"Животный мир ХМАО-Югры"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
для детей группы общеразвивающей направленности
от 4 до 5-ти лет
«Животный мир ХМАО-Югры»
Пояснительная записка.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Реальность современности подтверждает, что природа остается важнейшим условием и источником жизнедеятельности. Однако уровень отношений общества с природой приближает человечество к необратимым последствиям, которые несут угрозу человеку и нашему общему дому - Земле. Чтобы сохранить нашу планету, взрослые должны с раннего возраста воспитать у детей чувство восхищения красотой природы, сострадание и желание ее сберечь.
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма.
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги и родители. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д.
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую, краеведческую деятельность по ознакомлению с родным краем. Формирование представлений о родном крае предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.
Актуальность темы.
Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Академик К.Е. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В этом заключается актуальность темы детского экспериментирования.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Именно поэтому экологическое воспитание, в основе которого лежит оказание помощи ребенку в осознании себя как части природы, пробуждении у него стремления к пониманию, преобразованию, сохранению окружающей природы в дошкольном образовательном учреждении наиболее актуальны.
Работа по экологическому образованию направлена на накопление у детей знаний в процессе общения с природой в непринужденной атмосфере творчества, игре, радостных открытиях, способствующих ознакомлению детей с животным миром, со взаимосвязями в природе, формированию представлений об экологически сообразном поведении в природе.
Таким образом, актуальность обусловлена выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности дошкольника при ознакомлении детей с животным миром.
Новизна данного проекта заключается в реализации задач воспитания гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе, местной Югорской культуры, развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность с объектами живой природы.
Проблема.
Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределенный характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а так же о приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных.
В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности - и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения с учетом следующих факторов:
- тенденция модернизации дошкольного образования;
- недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей;
- противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников.
Тип проекта: социальный.
Вид проекта: педагогический.
По времени проведения: краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта:
Формирование знаний об объектах живой природы ХМАО-Югры через экспериментальную деятельность дошкольников.
Задачи проекта:
- Обогащать представления детей о мире природы, способствовать дальнейшему его познанию через исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.
В основу педагогического проекта положены следующие принципы:
- Принцип научности. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.
- Принцип наглядности предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.
- Принцип доступности. Содержание, характер и объем учебного материала соотносятся с уровнем развития и подготовленности детей.
- Принцип развивающего обучения. В основе лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.
- Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.
- Принцип стимуляции любознательности ребенка. В работе используются материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
- Принцип поддержки детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Необходимо стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, т.е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали свою деятельность, им предлагается (но не настаивается) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Участники проекта:
- воспитатель группы Копнина Е.С.;
- дети 5-го года жизни;
- родители воспитанников.
Срок реализации проекта: с 01.09.2014г. по 30.11.2014г.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационный:
- определение темы проекта;
- формулировка цели и задач;
- составление плана реализации проекта.
2 этап. Реализация проекта:
- проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;
- проведение совместной деятельности с детьми и родителями группы.
3 этап. Заключительный этап:
- составление презентации проекта совместно с детьми и родителями;
- проведение итогового НОД «Животный мир Югры глазами детей»;
- проведение мониторинга знаний и умений детей.
Формы, методы и приемы работы с детьми и родителями:
При ознакомлении детей с животным миром, особое внимание следует уделить использованию разнообразных методов, позволяющих активизировать поиск новой (неизвестной) информации – это: детские проекты, опыты, игровые упражнения, проблемные и познавательные вопросы, разнообразные обследования, использование моделей, образовательных ситуаций, показ, объяснение, наблюдения, сравнения, дидактические и подвижные игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр учебных кинофильмов, беседы познавательного характера и др.
Материально–технические обеспечение:
В группе организован центр краеведения, где располагаются: пособия по патриотическому воспитанию; материалы дидактические, демонстрационные и раздаточные по экологическому воспитанию, сюжетные и предметные картинки, иллюстрации и картины про животных и птиц; диафильмы, методическая литература по патриотическому, экологическому воспитанию и краеведению, детская художественная литература по экологическому воспитанию и краеведческого характера, медиатека - как источники необходимой информации; магнитофон и др.
Мониторинг уровня знаний и умений детей
При организации детского экспериментирования перед воспитателями встают проблемы мониторинга сформированности у детей навыков исследовательской деятельности.
При оценке результативности опыта я использую следующие критерии.
Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающие их красивыми.
Средний. Ребенок узнает и называет несколько растений
(преимущественно деревьев и комнатных растений), некоторых зверей,
птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки.
Безошибочно определяет живыми животных, основываясь при
этом как на существенных, так и на несущественных признаках. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными
неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за
ними редки. Ребенок эмоционально откликается на красоту
природы.
Низкий. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.
Ожидаемый результат:
- Дети проявляют познавательную активность.
- Имеют знания и представления о животных ХМАО.
- Родители активно участвуют в обогащении знаний детей о животных.
- У большинства родителей сформировалась активная позиция в воспитании и образовании своих детей.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- продолжать работу с детьми группы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную и проектную деятельность;
- усовершенствовать предметно-развивающую среду с учетом требований ФГОС ДО;
- активизировать участие родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках требований ФГОС ДО;
- транслировать проект на городском методическом объединении воспитателей ДОУ, в сети интернет.
Литература.
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Средняя группа. ЦГЛ Москва 2004г.
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2012. -426 с.
- Горькова, Л.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007. - 204 с.
- Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
- Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.
- Золотова, Е.И. накомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
- Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013. – 128 с.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с.
- Развитие познавательно-исследовательских умений у дошкольников. Авторы-составитель: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева Л.М. Кларина, З.А. Серова – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
- Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образование, СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 78 с.
План проведения мероприятий
по реализации детско-взрослого педагогического проекта
«Животный мир ХМАО-Югры»
Срок | Тема | Название мероприятия (деятельность детей и педагогов) | Деятельность родителей |
сентябрь | Объем сведений и представлений объединяются в три группы: а)внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, б)Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни. в)Приносимая польза. г)Красная книга ХМАО-Югры. |
|
|
октябрь |
| Изготовление:
| |
ноябрь |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вымирающие животные ХМАО-Югры" (интегрированное мероприятие для детей 6-7 лет)
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (региональный компонент)...
Педагогический проект для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Животный мир ХМАО-Югры» приобщенный к 2017 году- ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их в...
Животный мир ХМАО-Югры (млекопитающие) для детей старшего дошкольного возраста
Животный мир Югры богат и разнообразен; представляет собой смешение типично таёжных, относительно северных (обитателей тундры) и относительно южных (обитателей лесостепи) видов животных, среди которых...
Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»
Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...
Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман
Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...
Презентация: "Животный мир ХМАО-Югры"
quot;Животный мир ХМАО-Югры"...
Презентация к проекту по экологическому воспитанию "Животный мир ХМАО - Югры"
Цель проекта: обобщение и расширение знаний о диких животных с учётом региональных особенностей Ханты – Мансийского автономного округа.Задачи проекта: 1. Обогатить и закрепить знания и представл...