«Мир народных игр»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Шигапова Альфия Фахриевна

 

Представление детей о родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняется, закрепляется в народной игре, но и обогащаются творчески, перерабатываются и за тем становятся основой их поведения и убеждений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_narodnyh_igr.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республика Татарстан

«Мир народных игр »

Выступление на педагогическом совете МБДОУ №57

                                                                                                       Составила:

                                                                                                        воспитатель МБДОУ

                                                                                                       «Детский сад

                                                                                            комбинированного вида

                                                                                                       с группами для детей

                                                                                                       с нарушениями речи №57»

                                                                                                      Шигапова Альфия Фахриевна

  1 квалификационная категория

г. Нижнекамск, 2012 г.

  Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это в изобилии несет в в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных «Пряток», «Ловишек», «Салочек»? Кто придумал эти игры? Когда они возникли?

 Они созданы народом так, как сказки и песни. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.    

  Собирались мальчики и девочки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в «Горелки», «Салочки», состязались в ловкости, играя в «Лапту». Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками, для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству .

Особенно популярны были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Игры с мячом». Игра в «Жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух», и т.д. Прежде чем начинать игру дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне» - «Квас!» - «Лови мышей, а не нас!». Так поговорят с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, закрытыми глазами.

Не мало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения бросить биту, сбить городки, поймать мяч, или попасть мячом в цель («Городки»,                     « Лапта» и т.д ).

Народные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связано с сюжетом( Например, «Гуси-Лебеди», «Коршун», «Стадо»). В играх, типа «Третий лишний», «Пустое место», сюжет отсутствует все внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре «Краски» покупатель переговаривается с водящим.  «Тук, тук!» - «Кто там?» - «Покупатель» - «Зачем пришел?» - «За краской» - «За какой?» - «За голубой».

Но время вносит изменения в сюжеты новых народных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игра обобщается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку;  в них много юмора, шуток (татарская «Маляр и краски», русская « Любишь, не любишь?»,  чувашская «Телерам»; соревновательного задора – русская «Перехватчики», чувашская «Луна или солнце», русская «Кто дальше бросит?»; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами – русская  «Золотые ворота», удмуртская «Водяной»; заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками,  потешками.

Русские народные игры для детей в педагогическом отношении оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни ( татарские –скачки на конях ,борьба). Поскольку в детской игре  своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием, в ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства - симпатию, и дружеское отношение к людям разных национальностей ( татарская «Тимербай,  русская «Горелки»).

Представление детей о родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняется, закрепляется в народной игре, но и обогащаются творчески, перерабатываются и за тем становятся основой их поведения и убеждений (татарская «Скачки на конях», русская «Каравай»).

Большинство народных игр требуют от участников быстроты: быстро убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуки, зрительные тактильные сигналы («Расходитесь» (чувашская), « Жмурки» (русская), «Скок-перескок» (татарская).  Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим способствует воспитанию ловкости ( «Пятнашки, ноги от земли» (русская), «Умей быть ловким» (чувашская). Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу («Цепи, цепи кованные» (русская). Игры с частым повторением напряженных движений развивают выносливость организма «Море волнуется» (русская).

Велико значение народной игры в  нравственном воспитании ребенка. Подвижные игры, нося коллективный характер, в связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности  за действия друг друга.

  Большое воспитательное значение имеют игры с элементами соревнования, а именно с метанием предметов на дальность ( «Сбей городок» (русская), «Кто дальше бросит ?» (татарская), игры с перетягиванием («Русская борьба», «Татарская борьба»),  игры с бегом ( «Скачи на конях» (татарская), «Расходитесь» (чувашская). Они просты и доступны детям дошкольного возраста, воспитывают в детях честность, дисциплинированность, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях.

Исследователь народных игр Т.Э. Уметов выделяет следующие группы игр:

1. Интеллектуальные игры. Например, «Такой – не такой»

2. Экологические игры. Это игровые сюжеты из жизни животных и подражания явлениям природы ( «Серый волк» (татарская) , «У медведя во бору» (русская).

3. Игры эмоционального равновесия. Эти игры побуждают успокоиться, сосредоточиться («Золотые ворота» (русская), «Стоит береза белая» (чувашская).

4. Игры на развитие ручных умений.  «Как у дяди Трифона (русская), «Сова и курица» (удмуртская) и др.

5. Пальчиковые игры. «Пальчик-пальчик», «Ладушки» (русская).

  Народные подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных , пополняют словарный запас. Они создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных образовательных и воспитательных задач.

   Народные игры не требуют специального оборудования, их можно использовать в самых различных ситуациях повседневного общения с ребенком. Они не заменимы во время прогулок и семейных праздников. А если родители играют с ребенком на равных, игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними. Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости и праздника.

Литература:

1. Бабынина Т.Ф.Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений – Казань : «Школа», 2006.

2. Гришина Г. «Не забывайте народные игры», «Дошкольное воспитание», 1993 г., № 2.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...