Рабочая программа
рабочая программа ( группа) на тему
Рабочая программа кружка по обучению дошкольников эрзянскому языку "Баягине"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_lismaprine.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93» городского округа Саранск
Рабочая программа
Кружка «Баягине»
для детей 4-7 лет
(срок реализации программы 3года)
Составила:
Надькина Е.Е.
Саранск
Пояснительная записка
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.
Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.
Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду с её одеждой и обязательно у него созревает познавательный интерес.
Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.
В нашем детском саду создан кружок «Баягине» по обучению детей мордовскому языку. Главной целью является:
- обучение эрзянскому языку;
- познание национальных традиций;
-изучение культуры мордовского народа.
В нем занимаются не только дети мордовской национальности, но и других национальностей, желающих изучать мордовский язык.
В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ Республики Мордовия», а также программы «Валдоня» и «Мы в Мордовии живем», написанные авторским коллективом МГПИ им. М. Е. Евсевьева.
Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому языку, включает: знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, загадок. Данная программа предназначена для детей 4-7 лет и направлена на пробуждения у ребенка интереса стремления к общению на мордовском языке, в данном случае на эрзянском.
Во время обучения решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Общение организуется в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах в группе, о сказочных героях.
Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 10-15 минут в средней группе, по 15-20 минут в старшей группе, 20-25 минут в подготовительной к школе группе. Обучение предлагается проводить в устной форме на занятиях, и в процессе общения с детьми вне занятий (режимных моментах), а также при организации различных утренников, мероприятий. Программа предусматривает проведение занятий с октября по апрель. Для усвоения материала в 1-й год обучения предлагается 12 тем, во 2-ой 11 тем, в 3-й год обучения 12 тем.
Обогащению словаря, развитию связной речи способствуют такие методы и приемы, как: рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним; вводные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применением мордовских слов и выражений, обобщающие беседы. В группе необходимо создать развивающую среду для обучения детей мордовскому языку: оформить группу (уголок) предметами декоративно-прикладного искусства, создать музей народного творчества, оформить альбомы, раскладушки о достопримечательностях республики, о знаменитых людях Мордовии и т.д. Большую помощь оказывает воспитателю пособие Брыжинского А.И. «Лисьмаприне»- для изучения эрзянского языка.
Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи и говорения.
Самыми важными при обучении мордовскому языку являются первые занятия с детьми, когда воспитатель создает эмоциональный настрой у детей, прививает интерес к изучению языка. Работу надо начинать с активного усвоения слов эрзянской речи устной речи в игровых и учебных ситуациях по темам: «Мы знакомимся», «Моя семья», «Игрушки» и т.д.
Знакомство с мордовским языком начинается с разучивания слов-приветствий. Воспитатель здоровается с детьми на русском зыке, потом повторяет на мордовском языке. Для этого можно принести какого-нибудь героя.
При знакомстве детей с мордовскими названиями домашних и диких животных, птиц, организуются различные игровые ситуации и разучиваются игры. Для закрепления названий животных на мордовском языке сначала разучиваются и инсценируются сказки на русском языке, а после этого предлагается инсценировать сказку, называя животных на мордовском языке.
Учебный план занятий кружка «Баягине»
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
2 | 8 |
Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.
Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№ | Тема занятий | Количество часов |
1. | Мы знакомимся | 3 |
2. | Моя семья | 3 |
3. | Игрушки | 3 |
4. | Овощи и фрукты | 3 |
5. | Цвет | 3 |
6. | Части тела | 3 |
7. | Домашние животные и птицы | 2 |
8. | Дикие животные | 3 |
9. | Пища и посуда | 3 |
10. | Зима | 3 |
11. | Весна | 3 |
12. | Одежда и обувь | 3 |
Повторение пройденного материала | 4 | |
Учебно-тематический план
2-го года обучения
№ | Тема занятий | Количество часов |
1. | Детский сад | 3 |
2. | Моя группа | 3 |
3. | Моя семья | 3 |
4. | Овощи и фрукты | 4 |
5. | Осень | 3 |
6. | В столовой | 3 |
7. | Новый год | 3 |
8. | Мой день | 3 |
9. | Зима .Зимние забавы. | 3 |
10. | Магазин | 3 |
11. | Счет 1-10 | 2 |
12. | Повторение | 4 |
Учебно-тематический план
3-го года обучения
№ | Тема занятий | Количество часов |
1. | В детском саду (мои игрушки, наша группа) | 3 |
2. | Семья. Профессии. | 3 |
3. | Одежда (ателье). Изготовление одежды. | 3 |
4. | Части тела. Личная гигиена. | 4 |
5. | Звери и птицы. | 3 |
6. | Овощи и фрукты. Сервировка стола | 4 |
7. | Город. | 3 |
8. | Дни недели | 3 |
9. | Времена года | 4 |
10. | Огород | 4 |
11. | Весна | 4 |
12. | Лето | 3 |
13 | Повторение | 5 |
Методы, используемые для реализации работы кружка:
· Наглядные методы:
Ø экскурсии, целевые прогулки;
Ø наблюдения;
Ø показа сказок (педагогом, детьми);
Ø рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
Ø проведение дидактических игр.
· Словесные методы:
Ø чтение литературных произведений;
Ø беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
· Игровые методы:
Ø проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
Ø загадывание загадок.
· Практические методы
Ø организация продуктивной деятельности детей;
Ø оформление мордовского уголка
Ø постановка сказок, отрывков литературных произведений;
Ø изготовление с детьми наглядных пособий.
Материал
Вид | Тематика |
1. Картины | - Времена года - Моя семья - Домашние животные - Дикие животные - Народный костюм |
2. Дидактический материал к играм | - Овощи, муляжи овощей - Фрукты, муляжи фруктов - маски зверей |
3. Технические средства | - Магнитофон -Аудиокассета "Мордовские напевы" |
4.Игрушки | -Кукла «Мордовочка» -Сказочные герои - Игрушки звери |
Список использованной литературы
- Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
- Валдоня: Программа и метод.рекомендации: Для дошк. образов.учрежденийРесп. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия.-Саранск:2001.
- Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е.Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г
- Мы в Мордовии живем: пример.регион. модуль программы дошк. образования О.В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
- Лисьмаприне :Вишкинетненьтуртов хрестоматия. / Сост. А. И. Брыжинский. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с.
- Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.
- «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...