«Моя Россия – Моя Родина»
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Моя Россия – Моя Родина»
Если долго-долго-долго,
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку - труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду. Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории города, страны; отсутствует познавательный интерес.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Цель проекта:
Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.
Задачи проекта:
-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому,
детскому саду, родной улице, городу;
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России;
-развитие интереса к русским промыслам и традициям;
-расширение представлений о России, её столице;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-формирование бережного отношения к родной природе;
Тип проекта: информационный, творческий.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
План работы по реализации проекта
Образовательные области | Тема Задачи цикла. | Содержание |
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура» | «Мой любимый город» Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Воспитывать чувство любви и уважения к своему городу.
| Организованная деятельность: Беседы с детьми: «Улицы нашего города». «История возникновения города Полесск?» «Символы нашего города» (герб, флаг) Выставка рисунков: «Мой самый любимый город», «Мой город весной». Презентация «Прогулка по старому городу» Совместная и самостоятельная деятельность: Создание макета «Улицы нашего города» Рассматривание иллюстративного материала о родном городе. Проведение экскурсий и целевых прогулок: - по улицам города, - в краеведческий музей. Набор открыток и фото с видами города. |
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы», | «История возникновения Руси» Формирование у детей представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом. Знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. | Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?» Дидактические игры: «Чем отличается современный город от старинного?», «Какую посуду купили на ярмарке?», Тематическое занятие: «Здравствуй, Русь!». Рисование «Дымковские игрушки». Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей. Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», былины про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести. Презентация «Русские богатыри» |
«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация» | «Быт и уклад жизни наших предков» Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, уточнять представления о предметах крестьянского быта. | Занятия по темам: «Эти мудрые народные сказки», «В гости к бабушке загадушке»; Выставка совместных работ детей и родителей «Русский самовар!» Игра-забава «Игрушки наших бабушек». Создание макета « Русская печь». Занятие по ручному труду «Кукла – оберег». Экскурсия в краеведческий музей. |
«Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Познание», | «Народные традиции и промыслы» Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. | Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Пасха пришла»; Занятия по темам: «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров», «Царица гжель»; Рассматривание иллюстраций о русских промыслах; Разучивание хороводов и русских народных танцев. Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальное чудо», «Масленка»; Праздник «Это ярмарки краски». Итоговый праздник для детей и родителей «Ты, моя Россия!» |
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Художественное творчество», |
«Наша Армия Родная». · Систематизировать и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники. · Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества. · | Беседы: История праздника – 23 февраля. Наша армия самая сильная. Рассматривание Иллюстраций о Российской армии. Составление рассказа по картине «На границе» М.Самсонова Чтение: А.Митяев «Почему армия родная?» Л.Кассиль «Твои защитники», А.Барто «На заставе». Чтение стихотворений про 23 февраля. Составление рассказа «Где служил папа?» Фотовыставка «Мой папа» Игры: - «Чья военная форма?», - ребусы, кроссворды, - «Что нужно моряку, пограничнику, летчику» (подбери картинку), - «Богатырские состязания», Состязания: - «Сильный, смелый, ловкий», Художественное творчество: «Праздничные открытки для пап и дедушек». - Лепка фигуры на «Солдат», «Танк»,»Самолет»; - Аппликация «Военный корабль». Презентация «Наша армия»; Презентация «Мы – будущие солдаты» |
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация» | «Герои Великой Отечественной войны» Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам.
| Рассказ воспитателя «Великая отечественная война!» Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», А.Митяев «Землянка», А.Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С.Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет. Просмотр презентаций о войне. Экскурсия к памятникам. Целевая прогулка по улице названной именем героя войны. Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Мы помним Ваш подвиг». |
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура» | «День Победы» Дать представление о празднике «День Победы». Формировать чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать чувства гордости за свой народ. | Беседы: «Что такое подвиг?», «Родина и ее герои», «Этот День Победы»; Встреча с участником ВОВ. Рассматривание иллюстраций о ВОВ, иллюстраций - военных фотографий. Наград. -Презентация на тему: «Герой в нашей семье» (помощь родителей) Разучивание песни «Прадедушка» Рассказ о детях героях. Чтение Л.Воронкова «Девочка из города». Инсценировка стихотворения «Мы тоже воины» С.Михалкова. Слушание песен на военную тему: «Священная война», «Катюша», «Синий платочек». Оформление выставки изобразительных работ «Защитники нашей Родины». Разучивание танцевальных композиций «Дети войны», «Возвращайтесь», «А закаты алые-алые-алые»; «Журавли»; Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы. |
Результат проектной деятельности:
- пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
- формирование интереса к познанию истории России.
- высокий уровень нравственных качеств личности детей;
- формирование культурных ценностей, способствующих развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;
- доброжелательные отношения между детьми;
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия!
Сильнее всех имён произнести,
Сильнее матери, любви сильнее
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.
Не раз наедине я был с тобой,
Просил участья, требовал совета,
И ты всегда была моей судьбой,
Моей звездой, неповторимым светом.
Он мне сиял из материнских глаз,
И в грудь вошёл, и в кровь мою проник,
И если б он в груди моей погас,
То сердце б разорвалось в тот же миг!
(А. Прокофьев)
Методическая литература:
Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003;
Г.Н.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2003; 2010;
Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. – М.: Обруч, 2011. – 144с.
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208
Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 2008с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"
Предлагаю вам конспект игры-путешествия в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...
Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект проведения спортивного досуга на День России «Моя Родина- Россия»
Старший возраст. Сценарий спортивного досуга на День России «Моя Родина- Россия»Цель: Создать праздничное настроение. Расширять и закреплять знания о символах России, о значении всенародного праз...

Сценарий спортивного досуга на День России «Моя Родина- Россия»
Сценарий спортивного досуга на День России«Моя Родина- Россия»...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя - Россия, Малая Родина -Борисоглебск»
Коспект по патриотическому воспитанию. "разнообразие методов и приемов при организации работы с дошкольниками по изучению регионального компонента"...

12 июня День России «Наша Родина – Россия» Консультация для родителей
laquo;Наша Родина – Россия»12 июня День России. Консультация для родителей. Мы почти с рождения начинаем учить кроху различать цвета, узнавать животных и растения, рассказываем ему о...

Консультация для родителей "Наша Родина - Россия!" "Малая родина - Смоленск!"
Задачи. 1. Повышение педаггогической компетентности родителей. 2. Помочь ребёнку делать открытия, формировать нравственные чувства. ...