перспективное планирование Кубанские подвижные игры.
учебно-методический материал ( группа) на тему
методическая разработка. Создание перспективного плана по всем возрастным группам. Пояснительная записка. Подвижные игры с описанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shlyk_kubanskie_igry_-_perspektivnoe._2.doc | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В целях более полной и качественной реализации регионального компонента общеобразовательной программы по физическому воспитанию дошкольников существенное значение приобретает проблема внедрения народных игр кубанского казачества в практику физического воспитания детей дошкольного возраста.
Мною предлагаемое пособие содержит методический и практический материал для организации и проведения кубанских подвижных игр. В пособии представлены собранные из различных источников и систематизированные кубанские подвижные игры и считалки для среднего и старшего дошкольного возраста.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и другие, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали совместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детей глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Внедрение регионального компонента
в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ
У каждого народа есть своя неповторимая душа - это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы, игры.
Пока жива Душа народа - жив и сам народ. Славянское древо породило чудную ветвь - казачество запорожское, донское кубанское... Но судьба казачества трагична: гражданская война и расказачивание уничтожили и разбросали по свету потомков воинов – хлеборобов. Наш долг – восстановить историческую правду, возродить добрые традиции казачества, и в первую очередь духовные и культурные.
В настоящее время в России, в том числе и в Краснодарском крае, наметилось снижение общего интеллектуального уровня населения, наблюдается девальвация духовно-нравственных и патриотических ценностей, ухудшаются показатели здоровья детей. Скорейшему выходу из создавшегося положения призваны служить принятая краевая антикризисная программа «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани» и концепция региональной политики в области образования на Кубани.
В условиях Краснодарского края представляется обоснованным и необходимым применение целого комплекса средств традиционной педагогики, элементов казачьей культуры и искусства, возрождающихся средств физического воспитания, в частности - самобытных подвижных игр. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.
В связи с этим, существенное значение приобретает проблема внедрения народных игр кубанского казачества в практику физического воспитания детей дошкольного возраста.
На протяжении трехсот лет на Кубани в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению.
Каждая игра, каждая забава имеет специфические функции, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. Необходимо восстанавливать, популяризировать казачьи игры, адаптировать их к современным условиям обучения и воспитания подрастающего поколения.
Игровому фольклору кубанцев свойственны: ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Как правило, в каждой казачьей семье было много детей. С целью воспитания будущего воина создавались разные игры, с помощью которых у детей вырабатывались терпение и ловкость, укреплялось здоровье.
Несмотря на некоторые различия, (донские, кубанские, терские) казак всегда остается казаком.
Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движений, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков.
Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
Во время игры дети всегда непосредственны и эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижные игры наряду с физическим развитием имеют и большое воспитательное значение. Ведь игры не просто детские забавы - это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.
Общие требования к содержанию занятий по физической культуре с использованием народных игр кубанского казачества и к использованию игр в повседневной деятельности:
- взаимосвязь игр и материалов государственных программ воспитания и
обучения; - соотнесенность используемых игр с региональными особенностями Кубани;
- соответствие казачьих игр педагогическим задачам, условиям проведения,
уровню физического развития и физической подготовленности играющих.
Выполнение рассмотренных требований позволит добиваться более полной и
качественной реализации регионального компонента, ориентированного на
использование традиционных для Кубани средств физкультурного
совершенствования.
От правильного определения места народных игр в структуре занятия, степени их соответствия предъявляемым воспитательным образовательным и оздоровительным задачам, в конечном счете зависит качество физического воспитания детей.
Одно из важнейших условий успешного внедрения казачьих игр в учебно-воспитательный процесс - эффективное их проведение. Задача педагога - умело «подать» игру, создав предварительно необходимое настроение у дошколят.
Применение народных казачьих подвижных игр позволит оптимизировать процесс физического воспитания, духовного и физического оздоровления детей в условиях нашего региона.
Организация и методика проведения
народных подвижных игр кубанского казачества
Подготовка места для игр.
Народные казачьи игры не требуют специально-оборудованного места. Местом для игр может служить открытая площадка, лужайка, спортзал и т.д.
Инвентарь.
Как правило, не требуется специальный спортивный инвентарь. Помимо мячей, гимнастических палок, скакалок, инвентарем может служить подручный материал: камешки, палки, тряпичные шары и т д.
Объяснение.
Объяснение игр должно быть кратким, логичным и образным. Необходимо придерживаться плана изложения, включающего: название игры, цель, роль участников, ход игры, правила. Рассказ нужно сопроводить показом.
Организация игр.
В ходе организации важное значение имеют считалки, певалки или речитативы.
Они дают возможность быстро организовать играющих, поделить их на команды, настроить на объективный выбор водящих. Считалки произносятся четко, ритмично, нараспев. К различным вариантам считалок, бытовавших в кубанских станицах с середины XIX до начала XX века, относятся предложенные в перспективном плане для детей старшей и подготовительной групп. Помимо считалок традиционно использовалось жеребьевка.
Продолжительность игры находится в прямой зависимости от возраста и подготовки детей.
Содержание игры.
Ввиду универсальности условий проведения, предложенные в перспективном плане народные кубанские подвижные игры могут использоваться в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Т.е., использование самобытных игровых средств кубанского казачества должно занять достойное место среди факторов общественного развития Кубани.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗУЧИВАНИЯ
КУБАНСКИХ – НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Месяц | Название игры (вид движений) |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.
Правила:
Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».
Медведь не может ловить детей за линией дома.
Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.
ПЕТУШОК
Цель: развитие внимания.
Описание. Все дети сидят (или стоят), ведущий выбирает одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит:
«Утром кто бесов гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит….»
Петушок: «Кукареку!»
Выбранный отгадывает, кто кричал.
ПЛЕТЕНЬ
Цель игры: развитие быстроты реакции, ловкости.
Описание. Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг березоньки идём,
Кругом нас всё плетнём
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьется плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд - из ста ребят,
Все в один ряд, вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На березоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в «поле», петляет, делает крутые повороты, кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
ЗАЙКА
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.
Описание: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.
Правила:
- Дети убегают только после слов « И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»
Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.
ПУЗЫРЬ
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
Описание: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется.
Правила:
Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».
Варианты: Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит «Полетели пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет.
СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.
Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».
Правила:
- Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
- Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».
Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.
МЫШКА
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Описание. Число играющих – пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.
ВОРОБУШКИ И КОТ
Задачи: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.
Описание: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.
Правила:
- Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!».
- Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!».
Варианты: Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗУЧИВАНИЯ
КУБАНСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Месяц | Название игры (вид движений) |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
КАВУНЫ
Цель игры: развитие быстроты.
Описание. На одном конце площадки проводится черта. Это бахча. За чертой, на расстоянии 2-3 шага от неё - «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей».
Выбирается сторож. Когда сторож засыпает, дети направляются к бахче со словами:
- Крадём, крадём кавуны,
Деда не боимся.
Дед нас палкой,
Мы его - каталкой!
Сторож просыпается, дети бегут домой. А он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону «шалаша».
ПЛАТОЧЕК (ЖУ - ЖУ)
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции.
Описание. Все участники садятся на корточки лицом в круг. Водящий с платочком идёт за кругом и говорит: «Жу-жу-жу, я кому-то подложу», и кладёт платочек кому-нибудь из играющих. Тот, кому водящий подложит платок, бежит за водящим. Если игрок с платком догонит водящего и ударит его платком прежде, чем тот займёт свободное место в кругу, он вновь становится водящим, а догонявший игрок занимает своё место. Если же убегающий первым станет в круг, то водящим становится игрок с платком и игра продолжается.
Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положит платок.
ОГОРОДНИК
Цель игры: развитие ловкости.
Описание. Вокруг пенька или колоды чертят круг - «огород». В центре складывают «репу» - шапки, пояса, венки и т.п. Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится на пенек стеречь «репу» и при этом поет:
На пенёчке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу,
Белу репоньку сажу.
По команде одного из ребят все стараются быстро забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы».
СТАДО
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Описание. Играющие выбирают пастуха и волка. А все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец – два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зову пастуха:
Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Трава мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «Волк» все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого воле поймал, тот выходит из игры.
ЧЕЛНОЧОК
Цель игры: развитие ловкости, чувства коллективизма.
Описание. Играющие становятся в пары, одна после другой; поднимают руки кверху так, чтобы можно было свободно между ними пройти, или становятся лицом друг к другу (это ворота).
Последняя пара бежит между всех пар и кричит:
- Челночок бежит, земля дрожит!
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает кверху руки. Таким же образом бежит потом вторая, третья и так далее до последней пары. Игра заканчивается когда все играющие пройдут под воротами.
КАШИ
Цель игры: развитие ловкости, силовой выносливости.
Описание. На площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие, стараются его поймать. Следующим бросает мяч, тот, кто его поймал. Выигрывает самый ловкий.
МЫШКА
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Описание. Число играющих – пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.
ПЕТУШОК
Цель: развитие внимания.
Описание. Все дети сидят (или стоят), ведущий выбирает одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит:
«Утром кто бесов гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит….»
Петушок: «Кукареку!»
Выбранный отгадывает, кто кричал.
ЛАТОЧКИ (ПЯТНАШКИ)
Цель игры: развитие ловкости, быстроты.
Описание. Начинают игру с выбора водящего, его называют латочкой. Все участники игры разбегаются по площадке, латочка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится латочкой. Детям по ходу игры нужно внимательно следить за сменой водящего, латочка не должна бегать за одним играющим.
КРУГОВЫЕ ПЯТНАШКИ
Цель: развитие скоростных качеств, ловкости.
Описание. Участники игры встают по кругу, каждый свое место отмечает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занимает его место. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он догоняет игрока, выбежавшего из круга.
Правила. 1. Бегать через круг не разрешается.
2. Игроку, убегающему от пятнашки, можно пробегать не более одного круга.
3. Если пятнашка осалил убегающего, то они меняются местами.
Указания. В игре дети должны быть очень внимательными, если играющий зазевается, подведет товарища. Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Пятнашку можно заменить, если он пробежал два круга, не запятнал и не занял свободное место.
ПЯТНАШКИ С ДОМОМ
Цель: развитие скоростных качеств, ловкости.
Описание. По краям площадки рисуют два круга — это дома. Дети, убегая от водящего, могут забегать в дом, где пятнашка салить их не может. Если он рукой касается играющего на игровом поле, то осаленный становится пятнашкой.
Варианты.
- Чтобы не запятнали, нужно присесть или встать на какой-нибудь предмет (пятнашки «Ноги от земли»).
- Когда пятнашка догоняет играющего, тот может попрыгать на двух ногах, как зайчик, и его уже нельзя пятнать (пятнашки«Зайки»).
- Играющий, которого запятнали, если он быстрый и ловкий, может сразу же возвратить пятнание водящему, и пятнашкой остается прежний игрок («Пятнашки с передачей»).
- Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имя из цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал свое имя, например «лиса» («Пятнашки с именем»).
ПРЕРВАННЫЕ ПЯТНАШКИ
Цель: развитие скоростных качеств, ловкости.
Описание. Пятнашке в этой игре нужно громко назвать имя того игрока, кого он хочет запятнать. Но если во время преследования пятнашка видит, что рядом с ним находится другой участник игры, он меняет свое решение, называет его по имени и старается догнать его и запятнать. Запятнанный выходит из игры.
Правила. 1. Пятнашка сначала называет игрока по имени, а затем догоняет его и пятнает.
2. В игре пятнашка может изменять свое решение многократно в зависимости от ситуации.
ПАНАС
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
Описание. Водящего ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают:
- Панас, Панас, на чём стоишь?
- На камешке.
- Что продаёшь?
- Квас.
- Ну, лови три года нас.
- Да под лавочки не лезь!
После слов участники расходятся по площадке, Панас идёт их искать. Дети, пока их ищет Панас, не сходят с места, но они могут присесть, встать на четвереньки, на колени, лечь... Найденный игрок только в том случае становится Панасом, если он его узнает и назовёт по имени.
САЛКА
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости.
Описание. Водящий бегает за детьми, стараясь кого-нибудь осалить, приговаривает:
-Я осалил тебя, ты осаль другого.
Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет те же слова.
ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ (СТОП)
Цель игры: развитие внимания, чёткой координации движений.
Описание. В этой игре не надо бегать. Водящий (с малышами - воспитатель) становится лицом к стенке. Метрах в десяти от него располагаются остальные участники - все на одной линии. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь» (или: «Быстро шагай, смотри не зевай. Стоп!») - и резко поворачивается, стараясь заметить, кто из игроков сдвинулся, сделал шаг. А задача всех остальных -продвинуться вперед, пока водящий, отвернувшись, произносит свои слова и «замереть», когда он поворачивается. Если он заметил движение - иди назад, на исходную линию. Конечная цель дотронуться до плеча водящего. Тот, кто это сделал, становится водящим, а игра повторяется.
ЗВОНОК
Цель: развитие слухового внимания, ловкости.
Описание. Составляется круг или замкнутая цепь. В круг входят двое играющих – один со звонком, а другой – со жгутом. Последнему завязывают глаза и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.
ЖМУРКИ
Цель: развитие ловкости.
Описание. Одному из играющих завязывают глаза. С завязанными глазами он старается поймать кого-нибудь из играющих. Тогда пойманный заменяет первого.
МОЛЧАНКА
Цель: развитие усидчивости, терпеливости.
Описание. Перед началом игры играющие хором произносят:
Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то рассмеётся или скажет хоть одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
Правила. 1. Ведущий не должен трогать руками игроков.
2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, по форме.
ПОДСОЛНУХИ
Цель: развитие внимания.
Описание. Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:
Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит, не моргая.
Земледелец, не зевай,
Перемены отгадай!
КУБАНКА
Цель: развитие быстроты реакции.
Описание. Все сидят (или стоят) по кругу, кубанка надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.
МЕШОЧЕК (УДОЧКА)
Цель игры: развитие быстроты реакции.
Описание. Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗУЧИВАНИЯ
КУБАНСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И СЧИТАЛОК
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Месяц | Название игры (вид движений) | Считалка |
Сентябрь |
(бег) | Катится горох по блюду, Ты води, а я не буду. |
Октябрь |
| 1,2,3,4,5, Будем в прятки мы Играть. Небо, звёзды, Луг, цветы – Ты пойди-ка поводи! |
Ноябрь |
| Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты – води. |
Декабрь |
| Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто травку возьмёт, Тот вон пойдёт. |
Январь |
| Латка – битка, Шёлкова нитка. На мне не была, На тебе сгнила. |
Февраль |
(эстафета с препятствиями)
| Катилась торба с Великого горба. А в той торбе – Хлеб – паляница. Кому доведётся, Тот будет жмуриться. |
Март |
| Как сорока, стрекочу, Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу- Беги и води! |
Апрель |
| Тели-тели, Птички пели. Взвились, к лесу Полетели. Стали Птички Гнёзда вить, Кто не вьёт, Тому водить! |
Май |
| На золотом крыльце Сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых И честных людей. |
БРЫЛЬ
(соломенная шляпа с высокими полями)
Цель: развитие ловкости и быстроты.
Описание. Играющие стоят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 м от края начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце!» Все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр – ведущий он, если не успел – выходит из игры.
ПАЛОЧКА - ВЫРУЧАЛОЧКА (ЖМУРКА)
Цель игры: развитие ловкости, быстроты, смекалки.
Описание. Играющие образуют круг. При помощи считалки выбирают водящего. Он становится у стены, у дерева, закрывает глаза и считает до 10. Около водящего лежит палочка-выручалочка. Пока водящий считает, остальные играющие прячутся. Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». Кладет палочку и идет искать спрятавшихся. Найдя кого-либо, водящий бежит к палочке, стучит ею о стенку (или дерево) и кричит: «Палочка-выручалочка, нашел Нину» (называет ребенка, которого увидел). Каждый спрятавшийся может выбрать удобный момент, чтобы выбежать взять палочку и выручиться, т. е. стукнуть палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня». Когда все найдены, игра повторяется с новым водящим. Водит тот, кого нашли первым.
ЛЕТУЧИЙ МЯЧ (СОБАЧКИ)
Цель игры: развитие ловкости, точности и координации движений.
Описание. Играющие дети встают в круг, водящий - в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удалось, то он встаёт в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.
УТКА И СЕЛЕЗЕНЬ
Цель: развитие внимания, быстроты.
Описание. Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой – уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит её. Играющие при этом водят хоровод и поют:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую,
Поди, утица, домой!
Поди, серая, домой!
У тебя семеро детей,
Дети малые пищат!
Есть хотят!
Играющие ведут себя так же, как в игре «Кошка и мышка», действуют по тем же правилам. Только после слов: «Есть хотят!» - утка бежит в дом (очерченный на некотором расстоянии от играющих круг). Если с окончанием песенки утка была в кругу – играющие открывают пошире ворота и выпускают ее, а селезня удерживают. Когда утка улетела, селезень встает в круг, а уточка может выбрать другого селезня. Если же селезень уточку поймал, то они встают в круг оба, а игру продолжает другая пара.
В этой игре селезень – мальчик, уточка – девочка. В хороводе дети идут медленно. Если руки подняты – ворота открыты, руки опущены – ворота закрыты. И селезень, и утка пробегают только в открытые ворота. Под опущенные руки подлезать не разрешается.
ИГРА В ШАПКУ
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
Описание. На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
КРАСНЫЕ ЧЕРНИЛА, БЕЛОЕ ПЕРО
Цель игры: развитие чувства товарищества, сопереживания, силовых качеств, ловкости.
Описание. Дети делятся на две команды. Берутся за руки и становятся одна команда против другой.
По жребию одна команда начинает игру словами:
- Красные чернила.
Белое перо,
Дайте нам Сашу,
Больше никого!
Названный ребёнок бежит, стараясь разорвать звено детей, держащихся за руки. Если разорвёт - берёт одного игрока и ведёт в свою команду, нет - остаётся в той команде, куда бежал. Игра продолжается, но начинает её теперь друга команда.
УГОЛКИ (КУМУШКИ)
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Описание. Играющие встают в круг, каждый свое место отмечает камушком, очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: "Кумушка, у тебя ключи?". Тот, указывая на соседа, отвечает:
- У дяденьки поищи.
Последний из стоящих отвечает:
- Посередине поищи.
Ищущий ключи отходит на середину круга, в это время остальные меняются местами. Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становиться водящим.
Указания. Игру хорошо проводить на большой площадке. Вначале уголки следует располагать близко один от другого. Затем расстояние можно увеличить. Если на участке есть деревья, расположенные недалеко друг от друга, то играющие встают около деревьев. Водящий может говорить и такие слова: "Мышка, мышка, продай уголок! За шильце, за мыльце за белое полотенце, за зеркальце!".
КОЛЕЧКО
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции.
Описание. На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте.
Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит:
- Я иду искать.
Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается угадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он становится в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Если - нет, водит снова этот водящий.
Вариант. Играют не меньше, чем вчетвером.
Игроки встают в ряд и складывают ладони лодочкой, вытянув их вперёд. (Или садятся на лавку, а ладони лодочкой кладут на колени).
Ведущий с колечком обходит игроков и каждому вкладывает в ладонь свои ладони, приговаривая: «Я по горенке иду, колечко несу». Одному из игроков ведущий незаметно кладёт в ладони кольцо. Потом отходит на несколько шагов от игроков и произносит:
«Колечко, колечко, выйди на крылечко.
Кто с крыльца сойдёт, тот колечко найдёт!»
Игрок, у которого в руках колечко, вскакивает с лавки и бежит, а дети, сидящие рядом, пытаются его удержать. Если игроку не удаётся убежать, он возвращает кольцо ведущему, а если убежал, то он становится новым ведущим.
КРАСКИ
Цель игры: развитие скоростных качеств.
Описание. Играющие стоят или сидят на скамейке. Выбирается «продавец» и покупатель – «монах». Покупатель отходит в сторону. Дети называют продавцу, какой краской они хотят быть. Приходит покупатель «монах» и говорит:
- Тук-тук!
- Кто там? - спрашивает продавец.
- Я - монах в синих штанах, пришёл за краской.
- За какой?
- - За … (называет цвет).
Если такая краска есть, продавец говорит, сколько она стоит (в пределах десяти) и «монах» - покупатель столько раз ударяет его по ладони, с последним числом «краска» убегает, а покупатель её догоняет. Поймав «краску», он отводит её в определенное место. Игра продолжается. Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по красной дорожке на одной ножке (от дерева до ...)
Покупатель скачет, возвращается, и игра продолжается. Если краска не поймана, она садится на своё место, ей предлагается другой цвет и игра продолжается.
Правила. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.
Указания. Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.
ТРЕТИЙ - ЛИШНИЙ
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости.
Описание. Дети становятся по кругу по двое, один сзади другого. Расстояние между парами должно быть не менее 1—2 шагов. За кругом находятся двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какой-нибудь пары. Если он успел вбежать в круг и встать, пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребенок, который оказался третьим. Если догоняющий успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.
Правила: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй. В этом случае игру можно назвать «Второй лишний».
КОНИКИ
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Описание. Проводится, как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и др. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.
РЫБАКИ И РЫБЫ
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Описание. По считалке выбираются двое ребят – «рыбаки», остальные – «рыбы». Они ведут хоровод и поют:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья – не летают.
Ног нет, а гуляют.
Гнезда не заводят,
А детей выводят.
Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбы» (которых берут руками взахват) составляют с «рыбаками» «невод» и ловят оставшихся «рыб».
ПИЦВА
Цель: тренировка глазомера, воспитание меткости, ловкости, точности выполняемых движений при броске в цель.
Описание. Участники игры (3-20 чел.) с палками в руках выстраиваются в одну шеренгу за лицевой линией площадки. Задача играющих – поочередно метнуть палку так, чтобы она попала по цели, находящейся на некотором расстоянии в границах игрового поля. После нескольких попыток определяется победитель.
Расстояние между игроками должно быть не менее 1,5 м. За каждое меткое попадание дается одно очко. Если после броска палки приняли крестообразное положение, то присуждается 3 очка. (Если мишенью является палка). Побеждает игрок, набравший большее количество очков.
Метать палку можно поочередно обеими руками. По мере освоения задания целесообразно увеличивать расстояние между играющими и мишенью, требуя повышения точности броска. В качестве цели можно использовать кеглю, булаву, конус, стойку и др.
ОБЫКНОВЕННЫЙ ЖГУТ
Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты движения.
Описание. Для игры выбирается водящий жгутчик. Остальные дети садятся на корточки на игровой площадке в кружок на небольшом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит кругом со жгутом в руке, иногда кланяется, делая вид, что предложил кому-нибудь их сидящих жгут за спиной. Жгут кладется за спиной на таком расстоянии, чтобы его было удобно достать рукой. Если до того, как жгутчик обойдет один круг, игрок, которому положили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает жгут и дотрагивается им до игрока. Этот игрок становится жгутчиком. Если же сидящий игрок найдет жгут, то он бежит за жгутчиком стараясь дотронутся до него жгутом, пока тот не сделает круг и не займет место.
ВЫБИВНОЙ
Цель игры: совершенствование навыков броска мяча.
Описание. Дети делятся на две команды. Одна команда входит в круг, другая становится вокруг круга. Дети, стоящие за кругом, стараются попасть мячом в детей, которые в кругу.
КУБАНОЧКА (ШАПКА КАЗАКА)
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Описание. Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть!» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно предавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.
Тот, в кого мяч попал, выходит из круга, он - «выбитый». Когда выбьют всех детей, находящихся в кругу, команды меняются местами и игра продолжается.
МОРГУШКИ
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Описание. Девочки стоят по кругу. За каждой девочкой стоит мальчик. Перед одним из мальчиков – водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девочек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а мальчик, стоящий за ней, должен ее удержать. Если он не успел удержать свою девочку, то он становится водящим.
ТОПОЛЕК
Цель: развитие быстроты.
Описание. В игре участвуют: ведущий – «тополек», игроки – «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Ведущий:
На Кубань пришла весна, распушила тополя!
Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.
Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!
После этих слов прилетают «ветры» и уносят (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
В ГОРОДОК
Цель: совершенствование навыков броска мяча, развитие ловкости, точности и координации движений.
Описание. Чертится круг диаметром 5-7 м. Играющие (6-20 чел.) делятся на 2 команды. Одна из них остается внутри круга («городка»), игроки другой выходят за его пределы и размещаются вокруг него на равном расстоянии друг от друга. Игроки за линией «городка», получив мяч, стараются выбить им передвигающихся в круге соперников. Те из них, в кого попал мяч, выходят из игры. После того как все игроки «в городке» будут выбиты, команды меняются. Игра начинается по сигналу преподавателя. Игроки внутри круга не должны выходить за его пределы и касаться мяча. Запрещается бросать мяч в лицо играющим. Побеждает команда, быстрее и точнее выполнившая задание.
Команды соревнуются между собой, кто быстрее поразит соперника за условленное время. Размеры игрового поля зависят от вида и дальности броска играющих.
В КЛАССЫ
Цель игры: развитие ловкости, меткости.
Описание. Участвующие чураются («чур я первый», «чур второй» и т.д.) Вышедший первым отмеривает один шаг от стены (1-й класс), бьет в стенку мячом три раза и ловит мяч, если не поймал, то начинает второй игрок, если поймал, то переходит во 2-й класс т.е. отмеривает два шага, бьёт и ловит также 3 раза, и т.д. После первого начинает второй; после всех мяч переходит к оставшимся в классах. Если вышли все за исключением одного, то ему назначают наказание: по 5-6 ударов в руку от каждого на расстоянии 5-6 шагов. При возобновлении игры не чураются, а соблюдают тот порядок, в котором вышли в первую игру.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗУЧИВАНИЯ
КУБАНСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И СЧИТАЛОК
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Месяц | Название игры (вид движений) | Считалка |
Сентябрь |
| Конь ретивый, С длинной гривой, Скачет, скачет по полям, Тут и там, тут и там. Где проскачет он – Выходи из круга вон! |
Октябрь |
| Катилось дерево С высокого терема. Дубцом, голубцом, Перепало молодцом. Шити - быти, Новы быти. Дуб, калач, Встань, не плачь. |
Ноябрь |
| Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить - Выходи, тебе водить! |
Декабрь |
| Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько гвоздей, Говори поскорей, Не задумывайся! |
Январь |
| 1,2,3,4,5, - Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф – паф, не попал, Серый зайка убежал. |
Февраль |
| 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Выплывает белый месяц, Кто до месяца дойдёт, Тот и водить пойдёт! |
Март |
| За стеклянными дверями Стоит мишка с пирогами. - Здравствуй, Мишенька – дружок! Сколько стоит пирожок? - Пирожок стоит три, А водить будешь ты! |
Апрель |
| - Заяц белый, куда бегал? - В лес зелёный. - Что там делал? - Лыко драл. - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Выйди вон. |
Май |
| Край дольный, Край широкий. Мак мачистый, Головистый, Головушки, как розушки. Встань так, будешь – мак. |
ГОРЯЧЕЕ МЕСТО
Цель игры: развитие быстроты, ловкости.
Описание. На земле чертою обозначают «Горячее место». Один из играющих, по жребию, водит: становится поодаль от «Горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается поймать стремящегося туда. Если водящему удается запятнать кого-нибудь, то он получает помощника, который тоже начинает ловить остальных детей. Проникнувший в горячее место может отдыхать там сколько угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его. Когда все переловлены, игра начинается сначала, и первый пойманный становится водящим и охраняет горячее место.
ПРОСО СЕЯЛИ
Цель: развитие навыка коллективной и слаженной деятельности.
Описание. В игре принимают участи 2 группы. Группа девочек и группа мальчиков, которые выстраиваются в 2 шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов. Девочки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли» возвращаются на место. Группа мальчиков, повторяя движения девочек поет:
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем.
Девочки, сменяя мальчиков, поют:
Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей.
Мальчики продолжают:
Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу.
Девочки идут навстречу мальчиком со словами:
Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую.
Мальчики отвечают:
Нам не надо косую, косую.
Один из мальчиков остается на середине площадки, а другие продолжают петь:
А мы возьмем любую, любую.
Мальчик выбирает себе девочку, кланяется ей. Шеренги девочек и мальчиков соединяются.
В НОГУ
Цель: развитие ловкости, меткости, быстроты двигательной реакции, координации движений, закрепление навыков группового передвижения, развитие подвижности, маневренности.
Описание. Участники игры (6-20 чел.) делятся на 2 команды. Вдоль одной из боковых линий по количеству игроков чертятся круги диаметром 30 см. Игроки одной из команд выстраиваются в одну шеренгу на равном расстоянии друг от друга, поставив одну ногу в круг. Игроки другой (нападающей) команды, находясь на противоположной стороне, выполняют броски мяча, стремясь попасть им в соперников. Те, в свою очередь, уклоняются от попадания. Игра длится определенное время либо до выполнения установленного количества бросков. После этого команды меняются ролями.
За каждое прямое попадание нападающий игрок получает 1 очко. Игрокам, стоящим ногой в круге, запрещается отрывать ее от земли. Запрещается бросать мяч в лицо участнику. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Начало и завершение игры только после сигнала преподавателя. По мере освоения задания его можно усложнить, увеличив, например, расстояние между командами.
КАЗАКИ
Цель игры: развитие внимания, ловкости.
Описание. Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.
Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.
ПЛЕТЕНЬ
Цель игры: развитие быстроты реакции, ловкости.
Описание. Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг березоньки идём,
Кругом нас всё плетнём
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьется плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд - из ста ребят,
Все в один ряд, вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На березоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в «поле», петляет, делает крутые повороты, кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
НЕ ЗАЙМАЙ! (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ!)
Цель: развитие скоростных качеств.
Описание. В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат: «Не займай!» Пойманным считается тот, вокруг которого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи, игра кончается.
ПРОСО
Цель игры: развитие ловкости, внимания, гибкости.
Описание. Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий-жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются настолько, чтобы можно было пробегать под ними.
Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать? Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое — «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.
ЗАИНЬКА
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции.
Описание. Играющие становятся в круг и берутся за руки. На середину садится «заинька» - один из участников. За кругом ходят два «волка». Круг двигается попеременно то в левую, то в правую сторону, все поют:
Заинька, по огородику гуляй-таки, гуляй,
Серенький, по зелёному разгуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Твои ворота призатворены стоят,
На них замочки крепко висят,
У каждых у ворот по два сторожа сидят,
По два серых волка рычат.
Затем переговариваются с «заинькой»:
-Где ты заинька, был?
-В огороде.
-Кто тебя видел, заинька?
-Серые волки.
-Не били ли заиньку?
-Били-били, колотили.
-Как тебя били, заинька?
-По спинке дубинкой, по загривку хворостинкой.
-Ты бы, заинька, ушёл.
-Я уйти-то не ушел, убежать, не убежал.
-Ты бы, заинька, бороздкой.
-Бороздка узка, а капуста низка.
-Ты бы, заинька, ползком.
-Чисто поле широко, темным лесом далеко.
-Ты бы заинька под кустик.
-Кустик реденький, а зайка серенький.
-Ты бы, заинька, под ёлку.
-Ой, нельзя под ёлку, ой, боюсь - уколюсь об иголки.
-Ты бы, заинька, в деревню.
-В деревне народ, зайку гонят от ворот.
По окончании диалога «волки» бегут ловить «заиньку». Дети, поднимая и опуская руки, «заиньку» выпускают и впускают из круга, волки бегают только за кругом. Пойманного «заиньку» слегка бьют веткой или хворостинкой. «Волки», не поймавшие «заиньку», носят его на спине несколько кругов. Затем выбираются новые «заинька» и «волки», игра продолжается.
ЧИЛИКА
Цель игры: развитие глазомера.
Описание. На площадке чертится круг диаметром 50-60 см, в него кладётся палочка - чилика (длина 13 см, диаметр 2 см), заострена с двух сторон. Водящий стоит у круга, у каждого ребёнка палка (длина 60 см, диаметр 2 см). Ребёнок подходит к кругу и ударяет по чилике, стараясь отбить её как можно дальше, а водящий с того места, куда палка - чилика должна попасть в круг. Если он попал, водящим становится тот, отбивал чилику. Не попал, игра продолжается с того места, где лежит чилика, бьёт её следующий ребёнок.
ГОРЮ, ПЕНЬ
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Описание. Играющие разбиваются на пары (мальчик и девочка). Тот, кому пары не досталось, выходит «гореть» или «горевать». Он отходит несколько поодаль и говорит:
Горю-горю, пень!
Чего ты горюешь? –
спрашивает его девочка из пары, готовой бежать.
Девку хочу! – отвечает горюющий.
- Какую?
- Хоть тебя молодую!
Затем пара бежит, стараясь обежать горюющего: он по одну сторону, а девочка – по другую. Горюющий старается поймать девочку. Если он поймает, то горевать остается тот, что бежал, а если не поймает или тот успеет, обежав горюющего, ухватить свою девочку прежде, то горюющий продолжает горевать. После первой пары бежит вторая, также предварительно спросив горюющего, чего он горюет.
КЛЕК
Цель игры: развитие глазомера, ловкости, смелости и быстроты.
Описание. Играющие становится за линией кона. На расстояние 4 см от линии кона. Водящий ставит вертикально на землю клек (небольшая палочка длиной 15 см, диаметр 3-5 см). У играющих должны быть палки (длиной 60-65 см), которые они по очереди бросают в клек, стараясь отбить его.
Если клек сбит, водящий должен быстро поставить его на место и взять одну из палок. Каждый игрок старается подбежать к своей палке и взять её. Оставшийся без палки становится водящим. Если все игроки бросили палки и не сбили клек, водящий старается попасть клеком в лежащую палку. В чью попадёт, тот и становится водящим.
ЦВЕТ
Цель игры: развитие быстроты реакции, внимания.
Описание. Один из играющих ходит по кругу и каждому даёт название цвета: белый, красный, зелёный и т.д., а себя называет чертополохом. Потом говорит: «Чертополоховый цвет прекрасный, зелёный не хорош». «Зелёный цвет» отвечает: «Зелёный цвет прекрасный, а синий не хорош». И т.д. Не защитивший себя или назвавший цвет, с которого уже взяли фант, отдаёт свой фант. Фанты разыгрываются.
ФАНТЫ
(ВАМ БАРЫНЯ ПРИСЛАЛА ТУАЛЕТ)
Цель игры: развитие внимания.
Описание. Дети садятся полукругом, ведущий указывает на одного из детей, начинает игру словами:
- Вам барышня прислала туалет, в туалете 100 копеек, 100 рублей. Что хотите, то
берите, «да» и «нет» не говорите, чёрное с белым не берите, вы поедете на бал?
Ребенок отвечает на каждый вопрос ведущего, соблюдая правила игры, если сказал: да, нет, чёрное, белое, - отдает фант. А ведущий обращается к следующему игроку. Собрав несколько фантов, берёт одного из игроков и спрашивает:
- Что сделать этому фанту? ( Проскакать на одной ножке, станцевать, спеть, пробежать определённое расстояние и т.д.)
Ребенок определяет задание фанту, стоя с закрытыми глазами. После того, как каждый играющий выполнит задание, ему возвращается фант.
БОЯРЕ
Цель: развитие чувства коллективизма, согласованности действий, силовых качеств.
Описание. Играющие делятся на две команды и встают шеренгами друг против друга на расстоянии нескольких метров.
Бояре, а мы к вам пришли, Дорогие, а мы к вам пришли. Бояре, а зачем пришли, Дорогие, а зачем пришли? Бояре, нам невеста нужна, Дорогие, нам невеста нужна. Бояре, а какая вам нужна, Дорогие, а какая вам нужна? Бояре, нам вот эта нужна, Дорогие, нам вот эта нужна. Бояре, у ней зубки болят, Дорогие, у ней зубки болят. Бояре, а мы пряничка дадим, Дорогие, а мы пряничка дадим. Бояре, она прянички не ест, Дорогие, она прянички не ест. Бояре, а мы плеточкой ее, Дорогие, а мы плеточкой ее. Бояре, она плеточки боится, Дорогие, она плеточки боится. Бояре, отворяйте ворота, Отдавайте нам невесту навсегда. | Одна из команд двигается шеренгой к другой команде и возвращается на свое место. Вторая команда аналогично двигается к первой команде. Движения повторяются. Подходя ко второй команде, дети указывают на одну из девочек. Движения повторяются. Дети поднимают руки вверх, делают «ворота», выходит «невеста» и бежит в направлении другой команды, стараясь прорваться через сцепленные руки. Если ей это удается, она забирает одного из игроков в свою команду. В противном случае сама остается в команде соперников. |
«ГУСИ-ГУСИ»
Цель игры: развитие ловкости, чувства коллективизма.
Описание. Из числа детей выбираются «волк» и «пастух», остальные дети - гуси. С одной стороны проводится черта, за которой находятся гуси, это их дом. Сбоку площадки - место «логово волка».
Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси летают по лугу. Затем пастух говорит:
«Гуси-гуси!»
-Га-га-га!
-Есть хотите?
-Да-да-да!
-Ну, летите!
-Нам нельзя!
Серый волк за горой, не пускает нас домой!
-Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси летят, волк выскакивает и старается поймать их, пойманных гусей уводит к себе.
Когда все гуси пойманы, пастух отправляется их искать, подходит к волку и спрашивает: «Волк, ты не видел моих гусей?»
-А какие они?
-Серые да белые.
-По той дорожке побежали, - показывает волк. В это время гуси хлопают в ладоши.
-Что это такое? - спрашивает пастух.
-Ложки падают с полки! - пастух уходит, а гуси топают ногами.
-Что это такое?
-Это кони в конюшне топают! - пастух опять уходит, гуси шипят.
-Что это такое?
-Щи варятся! - отвечает волк. Пастух собирается уходить, а гуси кричат «Га-га-га!»
-Это мои гуси! - говорит пастух.
- Нет, мои, говорит волк и велит всем гуся крепко сжать кисти рук.
Пастух разжимает им руки, отбирает своих гусей и приглашает волка:
«Приходи к нам в баню купаться».
Строится баня (дети стоят парами друг к другу и волка парят, полоскают, купают. Горячая вода - пальцами, теплая - ладонями, холодная - кулачками).
КАЗАКИ – РАЗБОЙНИКИ
Цель игры: развитие ловкости, сообразительности.
Описание. Играющие делятся на две подгруппы. Одна, по жребию, изображает «казаков», другая - «разбойников». «Разбойники» разбегаются и прячутся (им нужны отличительные знаки). «Казаки» имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю «разбойников», а одного «казака» оставляют сторожить стан. Пойманных «разбойников» «казаки» приводят в стан.
Игра заканчивается, когда все «разбойники» будут пойманы. Если площадь поиска большая, «разбойники» могут оставлять следы - стрелки.
САМОВАР
Цель игры: развитие внимания.
Описание. Играющие сидят на скамейке. Выбирается водящий и ведущий игры - «самовар». Остальные дети придумывают себе «сладкие» названия (сахар, мёд, фрукты, кондитерские изделия). Начинается игра.
Ведущий закрывает глаза «самовару», сидящему спиной к детям и говорит: «Самовар кипит, просит чаю пить с... (называет что-нибудь одно, задуманное детьми, например, с конфетой)».
Ребёнок, который задумал это, встаёт, дотрагивается до плеча «самовара» и садится на место. «Самовар» поворачивается к детям, чтобы назвать, кто до него дотронулся; все дети громко говорят:
- Это я! Это я! Говорите на меня!
Если «самовар» угадывает, кто подходил к нему, названный ребёнок становится «самоваром». Игра продолжается.
ГОРЕЛКИ
Цель: развитие скоростных качеств, ловкости.
Описание. Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры. Для этой игры С.Маршак написал такую приговорку:
Косой, косой, не ходи босой,
А ходи обутый, лапочки закутай.
Если будешь ты обут, волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь, выходи тебе гореть.
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди в поле:
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо - звезды горят,
Птички летят, колокольчики звенят!
Журавли кричат - гу, гу, гу, убегу.
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь. Беги, как огонь!
Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки.
Если это паре удается, то «горящий» продолжает водить, а если нет, и горящий ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары становится «горящим». Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим» - и игра продолжается. Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку: «Огарушек, огарушек, стань на чёрный камушек, плохо стоишь – совсем сгоришь!»
Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
Правила.
1. Водящий не должен поворачиваться назад.
2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»
3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»
В ТРИ БАБКИ
Цель игры: развитие ловкости, меткости.
Описание. Перед началом игры игроки конаются, т. е. берется палка, один игрок обхватывает ее рукой у нижнего конца, другой берется выше его руки и т. д. Последний игрок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а другой «низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут в поле.
Для этой игры в землю втыкаются три палочки (бабки): первая бабка, от которой бьют «битой» мяч, вторая втыкается недалеко от первой, несколько в стороне, а третья — шагов на 30—40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебегают к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удобной минуты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом кого-нибудь из бегущих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобнее. Побежденные в это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из противников, и если им это удается и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы начинают игру. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз.
САДОВНИК
Цель игры: развитие внимания.
Описание. Играющие называют себя именами цветов: жасмин, роза и т.д. Ведущий - «садовник» говорит:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился
Все цветы мне надоели,
Кроме... розы (или называет другой цветок).
Ребёнок - «роза» должен быстро сказать: «Ой!».
Садовник: «Что с тобой?»
Роза: «Влюблена»
Садовник: «В кого?»
Роза: «В лилию»
«Лилия» должна быстро откликнуться. Если зазевалась, с неё берут фант, игра продолжается. Затем фанты разыгрываются.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции.
Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие «ворота» в это время говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и становится позади соответствующего игрока.
Чтобы не быть пойманными, участники могут ускорять шаг, переходить на бег, а ловящие в свою очередь меняют скорость речитатива.
Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руки хотя бы с одни игроком. Кто бежит не держась, считается пойманным. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.
ГРЫБАКИ
Цель игры: развитие скоростной выносливости.
Описание. Дети берутся руками попарно и становятся пара за парой.
Выбираются «грыбаки» - пара, которая становится впереди всех на небольшом расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки. Если один из бегущих будет пойман «грыбаками» не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар. Если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ?
Цель игры: развитие внимания.
Описание. Играют вдвоём, лучше больше. Ведущий говорит:
Барыня прислала туалет,
В туалете вам билет.
Не билет там, а записка,
А в записке говорится: «Да» и «Нет» не говорить,
Чёрное с белым не носить,
Не смеяться, не болтать,
Губки бантиком держать.
Вы поедете на бал?
После этих слов ведущий задаёт детям разные вопросы, на которые те должны отвечать быстро, без запинок, но не произносить слов «да» и «нет», а также «чёрный» и «белый». Кто ошибается, тот отдаёт свой фант. Если играют вдвоём, то меняются ролями.
Можно играть по договорённости, например, в течение дня. Так ребёнка легче подловить из-за потери бдительности, зато он научиться быть внимательным и собранным.
ХВОСТ – ЛЕВКА
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Описание. Играющие берутся руками один за другого гуськом, передний берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти, Левка, шопотит Левка, поворачивайся!», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие. Отставшие подгоняются хворостиной.
ЗОЛОТО
Цель: развитие внимания.
Описание. Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе. Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, камешек и др.), остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые лодочкой. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:
Я золото хороню, хороню,
Я чистое прихорашиваю!
Мое золото пропало,
Чистым порохом запало,
Метелицей замело.
Угадай, у кого?
Все: Гадай, гадай, девица,
В какой руке перица?
Стоящая в кругу девочка опускает руку с «золотом» в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает. Если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото».
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ
Цель: развитие силовых качеств, товарищества.
Описание. Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются 2 команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т.е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает. Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.
ПЕРЕТЯЖКА
Цель: развитие силовых качеств.
Описание. Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за эту палку, а за него берется его партия. Затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.
ЗАВИВАЙСЯ, ПЛЕТЕНЬ
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Описание. Играющие делятся на 2 равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят 2 параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз,
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ
Цель игры: развитие быстроты, ловкости.
Описание. В игре участвуют две команды. У каждой имеется флажок, который устанавливают на видном месте, в кругу диаметром 60 см.
Флажок охраняет один из игроков. Остальные члены - защитники и нападающие. Игра начинается.
Цель её - завладеть флажком противника, сохранив свой. Флажок можно передавать другому играющему и убегать с ним. Если игрок запятнан, флаг у него забирается и ставится на место, а игрок стоит на месте, пока его не отпятнует кто-то из его команды.
Игра с большой физической нагрузкой, где одно действие неожиданно сменяется другим.
ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Описание. Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
Гори, гори, масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
ДВОЙНЫЕ ГОРЕЛКИ
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Описание. Играющие встают парами в две колонны на некотором расстоянии одна от другой. Впереди каждой колонны стоят водящие. С последними словами «Птички летят!» дети, стоящие в последних парах, бегут вдоль колонн (один слева, другой справа), стараясь соединиться впереди колонны в пары. Водящие не допускают их друг к другу, стараются одного из них запятнать.
Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем запятнали одного из них, они встают в колоннах первыми, а водящие вновь «горят». Если водящему удается запятнать бегущего ребенка, он встает с ним впереди колонны, а игроки, оставшиеся без пары, становятся «горящими».
Вариант. Играющие встают в две колонны парами одна напротив другой на расстоянии 10—15 м. Первыми в колоннах стоят водящие. После слов «Колокольчики звенят!» дети последних пар из каждой колонны отпускают руки и бегут вперед, стараясь соединиться в пары с игроками противоположной колонны. Взявшись за руки, они встают впереди одной из колонн. Водящие стараются осалить одного из игроков, пока они не соединились. Водящий и игрок, которого он осалил, встают впереди колонны. Тот из играющих, кто остался без пары, «горит».
ВОРОБЕЙ
Цель игры: развитие навыка коллективной и слаженной деятельности.
Описание. Дети берут себе названия птиц - воробей, сова, синица, кулик и т.д. Участник изображающий воробья, ложится и делает вид, что болен. Около «воробья» хлопочет «сова». К «сове» подходит «синица» и спрашивает:
-Дома ли воробей?
-Дома.
-Что он делает?
-Болен лежит.
-Что у него болит?
-Плечики.
-Сходи, сова, в огород, сорви травки гречки, пропарь ему плечики.
-Парила, синичка, парила, сестричка. Его пар не берет, только жару придает.
Синица уходит, а к сове приходит сойка:
-Дома ль воробей?
-Дома.
-Что он делает?
-Болен лежит.
-Что у него болит?
-Животик.
-Сходи, сова, в огород, сорви травки репеёк, попарь ему животок.
-Парила, соечка, парила, голубушка. Его пар не берет, только жару придаёт.
Затем настаёт очередь спрашивать «кулика»:
-Дома ли воробей?
-Дома.
-Что он делает?
-Болен лежит.
-Что у него болит?
-Пяточки.
-Сходи, сова в огород, сорви травы мяточки, припарь ему пяточки.
-Ходила, куличок, парила. Его пар берёт, на ножки воробей встаёт.
Все птицы подходят к сове и спрашивают:
-Дома ли воробей?
-Дома.
-Что он делает?
-По двору шныряет, крошки собирает, дома не ночует, коноплю ворует.
Птицы бегут за воробьем, дразнят его и поют:
-Ах ты воробейка,
Серая шейка,
В поле не ночуй,
Коноплю не воруй,
Сторожа придут,
Тебе ножки перебьют.
ЧЕПУХА
Цель игры: развитие чувства коллективизма.
Описание. Играющие выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый из участников игры загадывает какой-либо предмет. Например, башенный кран, облако, самолет, быка и т.д. Приходит водящий, его цель назвать такое действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Он задает вопросы, играющие отвечают.
- Чем ты сегодня умывался?
- Башенным краном.
- На чем летал?
- На облаках.
- Что ты сегодня съел?
- Самолет.
Тот играющий, чей ответ в большей степени сошёлся с вопросом, становится водящим. В ходе игры важно соблюдать правила: играющие могут называть только загаданное слово, водящему нельзя повторять один и тот же вопрос.
ЛИТЕРАТУРА
- Александров С.Г. Народные казачьи игры: организационно-методические аспекты. // Педагогический вестник Кубани. – 1999., № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр "Кубанские подвижные игры "
преобщение к кубанской культуре...
Кубанские подвижные игры
КУБАНСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Сентябрь: Кавуны (бег)...
Кубанские подвижные игры для детей дошкольного возраста
Картотека кубанских подвижных игр...
Картотека «Кубанские подвижные игры»
Кубанские игры несут главную цель - донести до детей национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Они яв...
Картотека кубанские подвижные игры "Казачьи забавы"
Картотека кубанскиз подвижных игр...
Перспективное планирование. Народные подвижные игры Урала. Инструктора по ФИЗО
Перспективное планирование. Народные подвижные игры Урала. Инструктора по ФИЗО....
«Играйте дома с ребёнком в кубанские подвижные игры».
Кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, ...