Занятие по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Формирование уважительного отношения к людям всех национальностей, интереса к различным народам и их культурам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
layga.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Меркулова Наталья Васильевна
«В гостях у сказочницы Лайги»
Занятие по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы.
Образовательные области: познания, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Цель: формирование уважительного отношения к людям всех национальностей, интереса к различным народам и их культурам.
Задачи: -продолжать знакомить детей с укладом жизни и традициями коренных народов Дальнего Востока; -учить детей вести беседу и давать полные ответы на вопросы воспитателя; ---развивать творческие способности и мелкую моторику; - воспитывать интерес к традициям и культуре родного края. Материал: аудиозапись песни «Тонг-Тори», национальные костюмы, иллюстрации, шапочка бурундука, музейные экспонаты, сундучок, заготовки для изготовления шарфиков на каждого ребёнка, незаконченный рисунок с изображением тигра и бурундука, карта России.
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети сидят на стульях, слушают стихотворение Комарова о Хабаровском крае в аудиозаписи. Под музыку («Рассвет» в обработке В. Морозова) входит воспитатель в нанайском костюме.
- Введение в тему.
Воспитатель: Здравствуйте, я рада видеть вас! Меня зовут Лайга, я – нанайская сказочница. Я хочу пригласить вас в путешествие, посвященное жителям Хабаровского края. А вы знаете, где находится Хабаровский край? (ответы детей)
Правильно, он находится в центре Дальнего Востока. Посмотрите на карту, какой он необъятный! Чтобы нам не заблудиться в пути, нам поможет…, а кто, вы узнаете из стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, одновременно дорисовывая иллюстрацию к нему.
Копия верна Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.
Меркулова Наталья Васильевна
Тигр и бурундук.
Встретив тигра возле горки
К носу – нос, средь бела дня,
Бурундук прижался к норке:
-Мы с тобою не родня?
Тигр вопросом был взволнован,
Но, помедлив чуть, изрек:
-Ты вдоль тела разлинован,
Я, как видишь, - поперек.
-Нет, с тобой мы не родня!
Не похож ты на меня!
Юрий Архаров.
Воспитатель: Сегодня бурундучком будет Лева, он поможет нам в нашем путешествии (воспитатель надевает шапочку на ребенка). Бурундук очень любопытный и шустрый зверек, у него много друзей. Как вы думаете, кто его друзья? (дети отвечают, воспитатель показывает картинки животных: тигра, оленя, дикого кабана, медведя, лисы, волка).
- Динамическая пауза:
Бурундук: Ребята, давайте поиграем в весёлую игру! (дети становятся в круг. Проводится музыкальная игра «Бурундук открывай свой сундук»).
- Беседа. Воспитатель: Бурундучок, можно мы посмотрим, что у тебя в сундучке? (воспитатель открывает сундук и достаёт рукавичку с нанайскими узорами) Ребята, как думаете, кто сшил для Бурундучка эти рукавички? (ответы детей). Правильно, их сшили люди, а точнее, коренные народы Дальнего Востока: нанайцы, негидальцы , ульчи, нивхи, удэгейцы, орочи, эвенки. Это удивительные люди – удивительны тем, что живут в тайге, на побережьях рек, далеко от нас. Природа – их родной дом. Их поселения назывались стойбищами. (воспитатель показывает иллюстрации).
Копия верна Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.
Меркулова Наталья Васильевна
Посмотрите, как выглядят их жилища, похожи они на наши дома? Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы детей). Сначала собирался каркас из деревянных шестов, который накрывали шкурами оленей. Внутри жилища помещали очаг для обогрева и приготовления пищи.
Как же живут эти необычные люди, чем занимаются? Занимаются они оленеводством. Охотой, ловлей рыб, сбором ягод, грибов, дикоросов (показ иллюстраций).
Мужчины на несколько дней уходят на несколько дней в лес на охоту, рыбалку. А чтобы охота и ловля рыбы прошла удачно, совершают обряды: поют песни, танцуют под бубен шамана. Они не просто танцуют. А изображают птицу в полёте, зверя в прыжке, плеск волны . я предлагаю вам, надеть национальные костюмы малых народов Дальнего Востока и подвигаться в ритме танца коренных жителей.
Физминутка. Танец «Тонг Тори» в обработке Морозова. А чем же занимаются женщины, пока мужчины промышляют зверя и рыбу? (ответы детей)
Правильно, они воспитывают детей; готовят еду; следят за очагом, чтобы огонь не погас; выделывают кожу рыб, шкуры животных; шьют одежду, обувь.(подумайте, из чего?)
Верно, одежду шили из кожи рыб, шкур животных. Посмотрите , как они красиво, необычно украшали свою одежду и обувь причудливыми, затейливыми узорами.( воспитатель демонстрирует иллюстрации и экспонаты музея)
Ребята , обратите внимание ,это не просто узоры, а изображения птиц, зверей, рыб, растений нашего с вами Хабаровского края.( воспитатель показывает нанайские амулеты).
5.Художественно - творческая деятельность.
Воспитатель: Приближаются морозы, скоро всем животным в лесу станет холодно. Ребята, я предлагаю вам сделать подарки для них: теплые, красивые шарфики.
Копия верна
Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.
Меркулова Наталья Васильевна
(Детям раздаются заготовки, паеточный материал, клей. Воспитатель объясняет технику выполнения задания . Дети выкладывают из паеточных нитей узоры на шарфиках по образцу).
Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные шарфики у нас получились. Бурундучок, тебе нравятся шарфики? Давай сложим их в сундучок, и ты отнесешь их своим друзьям – зверятам .
6.Итог занятия .
Ребята, понравилось ли вам наше путешествие к жителям Хабаровского края? Как вы думаете Лёва справился с ролью бурундука? Что интересного и нового вы узнали побыв у меня в гостях? В следующий раз я принесу вам интересную сказку про Бурундучка и его друзей. Я благодарю вас за помощь и внимание. До свидания, до следующей встречи!
Копия верна
Заведующий НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД» Кудинова О. В.
Н. В. Меркулова воспитатель высшей квалификационной категории
НДОУ детский сад №260 ОАО «РЖД»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Берегите елочку красавицу"
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...
занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Лес в жизни человека"
Конспект проведения занятияпо экологическому воспитаниюдетей подготовительной группы «Лес в жизни человека» Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в природу»
уточнить представления детей о лесе...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».Программное содержание. Образовательные задачи: * Оживить знания детей о природе, полученные в рамках...
Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»
Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.Задачи:- дать знания о правах ребёнка на жиз...
Занятия по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы «Что объединяет народы Поволжья»
Занятия по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы «Что объединяет народы Поволжья»Цель: формировать нравственные основы личности детей в процессе формирования предста...
Конспект НОД по поликультурному воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие по городам Золотого кольца России»
Дать детям представление о древних городах Золотого кольца России....