занятие "Казачество"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Лучкина Светлана Ивановна

Познакомить детей с понятием казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку.

-ввести в лексикон детей понятие – казачьи сказки, неповторимый сказочный мир казаков;

-уточнить представления об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на меткость языка;

-расширить кругозор через предметы казачьего быта, казачьих костюмов, обратить внимание на простоту и оригинальность казачьих костюмов;

-воспитывать ощущение красоты, способности через искусство выражать свое настроение;

-дать возможность детям проявить  в творческих работах- рисунках, продумать инсценировки сюжетов казачьих сказок, традиций, игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kazache.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ.

КАЗАЧЕСТВО

Цель: Познакомить детей с понятием казачьего фольклора, показать гуманность, мудрость, деликатность по отношению к человеку.

-ввести в лексикон детей понятие – казачьи сказки, неповторимый сказочный мир казаков;

-уточнить представления об окружающем мире через фольклор, обратить внимание детей на меткость языка;

-расширить кругозор через предметы казачьего быта, казачьих костюмов, обратить внимание на простоту и оригинальность казачьих костюмов;

-воспитывать ощущение красоты, способности через искусство выражать свое настроение;

-дать возможность детям проявить  в творческих работах- рисунках, продумать инсценировки сюжетов казачьих сказок, традиций, игр.

Предварительная работа.

Выучить  с детьми пословицы, поговорки, читать казачьи сказку: «Лисица девица и котофей Иванович», играть в казачьи игры «Атаман», «Иголка, нитка и узелок», учить разукрашивать фрагмент костюма ( рубаха,  брюки с лампасами, платки, фартуки, кофты с рюшками)

Словарная работа: мерян, прян и солён, сирота, пригоршня, атаман.

Ход занятия.

      Ребята входят в группу и видят, на столе лежат картинки с национальными костюмами.

Педагог:        Я предлагаю рассмотреть костюмы разных народов. Рассмотрите это  русский костюм, цыганский, чеченский, мордовский, бурятский, калмыцкий костюмы, все они очень красивые, яркие, разноцветные и нам они очень понравились.

Дети:                А помните мы смотрели  казачий костюм   в Ставропольском крае.

Педагог:        Вот какие молодцы!   Что вы вспомнили за казачий костюм, предлагаю вам сесть на стульчики, и  я  вам всем расскажу откуда пришли   казаки в Ставропольский край.      

Когда-то очень давно, из разных концов земли приехали сюда на Ставрополье- гордые, непокорные люди, которым скверно жилось на родине, и которые прежде всего ценили свободу.

Понравились им эти места. Жили они здесь правильно, простор им был большой, власти над ними ни какой не было и управляли они сами собой. Поэтому их и прозвали казаками, что означает по - татарски «вольные люди». На войне всем заправлял атаман (предводитель), а в мирное время круг- общее собрание всех  казаков. Шло время. Стали казаки верно служить царю русскому: воевать, стеречь границы, покорять новые земли. И рассеялись казаки по всей России. Их так и называли: Запорожские казаки, Донские, Терские, Забайкальские, Кубанские. Были это казаки люди храбрые, удалые, умели воевать славно, жить ладно. Жизнь их была полна приключений, увлекательных происшествий, была овеяна легендами, притчами, сказками.

Педагог:  Ребята подумайте и вспомните когда это было?  (ответы детей)

                  Какой народ приехал к нам на Ставрополье? (ответы детей)

            Кто такие казаки?  (ответы детей)

                  В военное время кто был главный?  (ответы детей)

           Какие казаки проживали по все России? (ответы детей)

Педагог:   Теперь я предлагаю рассмотреть еще раз казачий костюм.

Педагог вешает на доску  картинки с костюмами. Рассматривают вместе с детьми, перечисляют,  что одевали казаки и казачки.

Педагог:   Обратите внимание дети, на простоту и оригинальность казачьих костюмов: цветные кофты с рюшечками, длинные юбки с оборками, фартуки, косынки, туфли, платочки в руках – это женский костюм; однотонные косоворотки, брюки с лампасами, ремень, папаха- это мужской костюм.

Педагог:                Я предлагаю помочь украсить юбку казачью, разукрасить в красный цвет, и нарисовать синие цветы по краю.

Дети:                        А мы умеем играть в «атамана».

Дети встают в круг, посредине стул и сабля, считалкой выбирают атамана, он садится на стул, берет саблю в руку, и пока играет быстрая музыка дети имитируют,  будто они скачут по кругу на конях, и атаман на стуле размахивая саблей скачет тоже. Музыка маршевая, атаман обходит по кругу войска.  Музыка  остановилась, останавливается атаман, протягивает саблю между детьми, дети бегут в разные стороны, кто первый прибежит тот и будет атаманом.

Педагог:     А еще мы знаем пословицы и поговорки.

1 реб.                Казачья смелость порушит любую крепость.  (обсудить)

2 реб.                Где тревога, туда казаку и дорога (обсудить)

3 реб.                Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. (обсудить)

4 реб.                Смекалка во всем деле, казака выручает. (обсудить)

5 реб.                Нет такого дружка, как родная матушка. (обсудить, никакой друг не заменит мать)

6 реб.                Коня гладь не рукой, а овсом и мукой. (обсудить,  хороший корм, лучшая ласка)

7 реб.                Казак дружбу соблюдает, в беде друга не покидает.(обсудить, казак и конь вместе всегда)

8 реб.                Терпи, атаманом будешь. (обсудить)

Дети:                «Горе- златосчастье», «Митяй казак бесстрашный», «Виноградная лоза», «Лихо одноглазое»,  «Коза и кума лиса», «Мышь и воробей».

Педагог:        Я  предлагаю  сесть поудобней, потому,  что дети покажут   сказку  настольным театром, а сказка называется «Котофей Иванович и лисица – девица». Всю сказку мы показывать не будем, а только фрагмент, но в вкратце расскажем. Дети рассказывают, а покажем с того момента, когда заяц косой побежал в лес к Левону Ивановичу и Михайло Ивановичу доложил кому куда схоронится и кто что должен принести.

Педагог:        Стоят они втроем совет держат друг с другом, кому куда схорониться. Михайло Ивановичу хорошо: он и на дерево может залезть. Вот он и гутарит.

Медведь:        Я залезу на дерево.

Педагог:        А Левону Ивановичу плохо, он залезть на дерево не может. Тогда Левон Иванович гутарит Михайло Ивановичу.

Волк:                Брат родной, я лягу, а ты меня загреби листьями, а сам лезь на дерево, а косой отойдет и  под елочкой,  где  нибудь  схоронится.

Педагог:        Михайло Иванович зарыл Левона Ивановича в листья, а сам на дерево полез. Косоглазый побегал и схоронился под елочку. В это время лисица девица прибыла со своим мужем  Котофей Ивановичем. Видит кот, что лежит волк да баран. Кинулся он на добычу и стал рвать. Рвет и кричит.

Кот:                Мяу! Мяу! Мяу!

Педагог:        Медведь сидит на дубу и гутарит себе.

Медведь:        Мал, да прожорлив!

Педагог:        Левону Ивановичу не видно, что кот делает вот он и захотел посмотреть. Стал помаленечку высовывать нос. Листья были сухие, зашуршали. А кот подумал, что мышь. Как бросится на шорох и попал когтями прямо в нос Левону Ивановичу. Волк испугался. Вскочил и бегом. А кот сам испугался волка, да как прыгнет на дуб. Михайло Иванович увидел это дело и думал, что он добирается до него. Шутки плохи. Свернулся в комок- и бум с дуба, на землю. Встал и бегом в лес. А лисица – девица шумит.

Лиса:                Лови! Лови! Лови их, Котофей Иванович!

Педагог:        Левон Иванович бежит по лесу, крутит носом , а Михайло Иванович бежит и дух не переводит. Встретились они. Вот Левон Иванович спрашивает.

Волк:                Ну как, брат, посмотрели Котофей Ивановича?

Медведь:        Да, посмотрел, брат. Еле дух перевожу, печенки отбил.

Волк:                 Да, Михайло Иванович, невелик наш Кот Котофеич, а поворотлив. Он и на земле, и в земле, и на дереве найдет…

Педагог:        А Лиса с Котофеем Ивановичем стали жить поживать, и добра наживать. Звери на поклон  добычу им носят.

Педагог:         Ну что, ребята,  понравился ли вам  наш рассказ о казаках. Мы сегодня с вами тебе вспомнили кто такие  казаки,  откуда пришли и почему их прозвали казаками.

Дети:                Мы рассказывали о казачьих костюмах, какие они красивые, яркие. Мы играли в игры казачьи. Рассказали какие у них пословицы и поговорки. Показали казачью сказку.

Педагог:        Спасибо большое ребята. Я в свою папку положу и ваш казачий костюм.

 До свидания!