Проект "Наследие"
проект (подготовительная группа) по теме

Тубилова Сария Хатмулловна

Проект: «Наследие». (Приобщение детей к национальной культуре и традициям разных народов (татарского, русского, хантыйского и т.д.) через музейную педагогику)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: «Наследие»

(Приобщение детей к национальной культуре и традициям разных народов (татарского, русского, хантыйского и т.д.).

      «Для того чтобы считать себя сыном или дочерью своей Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык родного народа, историю и культуру его как свои собственные»

Д.С. Лихачев

     Среди многих проблем, имеющих место в современной системе образования, доминирующее значение приобретает проблема организации педагогического процесса, ориентированного на формирование основ национальной толерантности, возрождение нравственности и духовности. Её актуальность обусловлена совокупностью причин, относящихся как в сфере социально-политической жизни общества, так и к различным аспектам образовательной политики. В Стратегии модернизации Российского образования указывается, что многонациональным российским образовательным учреждениям предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России. Обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – с высоким уровнем жизни, нравственно-патриотической, профессиональной и бытовой культуры.

     Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит - и  сохранения ее в наших детях.  Приобщение детей к народной культуре – основа нравственно-патриотического воспитания.

     Данное направление развития детей отражено в требованиях государственных стандартов дошкольного образования, Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и включено в содержание федеральных и региональных  комплексных и парциальных программ нового поколения («Детство», «Радуга», «Истоки» и других.)

Актуальность.

   Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности,  где закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка и пола, вероисповедания.               Главное, определяющее в нравственном развитии личности – появление у детей способности управлять своими действиями в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения. Детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, они остаются в памяти, которые влияют на формирование жизненных позиции, формирование чувства причастности к культурному наследию своего народа, приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры, явлениям других культур.

     Приобщение дошкольников к национальной культуре, быту, традициям разных народов позволяет наиболее полно сохранить и передать подрастающим поколениям их национальные  традиции, обряды, обычаи; способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости к народной эстетике, приучать их овладевать образным языком народного декоративно- прикладного искусства, формирование толерантного отношения к людям разной национальности.  

   Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю, культуру и обычаи своего народа. Самой большой проблемой является отрыв от национальной культуры, разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета своего народа, приводящее к трагедиям в судьбах народа и отдельной личности. Как справедливо полагает академик Д.С.Лихачев, «Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков…, культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».

      Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. А дети, не усваивающие уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблеме сегодняшнего, стоящие перед их страной, созидать её будущее.

     В последние годы идет поиск нового содержания и постановки новых задач ознакомления дошкольников с социальной действительностью и патриотического воспитания. Проведенные исследования позволили конкретизировать содержание знаний об общественной жизни, найти средства и методы формирования представлений социальных чувств, показали потенциальные возможности разных видов детской деятельности. Демократизация, оказывающее большое значение и влияние на развитие культуры, в том числе музейного дела, высветила благотворную роль общественных ценностей в формировании нравственных, духовных основ личности. 

     Сегодня, на наш взгляд, основным и наиболее актуальным содержанием работы по музейной педагогике является нравственно-патриотическое воспитание. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме – главная задача сегодняшнего дня. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

     В нашем многонациональном городе Нижневартовске традиционно сложилось толерантное, уважительное отношение к различным национальным культурам. Каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка и культуры, национального достояния и самобытности.

   Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав детского сада многонациональный.  Приобщение дошкольников к национальной культуре народа позволяет наиболее полно сохранить и передать подрастающим поколениям национальные традиции, обряды, обычаи; способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости к народной эстетике, приучать их овладевать образным языком народного декоративно-прикладного искусства, формированию толерантного, доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

    В соответствии с этим коллектив педагогов дошкольного отделения МБОУ "СОШ №40" Проект «Наследие»(по музейной педагогики). У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего значения и в наши дни – любовь к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Эти ценности легли в основу данного проекта.

Пояснительная записка

     Приобщая детей к собственной культуре, знакомя их с культурой других национальностей, мы тем самым воспитываем в них чувство любви к своему народу, к своему краю, уважительное отношение к другим народам. Одним из доступных средств приобщения детей к культуре и традициям народа является  музей.  

      Основная его функция, как особая форма дополнительного образования, развивает кругозор детей и способствует нравственно-патриотическому воспитанию.

    В нашем дошкольном образовательном учреждении создан мини-музей, который представляет собой частичное воспроизведение интерьера традиционного татарского жилища. Работа в детском музее способствует овладению культурным наследием прошлого народа и превращение его в достояние всего народа.

   Целью  является:

- приобщение детей к национальной культуре, быту, традициям разных народов (русского, татарского, хантыйского и т.д.); формирование толерантного отношения к людям разных национальностей.

   Задачи: 

  • воспитание детей на традициях народной культуры средствами музейной педагогики;
  • формирование толерантного отношения к людям разных национальностей;
  • формирование у детей чувства патриотизма;
  • воспитание будущих граждан правового демократического государства;
  • способствование социально-нравственному развитию ребенка;
  • формирование личности дошкольника в контексте  народной культуры,  как естественной социальной среды ребенка.

    Продолжительность образовательного процесса 2 года.

    Возрастной состав детей 5-7 лет.    

В музее проводятся различные формы деятельности с детьми старшего возраста.  Цикл занятий распределен по темам на 3 квартала. Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.

    Длительность занятий определяется возрастными особенностями детей:

     Работа ведется на основании согласия родителей по приобщению детей  к национальной культуре разных народов.  Работа с детьми должна осуществляться поэтапно: в соответствии с принципами системности, учета возрастных особенностей.

   На 1 этапе (дети старшей группы) - воспитатель должен в музее концентрировать внимание  детей на ближайшее окружение, на красоту и яркость предметов.  Вызвать интерес к татарскому жилищу, дать представление о деревянном доме, познакомить с татарским народным костюмом, с его элементами. Необходимо углубить знания детей о детском фольклоре, устном народном творчестве татарского народа. Ознакомление детей с народным искусством, на материале татарской национальной культуры.

       На 11 этапе (дети подготовительной группы) - дети знакомятся с национальной культурой разных народов по сравнению с русской культурой.     Проводятся занятия по ознакомлению с национальными культурами народов России и других стран. Обогатить знания детей о высокой ремесленной культуре наших предков: познакомить с изделиями и технологией традиционных ремесел: ткачество, вышивка, деревообработка и т.д.

    Блок по ознакомлению с татарской народной культурой разделен на темы: «Жилище», «Национальный костюм», «Национальная кухня», «Устное народное творчество», «Народные игры», «Декоративно-прикладное искусство», «Народные праздники».

Условия реализации проекта

     Мини-музей народного быта и культуры расположен в библиотеке учреждения.  Фонд музея состоит из: национальной одежды, предметов и изделий старинного быта, фотографий и иллюстрации, альбомов, книг,  учебного оборудования.  В кабинете музея можно  использовать информационную технологию. В музее есть столы и стулья для занятий.    

    Реализация программы способствует тому, чтобы экскурсии в музее стало привлекательным, интересным и полезным для ребенка; позволяет более продуманно строить систему работы педагога-экскурсовода со всеми возрастными группами детей  разных возрастов. Кроме того, цикл мероприятий в музее способствует установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми разных национальностей, укреплению дружбы между народами, что в целом благотворно отражается на психологическом состоянии детей.

     Главная особенность музея от всех воспитательно-образовательных программ - знакомство детей с экспонатами на выставках музея, возможность увидеть, попытаться понять и ощутить дух прошедших веков и способствовать формированию и развитию интереса детей через различные формы работы: экскурсии, беседы, викторины, конкурсы, развлекательно-познавательные и народные игры, чтение и презентации народных сказок, народные праздники.

Функции работы музея:

 - пополнение фондов (пополнять фонды музея с помощью родителей и сотрудников учреждения, а также путем налаживания переписки и личных контактов с различными организациями, устанавливать связи с другими музеями);

 -систематизация (проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников);

 -сохранение (изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение);

 -демонстрация (осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов).

    Предметы нашего музея подбирались с учетом ряда принципов:

    - каждый предмет знакомит дошкольников с историей жизни народа;

   - предметы различны по назначению, использованию;

   - любой из них должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.

Основными направлениями деятельности музея народной культуры и быта являются:

- ознакомление с бытом, жизненным укладом народа;

- ознакомление с элементами национальных костюмов,

- ознакомление с народными игрушками;

- ознакомление с декоративно-прикладным искусством;

- ознакомление с устным народным творчеством;

- ознакомление с народными играми.

    Методы обучения

    Методы обучения выбираются и используются в зависимости от типа занятий и цели:

- словесные методы в сочетании с наглядными материалами используются при изучении нового материала;

- практические задания применяются для закрепления изученного материала, для формирования определенных умений.

Формы работы

Теоретическая часть

- рассказ;

- беседа;

- экскурсия;

- просмотр слайдов с комментариями;

- игра;

- анализ работ.

Практическая часть

- рисование декоративных предметов и украшение их;

- участие в различных конкурсах; -

-развлекательно-познавательные игры;

-праздники.

Диагностическая часть

- игра;

- конкурс;

- викторина;

- анализ работ;

- опрос;

- тестирование. 

Формы работы этнографического музея:

фонд детского творчества

экскурсии-путешествия

занятия

театрализованные игры

кружковая работа

художественно-педагогический архив

выставки, конкурсы

праздники, развлечения.

Виды экскурсий

- Обзорная;

- Тематическая;

- Комплексная;

- Методическая.

Требования к проведению экскурсии

1. Нужно стоять лицом к группе, не загораживая экспоната, поворачиваться  вполоборота   к стендам и указкой  отмечать те экспонаты, о которых идет речь.

2. Соблюдать маршрут.

3. Логически последовательно излагать материал.

4. Сочетать показ ведущих экспонатов с интересным рассказом.

5. Экскурсия должна быть выразительной и эмоциональной.

Ожидаемые результаты:

- Расширение знания детей о жизни данного народа, познакомить бытом, занятиями и трудом наших предков, о назначении предметов быта;

- Знание детей устного народного творчества: потешки, песни, загадки, пословицы, заклички;

- Знакомство детей с традициями и праздниками, формировать интерес к народным праздникам, традициям и обычаям;

- Знание разных народных игр.

Работа  музейной педагогики предусматривает два раздела.

1. Материальная культура народа. (Старинный быт народа: предметы  и изделия старины.)

2.Духовная культура народа. (Декоративно-прикладное искусство. Устное народное творчество. Народные  праздники и обычаи.)

Содержание работы проекта «НАСЛЕДИЕ»

Работа  музейной педагогики предусматривает два раздела:

1. Материальная  культура  народа:

  - Историческое прошлое и старинный быт народа (предметы  и изделия старины).

2. Духовная  культура  народа:

  - Декоративно-прикладное искусство.

  - Устное народное творчество.

  - Народные  праздники и обычаи.

 

Раздел 1. Материальная  культура  народа.

Историческое прошлое и старинный быт у народа.

     Цель: Способствовать приобщению дошкольников к истокам национальной татарской культуре, формировать уважения к жизни народа,  его истории и культуре, воспитанию культуры межнационального общения.

Тема 1. Кто мы, откуда? Где наши корни?

Моя семья, мои близкие родственники. Закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях и интересах членов семьи. Продолжать учить назвать свое отчество, имена и отчества родителей.

Генеалогическое древо. Рассматривание семейных фотографий. Разучивание стихотворений и песен о семье.

Особенности жизни и быта семьи татарского народа (обычаи, устои). Семейные традиции (рождение ребенка, имя наречения, труд детей (девочек и мальчиков) и взрослых в семье). Семейные праздники.

Дать представление об истории родного края, малой Родины, семье, традициях народа, населяющих нашу страну. Представление об историческом прошлом, Где и как жили в старину люди разных национальностей. История нашего города.

Труд членов семьи и его предназначение. Традиционный труд родного народа (рукоделие: ткачество, вышивка; изготовление обуви, глиняных изделий, деревообработка, птицеводство,  животноводство, пчеловодство). Профессии родителей;  

Тема 2.  Жилище, быт и основные занятия в старину у людей.

Знакомство с деревенским домом (строительство дома, архитектурные особенности строительства жилища);

Знакомство с жилищем татарского народа (внутренний интерьер и убранство, предметы обихода, правила содержания жилища);

Знакомство со старинной домашней утварью. Рассказ  о происхождении старинных предметов быта, домашней утвари;

 Отгадывание загадок о предметах быта.

Тема 3. Традиционная народная одежда

Знакомство с историей возникновения народного костюма;

Знакомство с элементами национального костюма: одежда, обувь, головные уборы;

Назначение одежды, ее виды, правила использования;

Рассматривание соответствующих репродукций;

Раскрашивание народных костюмов.

Тема 4. Национальная кухня.

Национальные блюда (чем питались наши предки);

Традиционная кухня (традиционная пища, обрядовая еда);

Традиции гостеприимства (Ритуалы чайного и праздничного стола);

Тема 5. Календарь. Традиции и обряды.

История время исчисления (лунный календарь);

Знакомство с историей создания календаря (что такой календарь, для чего он нужен);

Земледельческий календарь. Календарно-сезонные и обрядовые праздники.

Народные приметы.

Тема 6. Про отцов и дедов помнить от века завещано …

Беседа о празднике Победы, рассматривание картин на эту тему;

Беседа о родственниках, погибших на войне, рассматривание фотографии;

Знакомство с творчеством и биографией поэтов и писателей (доступной форме для детей);

Экскурсия к памятнику М.Джалилю, возложение цветов к Вечному огню;

Разучивание стихотворении поэтов татарского народа.

Раздел 2. Духовная культура народа.

Народное искусство.

     Цель: Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, развивать творческие способности.

Тема 1.  «Народная забавная игрушка»

Рассказ о народных игрушках. Деревянные игрушки (Рассказ о  деревянных игрушках) Глиняные игрушки (сравнение русских и татарских глиняных игрушек). Рассматривание и разукрашивание их.

Тема 2. Народный орнамент.

Знакомство с цветочно-растительным орнаментом. Сравнение с русской росписью. Рассматривание иллюстраций с татарским и хантыйским орнаментом. Использование иллюстрации, дидактические игры.

Традиционный труд, декоративно-прикладное искусство русского, татарского и хантыйского народов (рукоделие: ткачество, вышивка; изготовление обуви; глиняных изделий, деревообработка).

Устное народное творчество.

Цель:  Познакомить детей с устным народным творчеством (фольклором). Используя все виды фольклора приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям.

         

Тема 1. Путешествие в прошлое.

На примере легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость татарского народа. Рассматривание и обсуждение картин.

Тема 2. Детский фольклор.

Фольклор от самой колыбели: колыбельные песни, прибаутки, потешки и т.д.

Тема 3. Старая пословица во веки не сломится.

Знакомство с  народными пословицами и объяснить смысл этих пословиц;

Беседа о пословицах (о храбрости, дружбе, уме и глупости ( на примере поговорок и пословиц).

Тема 4. «Сказка – ложь, но в ней намек…»

На примере народных сказок научить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымесел;

Беседа по содержанию сказок, определить характер героев сказок, рисование персонажей народных сказок, инсценировка сказок.

Тема 5. Загадки – дело серьёзное.

Загадки – испытание на сообразительность, смекадку, догадку, забавы;

Помочь детям отгадывать загадок о предметах быта, старинной утвари.

Тема 6. Живёт в народе песня.

Беседа о народной песне, откуда и как они возникли;

Прослушивание и заучивание песен народных и детских песен на родном языке;

Знакомство с пословицами о песне.

Тема 7. «Собирайся народ, кто в прятки идёт»

Знакомство с народными играми;

Запоминание закличек, считалок к игре; знакомство с разными видами жеребьевки.

Тема 8. Живёт в народе песня.

Беседа о народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Прослушивание народных песен, разучивание татарских песен.

Народные праздники и традиции.

   Цель: Познакомить с традициями и праздниками разных народов. Показать их взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом в старину наших предков.

Тема 1. Народные приметы.

Знакомство с народными приметами. Приметы, загадки, пословицы о временах года.

Тема 2. Сюмбеля – праздник урожая.

История возникновеня старинного праздника татарского народа;

Разгадывание загадок об осени, овощах и фруктах, о преметах осени.

Тема 3. Народные праздники и традиции.

История возникновения народных праздников;

Сравнение их с праздниками других народов;

Обычаи и традиции, связанные их проведением;

Знакомство с татарским народным обычаем «Каз омэсе» («Гусиный праздник»).

Тема 4. Нардуган – встреча Нового года

Рассказ о возникновении празднования Нового года на Руси;

Как возник празднование крищенных татар праздника Нардуган;

Рассказ о традициях и обычаях, связанных их проведением;

Разучивание колядок.

Тема 5. Навруз – Встречи нового года по татарскому обычаю.

Рассказ о празднике Навруз, как он возник. Природа в жизни татарского народа;

Обычаи этого праздника;        

Сравнение празднования встречи весны русского и татарского народа;

Разучивание закличек солнца, стихотворений и песен  о весне;

Разгадывание загадок о весне, явлениях природы.

Тема 6. «Воронья каша».

Рассказ о старинных обычаях встречи весны русского, татарского («Воронья каша») и хантыйского народов;

Разучивание закличек птиц и солнца;

Разгадывание загадок о птиц, весне, явлениях природы;

Знакомство с народными приметами.

Тема 7. Сабантуй

Знакомство с возникновением праздника Сабантуй, обычаями и традициями праздника;

Объяснение детям, о празднике Сабантуя, как сезонное празднование;

Народные игры татарского народа, как традиционный спорт (конные скачки, национальная борьба, бой с мешками и т.д.)

    Решение задач поставленных в программе, предусматривает многоплановую работу по следующим основным направлениям. 

1. Развитие речи.

- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы быта, посуды, одежды и т.д.;

- использование в речи детского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);

- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинам с изображением праздников, обычаев;

- умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;

- умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;

- умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;

- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.

2. Ознакомление с окружающим.

- знание о России, РТ, гербе, флаге и гимна;

- знание истории народного костюма и его элементов;

- знание об истории родного края, малой Родины, семье, традициях народа;

- знания о назначении предметов быта;

- знания о народных праздниках;

- расширение кругозора детей.

3. Ознакомление с художественной литературой.

 -знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;

-знание народных сказок, умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;

-знание сказочных, былинных героев.

4. Изобразительная деятельность.

- умение различать изделия народных промыслов;

- формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;

- формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей;

- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской, городецкой, татарской, хантыйской росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета в зависимости от фона изделия).

5. Музыкальное воспитание.

- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;

-знания особенностей народных танцев;

- умение выполнять танцевальные движения, характерных для русского, татарского, хантыйского танцев;

- умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;

-умение назвать названия народных музыкальных инструментов, различать их мелодий.

 

6. Народные игры.

- знания народных игр, активное участие детей в народных играх.

Использованная литература:

1. Морозова А.Н. «Музейная педагогика», - М., 2008 г.;

2. Пантелеева Л.В. «Музей и дети» - М., 2007 г.;

3.Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», - М., 2009;

4.Воронова Е.А. «Воспитание патриота». – Р. на Д., 2008;

5. Организация работы музея образовательного учреждения (школьного музея) – П., 2005;

6.Егорова Л.А. Экспозиционная деятельность музеев образовательных учреждений. П.,1994.

7.Егорова Л.А. Общие требования к организации хранения подлинных материалов в музеях образовательных учреждений;

8. Музей как центр научной и краеведческой работы на современном этапе. Школьные музеи. Москва «Просвещение» 1977

9.Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников»М.,2008;

10.Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-6 лет. //«Свет Руси» - М., 2004 г.;

11.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – Российский путь развития Рекомендация 2-ой Всероссийской научно-практической конференции // Воспитание школьников №6,7 – 2002 г.;

12. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика. 1999, № 6. С.3 – 11.

13. Касимова А.С. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости/ /Педагогика №5, 2005 г.;

14.Ревенок т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Д/В-№4 2004;

15.Суслова Э.К., Бонтарь В.Д. Игры драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Д/В №3, 1994;

16.Раимова А.З.«Приобщение детей к культуре и традициям татарского  

     народа» - Б. – 2005 г.;

17. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой»- С.- П., 2004;

18. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-6 лет. //«Свет Руси» - М., 2004 г.;

19.Трунова М., Россия – Родина моя, Нравственно- патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством // Д/В №9, 1995.»

20. Герасимова Е., Козачок Н. Знакомим старших дошкольников с родным городом // Д/В №11-1996 г.;

21.Гроицкая В., Никитина Э. Экскурсии и беседы по ознакомлению детей с родным городом // Д/В №9, 1984.

Старшая группа

Задачи:

- Дать понятие «государство», «страна», «столица», «крепость»;

- Продолжать формировать понятия: Я. Семья. Народы. Мы.

- Дать детям представление о республиках и странах, где живут татары.

- Знакомить с историей татарского народа, национальной одеждой, украшениями.

- Знакомить с татарским календарем и праздниками: Нардуган, Навруз, Сабантуй и др.

- Познакомить детей с деятелями культуры, искусства и литературы.

- Чтение народных сказок, учить понимать мораль, выделять характерные нравственные качества героев (глупые, упрямые, жадные, бесчувственные осмеиваются и осуждаются людьми).

- Учить пословицы о природе, Родине, труде;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за татарский народ.

 - Дать понятие о Родине, как стране, где он живёт;  о национальной татарской  культуре: жилище, его устройстве, предметах быта, домашней утвари, посуде, одежде, обуви.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

      Дети должны иметь представление:

     - о России, как многонациональной стране, что у каждого народа свой родной язык, национальные костюмы, национальная кухня, народный фольклор, праздники и традиции, что каждый народ живёт дружно;

    -  понятие о России, её символике, о РТ и о  символике РТ (герб, флаг, гимн);

    - о национальной татарской  культуре: жилище, предметы быта, домашняя утварь, посуда, одежда, обувь;

    - о национальных праздниках татарского народа;

    - о народной игровой культуре.

Должны  знать:

- знать, что такое «государство», «страна», «столица», «крепость»;

- знать, что такое «семья», «народ», «нация»;

- знать о национальном костюме татарского народа, элементах и украшениях народного костюма;

- знать о национальных праздниках: Нардуган, Навруз, Сабантуй и др.

- знать татарские народные сказки;

- знать  пословицы о природе, Родине, труде;

- знать татарские народные игры.

Совершенствовать умения и навыки пересказа по образцу рассказов о предмете быта, семье по сюжетной картинке, содержание народных сказок, легенд.

Критерии к диагностической карте

Высокий уровень:

      - знает, что России – наша родная страна, о России, РТ и их государственных символов (гербе, флаге и гимна);

      - знает представление о народном промысле татарского народа, о назначении предмета быта, умеет отгадывать загадки о предметах быта;

      - знает историю народного костюма и знает названия его элементов; узнает национальные костюмы;

      - принимает активное и осмысленное участие в народных праздниках татарского народа; знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда это бывает;

      - знает татарские народные игры и активно играет в народные игры;

      - использует в речи потешки, считалки, пословицы и поговорки, образные выражения, стихи татарских поэтов;

      - знает татарские народные сказки, сказочных героев, умеет пересказывать содержание;

Средний уровень:

      -  знает о России, РТ , но путает их государственные символы (гербе, флаге и гимна);

      -  имеет представление о предметах быта, умеет отгадывать загадки о предметах быта;

      - знает названия некоторых элементов татарского национального костюма и различает с русским костюмом;

      - знает названия некоторых праздников и принимает активное участие в них;

      - знает некоторые названия татарских народных игр и умеет объяснять правила некоторых игр, играет в народные игры;

      - знает некоторые потешки, считалки, пословицы и поговорки, образные выражения, стихи татарских поэтов;

      - знает татарские народные сказки; узнает их по иллюстрациям из книг;

Низкий уровень:

      - знает  о государственных символах, но не может объяснить их символику;

      - знает некоторые названия предметов быта, но не может объяснять, для чего они предназначены;

      - знает некоторые элементы татарского национального костюма;

      - знает народные праздники по картинам, но не может назвать названия праздников;

      - знает некоторые названия татарских народных игр, но принимает в них пассивное участие;  

      - знает некоторые стихи татарских поэтов;

      - знает татарские народные сказки; узнает их по иллюстрациям из книг.

Подготовительная группа.

Задачи:

- Формировать у детей понятие Родины, как страны, где он живёт, славу и богатство который он должен беречь и приумножить;

- Дать понятие, что в нашей стране живут люди разных национальностей:  у них свой родной язык; национальные костюмы; народные песни и танцы, праздники и традиции; народные сказки, национальная кухня;

- Познакомить детей с символикой Республики Татарстан (гербом, флагом и гимном);

- Продолжать знакомить с историей татарского народа, национальной одеждой, украшениями;

- Продолжать знакомить с мусульманскими праздниками и татарским календарно-обрядовыми праздниками;

- Познакомить с Шамаилем – как разновидностью татарского искусства, архитектурой мечети;

- Учить пословицы о природе, Родине, труде – объяснить смысл и их значение;

- Чтение народных сказок. Дать понять, что в основе этих сказок лежат народные мифы и балеты;

-  Познакомить с произведениями татарских писателей и поэтов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

     Дети должны иметь представление:

     - освоение детьми понятий: «Жизнь, быт, труд в семье», «Родная земля - малая Родина», «Родина – Россия»;

     - о Родине, как стране, где он живет, что в нашей стране живут люди разных национальностей:  у них свой родной язык; национальные костюмы; народные песни и танцы, праздники и традиции; народные сказки, национальная кухня;

     - понятие о России, её символике, о РТ и о  символике РТ (герб, флаг, гимн);

     - о календарно-обрядовых и сезонных праздниках татарского народа;

     - о народной игровой культуре;

     - о ценностях родной культуры (народный фольклор и музыкальное искусство).

Должен знать:

- знать о России, РТ и их государственных символов (гербе, флаге и гимна);

- знать историю народного костюма и его элементов;

- знать об истории своего края, малой Родины, семье, традициях народа;

- знать о назначении предметов быта;

- знать о народных праздниках;

- знать народный фольклор татарского народа: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц, закличек,

- знать народных сказок, умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;

- знать народных игр, активно участвовать в народных играх.

Совершенствовать умения и навыки пересказа по образцу рассказов о предмете быта, семье по сюжетной картинке, содержание народных сказок, легенд.

Критерии к диагностической карте

Высокий уровень:

      - знает, что России – наша родная страна, о России, РТ и их государственных символов (гербе, флаге и гимна);

      - знает представление о народном промысле татарского народа, о назначении предмета быта, умеет отгадывать загадки о предметах быта;

      - знает историю народного костюма и знает названия его элементов; узнает национальные костюмы;

      - принимает активное и осмысленное участие в народных праздниках татарского народа; знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда это бывает;

      - знает татарские народные игры и активно играет в народные игры;

      - использует в речи потешки, считалки, пословицы и поговорки, образные выражения, стихи татарских поэтов;

      - знает татарские народные сказки, сказочных героев, умеет пересказывать содержание;

Средний уровень:

      -  знает о России, РТ , но путает их государственные символы (гербе, флаге и гимна);

      -  имеет представление о предметах быта, умеет отгадывать загадки о предметах быта;

      - знает названия некоторых элементов татарского национального костюма и различает с русским костюмом;

      - знает названия некоторых праздников и принимает активное участие в них;

      - знает некоторые названия татарских народных игр и умеет объяснять правила некоторых игр, играет в народные игры;

      - знает некоторые потешки, считалки, пословицы и поговорки, образные выражения, стихи татарских поэтов;

      - знает татарские народные сказки; узнает их по иллюстрациям из книг;

Низкий уровень:

      - знает  о государственных символах, но не может объяснить их символику;

      - знает некоторые названия предметов быта, но не может объяснять, для чего они предназначены;

      - знает некоторые элементы татарского национального костюма;

      - знает народные праздники по картинам, но не может назвать названия праздников;

      - знает некоторые названия татарских народных игр, но принимает в них пассивное участие;  

      - знает некоторые стихи татарских поэтов;

      - знает татарские народные сказки; узнает их по иллюстрациям из книг.