«Зимующие птицы нашего края»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Леванова Светлана Дмитриевна

конспект  НОД для  пожготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Зимующие птицы нашего края»22.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимующие  птицы  нашего  края»
(НОД  для  подготовительной к школе группы)

- Ребята, к нам  прилетел попугай  Кеша. Он живет в Африке, где нет ни зимы, ни снега. Кеша  просит  рассказать ему, что такое зима. (Зима  - чудесное  время  года. Зимой  чистый  воздух, много  развлечений.  Зимой  отмечают  много праздников: Зул, Новый год, Рождество. Людей радует и бодрит  мороз, но у людей  есть  теплые  дома, где можно  обогреться и приготовить  пищу)

Кеша: А птицы у вас  есть? Как же они живут зимой?

Дети: Конечно, есть. Птицам  очень трудно жить  зимой.

Кеша: Я привез  с  собой  подарки.  Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?

Выходят дети по одному.

1 мешочек- семечки.

2 мешочек- сушёные ягоды

3 мешочек- кусочки сала.

4 мешочек-зерно.

- Что в мешочках?(корм).

- Для кого он? (Для птиц).

Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

- Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)

- Легко ли им найти корм там, где много снега?

(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).

- Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.

- Отгадайте загадку:

Спинка зеленоватая,

Животик желтоватый,

На голове черненькая шапочка,

Да еще полоска галстучка.

(Синица)

(дети в группе  ищут спрятавшуюся синицу и размещают ее на доске).

Та ли эта птица?

Есть у нее черная шапочка?

У неё желтенькая грудка?

А галстук есть?

Прилет второй птицы.

- А эта птичка спряталась. Она превратилась в геометрическую фигуру.

Какую? (круг).

Какой круг? (красный).

Как называется эта птица? (снегирь)

Как фигура подсказала вам, что это снегирь?

(у снегиря красная грудка и он круглой формы).

А кто в группе найдет снегиря ? (дети находят снегиря и размещают его на доске).

Какая у снегиря грудка?

 На что он похож? (на яблоко, красный шарик).

третья птица:

А эту птицу отгадайте по пению. (Звучит музыка- пение птиц).

Какая птичка чирикает? (воробей).

 Какая эта птица? (маленькая, серо-коричневая).

Найдите эту птицу в группе.

Четвертая птица:

А ещё одна ловкая птица с черно-белыми перьями. Перья могут отливать зелёным или золотым оттенком. Её ещё называют белобока.

Что значит белобока?

Как одним словом назовем всех этих птиц? (зимующие).

Почему их назвали зимующие?

Физминутка “Птички”

    Птички начали спускаться,

    На поляне все садятся.

    Предстоит им долгий путь,

    Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

    И опять пора в дорогу,

    Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)

    Вот и юг. Ура! Ура!

    Приземлиться нам пора. (Дети садятся)

- А сейчас проверим, кто из вас запомнил зимующих птиц.

Игра «Какая птица улетела? »

А помните  ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?

Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.

Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - птицы.

- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.

    Тело покрыто шерстью.

    Тело покрыто перьями (+)

    Есть зубы

    Есть клюв (+)

    Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)

    Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост

    Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)

    Перья на голове отличаются особой длиной (+)

    Эти животные летают (+),

    плавают (+),

    издают звуки (+),

     бегают (+),

    зимуют с нами (+),

     улетают зимой в теплые края (+).

- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.

Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.

А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.

Картинка с изображением ласточки и скворца.

(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”)

Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?

Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)

Ребята, а ведь есть много  примет, связанных с птицами. Какие приметы  вы знаете?

Если  вороны сидят на макушках деревьев, усиленно  чистятся – к снегу, а если спустились и садятся на землю – к оттепели.

Воробьи прячутся под крышу – будет мороз, если собираются в стайки и беспокойно чирикают – к метели.

Птица  хохлится – к непогоде.

Вот, Кеша, сколько дети рассказали  тебе  о зиме и зимующих птицах. Послушай  еще стихотворение калмыцкой поэтессы В.Шуграевой «Воробей»

Выбежала  девочка,  а в руках – тарелочка.

-Не пугайся, воробей, клюй с тарелочки моей.

Подойди  поближе, я ведь не обижу.

Ты немножко потерпи – станет солнышко в степи,

И появятся  букашки, а пока попробуй  кашки.

Но пугливый воробей  подойти не хочет к ней:

От Кермен он улетел, а, наверно, есть хотел!