Презентация проекта "История края"
презентация к занятию (старшая группа) по теме
Презентация к проекту "История края" предполагает решение задач по приобщению дошкольников к истокам народной культуры малой Родины через участие детей и родителей в народных праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kraya.docx | 31.73 КБ |
ekologiya.ppt | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «История края»
Камаева Наталья Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида
Город Ардатов Республика Мордовия
Тип проекта: групповой, познавательный, творческий.
Интеграция образовательных областей: социализация, речевое развитие, художественное творчество, музыка.
Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Длительность проекта: 2 года.
Актуальность. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям своего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, проявляют безразличие к чужому горю.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.
В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.
Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Необходимость приобщения молодого поколения к культуре своего народа трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции культуры своего мордовского народа, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.
Мой проект предполагает решение задач по приобщению дошкольников к истокам народной культуры малой Родины, через участие детей и родителей в народных праздниках. И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, чтобы как можно полнее познакомить своих воспитанников с народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к культуре и традициям русского и мордовского народа. И сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Новизна проекта заложена в изучении регионального фольклора с детьми дошкольного возраста, так как работа по использованию русского фольклора довольно широко представлена в методической литературе и широко ведётся многими педагогами. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции, культуру, что способствует у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.
Цель проекта: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения народного фольклора, воспитание творчески развитой личности.
Проблемные вопросы: Как жили люди на Руси? Как отдыхали и работали? Чем украшали свой быт? Какие праздники отмечали? Как соблюдали обычаи? Что передавали своим детям, внукам?
Гипотеза; Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ведётся
по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам
В процессе работы над проектом поставили и решали следующие задачи:
Образовательные:
-дать знания детям о родном крае: истории , достопримечательностях города;
-познакомить детей с культурой и традициям , включать их в детскую жизнь.
-разработать цикл мероприятий, направленных на формирование знаний о родном крае (историческое прошлое)
- формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды, народного достояния города.
Развивающие:
- пробудить интерес к истории и культуре России, истории народных промыслов;
- способствовать развитию познавательной активности и любознательности ( мышление, воображение, умение сравнивать и анализировать)
-развивать коммуникативные навыки (речевые и певческие способности)
- развивать творческие способности: певческие навыки, актерского мастерства;
-совершенствовать технические навыки и умения в художественном творчестве.
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному краю, знакомство с народным фольклором.
- Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости;
- Воспитание чувства ответственности и патриотической гордости за достижения своего народа.
- Сформировать чувство национального достоинства.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда (комната быта на базе ДОУ, мордовский уголок в групповой комнате, музыкальный зал)
- развивающие виды деятельности ( речевое развитие, художественное творчество, социализация, музыка);
Методы и формы проекта:
ФОРМЫ: НОД, утренники-развлечения, консультативная работа с родителями,
Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня художественно эстетического развития дошкольников.
- формирование чувств национального достоинства.
Практические результаты:
-приобретение знаний детей о традициях и обрядах народных календарных праздников;
-совершенствование умения выразительно передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
- проведение развлечения «Пасха» (с участием детей средней группы)
- проведение развлечения «Покровские посиделки» (с участием детей старшей группы)
- выставки детских работ , посвященных этим праздникам.
- участие детей в массовых мероприятиях детского сада: «Рождественские Колядки», «Масленица»
- оказание помощи родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей
- привлечение родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду домашней обстановке с предметно-развивающей средой.
В ходе реализации проекта я пришла в ВЫВОДУ, что подобные мероприятия, развлечения, игры, объединяют детей общими впечатлениями, способствуют формированию взаимоотношений. Развивающая среда, созданная в музее помогла осуществить основные направления музейной педагогики, Оформление музыкального зала и создание музея дали представления детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметов быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством своего народа, песнями, танцами. Самое главное, целенаправленная работа с детьми в этом направлении воспитывает уважение, их взаимопонимание к другим народам.
Дальнейшее развитие проекта:
В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта программ и методик работы с детьми по художественно-эстетическому направлению развития детей, создания для этого материально-технических условий ДОУ и семьях, поддерживать интерес дошкольников к традициям своего народа. Планируется провести утренник «9 Мая».
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Этапы проведения проекта.
1.Организационно-подготовительный:
В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа:
- изучение литературного фольклора (собран фольклорный материал: сказки, легенды, пословицы,загадки,заклички)
-изучение музыкального фольклора (разучивались хороводы, песни, танцы, частушки)
- изучение игрового фольклора (например, разучивали рус.игру «Пирог», морд. игру «Горшки»)
- создание условий для реализации проекта (подбор сценария, пошив костюмов и др.)
2.Основной :
- работа с детьми по перспективному плану
-оформление выставок на разную тему
- Развлечение «Пасха»
- Развлечение «Покровские посиделки»
Тематическое планирование
Занятия:
Знакомство с родным краем.
Русский и мордовский костюм
Знакомство с русской кухней (Пасхальные угощения)
Знакомство с декоративно – прикладным искусством мордвы
Утренники- развлечения: «Пасха», «Покровские посиделки»
3.Заключительный: Обобщение результатов работы; Анализ деятельности; Презентация; Удовлетворенность всех участников результатами
Работа с родителями:
Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
Развлечения: «Пасха», «Покровские посиделки»
Выставка детских работ.
День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).
Консультации.
Результативность :
У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
Сформировались чувства национального достоинства.
Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
Расширились знания о традициях русского народа.
Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
ЛИТЕРАТУРА:
- Логинова В.И. и др.«Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» «Детство-пресс», 2004.
- Журнал «Музыкальный руководитель». №4 -2008
- Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Управление ДОУ №4/2004.
- Коротовских Л.Н.«Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».Управление ДОУ №8/2006
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ №1/2005
- Жирякова И.В. «Нравственное-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику» Управление ДОУ №4/2008.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"
Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....
Презентация "Донской край"
Расширять представления детей о родном крае....
Презентация "Донской край"
Расширять представления детей о родном крае....
Презентация «Мой Край Родной»
Тема: «Мой край родной»Цель: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей живущих в Самаре. Продолжать формировать интерес к своему краю , вызывать чувство отвествености по ...
Презентация "Северный край"
Северный край...
Презентация " Наш край – Поморье".
Животные и птицы Архангельской области....
Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.
Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....