Презентация "Творчество М. Шолохова"
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

В презентации раскрывается образ Нахалёнка в одноимённом произведении М.А. Шолохова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: Творчество М.А. Шолохова Выполнила воспитатель I категории Ведерникова Вера Павловна

Слайд 2

Михаил Александрович Шолохов

Слайд 3

Кабинет М.А.Шолохова

Слайд 4

Нахаленок

Слайд 5

Встреча с отцом

Слайд 6

Дед сердится

Слайд 7

Верхом на свинье

Слайд 8

Грозный дед

Слайд 9

Рассказ отца…

Слайд 10

Драка с мальчишками

Слайд 11

Собрался воевать

Слайд 12

Подвиг Нахаленка

Слайд 13

ков Встреча с отрядом большевиков

Слайд 14

Скульптура Нахаленку



Предварительный просмотр:

  • Цель: Познакомить с произведением Шолохова, в котором изображены дети.
  • Задача:
  • Познакомить с биографией М.А. Шолохова.
  •  Воспитывать любовь к донскому краю через отрывки из рассказа «Нахалёнок».
  • Шолохов Михаил Александрович (1905—1984), писатель.
  • Родился 24 мая 1905 г. на на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Вёшенский район Ростовской области) в крестьянской семье.
  • Участвовал в Гражданской войне, служил в продотряде. В конце 1922 г. приехал в Москву. В 1923 г. в журналах и газетах стали появляться рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (оба 1926 г.). Главная тема этих произведений — гражданская война на Дону.
  • В 1925 г. Шолохов начал писать роман, принёсший ему мировую известность, — «Тихий Дон» (книги 1—4,1928—1940 гг.). В 1941 г. за это произведение он получил Сталинскую премию. Автору удалось создать масштабную картину битвы двух миров, ломки сложившихся отношений и становления новых.
  • С 1932 по 1960 г. Шолохов создаёт «Поднятую целину» — эпическое повествование о коренном переломе в жизни деревни, совершённом коллективизацией. Роман принёс автору Ленинскую премию (1960 г.). Во время Великой Отечественной войны в периодической печати и отдельными изданиями выходят очерки Шолохова «На Дону», «На юге», «Казаки».
  • Широкую известность получил рассказ «Наука ненависти» (1942 г.). В 1943—1944 гг. были напечатаны главы из неоконченного романа «Они сражались за Родину» о подвиге народа в Великой Отечественной войне.
  • Заметным явлением стал рассказ «Судьба человека» (1956—1957 гг.).
  • В 1965 г. Шолохов был удостоен Нобелевской премии.
  • Рабочий стол писателя в мемориальном доме-музее в станице Каргинской, за которым писались «Донские рассказы»
  • центре рассказа находиться фигура семилетнего мальчишки – Мишки. Герой живет с дедом и матерью в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.
  •         Мишкин отец воюет за большевиков.
  • «Посеред хаты стряхнул чужой человек мамку с шеи да как гаркнет:
  • — А где мое потомство?
  • Мишка струхнул, под одеяло забрался.
  • — Минюшка, сыночек, што ж ты спишь? Батянька твой с службы пришел! — шумит мамка.
  • Не успел Мишка глазом моргнуть, как солдат сгробастал его, подкинул под потолок, а потом прижал к груди и ну
  • - 26 -
  • рыжими усами, не на шутку, колоть губы, щеки, глаза. Усы в чем-то мокром, соленом. Мишка вырываться, да не тут-то было.
  • — Вон у меня какой большевик вырос!.. Скоро батьку перерастет!.. Го-го-го!..»
  • Для отца он — Минька. Для матери — Минюшка. Для деда — в ласковую минуту — постреленыш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза — эй, Михайло Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!
  • А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы — Мишка и „нахаленок“.
  • «У огородного плетня остановился, крикнул, грозя поповичу кулаком:
  • — Вот спрошу у дедушки, коли брешешь — не ходи мимо нашего двора!
  • Перелез через плетень, к дому бежит, а перед глазами сковородка, и на ней его, Мишку, жарят... Горячо сидеть, а кругом сметана кипит и пенится пузырями. По спине мурашки, скорее бы до деда добежать, расспросить...
  • Как на грех — в калитке свинья застряла. Голова с той стороны, а сама с этой, ногами в землю упирается, хвостом крутит и пронзительно визжит. Мишка — выручать: попробовал калитку открыть — свинья хрипеть начинает. Сел на нее верхом, свинья поднатужилась, вывернула калитку, ухнула и по двору к гумну вскачь. Мишка пятками в бока ее толкает, мчится, аж ветром волосы назад запрокидывает. У гумна соскочил, — глядь, а дед на крыльце стоит и пальцем манит.
  • — Подойди ко мне, голубь мой!...»
  • Не догадался Мишка, зачем дед кличет, а тут опять про адскую сковородку вспомнил и рысью к деду.
  • — Дедуня, дедуня, а на небе черти бывают?
  • — Я тебе зараз всыплю чертей!.. Поплюю в кой-какие места, да хворостиной высушу!.. Ах ты, лихоманец вредный, ты на што ж это свинью об’езживаешь?..
  • Сцапал дед Мишку за вихор, зовет из горницы мать:
  • — Поди на свово умника полюбуйся!
  • Выскочила мать.
  • — За што ты его?
  • — Как же за што? Гляжу, а он по двору на свинье скачет, аж ветер пыльцу схватывает!..
  • — Это он на супоросой свинье катался? — ахнула мать.
  • Не успел Мишка рта раскрыть в свое оправдание, как дед снял ремешок, левой рукой портки держит, чтобы не упали, а правой Мишкину голову промеж колен просовывает. Выпорол и при этом очень строго говорил:
  • — Не езди на свинье!.. Не езди!..
  • Мишка вздумал было крик поднять, а дед и говорит:
  • — Значит ты, сукин кот, не жалеешь батяньку? Он с дороги уморился, прилег уснуть, а ты крик подымаешь?
  • Пришлось замолчать. Попробовал брыкнуть деда ногой — не достал.
  • Отец рассказывает Мишке о большевиках, о войне, на которой воевал четыре года.
  • Мишке снятся сны про Ленина, про большевиков, про его отношения с дедом. Мишка – это будущий большевик, продолжатель дела своего отца. Маленького героя очаровывает идея борьбы с богатыми ради счастья всех бедных.
  • Ребята примолкли, а у Мишки сжалось сердце. Батяньку его будут вешать? За что?.. Крепко сжал зубы и сказал:
  • — У батяньки большущее ружье и он всех баржуев поубивает!
  • Витька, выставив вперед ногу, сказал торжествующе:
  • — Руки у него коротки! Папочка не даст ему святого благословения, а без святости он ничего не сделает!..
  • Прошка, сын лавочника, раздувая ноздри, толкнул Мишку в грудь и крикнул:
  • — А ты не дюже с своим батянькой!.. Он у мово отца товары забирал, как поднялась ривилюца, и отец сказал: „Ну, нешто не перевернется власть, а то Фомку-пастуха первого убью!..“
  • Наташка, Прошкина сестра, топнула ногой.
  • — Бейте его, ребята, што смотреть?!.
  • На другой день утром сели за стол завтракать. Не успели кончить, услышали далекую, глухую от расстояния музыку. Отец положил ложку, сказал, вытирая усы:
  • — А ведь это военный оркестр!
  • Мишку как ветром сдуло с лавки. Хлопнула дверь в сенцах, над окошком слышно частое — туп-туп-туп-туп...
  • Вышли на двор и отец с дедом, маманька до половины высунулась из окна.
  • В конец улицы зеленой колыхающейся волной вливались ряды красноармейцев. Впереди музыканты дуют в большущие трубы, грохает барабан, звон стоит над станицей.
  • У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и подбежал к музыкантам. В груди что-то сладко защемило, подкатилось к горлу... Глянул Мишка на запыленные, веселые лица красноармейцев, на музыкантов, важно надувших щеки, и сразу, как отрубил, решил:
  • — Пойду воевать с ними!..
  • Вспомнил сон, и откуда только смелость взялась. Уцепился за подсумок крайнего.
  • — Вы куда идете? Воевать?
  • — А то как же? Ну да, воевать!
  • А смерть отца, убитого бандитами, побуждает Мишку пробраться ночью в соседний хутор.
  • Переборы лошадиных копыт умолкли вдоль улицы, дед нагнулся к Мишкиному уху, зашептал:
  • — Стар я... не влезу на коня... посажу я тебя, внучек, верхом и езжай ты с богом на хутор Пронин... Дорогу я тебе укажу... там должен быть энтот отряд, какой с музыкой шел через нашу станицу... скажи им, нехай идут в станицу, тут, мол, банда!.. понял?..
  • Мишка молча кивнул головой. Посадил его дед верхом, ноги привязал к седлу веревкой, чтобы не упал, и через гумно, мимо пруда, мимо бандитской заставы провел Савраску в степь.
  • — Вот в бугор пошла балка, над ней езжай, никуда не свиливай!.. Прямо в хутор приедешь. Ну, трогай, мой родный!..
  • Поцеловал дед Мишку и тихонько ударил Савраску ладонью.
  • Ночь месячная, видная. Савраска трюхает мелкой рысцой, пофыркивает и, чуя на спине легонькую ношу, убавляет шаг. Мишка трогает его поводьями, хлопает рукой по шее, трясется, подпрыгивая.
  • Мишке страшно одному в степи, обнимает руками теплую Савраскину шею, жмется к нему маленьким зябким комочком.
  • Балка ползет в гору, спускается вниз, опять ползет в гору. Мишке страшно оглянуться назад, шепчет, стараясь не думать ни о чем. В ушах у него застывает тишина, глаза закрыты.
  • Савраска мотнул головой, фыркнул, прибавил шагу. Чуточку приоткрыл Мишка глаза — увидел внизу под горой бледно-желтые огоньки. Ветром донесло собачий лай.
  • Теплой радостью на минуту согрелась Мишкина грудь. Толкнул Савраску ногами, крикнул:
  • — Но-о-о-о!..
  • Собачий лай ближе, видны на пригорке смутные очертания ветряка.
  • — Кто едет? — окрик от ветряка.
  • - 46 -
  • Мишка молча понукает Савраску. Над сонным хутором заголосили петухи.
  • — Стой, кто едет?.. Стрелять буду!..
  • Мишка испуганно натянул поводья, но Савраска, почуявший близость лошадей, заржал и рванулся, не слушаясь поводьев.
  • Скульптура литературного героя по произведению донского писателя Шолохова М.А. «Нахаленок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Детские годы М.А. Шолохова"

Продолжение из цыкла знакомство с М.А. Шолоховым, часть вторая....

Презентация "Дети в произведениях М.А. Шолохова"

Часть четвёртая из цикла о Шолохове....

Дистанционное обучение. ВИРТУАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ с дошкольниками, в рамках взаимодействия с культурным центром им. М.А. Шолохова

14 октября 2021 года в нашем детском саду прошла виртуальная встреча «Покров - встреча Осени с Зимой» с сотрудниками центра им.М.А. Шолохова.В музыкальном зале состоялось театрализовано пр...