Северные традиционные посиделки (изготовление куклы - оберег)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Итоговое мероприятие
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная школа №42
Итоговое мероприятие
детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
«Северные традиционные посиделки»
(изготовление куклы – оберег)
Составила: воспитатель
I квалификационной категории
Черемных Елена Владимировна
г.Сугрут 2014г
Северные традиционные посиделки.
Направление: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательно – речевое развитие», «Социально-личностное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».
Возрастная группа: старший дошкольный возраст 6-7 лет.
Цель: привить интерес и любовь к русскому народному творчеству посредством изготовления тряпичной куклы - оберега.
Задачи НОД:
- «Труд»: Совершенствовать умение, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом; продолжать учить работать с трафаретом; закреплять умение работать с ножницами.
- «Познание»: приобщить к обрядовой культуре; через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси; познакомить с изготовлением традиционной куклы.
- Чтение художественной литературы»: продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей: эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
- «Коммуникация»: активизировать словарь по теме “фартук”, “кайма”, “рукодельница”, “льняная”, “хлопчатобумажная”, “шерстяная”, “нянюшка”, “старание”, “мастерство”, “безликая”.
- «Здоровье»: расширять знания детей о лекарственных свойствах растений; учить детей различать данные растения по внешнему виду.
- «Музыка»: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки; способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (русские народные пасни).
- «Социализация»: развивать игровые навыки детей с помощью подвижных игр
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная, познавательная.
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные
Приемы: сюрпризный момент, проблемные вопросы, беседа, наглядный (демонстрация), объяснение, игровые упражнения, художественное слово, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия.
Планируемые результаты:
- проявление эмоциональной отзывчивости,
- развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками,
- активизация мыслительной деятельности детей,
- развитие способности создавать задуманные продукты
Критерии оценки: развитие интегративных качеств «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействиями с взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".
Предварительная работа:
Подвижная игра «Пирог», прослушивание русских народных песен, рассматривание народных узоров, «Ручной труд» работа с тканью, знакомство с лекарственными трвами.
Материал:
Оборудование:
1. Лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт.
2. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок 10 х 10 см. – 2 шт.
3.Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки 30х30см. – 1 шт.
4. Полоска ткани красного цвета 20 х 1см. – 1 шт.
5. Лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт.
6. Лоскут цветной ткани 5 х 5 см. – 2 шт.
7. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7х10см. для фартучка – 1 шт.
8. Тесьма для пояса 25см.
9. Душистые лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. Каждой.
10. Красные нитки
11. Игла
12. Ножницы
Ход деятельности:
Воспитатель находится в групповой комнате, оформленной под светелку, поджидая гостей, звучит русская народная песня «Белая берёзонька призадумалась» в исполнении русского народного хора, в зал входят гости, Воспитатель встречает гостей в старинном наряде, кланяется на три стороны, здоровается со всеми.
Воспитатель: Здоровы гости будете!
С чем пришли, припожаловали?
Коли с добром да с приветом, так и мы тем ответим.
Коли с песней, голосьем, так и мы вам подпоем.
Ну, так хорошо, гостечки – то у меня пришли, по лавочкам резным расселись. Кому нет скамейки, тому и стул приспел! У нас ведь не гордятся, где стоят, там и садятся. А девицы – то, красавишны какие.
Ну – ко, сядем рядком,
Да поговорим ладком!
Воспитатель усаживает гостей
Воспитатель:
На завалинках, в светелках иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли, как в Сибири! Ах, как игры хороши!
Словом эти посиделки были праздником души!
Звучит русская народная музыка. Входят девочки по очереди:
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!
1 девочка: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим!
Хозяйка усаживает девочку на скамью. Девочка садится и берут рукоделие. Входит 2 девочка.
Воспитатель: Проходите красавицы! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
2 девочка: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сядут!
Хозяюшка провожает девочку на скамью, та достают рукоделие. Входит еще 1 девочка.
Воспитатель: Проходите гости дорогие! Гостю - почет, хозяину – честь.
3 девочка: Туда голуби летают, где их привечают.
Воспитатель: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем.
Вечер долог, вечер долог,
Насчитаю сорок елок,
Сяду, сяду, попряду,
Да и песню заведу.
Ох, уж, а песенка- то в добром деле завсегда помощница. А как без песен – то, без песен – то внутрях одни потемки.
Все поют песню «На горе-то калина».
На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!
Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли!
Ну, кому какое дело, гуляли!
Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали!
Ну, кому какое дело, ломали!
Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали!
Ну, кому какое дело, вязали!
На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
Ну, кому какое дело, бросали!
Раздается стук в дверь, входит иностранка – американка Джейн
Джейн: Хелло! Я есть иностранная туристка Джейн, я приехать из Америка. Хочу знать, что есть фольклор, что есть северные посиделка?
Воспитатель: Ой, девочки, гляньте–ка, какую красиву да модну тетеньку–то к нам занесло. Так давайте поздороваемся с ней по нашему обычаю северному хлебосольному. (Все встаю, здороваются с иностранкой, кланяются.)
Воспитатель: Милости просим! Красному гостю – красное место! Ну, так, проходи, красна девица, на наши посиделки, смотри во все глаза, да слушай во все уши!
Воспитатель: А у меня ведь и тесто на печи поставлено, поди, выходило уж. Надоть пироги печь. А какие посиделки без пирогов. Ох, страсть, как пироги-то я люблю, особенно рыбнички с треской, да ягодники с брусничкой. Так, давайте, робятушки, пирог-то хвалить, ведь я старалась, пекла.
Проводится северная народная игра «Пирог»
Игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький, поднимают руки вверх
Да экий он широкинький, разводят руки в стороны
Да экий он мякошенький, гладят по животу
Режь его да ешь. бегут к «пирогу» по одному
участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
Воспитатель: Уж в Сибири так идет, что талантливый народ,
Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет!
Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься! Кто хочет показать свое умение, девочки - хваленочки, выходите?
Игра «Кто быстрее смотает клубок?»
Воспитатель:
Посмотрите, у нас в светёлке сундук стоит,
Я уверена, много тайн он хранит,
К сундуку я сейчас пойду,
Может, что-нибудь в нём найду.
Достаёт тряпичные куклы и показывает детям.
Воспитатель: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. Куклы бывают: ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ. Вот эта кукла игровая – ПОЛЕШКО. С такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.
А вот еще одна кукла, она называется обрядовая, потому что ее мастерили летом на праздник Ивана Купалы. Делали Купавку на крестообразной основе, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды и приводили женихов.
А ещё в бабушкином сундуке есть куклы ОБЕРЕГОВЫЕ. А кто знает, ребята, что такое оберег? Это предмет, который защищал людей от разных бед, от болезней и дом охраняет.
Хозяюшка достаёт куклу – оберег.
В раннем возрасте ребёнку давали куклу «ПЕЛЕНАШКУ». Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Эта кукла защищала ребёнка от зла до крещения.
Хозяюшка показывает куклу Кубышку и рассказывает ее историю.
Сказка про куклу-Кубышку.
«Расскажу я вам, ребята, сегодня русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отказалась Крупеничка стать женой хана. И чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла она в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха».
Гречиха - одна из самых капризных культур, но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у русского народа было особое отношение к гречихе. Сев гречихи сопровождался обрядом. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли.
После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами. Верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. В основе куклы - маленький холщевый мешочек с гречей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм.
Со временем люди забыли истоки обряда, и для наполнения мешочка-куколки стали использовать пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные культуры.
Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство.
Чтобы воздух в избе был чистый, изготовляли на Руси полезную куклу - Кубышку-Травницу. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки — душистая трава. Куколку мяли в руках — шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через два года траву в куколке меняют – наполняют свежей душистой травой.
В основе куклы — закрутка из льняной ткани, а вместо туловища делается мешочек и наполняется травой. Куклу наряжают, и она долго радует жителей дома запахом луговых трав и красивым нарядом.
Воспитатель: Нут-ка, поглядим, что же наша иностранная гостьюшка Джейн-то, не заскучала-ли? Ведь петухи уж скоро запоют, пора и расходиться по домам. Но гостечков-то без подарков не отпускали, обязательно дарили что-нибудь памятное, рукодельное, сделанное с душой на посиделках. Вот и мы сейчас с нашими гостями на память изготовим кукол – оберегов.
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
Практическая работа по изготовлению детьми куклы – оберег (см. приложение1,2,3).
Иностранка Джейн: О, ес, спасибо, как весело на ваших посиделках. Теперь вы приезжать к нам!
Воспитатель: Благодарствуем вас, Джейн, за приглашение, но уж лучше вы к нам! А на память примите от нас подарочки, изготовленные умелыми руками наших детушек, пусть они хранят тепло наших рук, греют и оберегают вас в трудную минуту.
(Джейн прощается, уходит)
Воспитатель:
Поиграли и попели,
Надоть к дому правиться,
Да и дома не велели
Долго сарафаниться!
«До свиданья, до свиданья!
-До свиданья, - три раза.
А еще раз: «До свиданья», -
В ваши милые глаза!
Приложение1
Технология изготовления Кубышки-травницы:
1. Берем лоскут светлой ткани в середину кладем синтепон или ветошь.
2. Делаем кукле голову, стараясь чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.
3. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.
4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.
5. Берем лоскуты светлой ткани в мелкий рисунок. И таким же образом, как голову, делаем 2 груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.
6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.
7. Берем полоску красного цвета и завязываем на ней два узелка на расстоянии 1,5-2см. друг от друга.
8. Привязываем красную полоску на голову и получаем рожки.
9. Прячем рожки, повязывая на голову платок, который завязывается сзади.
10. Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине.
11. Наметываем по краю большими стежками, для того, чтобы можно было стянуть в мешочек в дальнейшем.
12. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять ветошь. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.
13. Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки.
14. Под грудью подвязываем передник навыворот.
15. Сверху подвязываем куклу пояском.
16. Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.
17. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.
18. После этого куколку нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки.
Приложение2
Схема изготовления Кубышки-травницы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по изготовлению куклы - оберега "пеленашка"
Презентация познакомит детей с самой простой самодельной народной куклой "Пеленашка". Дети легко научатся самостоятельно изготавливать такую куколку; представлена пошаговая инструкция....
Мастер - класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Кормилка» (обучение изготовлению тряпичных кукол)
Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.Задачи:Научить педагогов делать тряпичную куклу – оберег «Кормилку».Пробудить интерес к народным традициям.Воспитывать инт...
Мастер – класс для педагогов «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка».
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...
Мастер – класс с участием родителей «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка»
Цель: - ознакомление с народными куклами-оберегами, путем освоения технологии изготовления традиционной куклы - мотанки.Задачи: - познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их знач...
Сценарий досуга «Вечерние посиделки»: изготовление куклы – оберега.
Привлечение родителей и детей к совместной деятельности для возрождения народных традиций и сохранения семейного рукоделия....
Мастер – класс с участием родителей «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка»
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активн...
Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега «Северная берегиня»»
В истории каждого отдельного народа обереги занимают важное место. Для славян одними из самых распространенных защитных магических предметов являлись народные куклы обереги.Славянские куклы имели одну...