Кружок "Неваляшка"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Видякина Галина Ивановна

Цель: развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора.

Задачи:(по работе с детьми)

Ø Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.

Ø Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы

Ø Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

Ø Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.

Задачи: (по работе с родителями)

Ø Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников  в проводимой работе.

Ø Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_nevalyashka.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Полянка» р.п.Шаранга

Шарангского района, Нижегородской области

Дополнительная образовательная программа

«Неваляшки»

для детей от 1,6 - 3 лет

Срок реализации: 1 уч.год.

                                                                                                                         

                                                                                                       Выполнила: воспитатель                             Видякина Г.И.

                                                                                                                                                                 

                                                                               р.п.Шаранга

2015г

№п/п

Содержание

стр.

I

Целевой раздел

1

Пояснительная записка

3-4

1.1

Цели и задачи реализации программы

4

2

Планируемые результаты освоения программы

5

II

Содержательный раздел

1

Структура программы

5

2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

5-6

3

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников

6

III

Организационный раздел

1

Режим организации образовательной деятельности

6

2

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

6

  1. Целевой раздел.

1.Пояснительная записка.

Кто из нас не помнит эти удивительно нежные слова маминой колыбельной? А сколько ещё стишков и простых детских песенок «родом из детства» хранит наша память? «Коза рогатая», «Гуси-гуси», «Ладушки…». Все эти незатейливые игры, доставляющие огромное удовольствие и малышу и взрослому,- проверенный веками педагогический прием.

   Построенные на различных движениях, в которых вовлекается малыш, - раскачивание на руке, подбрасывание на коленках, загибание пальчиков, - игры - потешки (стихи и движения, вид народной игры, забавление ребенка, ещё не говорящего, но уже понимающего речь) развивают двигательные навыки, вестибулярный аппарат, речь и даже мышление ребенка. Вот уж поистине: и забава, и наука… Сочетание ритма движений и рифмы приводит к потрясающему результату! Игры, которые не только приятны, но и очень полезны для ребенка. Игры несут в себе огромное количество сведений об окружающем мире – знакомят с повадками животных и птиц, рассказывают о характере людей, объясняют значение слов. Заполняя песенками и играми – потешками день малыша, мы увидим отличный результат, который не заставит себя ждать!  

Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. 
У детей младшего дошкольного возраста освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально – целостного отношения к миру. 
Мир фольклора – духовно богатый мир, в котором ребенок гармонично живёт с природой, с героями сказок, который необходимой для полноценного воспитания ребенка. 
Использование в работе фольклора несёт общеразвивающий воспитательный характер, т.к. на современном этапе главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения – повернуться лицом к народным истокам, начиная с самого раннего возраста, когда только ещё закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения и способности.. 
Поэтому я и решила  внести свою маленькую лепту в приобщение дошкольников к устному народному творчеству уже с раннего возраста, организовав в нашем дошкольном учреждении фольклорный кружок «Неваляшки». 
Программа фольклорного кружка «Неваляшки » рассчитана на детей от 1,6 до 3 лет. Учитывая это, я построила свою работу так, чтобы убедить родителей об использовании фольклора в воспитании детей, о его значимости и ценности, а малышам дать максимальное количество устного народного творчества, работая с ними. Ведь ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и взрослых, использующей образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви и нежности.  В дошкольном детстве расширяется круг общения детей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь. Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания. Богатая и разнообразная речевая деятельность – залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Я считаю, что использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в современном обществе очень актуальна и важна.

Кроме того  наш  д/с работает по приобщению детей к русской народной культуре, и мы должны научить  детей с глубоким уважением относиться к русскому народному искусству.

  1. Цели и задачи.

Цель: развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора.

Задачи: (по работе с детьми)

  • Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.
  • Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы
  • Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.

Задачи: (по работе с родителями)

  • Способствовать развитию заинтересованности родителей воспитанников  в проводимой работе.
  • Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной теме.

2.  Ожидаемый результат:

  • С интересом слушают малые формы фольклора
  • Самостоятельно проговаривают слова, фразы
  • В режимных моментах сопровождают свои действия потешками
  • Проявляют интерес к книгам, рассматривают иллюстрации, бережно к ним относятся
  • Эмоционально и заинтересованно следят за развитием действий в играх-драматизациях и  кукольных спектаклях, сами принимают участие в них.
  1. Содержательный раздел.

      1.Структура программы

  Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей и рассчитана на 1 год обучения, разделена на 3 блока.

1 блок: «Пальчиковая гимнастика»

Содержание данного блока направлено на ознакомление детей с фольклорной пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.

2 блок: «Сундучок потешек, песенок и стихов»

Содержание данного блока направлено на  формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи) .

3 блок: «Русские народные сказки»

Содержание данного блока направлено на  воспитание у детей любви к книге,  развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм. Активизация положительных эмоций.

   2.Методические приемы:

  • наглядный, словесный;
  • - беседы с детьми;
  • - слушание русских народных песен, сказок;
  • - разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

3.Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников:

  • Встречи с родителями, беседы, анкетирование родителей;
  • Оформление информационных стендов, памяток, советов для родителей.
  • Привлечение родителей к проведению групповых совместных мероприятий;
  • Организация работы кружка с привлечением родителей, бабушек, дедушек;
  • Конкурс для детей и родителей на тему русских народных потешек.
  1. . Организационный раздел.
  1. Организация работы кружка:
  • Занятия кружка проводятся 4 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия 8-10 мин (занятия по подгруппам).  

2.Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально-техническое обеспечение программы

  • мини-музей «Русская горница» (Печь-ширма, Люлька, и др.)
  • народные игрушки (лошадка, матрешки, слоник, медведь и др.);
  • аудиозаписи с произведениями (потешки, сказки);
  • дидактические игры;
  • демонстрационный материал;

                                     

  Литература.

месяц

Тема

сентябрь

1.

2.

3.

4.

«Водичка-водичка»

«Пальчики на прогулке»

«Солнышко»

«Стенка, стенка потолок»

октябрь

1.

2.

3.

4.

«Гули-гули»

«Вышел котик погулять»

«Ладушки»

«Моя семья»

ноябрь

1.

2.

3.

4.

«Капуста»

«Осенние листья»

«Апельсин»

«Овощи»

декабрь

1.

2.

3.

4.

«Котя, котенька,коток »

«Вот они сапожки»

«Тень –тень-  потетень»

«Пальчик-мальчик»

январь

1.

2.

3.

4.

«Валенки-валенки»

«Огуречик-огуречик»

«Большие ноги шли по дороге»

«Баю, баю, баю, бай»

февраль

1.

2.

3.

4.

«Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»

«Мишка»

«Кораблик»

«Наша Таня»

Март

1.

2.

3.

4.

«Колобок»

«Репка»

«Курочка ряба»

«Теремок»

Апрель

май

1.

2.

3.

4.

1.

«Заюшкина избушка»

«Волк и семеро козлят»

«Кисонька-мурысенька»

«Едем, едем на лошадке »

«Весну привечаем – игры затеваем»

Закреплять у детей знания устного фольклора.