Спортивное развлечение «Это мы с друзьями"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Щербинина Марина Фёдоровна

ЦельЦель:

  1. Расширить знания детей о народах Поволжья.
  2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
  3. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_povolzhya_pered.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

                         

        Спортивное развлечение «Это мы с друзьями"

Цель:

  1. Расширить знания детей о народах Поволжья.
  2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
  3. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

Задачи:
 « Физическое развитие»
- развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость;
- формировать стремление активно участвовать в развлечении;
- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности;  

-формировать представление об активном отдыхе;

-формировать у детей понимание необходимости соблюдать меры предосторожности во время двигательной активности.

« Социально – коммуникативное развитие»
- развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу; 

-развивать волевые качества, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

-развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение быть отзывчивыми и доброжелательными в общении. 
 « Познавательное развитие»
- продолжать знакомить детей с национальностями народов проживающих на территории Поволжья;
- формировать представления о традициях, подвижных играх, национальном фольклоре народов Поволжья.
«Художественно – эстетическое развитие» »: развитие личностно – психологических качеств: артистизма, музыкальности, представления  игровой ситуации и умения адаптироваться в ней; 

Материал к занятию: 

 -3 больших платка с национальным узором («Юрта»)

 - Красивый платочек («Горелки с платочком»).

 - Длинная веревка («Хищник в море»)

 - На мольбертах изображения кукол в национальных одеждах, орнаменты.

Карта России, флаги и гербы России, Чувашии, Татарстана, Башкортостана, иллюстрации народных  костюмов народов поволжья, аудиозапись с песнями о Волге.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок разных национальностей, рассматривание одежды народов России, Чувашии, Башкортостана, Татарстана; знакомство с гербом, флагом , разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, слушание музыки народов России, Чувашии, Башкортостана, Татарстана.

Словарь:  пиала, тюбетейка. тухья,  кепе ( белое платье), пизихи (поясочки),

 Алшали (полотенце).

НОД: Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.

В зал «змейкой» входят дети в различных национальных костюмах, садятся в теплоход  по подгруппам, в конце входит ведущая.

В:- Посмотрите, это карта нашей Земли.

В: - Ребята, мы с вами живем в Поволжье. Почему так называется наш край? Верно, потому что мы живем на Волге. А где начинается Волга? Недалеко от Москвы, маленьким ручейком, тихое, едва заметное течение завораживает, как живой огонь. Постепенно река ширится, набирает силу, воды её становятся глубокими. А по берегам могучей красавицы реки в городах и сёлах, живут разные народы.

- А давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье? 

-Ответы детей: русские, мордва, чуваши,  татары.
       В: - У каждого народа есть своя культура: песни, стихи, традиции.
          А ещё у каждой национальности есть свои подвижные игры. Сегодня мы      

познакомимся с  подвижными играми народов Поволжья. 

Сколько  нас не русских у России

И татарских, и иных кровей                

Имена носящих непростые

Непростых российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России   

Родина немыслима без нас! 

 В: -Ребята, давайте совершим удивительное путешествие по Волге вот на этом замечательном теплоходе  «Дружба».

 - Сядьте удобно, путешествие начинается.

Вед: Ребята, все вы знаете город Москву. Москва – столица России. Слышится музыка. Да, я ее узнаю, это русская  народная  мелодия.

Заходят дети в русском костюме.

1 – й ребенок:

Мы живем в России,  

 У нас леса густые,

 У нас березы белые.

 И небо наше чистое,

 И реки наши быстрые.

 И Москвы столицы нашей

 В целом мире нету краше!

2 –й ребенок:

 Родина моя, бескрайняя Россия,  
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.
 

Дети: - Мы приглашаем  вас с нами поиграть Русская народная игра «Горелки с платочком».    Игроки стоят парами друг за другом, впереди водящий, он держит в  руке над головой платочек.

Все хором: 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,  

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди  колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Вед: Молодцы, вы нас порадовали своей  игрой. А теперь пора продолжить наше путешествие вниз по Волге – матушке. Усаживайтесь поудобнее, наш теплоход отправляется в путь.

/Звучит чувашская народная мелодия/

Вед: Посмотрите, посмотрите, там вдали нас уже встречают. Давайте спросим местных жителей, в какой город мы приехали?

/выходят две девочки в чувашских национальных костюмах/

Дев: Ачасем лайахи – здравствуйте!

Вед: Здравствуйте, дети! Скажите, пожалуйста, куда мы приехали?

1 дев: Наш город называется Чебоксары. А живут здесь чуваши.

Вед: Какие у вас необычные костюмы, расскажите нам о них.

1 дев: Моя шапочка называется тухья, а белое платье – кепе.

2 дев: Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пизихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Вед: У вас очень красивые костюмы, а для чего так много монеток?

1 дев: Если в костюме много монеток, значит невеста богатая. Это обозначает достаток в доме.

2 дев: А ещё эти монетки при ходьбе издают красивый мелодичный звон.

Вед: Очень весело проходят чувашские праздники!

1 дев:Бей, бей барабан                  

Мы пришли в гости к вам,

Ой –ой! Йа – ра – ра!

 Не гоните со двора!

Не уйдём мы назад   Регина

Будем с вами мы играть.

Чувашская игра «Хищник в море»

Это разновидность общеизвестной игры «Удочка». Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры. Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок». Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки», так как всех «переловить» трудно.

Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это, изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

В: Мы замечательно провели время на чувашской земле, но наш теплоход даёт сигнал к отплытию. Путешествие продолжается.

В: - Ребята, рядом с Чувашией находится ещё одна республика, входящая в состав Поволжья – это Мордовия. Дальше  наш теплоход плывёт по Волге  мимо чудесной стороны с красивым названием Мари Эл.Сейчас мы поднимемся вверх по Каме, по Вятке и проплывем  мимо республику Поволжья   Удмуртия

В: -А мы продолжаем наше путешествие. И вот мы уже плывем по Каме в сторону Уральских гор к реке Агидель, что означает - Белая. На этой реке стоит город Уфа. Уфа – столица какой республики?        

Дети: Башкортостана.

/звучит башкирская народная мелодия, выбегают дети  в башкирских костюмах/

В:  -А живут в Башкирии башкиры. Вот они нас встречают.          

1 реб:  

Хаумыхыгыд! Здравствуйте!

Мы живем в Башкортостане,  

Очень любим край родной,

Он хорош зимой и летом,

И осенью золотой.

2 реб:

В Башкирии степи привольные,    

Леса здесь богаты добычею,

Озера ни с чем ни сравнимые  

И люди гостеприимные.

Вед: Да, в Башкирии густые красивые леса, просторные степи, куда мужчины ходили на охоту, а женщины берегли очаг в своих юртах, создавали уют, готовили вкусную пищу.   

1 реб:Юрта, юрта круглый дом,           Печка жарко топится

Побывайте в доме том!                         Угостить торопится.

Гости явятся едва -                                Ладушки, ладушки,

В печку прыгают дрова.                       Круглые оладушки!

2 реб: Мы  приглашаем поиграть в башкирскую народную игру «Юрта»

Народная башкирская игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,  

 И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

/проводится 2 – 3 раза под башкирскую народную мелодию/

Вед: Скажем спасибо башкирскому народу за интересную встречу.        

В - : Ребята, мы снова плывем по Волге-реке и вот уже видны башни белокаменного Кремля, купола храмов, /сопровождает показом иллюстраций/. Это раскинулась на берегах могучей реки столица Татарстана….          

Дети: Казань!

1 –й реб:

Как птицу раннюю весной  

Влечет к родным местам,

Так всей душой мы любим свой

Свободный Татарстан!

2-й реб:

Родные просторы все краше и краше, Алеся

Всё ярче сияние огней.

Светла и привольна республика наша,

              И славное имя у ней Татарстан

В: - Мы сегодня побываем в гостях у татарского народа.

/Заходят дети в татарских костюмах.В руках у них татарское национальное блюдо «Чак-чак»/

Вместе: Исэнмесез!  

В:-Ребята, издавна татарский народ славился своим гостеприимством и богатой разнообразной кухней. Самых дорогих гостей встречали вкусным «Чак-чаком».

Ведущий:   Спросите нас: Откуда вы?  

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

В:- Мастера изготовляли украшения из золота и серебра. Оружейники изготовляли мечы, сабли. Лепили горшки и обжигали их в печах. Затем наносили красивые узоры. (Горшок-Чүлмәк)

- КАЗАНЬ была построена как военная крепость на границе Волжской Булгарии. “КАЗАН” на булгарском языке означает “граница”. Существует интересное предание о том, почему город назвается Казанью. Вот о чём рассказывает одна из легенд. “Булгарского хана Алтынбека преследовали монголы. Ему удалось скрыться от них в густых лесах. Алтынбек послал своего слугу на речку за водой. Слуга хотел зачерпнуть воды и уронил казан (котёл) в реку. Поэтому реку назвали Казанкой и город, который построили на её высоком берегу – КАЗАНЬЮ.

В нашем родном Татарстане – чистые реки, густые леса, широкие поля,  

есть  большие заводы и фабрики. Но самое большое богатство нашей

Республики – это нефть.И первая наша игра - Татарская народная игра

«Горшки»  

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева

горшков.

Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За

каждым

горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий

стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

  • Азат, чулмәк бир эле.
  • Мә эле.
  • Нич сум?
  • 2 (бер, ике, өч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей)  касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу  навстречу друг другу (круг обегают  три раза). Кто быстрее добежит досвободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Вед:  - Дети, в своём путешествии мы побывали в разных республиках, посмотрели как живут чуваши, башкиры, татары, русские. Все эти народы живут в дружбе на великой реке Волге, которая не разделяет, а объединяет людей. Называются эти народы – народами Поволжья. 

У Габдуллы Тукая есть такие стихи:

1 –й реб:С народом России мы песни певали,      

Есть общее в нашем быту и морали.

Один за другим проходили года –

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Навеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

2-й  реб:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,  

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

Пусть татары и русские, башкиры и чуваши – все народы нашей земли живут мирно и дружно. Пусть каждый любит и бережет свой родной край, свой родной язык, свою родную культуру.

Песня «Родная песенка»  

Взр.: Дети, после долгой дороги нам пора отдохнуть. Мы приглашаем вас «домой» в группу на ароматный чай с вкусным «чак-чаком».

/дети выходят из зала, машут рукой/

                         

План  - конспект непосредственно образовательной  

                            деятельности

        «Это мы с друзьями"

                           Воспитатель: Щербинина М.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ НА ОЛИМПИАДЕ В “РЯБИНКЕ”» (Церемония открытия малых летних олимпийских игр)

Спортивное развлечение«Незнайка и его друзья на Олимпиаде в “Рябинке”»(Церемония открытия малых летних олимпийских игр)Оформление: флажки для оформления территории, флаг олимпиады, воздушные шары.Атри...

спортивное развлечение " Возьмемся за руки друзья"

В предверьи праздника Дня Народного Единства, мною был подобран материал для детей старшего и подготовительного к школе возраста....

Спортивное развлечение «Это мы с друзьями»

спортивное развлечение о народах Поволжья...

Спортивное развлечение «Воспитатели и я спортивные друзья»

Цель: Приобщение детей и взрослых к физической культуре и спорту.Задачи: Совершенствовать развитие физических качеств по средствам эстафет.Улучшать физические качества и двигательные способности у дет...

Спортивное развлечение для детей младшего дошкольного возраста « Как колобок встретил спортивных друзей».

Мероприятие проводится летом на участке.Цель: создавать условия для эмоционального отклика детей на мероприятие, совершенствовать двигательные умения и навыки в непринужденной обстановке.Задачи: разви...

Сценарий спортивного развлечения в старшей группе «Друзья здоровья»

Цели и задачи:-                     привлечь детей к активному образу жизни;-...