Проект "Коми дом"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Содержание работы по возрастам
Цель: Показать детям неповторимость коми избы, особенности жизни и быта коми народа для сохранения истории родного края, коми языка, воспитание чувства патриотизма.
2 младшая группа
Задачи:
- Познакомить детей с традиционным жилищем коми народа;
2 младшая группа | |||||||
Виды детской деятельности | Образовательная область | Работа с родителями | Развивающая среда | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||
Двигательная | В рубрике «Родительская энциклопедия» – ширма «Что мы знаем о коми доме!» Осведомить родителей об особенностях Коми избы. Предложить участие в сборе экспонатов для мини-музея «коми избы». Подключить в работу родителей в течение всего проекта. Привлечь родителей по изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевым играм. | Внести в группу макет«Коми дома». | |||||
Игровая | Обыгрывание сюжета «Построим дом» Учить обыгрывать сюжет игры, использовать атрибуты по назначению. | Магнитное панно - выкладывание домов из геометрических фигур. Выкладывание домов в свободной деятельности. | |||||
Продуктивная | Рисование «Изба бабушки Ани» Учитьрисовать детей предметы прямоугольной формы. | ||||||
Коммуникативная | Беседа « В гостях у бабушки Ани». - Датьдетям знания об особенностях внешнего вида деревянного дома коми; | ||||||
Трудовая | Лепка «Бревнышки для домика». Закрепить умение детей раскатывать «бревнышки» прямым движением руки для создания единого целого – Коми дом. | ||||||
Познавательно-исследовательская | Знакомство с деревянными предметами. Познакомить с элементарными свойствами дерева: твердое, не тонет, теплое. | ||||||
Музыкально-художественная | Коми народная песня «Катша, катша. китш-котш». Познакомить с коми народной песней. | ||||||
Чтение художественной литературы | Рассказывание детям сказки «Теремок» («Чом»). Познакомить с новой сказкой. |
Результат проекта: коллективная работа. Тематическая выставка детских работ на тему: «Коми деревня».
Закрепить знания детей о строении коми дома. Вызвать желание детей нарисовать для коми семей дом, образуя из отдельных домов деревню.
Средняя группа
Задачи:
- Продолжать знакомить с жилищем коми народа.
- Начать знакомство с интерьером коми избы: печь.
- Дать сведения о строительстве коми избы.
Средняя группа | |||||||||
Виды детской деятельности | Образовательная область | Работа с родителями | Развивающая среда | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||||
Двигательная | П\и «Вокруг домика хожу». Развивать двигательную активность. Воспитание желания придерживаться старинного обряда: вход в дом со стуком. | Тематическая фотовыставка «Дом моих прабабушки и прадедушки» Продолжать включать в работу по проекту родителей Привлечь к оснащению игровой зоны: ухват, чугунок, кочерга. | Внести макет печи -как важнейший элемент Коми дома. | ||||||
Игровая | Сюжетно – ролевая игра «Приглашаем бабушку Аню на колобки». Вызвать уважение к процессу своего труда и воспитывать уважение к старшему поколению. | Д/и «О чем хочешь узнать». На карточках − изображения предметов интерьера избы.Дети вытаскивают карточки − воспитатель находит аналогичные вещи и рассказывает о них детям. Формированиепредставлений об интерьере коми избы. Д\и«Устроим комнату для бабушки Ани». Знакомство с внутренним обустройством Коми избы. | Пальчиковая игра«Шырьяс». Познакомитьс новой пальчиковой игрой. Развитие мелкой моторики. Компьютерная игра «Игры с Кукурулью» - загадки. Закрепить предметы коми интерьера. | ||||||
Продуктивная | Рисование «Наш дом» Учить рисовать последовательно (стены, крыша, окна, дверь). Аппликация «Лабич» («скамейка» ). Учить вырезать широкие и узкие полоски для создания предмета. | ||||||||
Коммуникативная | ОД: «Обустройство коми избы» Познакомитьс внутренним обустройством избы:Красный угол,печь, полати, полки, колыбель, мебель (стол, пристенные лавки, сундуки, кровать). Жизненно важные центры в доме, круг предметов быта и труда, включение их в пространство. Беседа «В каждом доме толстая Маланья». Познакомить с одним из главных интерьеров избы – печь как важнейший элемент северного дома. | ||||||||
Трудовая | Конструирование из бумаги «Красивый дом». Учить сгибать бумагу пополам и приклеивать мелкие детали: окна, дверь, труба. Лепка из соленого теста: «Пöжалам кöвдум». Учить лепить колобки из соленого теста. Продолжать знакомить с функциями печи. | ||||||||
Познавательно-исследовательская | Исследовательская деятельность «Откуда пришли деревянные предметы». Расширять знания детей о свойствах деревянных предметов. Познакомить с этапами переработки древесины. | Беседа с просмотром видеофильма, «Какие разные дома». Знакомить детей с разными домами и показать их сходство и разнообразие. | |||||||
Музыкально-художественная | Заучивание коми народной песни «Катша, катша. китш-котш». Продолжать знакомить с коми песней с элементами. | ||||||||
Чтение художественной литературы | Чтение сказки «Три медведя» («Куим ош»). Слушание «Ичöтикмойд – небылича» Ю.Попова. Закрепить названия частей дома на коми языке. |
Результат проекта:развлечение «Веселые посиделки с бабушкой Аней» с целью продолжения знакомства с жилищем коми народа и важнейшим элементом коми избы: печь.
Старшая группа
Задачи:
- Продолжать знакомить со строением северного дома.
- Продолжать знакомить с интерьером северной избы.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
Старшая группа | |||||||
Виды детской деятельности | Образовательная область | Работа с родителями | Развивающая среда | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||
Двигательная | В рубрике «Родительская энциклопедия» ширма «Традиции строительства северного дома и его архитектурные элементы» | Внести иллюстрации интерьера избы: Красный угол,печь, полати, полки, колыбель, мебель (стол, лавки, сундуки, кровать). Внести атрибуты для сюжетно – ролевой игры: стол, лавка, люлька, сундук, кровать. | |||||
Игровая | Сюжетно-ролевая игра «Строим дом всем селом» Воспитание чувства коллективизма в решении общей задачи – построить дом. | Д\И «Составь цепочку» Закрепить знания детей о последовательности выполняемой работы в создании дома. | |||||
Продуктивная | Коллективная работа: Конструирование из бумаги компаниями: «Поднимаем дом». Учить скатывать из бумаги «брёвнышки» и воспитывать чувства коллективизма при выполнении работы. | ||||||
Коммуникативная | ОД:«Сказ о том, как Иван построил свой дом». Сформировать знания о традициях строительства северного дома, об этапах постройки; познакомить с некоторыми архитектурными элементами. | ||||||
Трудовая | |||||||
Познавательно-исследовательская | ОД: «Лес - богатство коми края». Формировать представление о лесных богатствах РК о значении леса в жизни человека в старину и в современном мире. . | ||||||
Музыкально-художественная | Драматизация коми народной песни «Катша, катша. китш-котш». Продолжать знакомить с коми песней с элементами драматизации. | Коми народная песня «Потандорсасьыланкыв» Знакомить со старинными колыбельными песнями. Слушание песни «Коми му» сл.М.Лебедев, муз.народная. | |||||
Чтение художественной литературы | Рассматривание книг с изображением коми домов. Чтение сказки Г.Юшков «Кӧинчом». |
Результат проекта:приглашение родителей на экскурсию в мини - музей «Коми изба», созданный совместно, где экскурсоводы сами дети.
Цель:
- Закрепление и совершенствование знаний детей об обустройстве и о строительстве северного дома.
- Познакомить родителей с проделанной работой по проекту «Коми дом» .
Подготовительная группа
Задачи:
- Расширять знания о своеобразии коми избы.
- Продолжать знакомить со строением коми домов, с новыми технологиями строительства.
- Познакомить детей с особенностями украшения коми домов: охлупни, наличники и т.д.
Подготовительная к школе группа | |||||||
Виды детской деятельности | Образовательная область | Работа с родителями | Развивающая среда | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | |||
Двигательная | Игры эстафеты П\и «Шыр да пёльöс». Развитие быстроты, ловкости, памяти. | Родительское собрание – круглый стол «Семейные традиции – залог уважения в семье». Обмен опытом. | Внести иллюстрации разнообразных северных домов украшенных архитектурными элементами. Внести инструменты людей сельских профессий. Внести иллюстрации подсобных построек. | ||||
Игровая | Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» Закреплять знания о внутреннем обустройстве коми дома. | Д\И «Логическое лото» на материале экстерьера и интерьера северной избы. Закрепить названия предметов и частей дома. | |||||
Продуктивная | ОД интеграция областей рисование + познание:«Анна баблы мича керка». Познакомить с элементами архитектурных украшений северной избы. Учить украшать дома различными элементами архитектуры. | ||||||
Коммуникативная | Беседа с рассматривание иллюстраций Познакомить детей с профессиями: лесоруб, печник, плотник, столяр, кузнец и т.д. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий востребованных на селе. | Беседа с рассматриваниемиллюстраций: «Подсобные пристройки». С использованием ИКТ. Познакомить детей с подсобными пристройками и их назначением. Эвристическая беседа: «Интерьер домов в прошлом и настоящем». Познакомить с интерьером домов в прошлом и настоящем. Дать сравнительную характеристику интерьеру избы в прошлом и настоящем. | |||||
Трудовая | |||||||
Познавательно- исследовательская | Экскурсия в музей «Анна баб ордӧ ветлӧм» Расширить знания детей с жизнью Коми народа, в каких условиях живут. Закрепить знания детей о быте Коми народа. | ||||||
Музыкально-художественная | |||||||
Чтение художественной литературы | Чтение Г.Юшков «Мыймеысьбыдмас», Н.Щукин «Мыйӧнлоны» |
Результат проекта:совместная деятельность родителей и детей по созданию макетов «Коми изба» с целью закрепления национального своеобразия в архитектуре и интерьере коми избы. Выставка макетов « Шондiбаной – коми керка».