Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальным культурам
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Данное сообщение содержит опыт работы по организации проекта в старшей и подготовительных группах детского сада "О тебе и о твоем народе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_doshkolnikov_v_usloviyah_vvedeniya_fgos_do.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальным культурам
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. И чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. И сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к народной культуре к её истокам, обычаем, традициям. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и побуждает уважать культуру других народов и чутко к ней относится. Приобщая детей к истокам народов Поволжья, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения - народ без будущего. Наше Поволжье является бездонным источником, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения. Эти традиции воспитания принято называть народной педагогикой. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм, поведения, общественных традиций. Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи, добрые традиции.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, татары, мордва, украинцы, армяне, таджики и др. Мы провели мониторинг детей старших групп. Вопросы для опроса детей были следующие: Знаешь ли ты, к какой национальности ты принадлежишь? Какие национальности еще есть в группе? Как думаешь, они отличаются от тебя чем – то или нет? Расскажи о каких - нибудь народных играх? Какому народу они принадлежат? А игры других народов ты знаешь? Какие национальные праздники знаешь? А государственные? А праздники других народов можешь назвать? Опрос показал, что дошкольники не только не различали национальную принадлежность своих товарищей по группе, но и не знали, к какой национальности принадлежат они; не знали названия народных игр, некоторые даже не понимали смысла слова «народный»; не разделяли праздники на национальные и государственные; не могли назвать русские народные сказки (путали их с современными мультфильмами); не знали русских народных песен (не говоря уже о песнях народов других национальностей). Соответственно, мы пришли к выводу, что взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, воспитание толерантности, обучение детей относится друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей, является крайне важным в нашем детском саду. В связи с этим у нас и родилась идея создать проект «О тебе и о твоем народе».
Вначале мы провели беседу с родителями с целью: узнать, хотят ли они, чтобы их дети глубже познакомились с культурой своего народа и народов, проживающих в Поволжье; заинтересовать проектом, пригласить к сотрудничеству. Родители дали положительный ответ.
Как только мы начали изучать глубже эту тему (а это примерно около двух лет назад), оказалось, что уровень знаний по данной теме очень низкий; нет достаточного количества пособий, литературы. А ведь ещё 25 лет назад, когда мы начинали свою педагогическую деятельность, работа по патриотическому воспитанию велась очень активно. Сохранились костюмы, пособия, но, увы, их состояние оставляет желать лучшего. Работу пришлось начинать почти с нуля.
Участники проекта – дети старшей и подготовительной группы, педагоги, родители.
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников представления о культуре, обычаях, традициях народов, проживающих в Поволжье.
2. Формировать у дошкольников чувство национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа.
3. Воспитывать у детей основы толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
4. Формировать умения применять полученные знания о разных народах в
самостоятельной продуктивной и игровой деятельности.
5. Использовать эффективные пути взаимодействия детского сада, семьи и социума по вопросу формирования поликультурного воспитания дошкольников.
6. Создать предметно-развивающуюся среду с учетом этнокультурных особенностей детей.
Всю работу по реализации данного проекта ведем сообразно возрасту детей, в игровой форме, динамично и эмоционально. Нами разработан «алгоритм», согласно которому мы знакомим ребят с культурой, традициями того или иного народа:
- Показать презентацию о стране, республике (место на карте, столица, фото людей в национальных костюмах с рассказом об элементах костюма) и предложить изготовить элементы костюма в рамках творческого занятия по рисованию, аппликации.
- Познакомить с народной песней (песня обязательно должна звучать на языке того народа, с которой знакомим детей) и с национальными танцами (посмотреть видеозапись танцев в национальных костюмах).
- Показать национальные музыкальные инструменты.
- Почитать национальные сказки. Организовать кукольный спектакль по народной сказке или игру – драматизацию.
- На прогулке или в спортивном зале поиграть в национальные подвижные игры.
- Познакомить с национальными блюдами. По возможности устроить дегустацию национальных блюд.
- Познакомить с национальными ремеслами.
- Рассказать о выдающихся деятелях того или иного народа, относящихся к изучаемой национальности.
- Провести беседу и познакомить с национальными именами, рассказать об их значении.
- Рассказать об основных национальных праздниках.
Работу по приобщению дошкольников к культуре и традициям народов Поволжья осуществляем через разные формы организации воспитательно – образовательного процесса:
- Специально организованное обучение в форме непосредственно – образовательной деятельности на основе метода интеграции. Мы понимаем, что интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому стараемся включать в образовательную деятельность игры, элементы театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками. Поскольку у большинства детей дошкольного возраста визуальное восприятие преобладает над слуховым, то использование информационно-коммуникационных технологий, позволяет сделать процесс ознакомления детей с культурным наследием и традициями народов Поволжья более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создает иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействует становлению объемных и ярких представлений. Вот некоторые темы НОД: «Мы все разные, но мы вместе», «Россия – щедрая душа», «Славься, Россия, чудо - мастерами», «Путешествие по Волге. Наши друзья татары», « Путешествие по Волге. Наши друзья мордва», « Путешествие по Волге. Наши друзья чуваши», «Путешествие в Армению»;
- Экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Чтение и обсуждение национальных произведений.
- Организация развлечений, физкультурных досугов;
- Домашние задания ребенка совместно с родителями («Мои предки родом из Армении» и др.);
- Просмотр мультимедийных презентаций («Блюда армянской кухни», «Чувашский национальный костюм» и др.);
- Игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, хороводные, театрализованные;
- Беседы;
- Слушание музыкальных произведений и исполнение песен.
Мы считаем, что особую роль в приобщении дошкольников к традициям и обычаям народов, населяющих Поволжье, играют экскурсии с детьми в Краеведческий музей города.
Так на выставке «В гончарном царстве», дети увидели, как в старину изготавливали глиняную посуду: гончар Виктор Учаев на настоящем гончарном круге показал процесс изготовления разной посуды и привлек ребят к изготовлению простых предметов посуды. Затем дошкольники с интересом мастерили под его руководством медальоны, свистульки. Готовые поделки принесли в группу, раскрасили их и пополнили ими созданный нами уголок «Гончарное царство».
Посещение выставки «Русская изба» помогла детям познакомиться с традиционными местами проживания наших предков, с избой – жилищем крестьянской семьи. Дети увидели настоящие предметы русского быта: печь с утварью, прялку, люльку, лоскутное одеяло, половик, рушник, телегу и много других старинных предметов,
На выставках «Национальный костюм» дети познакомились с традиционно русским, татарским, мордовским, чувашским костюмом, с особенностями внешнего вида, способами украшения.
Раскрыть детям мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей разных национальностей, их обычаях, традициях помогают национальные сказки. После чтения сказок, обязательно беседуем с детьми об их содержании; чем похожи, чем отличаются друг от друга. Стараемся подвести дошкольников к мысли, что ценности у всех людей одинаковы (мама, папа, дом, друзья, дружба, любовь, честность, вера, порядочность и пр.). Хоть мы внешне разные, говорим на разных языках, но чувствуем одинаково (тепло, холод, боль, голод, радость, волнение и пр.). Дети с удовольствием самостоятельно драматизируют сказки, а также организовывают настольный, пальчиковый, кукольные театры по народным сказкам.
Большое значение придаем в работе с детьми игре. Национальные подвижные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, воспитывают волю, внимание, товарищеские чувства. Кроме того, подвижные игры на свежем воздухе укрепляют детей физически. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным. Нами разработана картотека народных игр. Игры организуем с детьми, как на улице, так и в группе. После изучения каждой народной культуры проводим физкультурные досуги, построенных на основе подвижных игр разных народов («Играем в забытые детские игры» - физкультурные досуги на основе русских, татарских, мордовских, чувашских народных игр).
Формировать знания о народах, живущих в Поволжье, развивать умение узнавать элементы культуры других народов, воспитывать симпатию к людям других национальностей помогают дидактические игры. Дети любят играть в созданную нами игру «Наши соседи». Игра представляет собой пирамиду, состоящую из 4 граней и набора картинок с изображением национального костюма, национального орнамента, национальных блюд и государственного флага русских, татар, армян, мордвы. Играющим предлагается размесить на каждой грани пирамиды картинки, соответствующие одной национальности.
В дидактической игре «Путешествие по сказкам» закрепляем знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках. Ввести дошкольников в игру помогают сказочные персонажи (например, Буратино, Незнайка, Петрушка), которые предлагают узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам).
Дидактическая игра «Магазин одежды» способствует систематизации знаний о национальном костюме и его элементах. Дети – покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят детей – продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. А затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собрались (Сабантуй, Масленица, Акатуй).
Интересно и запоминающе проходят праздники и развлечения.
Огромное впечатление произвела на детей встреча с учащимися и преподавателями колледжа искусств, на которой в занимательной форме дошкольников познакомили с русскими народными инструментами. Преподаватель колледжа Ляшенко С. Н. с самого начала увлекла детей сказкой о том, как давным – давно, в небольшой деревушке в деревянной избушке жили – поживали и трудились вместе со своими хозяевами полезные вещи (ложки деревянные варили щи да кашу, а затем кормили всю семью; рожок вместе с хозяином ранним утром выгонял стадо коров на луг, а вечером созывал стадо домой, а дудочка и жалейка помогали хозяину пасти коров; трещетка охраняла сады и огороды от непрошенных птиц и др.). Далее рассказала о скоморохах, которые впервые сыграли на этих инструментах; о том, как появились домра, балалайка и баян. Дети имели возможность рассмотреть инструменты, узнать, из чего они сделаны, услышать их звучание и самим попробовать на них сыграть Учащиеся колледжа сыграли русские народные мелодии на этих инструментах. Встреча закончилась выступлением оркестра дошкольников (они исполнили русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»).
Развлечение «В гости к русской народной песне» было проведено в форме игры – путешествия. Сюжет развлечения следующий: девочка Маша получает письмо от жителей деревни Песенка, которые приглашают ее в гости, чтобы рассказать о разных видах русских песен. «Приехав в деревню», девочка заходит поочередно в русские избы, в каждой из которых ее встречают дети в русских костюмах, исполняют бытовые, колыбельные, хороводные и игровые песни.
Почти каждый из нас хоть раз задавался вопросом, каково значение имени, которым нарекли нас наши родители, что это имя предрекает нам. Поэтому нами и был подготовлен праздник «Что в имени моем». В гости к ребятам прилетел Карлсон, и они с увлечением знакомили его со своими национальными именами (Семен, Валерия, Розалия, Дамир), рассказывали об их значении. А помогли им в этом презентации, которые были подготовлены детьми совместно с родителями. Затем дети поиграли в дидактическую игру «Значение имени». Ведущий называл значение имени, а дети вставали и называли свои имена.
Незабываемым для детей стало участие в мероприятии, организованном Краеведческим музеем города Сызрани и Самарской региональной общественной организацией культурно – исторических связей «Наследие наций» - «Национальный костюм – культурное наследие России». Вокальная группа детей в татарских национальных костюмах исполнила татарскую народную песню, сопровождая пение характерными танцевальными движениями татарского народа. Их выступление было встречено бурными аплодисментами.
Результатом нашей работы стал фестиваль национальных культур «Народов Поволжья – дружная семья». На него дети пришли в национальных костюмах (русских, татарских, мордовских, таджикских, украинских, узбекских). Они исполняли песни, читали стихи на родном языке, танцевали народные танцы, вспомнили народные игры. В празднике приняли участие и родители. Незабываемым было выступление папы и дочки Хусеновых: в красивых узбекских костюмах папа играл на барабане, а Лидьяна танцевала узбекский танец. Закончилось мероприятие совместным хороводом под песню «Давайте дружить».
Важным условием поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда. Поэтому особое внимание мы уделяем ее пополнению и обогащению.
- В раздевалке оформлены:
- «Печной угол русской избы»: на вырезанной из фанеры печке на полках размещаются предметы русского быта (чугунки, крынки, самовар, рушник, ухват и др.). Все экспонаты музея подлинные. Ведь только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом;
- мини – музей «Куклы в народных костюмах»;
- В группе созданы мини – музеи: «Гончарное царство», «Русская вышивка».
- В «Уголок государственной символики» внесли: карту Российской Федерации, портрет президента, кукол (девочку и мальчика) в русских национальных костюмах, иллюстрации флага и герба России и государственных символов (березки, самовара, матрешки, медведя, балалайки, гармонии и ложек).
- В уголке изобразительной деятельности отведено место для альбомов («Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Бело – голубое чудо»), раскрасок («Матрёшки», «Народное творчество»), дидактических игр по ознакомлению с русским, мордовским и татарским декоративно-прикладным искусством. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке имеются дымковские игрушки, сделанные детьми. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте.
- Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп.
- Создана фонотека с записями русской, татарской, мордовской, армянской музыки.
Наша работа по поликультурному воспитанию дошкольников основана на постоянном контакте с родителями. Они являются активными участниками пополнения развивающей среды детского сада. Так, родители помогли собрать экспонаты в мини – музеи «Печной угол русской избы», «Русская вышивка»; собрать картотеку «Сказки народов Поволжья», приобрести разные виды театров для разыгрывания народных сказок, оформили выставку «Куклы в народных костюмах». С их участием проводятся развлечения и праздники. С большой заинтересованностью откликнулись они на предложение выпускать вместе с детьми «Семейную газету». В газете несколько рубрик. Одной из рубрик является представление генеалогического древа семьи. В рубрике «Мой город» родители с детьми помещают фото дома или улицы, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями. В рубрике «Семейный календарь» можно узнать, какие государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях.
Работа по поликультурному воспитанию дошкольников ведется два года. Впереди много идей, которые хотелось бы воплотить. Например, планируем привлечь родителей и детей к оформлению выставки «Ярмарка посуды» (изготовить посуду из папье – маше и украсить ее орнаментами народов Поволжья). Для организации сюжетно – ролевых игр, как средству социализации ребенка и приобщения его к нормам и ценностям общества, планируем пополнить группу элементами национальной одежды (калфак, тюбетейка, халат и др.), муляжами национальных блюд (чак – чак, блины, манты и др.) Хочется продолжить сотрудничество с колледжем искусств и с детской библиотекой.
Свое выступление хочется закончить словами С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Мы уверены, что реализация данного проекта позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами; а также повысит знания у родителей о культурных ценностях и традициях своей национальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования
В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые тре...
«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...
Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...
Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальной культуре
Презентация к выступлению...
Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальной культуре
Текст выступления...
«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание услов...
Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальной культуре
Педагогический проект, направленный на организацию образовательного пространства ДОУ на основе традиций русского и алтайского народов на примере МБДОУ "Яконурский етский сад"...