Проект "Наследие"
проект (подготовительная группа) по теме
Проект: «Наследие». (Приобщение детей к национальной культуре и традициям разных народов (татарского, русского, хантыйского и т.д.) через музейную педагогику)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по приобщению детей к культуре разных народов через музейную педагогику | 50.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Наследие»
(Приобщение детей к национальной культуре и традициям разных народов (татарского, русского, хантыйского и т.д.).
«Для того чтобы считать себя сыном или дочерью своей Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык родного народа, историю и культуру его как свои собственные»
Д.С. Лихачев
Среди многих проблем, имеющих место в современной системе образования, доминирующее значение приобретает проблема организации педагогического процесса, ориентированного на формирование основ национальной толерантности, возрождение нравственности и духовности. Её актуальность обусловлена совокупностью причин, относящихся как в сфере социально-политической жизни общества, так и к различным аспектам образовательной политики. В Стратегии модернизации Российского образования указывается, что многонациональным российским образовательным учреждениям предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России. Обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – с высоким уровнем жизни, нравственно-патриотической, профессиональной и бытовой культуры.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит - и сохранения ее в наших детях. Приобщение детей к народной культуре – основа нравственно-патриотического воспитания.
Данное направление развития детей отражено в требованиях государственных стандартов дошкольного образования, Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ нового поколения («Детство», «Радуга», «Истоки» и других.)
Актуальность.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, где закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка и пола, вероисповедания. Главное, определяющее в нравственном развитии личности – появление у детей способности управлять своими действиями в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения. Детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, они остаются в памяти, которые влияют на формирование жизненных позиции, формирование чувства причастности к культурному наследию своего народа, приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры, явлениям других культур.
Приобщение дошкольников к национальной культуре, быту, традициям разных народов позволяет наиболее полно сохранить и передать подрастающим поколениям их национальные традиции, обряды, обычаи; способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости к народной эстетике, приучать их овладевать образным языком народного декоративно- прикладного искусства, формирование толерантного отношения к людям разной национальности.
Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю, культуру и обычаи своего народа. Самой большой проблемой является отрыв от национальной культуры, разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций, вне системы ценностей, менталитета своего народа, приводящее к трагедиям в судьбах народа и отдельной личности. Как справедливо полагает академик Д.С.Лихачев, «Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков…, культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».
Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. А дети, не усваивающие уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблеме сегодняшнего, стоящие перед их страной, созидать её будущее.
В последние годы идет поиск нового содержания и постановки новых задач ознакомления дошкольников с социальной действительностью и патриотического воспитания. Проведенные исследования позволили конкретизировать содержание знаний об общественной жизни, найти средства и методы формирования представлений социальных чувств, показали потенциальные возможности разных видов детской деятельности. Демократизация, оказывающее большое значение и влияние на развитие культуры, в том числе музейного дела, высветила благотворную роль общественных ценностей в формировании нравственных, духовных основ личности.
Сегодня, на наш взгляд, основным и наиболее актуальным содержанием работы по музейной педагогике является нравственно-патриотическое воспитание. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме – главная задача сегодняшнего дня. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В нашем многонациональном городе Нижневартовске традиционно сложилось толерантное, уважительное отношение к различным национальным культурам. Каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка и культуры, национального достояния и самобытности.
Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав детского сада многонациональный. Приобщение дошкольников к национальной культуре народа позволяет наиболее полно сохранить и передать подрастающим поколениям национальные традиции, обряды, обычаи; способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости к народной эстетике, приучать их овладевать образным языком народного декоративно-прикладного искусства, формированию толерантного, доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
В соответствии с этим коллектив педагогов дошкольного отделения МБОУ "СОШ №40" Проект «Наследие»(по музейной педагогики). У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего значения и в наши дни – любовь к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Эти ценности легли в основу данного проекта.
Пояснительная записка
Приобщая детей к собственной культуре, знакомя их с культурой других национальностей, мы тем самым воспитываем в них чувство любви к своему народу, к своему краю, уважительное отношение к другим народам. Одним из доступных средств приобщения детей к культуре и традициям народа является музей.
Основная его функция, как особая форма дополнительного образования, развивает кругозор детей и способствует нравственно-патриотическому воспитанию.
В нашем дошкольном образовательном учреждении создан мини-музей, который представляет собой частичное воспроизведение интерьера традиционного татарского жилища. Работа в детском музее способствует овладению культурным наследием прошлого народа и превращение его в достояние всего народа.
Целью является:
- приобщение детей к национальной культуре, быту, традициям разных народов (русского, татарского, хантыйского и т.д.); формирование толерантного отношения к людям разных национальностей.
Задачи:
- воспитание детей на традициях народной культуры средствами музейной педагогики;
- формирование толерантного отношения к людям разных национальностей;
- формирование у детей чувства патриотизма;
- воспитание будущих граждан правового демократического государства;
- способствование социально-нравственному развитию ребенка;
- формирование личности дошкольника в контексте народной культуры, как естественной социальной среды ребенка.
Продолжительность образовательного процесса 2 года.
Возрастной состав детей 5-7 лет.
В музее проводятся различные формы деятельности с детьми старшего возраста. Цикл занятий распределен по темам на 3 квартала. Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Длительность занятий определяется возрастными особенностями детей:
Работа ведется на основании согласия родителей по приобщению детей к национальной культуре разных народов. Работа с детьми должна осуществляться поэтапно: в соответствии с принципами системности, учета возрастных особенностей.
На 1 этапе (дети старшей группы) - воспитатель должен в музее концентрировать внимание детей на ближайшее окружение, на красоту и яркость предметов. Вызвать интерес к татарскому жилищу, дать представление о деревянном доме, познакомить с татарским народным костюмом, с его элементами. Необходимо углубить знания детей о детском фольклоре, устном народном творчестве татарского народа. Ознакомление детей с народным искусством, на материале татарской национальной культуры.
На 11 этапе (дети подготовительной группы) - дети знакомятся с национальной культурой разных народов по сравнению с русской культурой. Проводятся занятия по ознакомлению с национальными культурами народов России и других стран. Обогатить знания детей о высокой ремесленной культуре наших предков: познакомить с изделиями и технологией традиционных ремесел: ткачество, вышивка, деревообработка и т.д.
Блок по ознакомлению с татарской народной культурой разделен на темы: «Жилище», «Национальный костюм», «Национальная кухня», «Устное народное творчество», «Народные игры», «Декоративно-прикладное искусство», «Народные праздники».
Условия реализации проекта
Мини-музей народного быта и культуры расположен в библиотеке учреждения. Фонд музея состоит из: национальной одежды, предметов и изделий старинного быта, фотографий и иллюстрации, альбомов, книг, учебного оборудования. В кабинете музея можно использовать информационную технологию. В музее есть столы и стулья для занятий.
Реализация программы способствует тому, чтобы экскурсии в музее стало привлекательным, интересным и полезным для ребенка; позволяет более продуманно строить систему работы педагога-экскурсовода со всеми возрастными группами детей разных возрастов. Кроме того, цикл мероприятий в музее способствует установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми разных национальностей, укреплению дружбы между народами, что в целом благотворно отражается на психологическом состоянии детей.
Главная особенность музея от всех воспитательно-образовательных программ - знакомство детей с экспонатами на выставках музея, возможность увидеть, попытаться понять и ощутить дух прошедших веков и способствовать формированию и развитию интереса детей через различные формы работы: экскурсии, беседы, викторины, конкурсы, развлекательно-познавательные и народные игры, чтение и презентации народных сказок, народные праздники.
Функции работы музея:
- пополнение фондов (пополнять фонды музея с помощью родителей и сотрудников учреждения, а также путем налаживания переписки и личных контактов с различными организациями, устанавливать связи с другими музеями);
-систематизация (проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников);
-сохранение (изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение);
-демонстрация (осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов).
Предметы нашего музея подбирались с учетом ряда принципов:
- каждый предмет знакомит дошкольников с историей жизни народа;
- предметы различны по назначению, использованию;
- любой из них должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.
Основными направлениями деятельности музея народной культуры и быта являются:
- ознакомление с бытом, жизненным укладом народа;
- ознакомление с элементами национальных костюмов,
- ознакомление с народными игрушками;
- ознакомление с декоративно-прикладным искусством;
- ознакомление с устным народным творчеством;
- ознакомление с народными играми.
Методы обучения
Методы обучения выбираются и используются в зависимости от типа занятий и цели:
- словесные методы в сочетании с наглядными материалами используются при изучении нового материала;
- практические задания применяются для закрепления изученного материала, для формирования определенных умений.
Формы работы
Теоретическая часть
- рассказ;
- беседа;
- экскурсия;
- просмотр слайдов с комментариями;
- игра;
- анализ работ.
Практическая часть
- рисование декоративных предметов и украшение их;
- участие в различных конкурсах; -
-развлекательно-познавательные игры;
-праздники.
Диагностическая часть
- игра;
- конкурс;
- викторина;
- анализ работ;
- опрос;
- тестирование.
Формы работы этнографического музея:
фонд детского творчества
экскурсии-путешествия
занятия
театрализованные игры
кружковая работа
художественно-педагогический архив
выставки, конкурсы
праздники, развлечения.
Виды экскурсий
- Обзорная;
- Тематическая;
- Комплексная;
- Методическая.
Требования к проведению экскурсии
1. Нужно стоять лицом к группе, не загораживая экспоната, поворачиваться вполоборота к стендам и указкой отмечать те экспонаты, о которых идет речь.
2. Соблюдать маршрут.
3. Логически последовательно излагать материал.
4. Сочетать показ ведущих экспонатов с интересным рассказом.
5. Экскурсия должна быть выразительной и эмоциональной.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знания детей о жизни данного народа, познакомить бытом, занятиями и трудом наших предков, о назначении предметов быта;
- Знание детей устного народного творчества: потешки, песни, загадки, пословицы, заклички;
- Знакомство детей с традициями и праздниками, формировать интерес к народным праздникам, традициям и обычаям;
- Знание разных народных игр.
Работа музейной педагогики предусматривает два раздела.
1. Материальная культура народа. (Старинный быт народа: предметы и изделия старины.)
2.Духовная культура народа. (Декоративно-прикладное искусство. Устное народное творчество. Народные праздники и обычаи.)
Содержание работы проекта «НАСЛЕДИЕ»
Работа музейной педагогики предусматривает два раздела:
1. Материальная культура народа:
- Историческое прошлое и старинный быт народа (предметы и изделия старины).
2. Духовная культура народа:
- Декоративно-прикладное искусство.
- Устное народное творчество.
- Народные праздники и обычаи.
Раздел 1. Материальная культура народа.
Историческое прошлое и старинный быт у народа.
Цель: Способствовать приобщению дошкольников к истокам национальной татарской культуре, формировать уважения к жизни народа, его истории и культуре, воспитанию культуры межнационального общения.
Тема 1. Кто мы, откуда? Где наши корни?
Моя семья, мои близкие родственники. Закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях и интересах членов семьи. Продолжать учить назвать свое отчество, имена и отчества родителей.
Генеалогическое древо. Рассматривание семейных фотографий. Разучивание стихотворений и песен о семье.
Особенности жизни и быта семьи татарского народа (обычаи, устои). Семейные традиции (рождение ребенка, имя наречения, труд детей (девочек и мальчиков) и взрослых в семье). Семейные праздники.
Дать представление об истории родного края, малой Родины, семье, традициях народа, населяющих нашу страну. Представление об историческом прошлом, Где и как жили в старину люди разных национальностей. История нашего города.
Труд членов семьи и его предназначение. Традиционный труд родного народа (рукоделие: ткачество, вышивка; изготовление обуви, глиняных изделий, деревообработка, птицеводство, животноводство, пчеловодство). Профессии родителей;
Тема 2. Жилище, быт и основные занятия в старину у людей.
Знакомство с деревенским домом (строительство дома, архитектурные особенности строительства жилища);
Знакомство с жилищем татарского народа (внутренний интерьер и убранство, предметы обихода, правила содержания жилища);
Знакомство со старинной домашней утварью. Рассказ о происхождении старинных предметов быта, домашней утвари;
Отгадывание загадок о предметах быта.
Тема 3. Традиционная народная одежда
Знакомство с историей возникновения народного костюма;
Знакомство с элементами национального костюма: одежда, обувь, головные уборы;
Назначение одежды, ее виды, правила использования;
Рассматривание соответствующих репродукций;
Раскрашивание народных костюмов.
Тема 4. Национальная кухня.
Национальные блюда (чем питались наши предки);
Традиционная кухня (традиционная пища, обрядовая еда);
Традиции гостеприимства (Ритуалы чайного и праздничного стола);
Тема 5. Календарь. Традиции и обряды.
История время исчисления (лунный календарь);
Знакомство с историей создания календаря (что такой календарь, для чего он нужен);
Земледельческий календарь. Календарно-сезонные и обрядовые праздники.
Народные приметы.
Тема 6. Про отцов и дедов помнить от века завещано …
Беседа о празднике Победы, рассматривание картин на эту тему;
Беседа о родственниках, погибших на войне, рассматривание фотографии;
Знакомство с творчеством и биографией поэтов и писателей (доступной форме для детей);
Экскурсия к памятнику М.Джалилю, возложение цветов к Вечному огню;
Разучивание стихотворении поэтов татарского народа.
Раздел 2. Духовная культура народа.
Народное искусство.
Цель: Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, развивать творческие способности.
Тема 1. «Народная забавная игрушка»
Рассказ о народных игрушках. Деревянные игрушки (Рассказ о деревянных игрушках) Глиняные игрушки (сравнение русских и татарских глиняных игрушек). Рассматривание и разукрашивание их.
Тема 2. Народный орнамент.
Знакомство с цветочно-растительным орнаментом. Сравнение с русской росписью. Рассматривание иллюстраций с татарским и хантыйским орнаментом. Использование иллюстрации, дидактические игры.
Традиционный труд, декоративно-прикладное искусство русского, татарского и хантыйского народов (рукоделие: ткачество, вышивка; изготовление обуви; глиняных изделий, деревообработка).
Устное народное творчество.
Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством (фольклором). Используя все виды фольклора приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям.
Тема 1. Путешествие в прошлое.
На примере легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость татарского народа. Рассматривание и обсуждение картин.
Тема 2. Детский фольклор.
Фольклор от самой колыбели: колыбельные песни, прибаутки, потешки и т.д.
Тема 3. Старая пословица во веки не сломится.
Знакомство с народными пословицами и объяснить смысл этих пословиц;
Беседа о пословицах (о храбрости, дружбе, уме и глупости ( на примере поговорок и пословиц).
Тема 4. «Сказка – ложь, но в ней намек…»
На примере народных сказок научить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымесел;
Беседа по содержанию сказок, определить характер героев сказок, рисование персонажей народных сказок, инсценировка сказок.
Тема 5. Загадки – дело серьёзное.
Загадки – испытание на сообразительность, смекадку, догадку, забавы;
Помочь детям отгадывать загадок о предметах быта, старинной утвари.
Тема 6. Живёт в народе песня.
Беседа о народной песне, откуда и как они возникли;
Прослушивание и заучивание песен народных и детских песен на родном языке;
Знакомство с пословицами о песне.
Тема 7. «Собирайся народ, кто в прятки идёт»
Знакомство с народными играми;
Запоминание закличек, считалок к игре; знакомство с разными видами жеребьевки.
Тема 8. Живёт в народе песня.
Беседа о народной песне и частушке. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Прослушивание народных песен, разучивание татарских песен.
Народные праздники и традиции.
Цель: Познакомить с традициями и праздниками разных народов. Показать их взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом в старину наших предков.
Тема 1. Народные приметы.
Знакомство с народными приметами. Приметы, загадки, пословицы о временах года.
Тема 2. Сюмбеля – праздник урожая.
История возникновеня старинного праздника татарского народа;
Разгадывание загадок об осени, овощах и фруктах, о преметах осени.
Тема 3. Народные праздники и традиции.
История возникновения народных праздников;
Сравнение их с праздниками других народов;
Обычаи и традиции, связанные их проведением;
Знакомство с татарским народным обычаем «Каз омэсе» («Гусиный праздник»).
Тема 4. Нардуган – встреча Нового года
Рассказ о возникновении празднования Нового года на Руси;
Как возник празднование крищенных татар праздника Нардуган;
Рассказ о традициях и обычаях, связанных их проведением;
Разучивание колядок.
Тема 5. Навруз – Встречи нового года по татарскому обычаю.
Рассказ о празднике Навруз, как он возник. Природа в жизни татарского народа;
Обычаи этого праздника;
Сравнение празднования встречи весны русского и татарского народа;
Разучивание закличек солнца, стихотворений и песен о весне;
Разгадывание загадок о весне, явлениях природы.
Тема 6. «Воронья каша».
Рассказ о старинных обычаях встречи весны русского, татарского («Воронья каша») и хантыйского народов;
Разучивание закличек птиц и солнца;
Разгадывание загадок о птиц, весне, явлениях природы;
Знакомство с народными приметами.
Тема 7. Сабантуй
Знакомство с возникновением праздника Сабантуй, обычаями и традициями праздника;
Объяснение детям, о празднике Сабантуя, как сезонное празднование;
Народные игры татарского народа, как традиционный спорт (конные скачки, национальная борьба, бой с мешками и т.д.)
Решение задач поставленных в программе, предусматривает многоплановую работу по следующим основным направлениям.
1. Развитие речи.
- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы быта, посуды, одежды и т.д.;
- использование в речи детского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);
- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинам с изображением праздников, обычаев;
- умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;
- умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;
- умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;
- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
2. Ознакомление с окружающим.
- знание о России, РТ, гербе, флаге и гимна;
- знание истории народного костюма и его элементов;
- знание об истории родного края, малой Родины, семье, традициях народа;
- знания о назначении предметов быта;
- знания о народных праздниках;
- расширение кругозора детей.
3. Ознакомление с художественной литературой.
-знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
-знание народных сказок, умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;
-знание сказочных, былинных героев.
4. Изобразительная деятельность.
- умение различать изделия народных промыслов;
- формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;
- формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей;
- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской, городецкой, татарской, хантыйской росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета в зависимости от фона изделия).
5. Музыкальное воспитание.
- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;
-знания особенностей народных танцев;
- умение выполнять танцевальные движения, характерных для русского, татарского, хантыйского танцев;
- умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;
-умение назвать названия народных музыкальных инструментов, различать их мелодий.
6. Народные игры.
- знания народных игр, активное участие детей в народных играх.
Использованная литература:
1. Морозова А.Н. «Музейная педагогика», - М., 2008 г.;
2. Пантелеева Л.В. «Музей и дети» - М., 2007 г.;
3.Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», - М., 2009;
4.Воронова Е.А. «Воспитание патриота». – Р. на Д., 2008;
5. Организация работы музея образовательного учреждения (школьного музея) – П., 2005;
6.Егорова Л.А. Экспозиционная деятельность музеев образовательных учреждений. П.,1994.
7.Егорова Л.А. Общие требования к организации хранения подлинных материалов в музеях образовательных учреждений;
8. Музей как центр научной и краеведческой работы на современном этапе. Школьные музеи. Москва «Просвещение» 1977
9.Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников»М.,2008;
10.Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-6 лет. //«Свет Руси» - М., 2004 г.;
11.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – Российский путь развития Рекомендация 2-ой Всероссийской научно-практической конференции // Воспитание школьников №6,7 – 2002 г.;
12. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика. 1999, № 6. С.3 – 11.
13. Касимова А.С. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости/ /Педагогика №5, 2005 г.;
14.Ревенок т. Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Д/В-№4 2004;
15.Суслова Э.К., Бонтарь В.Д. Игры драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Д/В №3, 1994;
16.Раимова А.З.«Приобщение детей к культуре и традициям татарского
народа» - Б. – 2005 г.;
17. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой»- С.- П., 2004;
18. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-6 лет. //«Свет Руси» - М., 2004 г.;
19.Трунова М., Россия – Родина моя, Нравственно- патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством // Д/В №9, 1995.»
20. Герасимова Е., Козачок Н. Знакомим старших дошкольников с родным городом // Д/В №11-1996 г.;
21.Гроицкая В., Никитина Э. Экскурсии и беседы по ознакомлению детей с родным городом // Д/В №9, 1984.
Старшая группа
Задачи:
- Дать понятие «государство», «страна», «столица», «крепость»;
- Продолжать формировать понятия: Я. Семья. Народы. Мы.
- Дать детям представление о республиках и странах, где живут татары.
- Знакомить с историей татарского народа, национальной одеждой, украшениями.
- Знакомить с татарским календарем и праздниками: Нардуган, Навруз, Сабантуй и др.
- Познакомить детей с деятелями культуры, искусства и литературы.
- Чтение народных сказок, учить понимать мораль, выделять характерные нравственные качества героев (глупые, упрямые, жадные, бесчувственные осмеиваются и осуждаются людьми).
- Учить пословицы о природе, Родине, труде;
- Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за татарский народ.
- Дать понятие о Родине, как стране, где он живёт; о национальной татарской культуре: жилище, его устройстве, предметах быта, домашней утвари, посуде, одежде, обуви.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Дети должны иметь представление:
- о России, как многонациональной стране, что у каждого народа свой родной язык, национальные костюмы, национальная кухня, народный фольклор, праздники и традиции, что каждый народ живёт дружно;
- понятие о России, её символике, о РТ и о символике РТ (герб, флаг, гимн);
- о национальной татарской культуре: жилище, предметы быта, домашняя утварь, посуда, одежда, обувь;
- о национальных праздниках татарского народа;
- о народной игровой культуре.
Должны знать:
- знать, что такое «государство», «страна», «столица», «крепость»;
- знать, что такое «семья», «народ», «нация»;
- знать о национальном костюме татарского народа, элементах и украшениях народного костюма;
- знать о национальных праздниках: Нардуган, Навруз, Сабантуй и др.
- знать татарские народные сказки;
- знать пословицы о природе, Родине, труде;
- знать татарские народные игры.
Совершенствовать умения и навыки пересказа по образцу рассказов о предмете быта, семье по сюжетной картинке, содержание народных сказок, легенд.
Критерии к диагностической карте
Высокий уровень:
- знает, что России – наша родная страна, о России, РТ и их государственных символов (гербе, флаге и гимна);
- знает представление о народном промысле татарского народа, о назначении предмета быта, умеет отгадывать загадки о предметах быта;
- знает историю народного костюма и знает названия его элементов; узнает национальные костюмы;
- принимает активное и осмысленное участие в народных праздниках татарского народа; знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда это бывает;
- знает татарские народные игры и активно играет в народные игры;
- использует в речи потешки, считалки, пословицы и поговорки, образные выражения, стихи татарских поэтов;
- знает татарские народные сказки, сказочных героев, умеет пересказывать содержание;
Средний уровень:
- знает о России, РТ , но путает их государственные символы (гербе, флаге и гимна);
- имеет представление о предметах быта, умеет отгадывать загадки о предметах быта;
- знает названия некоторых элементов татарского национального костюма и различает с русским костюмом;
- знает названия некоторых праздников и принимает активное участие в них;
- знает некоторые названия татарских народных игр и умеет объяснять правила некоторых игр, играет в народные игры;
- знает некоторые потешки, считалки, пословицы и поговорки, образные выражения, стихи татарских поэтов;
- знает татарские народные сказки; узнает их по иллюстрациям из книг;
Низкий уровень:
- знает о государственных символах, но не может объяснить их символику;
- знает некоторые названия предметов быта, но не может объяснять, для чего они предназначены;
- знает некоторые элементы татарского национального костюма;
- знает народные праздники по картинам, но не может назвать названия праздников;
- знает некоторые названия татарских народных игр, но принимает в них пассивное участие;
- знает некоторые стихи татарских поэтов;
- знает татарские народные сказки; узнает их по иллюстрациям из книг.
Подготовительная группа.
Задачи:
- Формировать у детей понятие Родины, как страны, где он живёт, славу и богатство который он должен беречь и приумножить;
- Дать понятие, что в нашей стране живут люди разных национальностей: у них свой родной язык; национальные костюмы; народные песни и танцы, праздники и традиции; народные сказки, национальная кухня;
- Познакомить детей с символикой Республики Татарстан (гербом, флагом и гимном);
- Продолжать знакомить с историей татарского народа, национальной одеждой, украшениями;
- Продолжать знакомить с мусульманскими праздниками и татарским календарно-обрядовыми праздниками;
- Познакомить с Шамаилем – как разновидностью татарского искусства, архитектурой мечети;
- Учить пословицы о природе, Родине, труде – объяснить смысл и их значение;
- Чтение народных сказок. Дать понять, что в основе этих сказок лежат народные мифы и балеты;
- Познакомить с произведениями татарских писателей и поэтов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Дети должны иметь представление:
- освоение детьми понятий: «Жизнь, быт, труд в семье», «Родная земля - малая Родина», «Родина – Россия»;
- о Родине, как стране, где он живет, что в нашей стране живут люди разных национальностей: у них свой родной язык; национальные костюмы; народные песни и танцы, праздники и традиции; народные сказки, национальная кухня;
- понятие о России, её символике, о РТ и о символике РТ (герб, флаг, гимн);
- о календарно-обрядовых и сезонных праздниках татарского народа;
- о народной игровой культуре;
- о ценностях родной культуры (народный фольклор и музыкальное искусство).
Должен знать:
- знать о России, РТ и их государственных символов (гербе, флаге и гимна);
- знать историю народного костюма и его элементов;
- знать об истории своего края, малой Родины, семье, традициях народа;
- знать о назначении предметов быта;
- знать о народных праздниках;
- знать народный фольклор татарского народа: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц, закличек,
- знать народных сказок, умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;
- знать народных игр, активно участвовать в народных играх.
Совершенствовать умения и навыки пересказа по образцу рассказов о предмете быта, семье по сюжетной картинке, содержание народных сказок, легенд.
Критерии к диагностической карте
Высокий уровень:
- знает, что России – наша родная страна, о России, РТ и их государственных символов (гербе, флаге и гимна);
- знает представление о народном промысле татарского народа, о назначении предмета быта, умеет отгадывать загадки о предметах быта;
- знает историю народного костюма и знает названия его элементов; узнает национальные костюмы;
- принимает активное и осмысленное участие в народных праздниках татарского народа; знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда это бывает;
- знает татарские народные игры и активно играет в народные игры;
- использует в речи потешки, считалки, пословицы и поговорки, образные выражения, стихи татарских поэтов;
- знает татарские народные сказки, сказочных героев, умеет пересказывать содержание;
Средний уровень:
- знает о России, РТ , но путает их государственные символы (гербе, флаге и гимна);
- имеет представление о предметах быта, умеет отгадывать загадки о предметах быта;
- знает названия некоторых элементов татарского национального костюма и различает с русским костюмом;
- знает названия некоторых праздников и принимает активное участие в них;
- знает некоторые названия татарских народных игр и умеет объяснять правила некоторых игр, играет в народные игры;
- знает некоторые потешки, считалки, пословицы и поговорки, образные выражения, стихи татарских поэтов;
- знает татарские народные сказки; узнает их по иллюстрациям из книг;
Низкий уровень:
- знает о государственных символах, но не может объяснить их символику;
- знает некоторые названия предметов быта, но не может объяснять, для чего они предназначены;
- знает некоторые элементы татарского национального костюма;
- знает народные праздники по картинам, но не может назвать названия праздников;
- знает некоторые названия татарских народных игр, но принимает в них пассивное участие;
- знает некоторые стихи татарских поэтов;
- знает татарские народные сказки; узнает их по иллюстрациям из книг.