Занятие для детей подготовительной группы: «Татарстан - мой край родной»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ознакомление детей со своей Малой Родиной должно носить системный характер, то есть мы обеспечиваем взаимосвязь всех явлений и объектов, которые познает ребенок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей подготовительной группы:

 «Мой родной край – Татарстан»

Цель:

1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

2. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

3. Расширить знания детей о родном городе.

4. Развивать монологическую речь детей, память, мышление.
5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике;  репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине.  У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, – это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань.

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

- Да, это река Волга.  Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Казанка, Кама).

- Вот эти зеленые пятна на карте – это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города.  Дети, какой город является столицей нашей республики?

- Правильно, это Казань. А какие города  нашей республики вы ещё знаете (Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны).

- Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).

Занялась, зарделась неба грань,

Брызнули лучи по небосклону.

Здравствуй, город – славная Казань!

Кланяюсь тебе земным поклоном.

Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух

часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость «Казань» на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость «Казанский Кремль» - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством.

Много легенд связано с названием нашего города.  Казан -  по-татарски котел: посуда  для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: «Ай, казан, казан!…» отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань.

А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

        « В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют «каз». Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой.»

        В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши…

         В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн  (звучит гимн Республики Татарстан).

        - На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? (Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя – красная, а в середине – узкая белая полоска.)

        - Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

        На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца.  Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

По многоводным рекам плывут  красивые корабли (руками  изображают волны).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы

(прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).

На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики

(прыжки).  

Молодцы. Сели на свои места.

- Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля).

- Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля? (Дети вместе с воспитателем составляют на интерактивной доске карту - схему Казанского Кремля).

- При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? ( На ней расположены часы.)

- Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.

- Какая еще башня расположена на территории Кремля? (Башня Сююмбике.) (Воспитатель демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.)

- Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный.  Не захотев стать женой царя Ивана Грозного,  Сююмбике  прыгнула с вершины башни.  Поэтому эту башню так и называют – башня Сююмбике.

Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике – символ города Казани.

- Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

(Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

        

- Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации).

        Мечеть Куль-Шариф была построена  совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами  Кремля (воспитатель показывает иллюстрации).

        - Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?

- Назовите столицу Республики Татарстан?

- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

- Что изображено на гербе республики?

- Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?

- Любите ли вы свой город?

- Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края.  Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения  татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей подготовительной группы на тему "Мой родной край - Татарстан"

Занятие для детей подготовительной группы, включающее региональный компонент...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Край родной – милей всего!»

Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему....

План-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему: «Мой родной Пермский край»

Задачи:- Систематизировать знания детей о Пермском крае, о городах, реках, полезных ископаемых.- Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий, эстафет.- Развивать патри...

Логопедическое развлечение для детей подготовительной группы"Якутия- мой край родной!"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с целью развития связной речи, совершенствования лексико-грамматических сторон речи, обогощения пассивного и активного словаря по лек...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе «Мой край родной. Заповедные места Талдомского района»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Мой край родной. Заповедные места Талдомского района"....

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Урал – наш край родной»

Конспект занятия для детей подготовительной группы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ТНР Тема: «Люби и знай родной свой край»

Детский сад, как первая ступень общей системы образования, осуществляющая свою деятельность согласно ФГОС, должен реализовывать воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально раскрыть способн...