Знакомим детей с родным городом
учебно-методический материал на тему
Знакомя детей с родным городом, создавая условия для воспитания у них чувства любви и восхищения своим городом, постепенно подводя детей к пониманию того, что наш город – частица Родины, создается та база, на которой в последствии человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 18.04 КБ |
oprosnik.docx | 15.04 КБ |
perspektivnyy_plan.docx | 27.64 КБ |
perspektivnyy_plan_raboty.docx | 17.03 КБ |
konspekt_nod_v_sredney_gruppe.docx | 22.62 КБ |
konspekt_nod_veseloe_puteshestvie_po_irkutsku.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
нравственно – патриотического воспитания
«С чего начинается Родина»
Программное содержание темы «Мой город»
Эта тема охватывает цикл занятий:
- Иркутск – главный город Иркутской Области
- Достопримечательные места Иркутска
- Экскурсия на автобусе по городу Иркутску. Ознакомление с историческими памятниками Иркутска
- Мемориал «Вечный огонь» - символ памяти сибирякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Ознакомление с «вахтой памяти». Проведение встречи с участниками почетного караула
- Иркутск – центр науки, культуры, отдыха
- Мои родители – труженики города Иркутска. Почетные граждане Иркутска.
Программное содержание занятия: «Иркутск – главный город Иркутской Области».
История города Иркутска. Освоение Иркутска. Первые поселения. Иркутский Острог, его основатель Я.И. Похабов. Декабристы в Иркутске. Иркутск в годы Великой Отечественной войны. Иркутск – в прошлом, Иркутск – настоящий, Иркутск – будущий. Символы города Иркутска. Герб и флаг.
Словарь: поселение, острог, церкви, купола, храмы, зодчество, украшения, резьба, бабр, соболь, герб, поселенцы, переселенцы, иркутяне, сибиряки, тайга, декабристы, памятные места, достопримечательности.
Программное содержание занятия: «Достопримечательные места г. Иркутска».
Ознакомление детей с названиями главных улиц Иркутска, памятниками, музеями, библиотеками, интересными людьми, посетившими город Иркутск.
Экскурсия по историческим местам:
Памятник Г.К. Жукову, Ледокол – Музей «Ангара»
Памятник А.П. Белобородову.
Танк «Иркутский комсомолец»
Вечный огонь
Во время экскурсии ознакомление с главными улицами Иркутска: Байкальская, Ленина, Карла Маркса, Декабрьских событий, сквер им. Кирова.
Словарь: улицы Ленина, Карла Маркса, Дзержинского, Тимирязева, Седова, Байкальская, Декабрьских событий. Музеи: Художественный, природы, Краеведческий, Лимнологический, Дом – музей декабристов. Планетарий, цирк, музыкальный театр, театр кукол «Аистенок», драм театр им. Охлопкова, ТЮЗ им. А. Вампилова. Памятники, мемориалы, монументы, символы, барельефы, бюсты. Улицы, площади, скверы, проспекты, переулки. Декабристы, защитники Отечества, воины – интернационалисты. Сквер Кирова, площадь Труда, ледокол «Ангара», памятник А.П. Белобородову, Танк «Иркутский комсомолец», Вечный огонь. Сохраняют, оберегают, ухаживают, заботятся, следят, реставрируют, посещают, возлагают цветы.
Программное содержание занятия: «Иркутск – центр науки, культуры, отдыха».
Продолжение работы по расширению, обобщению и систематизации знаний об Иркутске как центре развития науки, ведущих ученых Иркутска, учебных заведениях, учреждениях культуры, спорта, отдыха, парков, видов транспорта, крупных строительных объектов. Ознакомление с тем, чем богат наш город, что создано трудом и умом жителей Иркутска, трудом родителей детей.
Практическое занятие: игра «Путешествие по Иркутску» (цирк, парк, театр, кинотеатр, дом-музей Волконских, дом-музей Трубецких, библиотека им. М. Сергеева, остановка у самых красивых зданий, у памятников героям Великой Отечественной войны). Дети определяют, на каких видах транспорта они могут до желаемого объекта, определить адрес улицы, места, где находится тот или иной объект. Экскурсоводами выступают дети по желанию, очереди или выбору.
Словарь: парки, бульвар Гагарина, о. Юность, детская железная дорога, аттракционы, развлечения, кафе; Академгородок, ученые, сотрудники, библиотеки (областная детская библиотека, городская детская библиотека, библиотека им. Молчанова – Сибирского, научные библиотеки). Знания, институты, школы, колледжи. Город: хорошеет, расширяется, возводится, благоустраивается, цветет, раскинулся, перестраивается, реставрируется, сохраняет древние традиции, памятники архитектуры, молодеет, живет, развивается.
Предварительный просмотр:
для выявления знаний по теме «Мой город»
у детей старшего дошкольного возраста
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Как называют жителей нашего города?
- Что означает слово «столица»? Иркутск – столица чего? Как нас можно ещё назвать?
- Кто основал Иркутск?
- Есть ли герб у нашего города? Что на нём изображено?
- Какая главная площадь Иркутска?
- Какие улицы ты знаешь?
- В нашем городе много памятников, красивых старинных и современных зданий. Назовите их.
- Чем отличается город от деревни? Где в городе люди лечатся? Где покупают продукты, одежду, лекарства? Где отправляют и получают посылки?
- Какие реки есть в нашем городе?
- Какие памятники посвящены войне?
- Что есть для детей в нашем городе?
- В каких музеях нашего города ты был? А какие ещё знаешь? Что в этих музеях можно увидеть?
- Какие храмы и соборы есть в нашем городе?
- Ты любишь свой город? Почему?
Обработка результатов
Высокий уровень – ребёнок правильно и полно ответил на 11-15 вопросов.
Средний уровень – ребёнок правильно и полно ответил на 5-10 вопросов.
Низкий уровень – ребёнок ответил правильно на 1-4 вопросов.
Предварительный просмотр:
по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом
Старшая группа
Сентябрь
1-2 недели
Провести диагностику «Знаешь ли ты свой город?».
Цель: выяснить какими представлениями обладают дети о себе и своем городе.
3 неделя
Рассказ-беседа «Наш микрорайон».
Цель: уточнить знания детей о микрорайоне, в котором они живут, дать знания о достопримечательностях микрорайона (ледокол «Ангара») и о том, что детский сад находится здесь же; закрепить его название («Солнечный») и почему так назван. Вызвать интерес к микрорайону в котором они живут, пробудить желание сделать его еще краше. Повторить адрес детского сада.
4 неделя
Рассматривание с детьми открыток с видами города Иркутска.
Цель: выяснить какие места нашего города дети знают.
Октябрь
1 неделя
Занятие «История возникновения города Иркутска».
Цель: дать знания о том, с чем связано название города; какое значение для города имеют реки Иркут и Ангара.
Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города (Иркутский острог), кто был его основателем (казак Яков Похабов).
2 неделя
Рассматривание иллюстраций в книге «Иркутск в открытках».
Цель: познакомить детей со старым Иркутском (конец XIX начало ХХв.).
3 неделя
Беседа «Мы иркутяне».
Цель: закрепить представления детей о том, в каком городе они живут и как называют жителей города (иркутяне). Учить детей рассказывать почему они любят свой город.
4 неделя
Чтение стихов об Иркутске.
Цель: вызвать восхищение детей родным городом.
Ноябрь
1 неделя
Беседа на тему «На чем можно приехать в наш город Иркутск».
Цель: формировать представление о видах транспорта – воздушном, железнодорожном, автомобильном. Воспитывать наблюдательность, желание рассказывать об увиденном.
2 неделя
Беседа: Правила дорожного движения.
Цель: закрепить представление детей о видах транспорта, о необходимости знать правила дорожного движения, уметь правильно переходить улицу.
3 неделя
Целевая прогулка к автобусной остановке.
Цель: продолжать знакомить с трудом взрослых (шофер, водитель), с содержанием их труда (развозит пассажиров по домам, на работу на автобусе и маршрутном такси). Уточнить и показать что на каждом автобусе есть цифра – номер и табличка, где написан маршрут следования автобуса. Активизировать речь детей словами: автобус, остановка, пассажиры, маршрут. Закрепить правила поведения на улице и в транспорте.
4 неделя
Рисование на тему: «Транспорт».
Цель: закрепить знание марок машин, их назначение для города. Уточнить знания о том, что в городе много транспорта.
Декабрь
1 неделя
Создание макета дома-музея Волконских.
Цель: вызвать желание оформить уголок родного города в своей группе. Помогать воспитателям в вырезании деталей макета.
2 неделя
Беседа «Автомобильный транспорт города Иркутска».
Цель: продолжать формировать у детей представление о транспорте родного города. Учить выделять признаки автомобильного транспорта: ездит по дороге, осуществляет перевозки людей и груза, отличается по форме, цвету, величине.
3 неделя
Занятие «Родина моя».
Цель: формировать интерес к истории своей родины. Воспитывать патриотические чувства к родному краю.
4 неделя
Посиделки в русской избе «Жизнь в семье сибиряков».
Цель: дать детям знания о семейном укладе сибиряков, о жизни и труде крестьянских детей, познакомить со значением и употреблением старинных слов; воспитывать интерес к истории народов Сибири.
Словарь: шесток, голик, коробка, роспись, сменить лоскуток, байкать.
Январь
1 неделя
Создание макета Преображенской церкви.
Цель: вызвать желание оформить уголок родного города в своей группе. Помогать воспитателям в вырезании деталей макета.
2 неделя
Экскурсия на почту.
Цель: познакомить детей с трудом почтальона – почтальон сортирует корреспонденцию, разносит ее по адресам; познакомить с трудом телеграфиста – телеграфист принимает и отправляет телеграммы. Продолжать воспитывать уважение к людям труда.
3 неделя
Экскурсия в магазин «Молоко».
Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых: продавца, кассира, с содержанием их труда: что делают, как работают. Закрепить знания детей о том, что в молочном магазине продают продукты, изготовленные из молока: сыр, сметана, творог, сырки, кефир, ряженка, сливки, масло и т. д.
Словарь: витрина, касса, кассир, продавец, деньги. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
4 неделя
Посиделки в русской избе «Берегиня».
Цель: познакомить детей с обычаем народа сохранять свой дом оберегами. Дать детям знания о кукле «Берегине», научить их делать ее. Продолжить воспитывать интерес к истории своего народа.
Словарь: Берегиня, косыночка, лоскут, пояс, пряжка, оберег, короб, сундучок.
Февраль
1 неделя
Экскурсия по городу.
Цель: Познакомить детей с историческими местами города. Дать знания о соборах, памятниках, мемориале. Воспитать любовь к родному городу, желание знать о его прошлом и настоящем.
2 неделя
Беседа о памятнике «Танк Иркутский комсомолец».
Цель: дать знания об участии иркутян в ВОВ: на фронтах и в тылу. Подвести детей к пониманию важности труда работников тыла. Объяснить детям понятия тыл, фронт, комсомолец. Воспитать чувство гордости за земляков. Дать знания о других памятных местах в городе, посвященным ВОВ (мемориал, «Вечный огонь»).
3 неделя
Занятие «Музеи родного города».
Цель: закрепить знания о памятнике (танк). Дать знания о том, что такое музей, какие бывают музеи, для чего люди их создавали. Рассказать о тех людях, которые музеи строили, собирали и дарили музеям коллекции.
4 неделя
Экскурсия в этнографический музей «Тальцы».
Цель: познакомить детей с этнографическим музеем деревянного зодчества под открытым небом. Дать знания о том, как жили русские люди (дома, одежда, обычаи). Развивать желание узнавать о прошлом своего народа.
Март
1 неделя
Рассматривание серии открыток «Тальцы».
Цель: напомнить детям о поездке на экскурсию. Закрепить полученные знания. Учить передавать увиденное в рассказах и рисунках.
2 неделя
Микрорайон строится и расширяется (экскурсия к строящемуся дому).
Цель: обратить внимание детей на то, что рядом с детским садом началось строительство нового дома. Дать знания о том, с чего начинается строительство дома, какие машины работают (экскаватор, грузовики, подъемный кран).
Словарь: кирпич, свая, строители, крановщик.
Дать знания детей о строительных профессиях (каменщик, маляр, штукатур и т.д.).
3 неделя
Экскурсия в отдел природы краеведческого музея.
Цель: познакомить детей со зданием музея, его экспонатами. Закрепить правила поведения в музее.
4 неделя
Рисование «Стройка».
Цель: учить передавать свои впечатления об увиденном на стройке в рисунках. Учить рассказывать о том, что нарисовал.
Апрель
1 неделя
Обзорная экскурсия по микрорайону.
Цель: закрепить знания детей о микрорайоне «Солнечный». Обратить внимание на различные строения (одноэтажные, многоэтажные, каменные, кирпичные, деревянные).
Объяснить понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер. Повторить адрес детского сада.
2 неделя
Строительные игры «Мой микрорайон».
Цель: закрепить знания детей о микрорайоне, учить передавать полученные знания в постройках, передавать архитектурные особенности зданий. Развивать умение выполнять совместные постройки, учить договариваться.
3 неделя
Рассматривание иллюстраций с изображением исторических мест города.
Цель: учить узнавать их на фотографиях. Воспитывать любовь к родному городу.
4 неделя
Создание макета костела.
Цель: вызвать желание оформить уголок родного города в свой группе. Помогать воспитателю в вырезании деталей макета.
Май
1 неделя
Беседа «Что такое героизм».
Цель: формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы ВОВ.
2 неделя
Рассматривание фотоиллюстрации «Вечный огонь».
Цель: уточнить общие представления о памятнике: назвать его, кому установлен, дать знания о том, как и почему люди бережно охраняют его, возлагают к нему живые цветы.
3 неделя
Экскурсия в ботанический сад.
Цель: дать общие представления о ботаническом саде (какие деревья растут, цветы), о людях, которые в нем работают, о его значимости для озеленения города.
4 неделя
Занятие «Культурный отдых иркутян».
Цель: рассказать детям, что иркутяне умеют не только хорошо трудиться, но и отдыхать. Уточнить у детей, где отдыхают иркутяне.
Словарь: цирк, парк, театр, органный зал, филармония, кинотеатр, музей.
Подготовительная группа
Сентябрь
1-2 недели
Проведение диагностики
Цель: исследование представлений детей об явлениях общественной жизни и знания родного города.
3 неделя
Беседа «Жизнь детей микрорайона «Солнечный»».
Цель: закрепить представления детей о том, какие учреждения есть для детей разных возрастов в микрорайоне, для чего они нужны, закрепить адрес детского сада.
4 неделя
Экскурсия к школе № 22.
Цель: познакомить детей с жизнедеятельностью школы, закрепить знания о том, для чего нужна детям школа (в школу ходят учиться, получать знания, заниматься спортом), чему учит детей учитель (читать, писать, считать). Развивать желание получать знания в детском саду.
Октябрь
1 неделя
Занятие: беседа «Иркутск – центр Сибири».
Цель: познакомить с названием региона, где расположен город Иркутск (Сибирь). Отметить особенности географического положения. Закрепить знания о природных достопримечательностях (озеро Байкал, река Ангара). Объяснить понятие «достопримечательность» (это место или предмет, заслуживающий своих качеств). Воспитывать гордость за наш богатый край. Учить бережно относиться к природным богатствам.
2 неделя
Рассматривание карты Иркутской области, глобуса.
Цель: познакомить с картой, глобусом. Учить на них ориентироваться (находить страну, город, озеро Байкал).
3 неделя
Рассматривание иллюстраций с изображением социально-бытовых учреждений и беседа по ним. Какие из этих учреждений есть в нашем микрорайоне.
Цель: закрепить знание социально-бытовых учреждений, их назначение.
4 неделя
Экскурсия к Дому Быта.
Цель: 1) познакомить детей с работой Дома Быта. 2) Дать понятие о том, что в Доме быта оказывают разные услуги. 3) Продолжать учить ориентироваться в микрорайоне.
Ноябрь
1 неделя
Занятие «Иркутск – центр Иркутской области».
Цель: продолжать знакомить детей с историей возникновения города. Объяснить детям понятие «Область» и «Столица». Воспитывать любовь к малой Родине.
2 неделя
Рассматривание фотоальбома «Наш любимый город», серии открыток «Иркутск».
Цель: уточнить имеющиеся у детей знания о родном городе, как культурном и научном центре Сибири.
3 неделя
Экскурсия в детскую библиотеку.
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью микрорайона. Познакомить детей с библиотекой и работой библиотекаря. Продолжать учить ориентироваться в своем микрорайоне. Воспитывать бережное отношение к книге.
4 неделя
Целевая прогулка к троллейбусной остановке.
Цель: продолжать знакомить детей с городским видом транспорта – троллейбус. Уточнить, чем отличается от автобусов и маршрутных такси (строение; работает за счет электроэнергии, которую получает по проводам и потому может проезжать там, где есть линии проводов). Показать, что на каждом троллейбусе есть цифра – номер маршрута троллейбуса (5).
Словарь: троллейбус, остановка, пассажиры, водитель, электроэнергия.
Декабрь
1 неделя
Обзорная экскурсия по городу.
Цель: продолжать закреплять и уточнять знания и представления детей о родном городе. Воспитывать интерес и любознательность.
2 неделя
Беседа с детьми о городе Иркутске.
Цель: систематизировать знания детей об улицах города. Обобщить, что в городе много улиц и каждая имеет свое название, закрепить, что некоторые здания имеют общественное назначение, а определять их назначение можно по внешним отличительным признакам. Воспитывать интерес и любознательность к окружающим объектам, любовь к городу. Понятие «проспект» – это прямая, длинная и широкая улица.
3 неделя
Рассказ воспитателя «Главные улицы города» (ул. К. Маркса и Ленина).
Цель: познакомить детей с историей строительства и благоустройства этих улиц. Вызвать интерес к истории возникновения этих улиц.
4 неделя
Рисование с подгруппой детей многоэтажных домов, школы и т. д.
Цель: Развивать наблюдательность, желание отображать эту картину в рисунке «Мой микрорайон».
Январь
1 неделя
Каникулы.
2 неделя
Занятие: рассказ-беседа на тему «Герб Иркутска».
Цель: уточнить знания детей об истории возникновения города; дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба. Дать знания о гербе города, об истории его создания и значимости.
3 неделя
Игра «Путешествие по городу» и «Отдохнуть настало время» (музей, парки, театр, кинотеатр, цирк).
Цель: закрепить знания детей о том, где могут отдохнуть иркутяне после работы, в выходные дни. Предложить правила игры: называем только то, где можно отдохнуть.
4 неделя
Экскурсия на ледокол «Ангара».
Цель: дать знания о ледоколе «Ангара» (как и для чего был построен). Воспитывать интерес, чувство гордости за свой микрорайон и город.
Во время экскурсии обратить внимание, что идем по проспекту им. Жукова. Уточнить понятие «проспект».
Февраль
1 неделя
Занятие «Железная дорога».
Цель: дать детям знания о значимости железной дороги для нашего края, ее роли в развитии промышленности, торговли. Закрепить знания о памятнике Александру III.
Словарь: ж/д вокзал, перрон, платформа, зал ожидания, касса.
Рассказать детям о детской железной дороге.
2 неделя
Экскурсия в музей истории города Иркутска.
Цель: познакомить детей с музеем, закрепить знания детей об истории возникновения города.
3 неделя
Занятие «Путешествие по городу».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о родном городе: его улицах, театрах, музеях. Вызвать желание рассказывать о родном городе. Воспитывать любовь и чувство гордости за Иркутск.
4 неделя
«Микрорайон строится и расширяется» (экскурсия к строящемуся дому).
Цель: обратить внимание детей, как вырос дом после нашего посещения в прошлом году; сколько построено этажей, из какого материала сделана крыша, сам дом; какие машины теперь работают на стройке; для чего нужны строителям каски.
Март
1 неделя
Занятие «Декабристы в Иркутске».
Цель: дать детям знания о декабристах, кто такие, как появились в Сибири, их роль для развития края.
2 неделя
Экскурсия в дом-музей Волконских и в дом-музей Трубецких.
Цель: закрепить знания детей о декабристах, о том, какой вклад они внесли в развитие духовной и культурной жизни города.
З неделя
Занятие «Славные в Сибири имена»
Цель: дать знания детям о знаменитых людях, живших в нашем городе. Воспитывать чувство гордости за свою родину, за свой родной город.
Словарь детей: родина, сибиряки, гордость, земляк.
4 неделя
Словесно-дидактические игры, решение кроссвордов.
Цель: учить детей применять полученные знания в играх. Развивать интерес к родному городу, память детей. Активизировать словарь детей по теме «Город».
Апрель
1 неделя
Театр кукол «Аистенок». Поход в театр.
Цель: уточнить представления детей о кукольном театре. Обратить внимание на обстановку в театре (фойе, зрительный зал, сцена).
2 неделя
Игра-путешествие по театрам города. Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Цель: уточнить знания детей о театрах города, их сходствах и различиях. Закрепить правила поведения в театре. Воспитывать желание ходить в театры. Активизировать словарь: драматический, музыкальный, кукольный, ТЮЗ, фойе, зрительный зал, сцена, артисты, зрители).
3 неделя
Занятие «Музеи родного города».
Цель: продолжать знакомить детей с музеями родного города. Уточнить понятие «музей». Дать знания о еще одном музее (исторический), которым гордятся жители. Вызвать желание рассказывать о музеях, которые посетили, о том, что там увидели.
Слово: краеведение.
4 неделя
Экскурсия в историко-краеведческий музей.
Цель: закрепить представления детей о историческом прошлом города и Сибири, трудом и бытом сибиряков. Продолжать прививать чувство гордости за свой родной край, где родились и живем. Прививать интерес к сибирскому фольклору.
Май
1 неделя
Занятие «Наши земляки в годы войны». Экскурсия к «Вечному огню».
Цель: дать знания о нашем земляке – иркутянине дважды герое Советского Союза А.П. Белобородове. Воспитывать чувство уважения и благодарности к ветеранам войны, познавательный интерес к своему городу.
Словарь: бюст, герой, подвиг, захватчики, Родина, мемориал.
2 неделя
Экскурсия к памятнику Г.К. Жукову.
Цель: дать знания о маршале Г.К. Жукове, рассказать, почему ему воздвигли памятник. Закрепить знания о том, как защищали страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
3 неделя
Экскурсия на пристань «Ракета».
Цель: закрепить знания детей о водном транспорте: пароходе, ракете, метеоре, лодке; о людях, работающих там: капитан, матрос. Активизировать словарь: причал, штурвал, рубка, каюта, судно.
4 неделя
Итоговое занятие – «Мой город».
Цель: закрепить знания детей по истории города, о достопримечательностях родного города. Вызвать чувство гордости за свой родной город, стремление сделать его еще краше, узнать что-то новое о его истории.
Предварительный просмотр:
по ознакомлению детей с микрорайоном Солнечный
Тематика занятия, программное содержание | Методические приёмы | Закрепление знаний, отношений в других видах деятельности | |||
Занятие №1 Тема: «Наш микрорайон Солнечный 1.Объяснить детям понятие «микрорайон» 2.Воспитывать положительное отношение к микрорайону | Рассказ воспитателя о микрорайоне: где он расположен (на берегу залива р.Ангары), почему так называется, какие есть улицы; рассматривание фотографий с изображением вида микрорайона | — повторный просмотр иллюстраций из книги М. Сергеева «Иркутск. Три века»; — рассказывание детей: «Что мы узнали о микрорайоне Солнечный?» | |||
Занятие №2 Экскурсия по улицам Ржанова 1.Дать знания о том, как называется улица, на которой находится детский сад, почему она так называется. 2.Познакомить детей со зданиями и объектами, расположенными на улице Ржанова (школа, супермаркет, аптека, дом быта, жилые дома) | Вопросы к детям: Как называется наш микрорайон? Наш микрорайон старый или нет? Почему думаете, что не старый? На какой улице находится наш детский сад? Почему она так называется? Какие ещё улицы есть в нашем микрорайоне? Кто из вас живёт на улице Ржанова? Что расположено на этой улицах? | — фотографирование детей во время экскурсии для оформления альбома. - рассматривание фотографий. - рисование | |||
Занятие №3 Экскурсия по улице Байкальской Познакомить детей со зданиями и объектами, расположенными на улице Байкальской (почта, детская библиотека, бизнес-центр, Сибэкспоцентр, институт экономики и права, молочный завод). | Вопросы к детям: Как называется эта улица? Почему она так называется? Кто из вас живёт на улице Байкальской? Что расположено на этой улице? Для чего они нужны? | — фотографирование детей во время экскурсии для оформления альбома. - рассматривание фотографий. - рисование | |||
Занятие №4 Экскурсия к молокозаводу Познакомить детей с молокозаводом (здесь перерабатывают и фасуют молоко и молочные продукты) | Обратить внимание детей на завод (большой, много цехов) Понаблюдать как подъезжают машины с молоком и уезжают с молочными продуктами) | Рассматривание фотографий - рисование | |||
Занятие 5 Экскурсия по проспекту Жукова. Познакомить детей со зданиями и объектами, расположенными на проспекте (школы, детские сады, центр детского творчества, памятник Жукову, магазин, аптека) | Где мы с вами находимся? Почему называют проспектом, а не улицей? В честь кого названа? Рассмотреть памятник. Что ещё есть на проспекте? Полюбоваться красотой проспекта . Какие дома здесь расположены. | -Рассматривание фотографий. -фотографирование детей во время экскурсии для оформления альбома. -рисование | |||
Занятие 6. Экскурсия на ледокол «Ангара» Дать знания, что это очень старый ледокол, ходил по Байкалу, сейчас здесь находится музей. Познакомить детей с музеем. Учить внимательно слушать экскурсовода, задавать вопросы по содержанию. | Куда мы с вами подошли?. Вы знаете, что здесь расположено? Познакомить с профессией экскурсовода. Побуждать детей задавать вопросы. | - Рассматривание фотографий. -фотографирование детей во время экскурсии для оформления альбома. -рисование - рассказать родителям об экскурсии - Обобщающая беседа по итогам экскурсии | |||
Занятие 7 Экскурсия в музей природы Байкало-Ленского заповедника Познакомить детей с музеем. Дать понятие «Байкало-Ленский заповедник». Познакомить с представителями флоры и фауны Прибайкалья | Рассказ экскурсовода. Вопросы детей | Рассматривание иллюстраций, фотографий Рисование Составление альбома «природа Прибайкалья глазами детей» | |||
Занятие 8 Тема: «Фото-путешествие по микрорайону Солнечный» 1. Выявить у детей знания, отношения к микрорайону; 2. воспитывать любовь, гордость за свой микрорайон | Рассматриваний фотографий. Беседа. Игра «Найди название» | - Выставка детских работ «Микрорайон глазами детей» |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе
«Мы на лодочке катались, на Байкале оказались».
Цель: создать условия для ознакомления детей с родным краем.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать закреплению знаний детей об эндемиках озера Байкал (внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания).
Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, без запаха).
Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.
Развивающие:
Способствовать развитию умения поддерживать беседу с воспитателем, отвечать на вопросы полным предложением.
Развивать умение распределять роли с участием воспитателя.
Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
Воспитательная:
Воспитывать познавательный интерес к изучению окружающего мира, гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, лупа, карта, атрибуты к игре «Собери мусор», материалы и оборудование Центра экспериментирования для проведения опытов с водой, фартуки и нарукавники для каждого ребенка.
Ход:
- Вводный (организационный и мотивационный момент) этап
Сюрпризный момент. Внести карту мира.
- Ребята, кто знает, что это у меня в руках?
Дети: карта мира
- Что на ней изображено?
- Что на карте обозначает голубой цвет?
Дети: вода (океаны, моря, реки, озера)
- Как называется наш город?
Дети: наш город называется Иркутск
- Чем славится наш город Иркутск?
Дети: Озером Байкал.
- Возьмем лупу и найдем на карте город Иркутск, озеро Байкал.
- Путешествие на лодочке к озеру Байкал.
- Сегодня предлагаю вам совершить экскурсию на Байкал. Что такое экскурсия?
Дети: посещение чего – то интересного (музеи, выставки, достопримечательные места)
Поплывем на лодке. Представим, что мы садимся в лодочку.
- Что надо взять в руки, чтобы лодка поплыла?
Дети: весла
- Релаксация. Дыхательная гимнастика
- Какой свежий, чистый воздух на Байкале. Как дышится хорошо. Подышим носиками. Слышится плеск волн. Дует теплый ветерок.
- Основной этап
- Ой, я кого-то вижу вдалеке! Не могу разглядеть, слишком далеко мы от этого чуда. Как увидеть? Что нам поможет?
Дети: подзорная труба, бинокль.
- Да, вижу, живое существо, а какое красивое, белый цвет, глаза, как угольки, ласты есть и хвост.
- Как вы думаете, кто это?
Дети: белек
- Белек – это кто?
Дети: детеныш нерпы
- Тихонько мимо проплываем, не спугнуть бы его. Причаливаем к берегу, выходим из лодки. Посмотрите, сколько мусора на берегу Байкала. Какой ужас. Что-то меня укачало, давайте отдохнем. Чтобы мы не заскучали, расскажу вам сказку, которая называется «Дом Белька».
1. Рассказывание сказки с демонстрацией мультимедийной презентации «Дом Белька»
- Понравилась вам сказка?
Дети: да
- А меня сказка огорчила, она не подняла настроение, не принесла радости.
- Почему?
Дети: люди виноваты, в том, что сами загрязняют природу.
- А вы, когда отдыхаете на берегу водоемов, убираете мусор?
Дети: конечно да
- Дидактическая игра «Да – нет»
Подумайте, что из названого засоряет, загрязняет озеро, а что, не засоряет. Бумага, камни, целлофан, водоросли, бутылки, песок, консервированные банки, рыбы, дождь, снег.
- Давайте очистим берег Байкала от мусора. Прежде чем начать трудиться, Маша расскажет стихотворение:
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш добрый батюшка, Байкал дорогой.
- Игра «Собери мусор». Сначала на берегу соберем мусор, а Артур спуститься с аквалангом на дно озера и там почистит.
- Что такое акваланг? Для чего он нужен?
Дети: Специальное устройство, для погружения в воду, там находится кислород, которым человек дышит. Нужна маска и трубочка.
Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»? (рыбы). После того, как мы с вами очистили от мусора богатство природы, стало видно, какая рыба водится в нашем водоеме.
- – Ну что ж, хочу предложить вам отправиться на рыбалку. Прежде чем перейти к ловле рыб, выясним, что возьмем с собой на рыбалку.
Игра с мячом «Что возьмем с собой на рыбалку». Дети перечисляют предметы для отдыха и рыбалки: лодка, удочка, акваланг, палатка, еда, котелок, мешки для мусора.
5. Идем рыбачить.
- Как называется человек, который ловит рыбу?
Дети: рыболов, рыбак
- Называем, каких рыб наловили?
Дети: омуль, сиг, ленок, голомянка, щука, хариус.
- Сравним две рыбки, самые, на мой взгляд, необычные, ленок и голомянка. Чем они отличаются?
Дети: цвет, размер, на что похожи плавники
- Составление схемы рыбы и описательного рассказа по ней
- Милана, попрошу тебя нарисовать на доске форму тела рыбы. У рыбы вытянутое тело. На какую геометрическую фигуру похоже?
Дети: овал
- Нарисуй глаз и выдели линией голову, дополни рисунок плавниками и хвостом. Из рисунка видно, что голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост.
- Чем, покрыто тело рыбы?
Дети: чешуей
- Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она?
Дети: скользкая
Это от того, что она покрыта слизью, поэтому она легко скользит в воде.
-Чем дышит рыба?
Дети: жабрами
- А хотите узнать, откуда берется рыба?
Дети: да
7. Рассматривание модели и объяснение появления рыб
- Рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба. Рассмотрим модель появления рыб.
8. - А сейчас поиграем в игру «Чей хвост, плавник, голова»
- У щуки голова – щучья
- У карася хвост – карасий
- У сазана плавник - сазаний
- Какой удачный, богатый улов у нас. Какой суп, и из какой рыбы приготовим?
Дети: уха, из щуки
- Костер разводить я вам не доверяю, а почему?
Дети: спички, детям не игрушки
- А вот веточки соберите. Ставим котелок, кладем щуку. Присядем возле костра.
9. Пока суп варится, поиграем в игру «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка
Если это рыбочка – у нее улыбочка
Если это рыба – у нее улыба
Если это рыбина – у нее улыбина
Если это рыбища – у нее улыбища
10. Опыты «Свойства воды»
- Уха еще не готова. Есть еще время выяснить, какая вода в Байкале.
Узнаем это, проведя опыт. Перед вами баночки с водой и молоком. Опускаем камни в баночки.
- В какой баночке видно камень?
Дети: в баночке с водой
- Вывод: вода какая?
Дети: прозрачная
- Добавим в другую баночку ложечку земли, а в следующую капельку голубой гуаши.
- Вывод: вода какая?
Дети: чистая
- Теперь понюхаем водичку.
- Чем пахнет?
Дети: без запаха
- Итоговый. Рефлексия.
- Тушим костер, берем с собой уху. Возвращаемся на лодке в детский сад. Понравилась ли вам экскурсия? Где побывали, чем занимались? О чем говорили? Что нового узнали?
В группе сюрприз для детей «Вода Байкала» (питьевой режим).
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей.
Тема: «Веселое путешествие по Иркутску».
Цель: Создать условия для формирования представлений детей о транспорте.
Задачи: Способствовать закреплению знаний детей о наземных видах транспорта, о профессиях людей, связанных с этими видами транспорта, о своем городе. Закреплять правила дорожного движения. Учить безопасному поведению на улицах города. Способствовать развитию умения поддерживать беседу с воспитателем, отвечать на вопросы полным предложением. Активизировать и обогащать словарный запас по теме. Воспитывать познавательный интерес к изучению окружающего мира, к путешествиям. Культуру поведения в транспорте.
Ход:
- Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по нашему городу.
Машенька, расскажет, какой пассажирский транспорт нам понадобится.
На колесах едет дом
Люди могут ездить в нем
По бокам - большие окна,
Сверху крыша, чтоб не мокнуть
Дом автобусом зовут
У него есть свой маршрут.
II. Актуализация знаний по теме.
1. Воспитатель:
- Давайте посмотрим на доску. Вот про этот пассажирский транспорт нам рассказала Маша. Рассмотрим и назовем, из каких частей состоит автобус. Для кого этот вид транспорта? Как называется место, где сидят пассажиры? Кто управляет автобусом? Как называется часть автобуса, где сидит водитель? Отправляемся в путь.
- Саша, сегодня ты прокатишь с ветерком по городу ребят. Кто помнит, как называется наш город? Будь внимательным.
Смотри, шофер,
За рулем не зевай,
Не усни, слева, справа
И прямо за движением следи!
- Пассажиры, занимайте места. Садясь в автобус, не толкайте друг друга. Будьте вежливы. Не разговаривайте громко в салоне, чтоб не мешать работе водителя, не бегайте по салону.
2. Дыхательная гимнастика «Насос»
- Ой, у нашего автобуса спустило колесо, надо срочно накачать его.
-Ш-ш-ш-ш-
III. Музыкально - художественная деятельность: музыка (музыкальное)
- А чтобы наша экскурсия была веселой – запевай скорей (дети исполняют песню).
- Вот и первая остановка – «Торговый центр». Здесь много магазинов. Заходим в один из них. (Музыкальные инструменты дети угадывают по звуку – колокольчик, треугольник, бубен, ложки, бубенчики). Музыкальный оркестр прозвучит сейчас.
3. – Ребята, но мы не только на автобусе можем проехать по нашему замечательному городу. Как название нашего города? Послушайте загадку про еще один пассажирский транспорт.
Ходит в городе олень
Возит граждан целый день
К проводам цепляет рожки
И гуляет по дорожке.
- Пересаживаемся в троллейбус. Водителем троллейбуса будет Федя. Прочитай стихотворение, прежде чем завести мотор.
Шофер не любит долго спать,
Чуть свет встает шофер.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
- Едем дальше. А вот и следующая остановка – «Кинотеатр». Кто из вас был в кинотеатре? Что вы там делали? Рассаживаемся на стульчики и посмотрим кино.
- Просмотр презентации «Один день из жизни группы».
- Про кого вы сейчас смотрели фильм? Что мы делали?
- Отдохнули, снова в путь. Транспортных средств очень много. Сейчас мы пересядем в трамвай.
Игра «Трамвай»
Тра – тра – тра – трамвай,
Покатай нас, покатай!
День – день – день – день,
Покатай нас целый день.
- Стоп. Остановка возле кукольного театра «Аистенок». Я предлагаю вам зайти в театр и посмотреть кукольный спектакль «Маша и медведь». Проходим, присаживаемся в зрительном зале. Чтобы началось представление, похлопаем куклам.
IV. Просмотр кукольного театра.
- Давайте поблагодарим бурными аплодисментами наших артистов. Артисты на сцену. А артисты-то кто? Ваши мамы.
V. Итог занятия
- Куда мы с вами сегодня ездили? На каком транспорте? Где были? Что пели? На чем играли? Где смотрели фильм? Где смотрели представление? Как называлась сказка?
- Понравилась вам поездка по городу? Была ли она веселой, интересной для вас? А теперь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу родную группу. Чтобы добраться быстро мы поедем на паровозике. Вставайте друг за другом, вы – вагончики. А я – паровоз. Вперед за мной! Чух-чух-чух!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как знакомить детей с родным городом"
Косультация раскроет необходимость ознакомления ребенка с городом,в котором он живет....
Консультация для родителей «Знакомим детей с родным городом»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей " Как знакомить детей с родным городом"
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма...
Как знакомить детей с родным городом.
Стендовая консультация...
"Как знакомить детей с родным городом."
В этой статье можно узнать о том, с чего и как правильно знакомить детей с городом....
Консультация для родителей "Знакомим детей с родным городом"
Уважаемые родители! Любите свой край! И свою любовь к нему передавайте детям! Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человек...
Консультация для родителей «Знакомим детей с родным городом»
Мы живем в огромной стране. Называется она Россия. Но у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос....