Рабочая программа
рабочая программа ( группа) на тему

Надькина Елена Егоровна

Рабочая программа кружка по обучению дошкольников эрзянскому языку "Баягине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_lismaprine.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93» городского округа Саранск

Рабочая программа

Кружка «Баягине»

для детей 4-7 лет

(срок реализации программы 3года)

                                                                                                      Составила:

                                                                                                           Надькина Е.Е.

Саранск

Пояснительная записка

Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот  человек  другой национальности, но живет на этой земле, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.

 Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо  начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.

Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому  что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно  с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду  с  её одеждой и обязательно у него созревает  познавательный интерес.

Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.

В нашем детском саду создан  кружок «Баягине» по обучению детей мордовскому языку. Главной целью является:

- обучение эрзянскому языку;

- познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

В нем занимаются не только дети мордовской национальности, но и других национальностей, желающих изучать мордовский язык.

В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ  Республики Мордовия», а также программы «Валдоня» и «Мы в Мордовии живем», написанные авторским коллективом МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому языку, включает: знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, загадок. Данная  программа предназначена для детей 4-7 лет и направлена на пробуждения у ребенка интереса  стремления к общению на мордовском языке, в данном случае на эрзянском.

Во время обучения решаются  образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Общение организуется в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах в группе, о сказочных героях.

Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 10-15 минут в средней группе, по 15-20 минут в старшей группе, 20-25 минут в подготовительной к школе группе. Обучение предлагается проводить в устной форме на занятиях, и в процессе общения с детьми вне занятий (режимных моментах), а также при организации различных утренников, мероприятий. Программа предусматривает проведение занятий с октября по апрель. Для усвоения материала  в 1-й год обучения предлагается 12 тем, во 2-ой 11 тем, в   3-й год обучения 12 тем.

Обогащению словаря, развитию связной речи способствуют такие методы и приемы, как: рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним; вводные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применением мордовских слов и выражений, обобщающие беседы. В группе необходимо создать развивающую среду для обучения детей мордовскому языку: оформить группу (уголок) предметами декоративно-прикладного искусства, создать музей народного творчества, оформить альбомы, раскладушки о достопримечательностях республики, о знаменитых людях Мордовии и т.д. Большую помощь оказывает воспитателю пособие Брыжинского А.И. «Лисьмаприне»- для изучения эрзянского языка.

Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи и говорения.

Самыми важными при обучении мордовскому языку являются первые занятия с детьми, когда воспитатель создает эмоциональный настрой у детей, прививает интерес к изучению языка. Работу надо начинать с активного усвоения слов эрзянской речи устной речи в игровых и учебных ситуациях по темам: «Мы знакомимся», «Моя семья», «Игрушки» и т.д.

Знакомство с мордовским языком начинается с разучивания слов-приветствий. Воспитатель здоровается с детьми на русском зыке, потом повторяет на мордовском языке. Для этого можно принести какого-нибудь героя.

При знакомстве детей с мордовскими названиями домашних и диких животных, птиц,  организуются различные игровые ситуации и разучиваются игры. Для закрепления названий животных на мордовском языке сначала разучиваются и инсценируются сказки на русском языке, а после этого предлагается инсценировать сказку, называя животных на мордовском языке.

Учебный план занятий кружка «Баягине»

Количество занятий в неделю

Количество занятий в  месяц

Количество занятий в   год

2

8

 Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.

Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

Тема занятий

Количество часов

1.

Мы знакомимся

3

2.

Моя семья

3

3.

Игрушки

3

4.

Овощи и фрукты

3

5.

Цвет

3

6.

Части тела

3

7.

Домашние животные и птицы

2

8.

Дикие животные

3

9.

Пища и посуда

3

10.

Зима

3

11.

Весна

3

12.

Одежда и обувь

3

Повторение пройденного материала

4

Учебно-тематический план

2-го года обучения

Тема занятий

Количество часов

1.

Детский сад

3

2.

Моя группа

3

3.

Моя семья

3

4.

Овощи и фрукты

4

5.

Осень

3

6.

В столовой

3

7.

Новый год

3

8.

Мой день

3

9.

Зима .Зимние забавы.

3

10.

Магазин

3

11.

Счет 1-10

2

12.

Повторение

4

Учебно-тематический план

3-го года обучения

Тема занятий

Количество часов

1.

В детском саду (мои игрушки, наша группа)

3

2.

Семья. Профессии.

3

3.

Одежда (ателье). Изготовление одежды.

3

4.

Части тела. Личная гигиена.

4

5.

Звери и птицы.

3

6.

Овощи и фрукты. Сервировка стола

4

7.

Город.

3

8.

Дни недели

3

9.

Времена года

4

10.

Огород

4

11.

Весна

4

12.

Лето

3

13

Повторение

5

Методы, используемые для реализации работы кружка:

·  Наглядные методы:

Ø  экскурсии, целевые прогулки;

Ø  наблюдения;

Ø  показа сказок (педагогом, детьми);

Ø  рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Ø  проведение дидактических игр.

·  Словесные методы:

Ø  чтение литературных произведений;

Ø  беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

·  Игровые методы:

Ø  проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

Ø  загадывание загадок.

·  Практические методы

Ø  организация продуктивной деятельности детей;

Ø  оформление мордовского уголка

Ø  постановка сказок, отрывков литературных произведений;

Ø  изготовление с детьми наглядных пособий.

Материал

 

Вид

Тематика

1. Картины

  - Времена года

  - Моя семья

  - Домашние животные

  - Дикие животные

  - Народный  костюм

2. Дидактический материал к играм

  - Овощи, муляжи овощей

  - Фрукты, муляжи фруктов

 - маски зверей

3. Технические средства

  - Магнитофон

  -Аудиокассета "Мордовские напевы"

4.Игрушки

  -Кукла «Мордовочка»

  -Сказочные герои

 - Игрушки звери

Список использованной литературы

  1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.

  1. Валдоня: Программа и метод.рекомендации: Для дошк. образов.учрежденийРесп. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия.-Саранск:2001.

  1.  Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М   Авт- сост. Е.Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г

  1. Мы в Мордовии живем: пример.регион. модуль программы  дошк. образования  О.В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011

  1. Лисьмаприне :Вишкинетненьтуртов хрестоматия. / Сост. А. И. Брыжинский. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с.

  1. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.

  1. «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...