Архитектурные стили
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кирилюк Алена Анатольевна

Петебурговедение для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan._no6docx.docx761.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №14 Кировского района

                     

НОД по Петербурговедению с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

Составил воспитатель

Кирилюк Алена Анатольевна

Санкт-Петербург 2015

НОД по теме:

«Архитектурные стили»

Цель: познакомить обучающихся с архитектурными стилями Санкт-Петербурга;

Задачи:

  1. Образовательная: 
  • сформировать первичное представление обучающихся  об архитектуре

Санкт-Петербурга;

  • познакомить обучающихся с понятием «архитектура», «архитектор»;

2. Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики обучающихся посредством организации этапа «раскрась архитектурные здания»;

3. Воспитательная:  формировать представление об уникальности нашего города, посредством содержательного аспекта занятия;

 Оборудование:

  • ноутбук;
  • презентационный материал к занятию;
  • рисунки с изображениями архитектурных деталей;
  •  раскраски с разными архитектурными зданиями.

План НОД по теме:

«Архитектурные стили»

   I. Вступительная часть……………………………………..5мин.

   1.Приветствие. Введение в тему занятия……………………2мин.

   2.Игра «Угадай, что за здание»……………………….….…3мин.

   II. Основная часть………………………………….……….20мин.

   1.Кто такие архитекторы?......................................................3мин.

   2.Физкультминутка «Теремок»……………………….……...2мин.

   3.Стили архитектуры………………………………………...10мин

   4.Дидактическая игра «Мы архитекторы»……………….….5мин.

   III. Заключительная часть. Подведение итогов…..…….10мин.

   1.Раскрашивание архитектурных зданий……………………5мин.

   2.Чтение и заучивание стихотворения «Архитектор»………5мин.

            

Ход НОД по теме: «Архитектурные стили»        

I.  Вступительная часть.

1. Приветствие. Введение в тему занятия.

            Педагог: Ребята, мы с вами живем в городе. Мы городские жители, а иначе – горожане. Жителей городов называют по имени того города, в котором они живут. Например, тех, кто живет в Москве, называют москвичами, живущих в Костроме - костромчанами. А как называют нас, живущих в Санкт—Петербурге?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

            Педагог: Правильно, Петербуржцами.

Наш город очень большой. В нем живет около 5 млн. человек. Из чего состоит такой огромный город?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

 Педагог: Прежде всего, это жители города (петербуржцы) и дома, здания,  где они живут, работают, учатся, отдыхают.

Дома, в которых мы живем, - детский сад, школа, музеи, театры и другие здания – все это архитектурные сооружения.

Дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Дома городские

Большие и разные:

Многооконные,

Многоэтажные.

Есть в новостройках

Дома - близнецы.

В старых районах

Увидишь дворцы,

Здания музеев,

Театров, соборов,

Просто жилые,

Приятные взору.

(Е. А. Никонова)

Педагог: Архитектура это - дома, здания, сооружения.

А еще архитектура - это планировка дорог, садов, городов. Ещё это правила строительства и разные украшения всего вокруг из самых разных материалов.

Архитектура – это пространство, которое создается вокруг человека из самых разных мелочей – площади, улицы, интерьеры. По внешнему виду здания можно определить,  для чего оно построено.

2. Игра «Угадай, что за здание».

Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, что за здание». Посмотрите на экран.

         (Обучающимся предлагается угадать, что находится в том или ином здании – театр, музей, санаторий, школа, кино. Осуществляется фронтальная форма работы).

(Демонстрируются слайды№ 2,3,4)

 

 

II. Основная часть.

  1. Кто такие архитекторы?

   Педагог: А кто же создает всю эту красоту вокруг?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

           Педагог: Архитектор – это тот, кто придумывает, как построить здание. И делает проект. Проект - это много разных изображений здания с разных сторон и в разных сечениях. Чтобы сделать такой проект, нужно представлять, из чего построен дом, как он устроен внутри, где проходят лестницы.

(Демонстрируется слайд№ 6)

            Педагог: Санкт-Петербург - один из красивейших городов мира, сам по себе является одним большим архитектурным памятником. В отличие от многих других европейских городов, Санкт-Петербург сложился именно как система архитектурных ансамблей.

Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры.

(Демонстрируется слайд№ 7)

  1. Физкультминутка «Теремок».

Педагог: А сейчас, ребята, давайте немножко отдохнем. Предлагаю вам  поиграть.

(Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения).

Стоит в поле теремок,

(ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок,

(пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк

-Дерг-дерг, дерг-дерг.

(руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)

Пришел Петя-петушок

И ключом открыл замок,

(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)

  1. Стили архитектуры.

            Педагог: Молодцы, ребята. Давайте продолжим наше занятие. Посмотрите на экран.

(Демонстрируется слайд №8)

Педагог: Прочные, удобные и красивые здания будут менять свой стиль в зависимости от того, когда и для кого они строились. Обратите внимание на красоту Зимнего дворца, построенного Бартоломео Франческо Растрелли в стиле барокко.

(Демонстрируется слайд №9)

             Педагог: Вот этот архитектор.

(Демонстрируется слайд №10)

Педагог: Дворец огромен – не окинуть взглядом. Все фасады дворца -  разные. Со стороны Невы всё подчёркивает вытянутость здания вдоль набережной. В центре – трёхпролётный подъезд с колоннами.

(Демонстрируется слайд №11)

 Педагог: Каждый простенок между окнами украшен поставленными друг на друга колоннами, даже сдвоенными. Если смотреть вдоль фасада, кажется, стройный ряд белых двухъярусных колонн бесконечно уходит вдаль. Ребята, скажите, а кто  из вас был в Зимнем дворце??

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

            Педагог: А здание Русского музея, построенного в России в стиле классицизма, мне видится во многом иначе. Архитектор этого здания  - Карл Иванович Росси.

(Демонстрируется слайд №12)

             Педагог: Здание дворца – торжественно, своеобразно празднично.

(Демонстрируется слайд №13)

Педагог: Сочетается победная пышность и  гордая строгость линий. Львы застыли по сторонам широкой лестницы, которая ведёт к подъезду.

(Демонстрируется слайд №14)

Педагог: Над окнами первого этажа изображены львиные головы и военные доспехи. Решётка – одна из красивейших в городе – состоит из копий с позолоченными остриями и чугунных столбов с военными трофеями.

(Демонстрируется слайд №15)

            Педагог: Вот архитектор задумал такой дворец. Это дворец и это – дворец. А как вы думаете: в одно время были построены дворцы?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Да, они разные очень, созданы  в разное время. Это красота пышная (У Зимнего), праздничная, торжественная, разукрашенная, но всё – таки в этом празднике есть какая – то лёгкость. А здесь? Посмотрим на Русский музей.

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

(Демонстрируется слайд №16)

             Педагог:  Какая красота! Здесь тоже праздник, но другой. Здесь гордая красота! А в чём торжественность?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

(        Педагог  показывает  на столбы с трофеями, на львов, которые берегут дворец).

            Педагог:  А линии, какие?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

         Педагог:  Правильно, строгие. А вот архитектор Огюст Монферран.

(Демонстрируется слайд №17)

Педагог:  Мы с ним уже знакомы. Он построил Исаакиевский собор. Это тоже стиль классицизма.

(Демонстрируется слайд №18)

            Педагог: Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память по себе в России сооружением Александровской колонны.

(Демонстрируется слайд №19)

             Педагог: А вот, ребята стиль  Ампир. Для него характерны массивные, монументальные формы и богатый декор: лавровые венки, орлы, военные эмблемы. Первой постройкой Карла Росси в Санкт-Петербурге стали два павильона, возведенные в саду Аничкова дворца.

(Демонстрируется слайд №20)

Педагог: Позднее возник новый стиль «арт нуво» .В России Модерном  назвали его.

(Демонстрируется слайд №21)

              Педагог: Это Особняк  М.Ф. Кшесинской. Фасады часто украшались мозаичным декором или народными изображениями. Широко использовались новые по тому времени материалы: широкоформатное стекло, сталь, бетон и железобетон. На фасадах применялась мозаика, витражи. Интерьеры отличались обилием скульптур, лестниц, перил и орнаментов.

(Демонстрируется слайд №22)

             Педагог: А вот смешенье всех стилей - Эклектика. Образцы эклектики в архитектуре Северной столицы конца 19 века - великокняжеские особняки, дворцы, здания административных учреждений, храмы, доходные дома, вокзалы, банки.

(Демонстрируется слайд №23)

  1. Дидактическая игра «Мы архитекторы».

          Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами тоже попробуем себя в роли архитекторов. У нас есть «волшебные кубики», из которых мы с вами будем строить дом. Давайте начнем!

(Обучающиеся конструируют из кубиков здания, называя свой стиль архитектуры. Осуществляется индивидуальная форма работы).

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

  1. Раскрашивание архитектурных зданий.

Педагог: Мы сегодня с вами узнали, что архитектура – все пространство, созданное человеком. Так кто же такой - архитектор?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

            Педагог: Правильно, архитектор – это тот, кто придумывает здания и как их расположить относительно друг друга так, чтобы получилось пространство.

По виду здания обычно понятно,  для чего оно построено.

А вот в этой папке у меня есть много – много раскрасок с разными домами, замками, крепостями, есть изображения и реально существующих зданий, есть и изображения сказочных теремов.         Выбирайте  себе понравившееся изображение и раскрашивайте.(См.Приложение)

(Обучающиеся выбирают картинку с определённым видом архитектурного стиля  и выполняют предложенное задание).

2. Чтение и заучивание стихотворения «Архитектор».

Педагог: А сейчас, я предлагаю вам послушать стихотворение. Давайте вместе его выучим.

        Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный,

Строит дом карандашом

На листе бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартирах свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких.

Педагог: Спасибо, ребята, за активное участие на занятии. Мы сегодня узнали много нового про наш любимый город. Я надеюсь, вы запомнили архитектурные стили Санкт-Петербурга. До новых встреч, ребята!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Архитектурная школа папы Карло"

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА ПАПЫ КАРЛО» Давным-давно, когда еще не было энциклопедии, ...

Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...

Стили руководства. Разновидность стилей управления.

Руководство организацией и стили управления. Современный стиль управления....

Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...

«Понятие управления. Классификация стилей управления. Организационная эффективность демократического, авторитарного, либерального стилей»

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не вс...