В гостях у бабушки Алдуши
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тростина Ирина Геннадьевна

В гостях у бабушки Алдуши

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_babushki_aldushi.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия «В гостях у бабушки Алдуши» (ОО «художественно – эстетическое развитие»)

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Тростина И.Г.                                              

I.Подготовительный этап.

Подготовка материалов: 1. Подбор литературы и интернет - источников; предварительное чтение и углубленное изучение тематики проекта.    

 2. Подбор наглядных и дидактических материалов: цветные иллюстрации с изображением мордвы в национальных костюмах;  с изображением мордовской национальной одежды, головных уборов  и украшений; с изображением предметов обихода с использованием мордовской вышивки; подготовка экспонатов мордовского мини-музея; подбор мордовских народных игр и пальчиковых  гимнастик.

3. Изготовление шаблонов для дидактической игры «Найди нужный элемент» и сюжетно-ролевой игры «Мастерская»; роспись  матрёшек в стиле мордовской национальной  одежды;   роспись разделочной доски  с элементами мордовского узора.                                                                                                                                                  

4. Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате на мордовскую тему  (оборудование интернационального уголка « Две сестры», отражающего единство русского и мордовского народов); организация  мастерской детского творчества.

5.Подготовка материалов для организации исследовательской и экспериментальной деятельности детей: фрагменты мордовского узора, наборы шаблонов основных элементов орнамента («круг», «ромб»; «розетка»,  «крест»; «квадрат»; «зигзаг»;  «треугольник», «спираль», «ступенька», «галочка»), полоски ткани белого, красного, чёрного, зелёного  и  жёлтого цветов.  

                                                     II. Продуктивный этап.                                                                                

          Обучение пальчиковой гимнастики « Наша группа».

В нашей группе все друзья.   (Дети ритмично стучат кулачками по коленям); Самый младший — это я.          (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика);                                                       Это Маша,                                                                                                                                                                  Это Саша,                                                                                                                                                               Это Юра,                                                                                                                                                          Это Даша. 

                                                     Введение в проблему.  

Беседа по теме «Мордовия - наша малая Родина».                                                                                     Вопросы: 1.Как называется республика, в которой мы живём? 2. Почему её называют нашей малой Родиной? 3. Какие народы в ней проживают? 4. Какое событие произошло в нашей республике летом прошлого года? 5. Что вы знаете о Мордовии?  6. Что такое национальный костюм? 

Загадка: 

Ростом разные подружки,                                                                                                                                       Не похожи друг на дружку,                                                                                                                                      Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички.
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы
- ... (Матрешки).      

Демонстрация матрёшек в мордовских национальных костюмах.                                                  

Художественное слово:                                                                     

     кукла первая толста, а внутри она пуста,                                                                                             Разнимается она  на две половинки,                                                                                                                         В ней живет еще одна кукла в серединке.

 

Эту куколку открой — будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.


Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Э кукла меньше всех - чуть-чуть больше, чем орех.

Вопросы: 1. Чем вам понравились матрёшки? 2. В какие костюмы они одеты? Хотите узнать о мордовском костюме много интересного?

    Рассказ  на тему « Мордовский национальный костюм»  с  демонстрацией иллюстраций.                                                                                                                                                            Известно, что народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин.  И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с  обилием различных украшений

Мордовский костюм  подразделяется, прежде всего,  на эрзянский и  мокшанский.  Основной частью женского костюма являлась рубаха  - панар.  Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.                                                                      

  Под рубаху мокшанки надевали штаны длиной до щиколоток - покст. Шились штаны из белого холста и оторачивались внизу кумачом или красной тканой  полоской.                     

Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом – каркс с кисточками на концах – цёкт.  Женскую рубаху также носили с поясом  или специальным сложным набедренным украшением, которое  называется пулай или пулагай. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с    красными короткими кистями –сэлге пулогай. Хотя элементы пулая и его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий индивидуальный подход к его украшению. Позже в традиционный костюм мордовок вошёл передник. Украшали передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д.                                                                                                                                                                         Ещё одним предметом мордовского костюма была безрукавка. Её носили поверх рубахи и  шили из фабричной ткани чёрного цвета, длиной несколько выше колен. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшались потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блёстками.                                                                                                              Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста – руця. Шили её из тонкого, хорошо отбелённого холста.  Украшалась она, как и рубаха, вышивкой, бранным тканьём, разноцветными полосками материала.                                                                                      Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту и  семейному положению.  Женские головные уборы эрзи– панго,  сорка, шлыган – были высокими и имели варианты в виде цилиндра, полуцилиндра или конуса. Мокшанские головные уборы – панга, златной – представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков.

          Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется  сюлгам или  сюлгамо. К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие – на периферийной части украшения.  

                                                                 

Традиционной обувью мордвы были лапти или сапоги.                                                                                                      В наше время традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи, но в основном его надевают лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Элементы мордовского народного костюма также продолжают сохраняться и развиваться в творчестве мордовских модельеров.   

          Экскурсия в мордовский  мини-музей.

Детям предлагается подробно рассмотреть предметы мордовского быта, мордовский национальный костюм, предметы обихода. В процессе исследования ведётся рассказ, даются необходимые пояснения, ответы на интересующие вопросы. Особое внимание уделяется вышивке на мордовском костюме.

Беседа на тему « Мордовские узоры».                                                                                                       Детям предлагается рассмотреть различные образцы орнамента, выделить и назвать его цвета –  красный и белый  как основные тона; чёрный (варианты тёмно-коричневый и тёмно-синий), как оттеняющий контраст; желтый и зеленый для расцвечивания узора.                                                                              Вопросы: 1. Какие цвета мы видим в мордовском орнаменте? 2. Какие цвета, на ваш взгляд, в нём преобладают? 3. Как вы думаете, почему? 4. Какие чувства или мысли вызывает в вас белый цвет? 5.Красный цвет? 6. Для чего, по-вашему,  нужны зелёный и жёлтый цвета? 7. Как изменится орнамент, если их убрать?   (Рассуждения детей).

                         

                 

Эксперимент: детям раздаются полоски тканей основных цветов мордовского орнамента, и  предлагается  составить и сравнить  следующие варианты сочетания цветов: 1).красно – белый, красно-чёрный,  красно-чёрно-белый; красно-зелёный;                                                                                                                                                       2).чёрно-белый; чёрно-жёлтый, чёрно-зелёный, чёрно-жёлто-зелёный;                                   3).зелёно- жёлтый, зелёно-белый  и др.                                                                                    После чего предлагается высказать своё мнение и предложения об этих сочетаниях.                                              

После  эксперимента дети подводятся к выводу:  в мордовском орнаменте в качестве основных используется классическое сочетание цветов – красного, белого и чёрного. На первой ступеньке стоят белый и красный цвета, на второй – чёрный цвет. Белый цвет символизирует чистоту мыслей, красный  - праздничное настроение. Чёрный цвет подчёркивает красоту первых двух. Жёлтый и зелёный цвета дополняют основные и расцвечивают узор.

 Режиссёрская игра « Мордовские вышивальщицы».      

        Детям предлагается начало игры: превратиться в вышивальщиц мордовской деревни, которые готовятся к свадьбе подруги.  Дальнейший сюжет дети должны  придумать самостоятельно на основе полученных знаний. В процессе игры дети закрепляют полученную информацию и обыгрывают её. В сюжет игры включаются мордовские народные игры и забавы  «В петушка» и «В платочки».

             

 

  Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».                                                            

Пальцы очень крепко дружат,                                                                                              

  Мне помощниками служат.                                                                                               Пальцы одной руки выпрямит, прижать друг к другу и удерживать напряжённые пальцы до счёта 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения встряхнуть кисти рук. 

                                 Дидактическая игра «Найди нужный элемент».                                                                         Каждому ребёнку раздаётся набор шаблонов. Воспитатель называет  элемент узора, детям предлагается  найти и показать шаблон этого элемента. Каждый правильный ответ оценивается фишкой. Выигрывает тот, кто соберёт больше всего фишек.                              

Дидактическая игра «Что это?»                                                                                                          Дети по очереди  загадывают  подготовленные  загадки, остальные  должны отгадать, что это за элемент. При правильном ответе ребёнок демонстрирует свой шаблон.

Исследование способов расположения  элементов мордовского узора. Детям предлагается рассмотреть образцы мордовского орнамента и выяснить, как они могут располагаться (слитно, раздельно, повторяться, чередоваться и т.д.)

Игровое  упражнение - эксперимент «Нарисуй фигурами картинку».                                                                                   Каждому ребёнку даётся задание «нарисовать» любую картинку, пользуясь набором шаблонов и придумать для неё название. Затем предлагается рассказать, какие способы расположения элементов мордовского узора  они использовали в своих картинках и почему.  После этого, по желанию детей возможно составление небольших рассказов по готовым картинкам.

  Итог занятия.

Интернет – источник

http://a2b2.ru/methods/7986_proekt_mordovskie_uzory/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.   Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчес...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» ...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областе...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»ЛепкаЕдем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.Интеграция образовательных областей: &laq...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

"Едем в Гости к бабушке, к бабушке - Забавушке"

Развитие ассоциативного мышления у ребёнка...

Развлечение "Едем в гости к бабушке, бабушке Загадушке".

Доставить детям радость, снять эмоциональное напряжение.Побуждать детей совместно разыгрывать  сценки, использовать русский поэтический фольклор, ориентироваться на слова взрослого и действия све...