг уровня знаний и умений детей

При организации детского экспериментирования перед воспитателями встают проблемы мониторинга сформированности у детей навыков исследовательской деятельности.

При оценке результативности опыта я использую следующие критерии.

Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающие  их красивыми.

Средний. Ребенок узнает и называет несколько растений
(преимущественно деревьев и комнатных растений), некоторых зверей,
птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки.
Безошибочно определяет живыми животных, основываясь при
этом как на существенных, так и на несущественных признаках. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными
неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за
ними редки. Ребенок эмоционально откликается на красоту
природы.

Низкий. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.

Ожидаемый результат:

  1. Дети проявляют познавательную  активность.
  2. Имеют знания и представления о животных ХМАО.
  3. Родители активно участвуют в обогащении знаний детей о животных.
  4. У большинства родителей сформировалась активная позиция в воспитании и образовании своих детей.

Перспективы  дальнейшего развития проекта:

  • продолжать работу с детьми группы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;
  • усовершенствовать предметно-развивающую среду с учетом требований ФГОС ДО;
  • активизировать участие родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках требований ФГОС ДО;
  • транслировать проект на городском методическом объединении воспитателей ДОУ, в сети интернет.

Литература.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
  3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2012. -426 с.
  4. Горькова, Л.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007. - 204 с.
  5. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
  6. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.
  7. Золотова, Е.И. накомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  8. Марудова, Е.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013. – 128 с.
  9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
  10.  Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
  11.  Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников. Авторы-составитель: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
  12.  Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образование, СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 78 с.

План проведения мероприятий

по реализации детско-взрослого педагогического проекта

«Животный мир ХМАО-Югры»

Срок

Тема

Название мероприятия

(деятельность детей и педагогов)

Деятельность родителей

сентябрь

Объем сведений и представлений объединяются в три группы:

а)внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела,
издаваемые звуки, характер движения, питания, размножения).

б)Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

в)Приносимая польза.

г)Красная книга ХМАО-Югры.

  • НОД: «Обобщение понятия «лес», «Кто живет в таежном лесу?».
  • Познавательные беседы: «Правила поведения в лесу», «Куда улетают птицы?».
  • Экспериментальная деятельность  «Как звери меняют шубку?» (проект);  «Зачем утке и лягушке такие лапки?» (исследование); «Как устроены перья у птиц?» (с использованием моделей).
  • Наблюдения: за насекомыми,  за паутиной, за птицами.
  • Знакомство с художественной литературой. Е. Чарушин «Про зайчат», «Воробей», русская народная сказка  «Лисичка со скалочкой», В. Золотов «Лесная мозайка» (рассказы о диких зверях).
  • Рассматривание иллюстраций о животных и птицах ХМАО-Югры.
  • Дидактические игры: «Заселим таежный лес», «Зайка беленький сидит», «Кто в домике живет?».
  • Подвижные игры:  «Лиса и цыплята»,  «Медведь и добрые зайчата»,  «Воробышки и кот», «У медведя во бору».

  • Подготовка альбомов: «Животные ХМАО-Югры», «Птицы ХМАО-Югры».
  • Консультации для родителей: «Научите ребенка беречь и охранять родную природу», «Ребенок открывает мир природы».
  • Презентации «Сезонные изменения в природе Югры».

октябрь

  • НОД: «Как звери в тайге к зиме готовятся», «Как помочь птицам зимой?».
  • Познавательные беседы: «Изменения в жизни животных Югры», «Птицы на кормушке».
  • Экспериментальная деятельность: «Почему птицы могут летать?» (обследование), «Зачем зайчику другая шубка?», «Кто улетит, кто останется?».
  • Наблюдения: за поведением и повадками птиц; за отлетом птиц; за погодой.
  • Знакомство с художественной литературой: русская народная сказка «Лиса и журавль», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Е. Благинина «Улетают, улетают..». Загадывание загадок про животных и птиц ХМАО-Югры.
  • Дидактические игры:  «Кто позвал?», «Четвертый лишний», «Кто прилетел на кормушку», «Угадай, чей хвост».
  • Подвижные игры: «Совушка»,  «Полярная сова и евражки», «Птички и кошка».

Изготовление:

  • Кормушек для птиц.
  • Фотоматериалов для альбомов «Богатство тайги», «Кто хозяин в тайге?».
  • Фотогазеты «Чем богат наш край Югорский», «Природа Югры».

ноябрь

  • НОД: «Для чего нужна Красная книга?», цикл НОД  «Животные нашего Югорского края» (олень, белка, бобер, соболь, лиса, куница и др.).
  • Познавательные беседы: «Прогулка в зимний лес»; «Знакомство с Красной книгой ХМАО-Югры»,  «Стершонок Конда».
  • Экспериментальная деятельность «Почему говорят «как с гуся вода?», «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?».
  • Наблюдения: «Следы на дорожках», за птицами (снегири), за живой природой.
  • Ознакомление с художественной литературой: С. Козлова «Зимняя сказка», Е.Чарушин «Волчишко»,  В. Золотов «Лесная мозайка» (рассказы о диких зверях), И. Токмакова « Как на горке снег, снег..», А. Прокофьев «Снегири».
  • Дидактические игры: «Чьи детки?», «Что за птица?», «Чьи следы?».
  • Изготовление игрушки Стершонка Конда.
  • Просмотр видеоматериалов о стерхах.
  • Подвижные игры: «Птички и кошка», «Перелет птиц», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц»,  «Охотники и зайцы».
  • Итоговое игровое НОД «В гостях у стершонка Конда».

  • Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Животные ХМАО-Югры».
  • Папки-передвижки: «Исследовательская деятельность дошкольников в природе», «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»; памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вымирающие животные ХМАО-Югры" (интегрированное мероприятие для детей 6-7 лет)

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (региональный компонент)...

Педагогический проект для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Животный мир ХМАО-Югры» приобщенный к 2017 году- ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

Современному обществу нужны образованные, нравствен­ные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их в...

Животный мир ХМАО-Югры (млекопитающие) для детей старшего дошкольного возраста

Животный мир Югры богат и разнообразен; представляет собой смешение типично таёжных, относительно северных (обитателей тундры) и относительно южных (обитателей лесостепи) видов животных, среди которых...

Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»

Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный  и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...

Презентация: "Животный мир ХМАО-Югры"

quot;Животный мир ХМАО-Югры"...

Презентация к проекту по экологическому воспитанию "Животный мир ХМАО - Югры"

Цель проекта: обобщение и расширение знаний о диких животных с учётом региональных особенностей Ханты – Мансийского автономного округа.Задачи проекта: 1. Обогатить и закрепить знания и представл...