кружок "Бабушкины игры"
материал (старшая группа) по теме

Халезина Надежда Сергеевна

разработка кружка "Бабушкины игры" на основе программы "Наш дом Южный Урал" влючает в себя: пояснительную записку и перспективный план народных подвижных игр с задачами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_babushkiny_igry.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

НАРОДНАЯ ИГРА – одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из ближайшего наследия все, что интересно и полезно.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные игры. Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальную традицию.

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.

Воспитательные задачи игр – воспитывать бережное отношение к родной природе, переживать положительные эмоции от общения с природой.

В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр, но в меньшей степени, чем в младшем возрасте, используются игры с народными игрушками. Хотя с ними дети знакомятся в основном на занятиях по изобразительному искусству (хохлома, дымковские, филитмоновские).

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Задачи по использованию народных игр в кружковой работе вытекают из общих задач программы «Наш дом – Южный Урал»:

  1. Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к народным играм. Создавать условия для проявления детской игровой культуры;
  2. Обогащать интеллектуально-информационную сферу ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России, Башкортостана, Татарстана;
  3. Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.

Занятия с младшими детьми (3-4г) проводятся 1 раз в неделю по 15мин. Со старшими (5-7л) 2 раза в неделю по 25-30мин .

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Задачи:

  1. развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским, татарским народным играм. Создавать условия для проявления детской игровой культуры;
  2. обогащать интеллектуально-информационную сферу ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России, Башкортостана, Татарстана;
  3. способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.

Перспективный план  по ознакомлению детей младшей группы с народными играми

1 квартал

игра

задачи

  1. Пальчиковые игры

Развивать речь детей, координация движений рук

2. «Затопали ножки»

Развивать речь детей, координация движений рук

3. «Маленькие ножки бежали по дорожке»

Учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию

2 квартал

игра

задачи

1. русская народная игра-забава (словесная) «Этот пальчик..»

Учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию

2. русская народная игра-забава «Ладушки - ладошки»

Вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить

                                                  3 квартал

игра

задачи

  1. игры, ранее разученные

Те же

                                                             4 квартал

игра

задачи

1. «Заинька» русская народная хороводная игра

Вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить, развивать речь детей

2.. русская народная игра-забава «Цапки»

Развивать быстроту реакции, воспитывать оптимизм

Перспективный план  по ознакомлению детей старших групп с народными подвижными играми

1 квартал

игра

задачи

1.Русская народная игра «Пчелы»

Развивать ловкость детей, воспитывать интерес к родной природе

2.русская народная игра «бег по стволу»

Развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт

3.татарская народная подвижная игра «Земля, вода. воздух»

Развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой

4. татарская народная подвижная игра «Ласточка»

Продолжать развивать ловкость, интерес к родной природе

5. татарская народная хороводная игра «Татарский плетень»

Воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм

6. башкирская народная подвижная игра «ласточки и ястребы»

Продолжать развивать интерес к башкирским играм и интерес к родной природе

7. русская хороводная игра «Веночек»

Воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом

8. русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова чур)

Воспитывать положительные эмоции, напевность, умение согласовывать движения с текстом

2 квартал

игра

задачи

1.русская народная подвижная игра «Дед Мороза»

Продолжать развивать ловкость, интерес к русским играм, творчество в усложнении правил

2. татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»

Продолжать развивать интерес к природе, животным, соревновательный азарт

3.башкирская народная хороводная игра «Белая кость»

Развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм

4.русская народная словесная игра «Чепуха»

Развивать интерес к народным играм, чувство юмора

5. русская народная подвижная игра «Штурм крепости»

Развивать интерес к народным играм, меткость, соревновательный азарт

6. русская народная подвижная игра «Два Мороза»

Развивать интерес к народным играм, ловкость, честность

7. татарская народная подвижная игра «Хромая курица»

Развивать чувство юмора, положительные эмоции

8. русская народная игра-забава «Цапки»

Развивать быстроту реакции, воспитывать оптимизм

                                              

3 квартал

игра

задачи

1. русская народная хороводная игра «Грачи летят»

Закреплять знания о фауне родного края, народных традициях

     2. русская народная подвижная игра «Золотые  ворота»

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации

     3.русская народная подвижная игра «Овечки»

Закреплять знания детей о древних профессиях (пастух), развивать ловкость

     4. русская народная подвижная игра «Капуста»

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, ловкость, быстроту реакции

     5.русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай»

Развивать пластику тела, чувство юмора

     6.русская народная хороводная игра «А мы масленицу дожидали»

Познакомить с русским народным весенним праздником Масленицей, его историей

     7.татарская народная подвижная игра «продаем горшки»

Пополнить знания детей о профессиях прошлого, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

      8. татарская народная подвижная игра «Темербай»

Воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей

4 квартал

игра

задачи

1.русская народная подвижная игра «У дедушки Трифона»

Воспитывать уважительное отношение к старшим, закрепить знания о том, что раньше были большие семьи, где было много детей

2. русская народная подвижная игра «В перстень»

Развивать интерес к народным играм, соревновательный азарт

3. татарская народная хороводная игра «Юрта»

Закреплять знания, что жилищем многих кочевых народов была юрта, воспитывать интерес к народной истории

4. русская народная подвижная игра «Чапена»

Развивать чувство юмора

5. русская народная подвижная игра «Малечина-калечина»

Развивать интерес к народным играм, соревновательный азарт

6. русская народная подвижная игра «Костромушка – Кострома»

Закреплять знания о том, что в старину любили водить хороводы, вызвать положительные эмоции, объяснить значение слов «завалинка», «Кострома»

7.русская народная хороводная игра «Веточка»

Развивать выразительность речи, учить управлять телом

8.башкирская народная подвижная игра «Конное состязание»

Прививать любовь к животным, развивать соревновательный азарт

9. русская народная подвижная игра «Кондалы»

Познакомить со значением слова «Кондалы», способствовать развитию силы, смекалки

     6.русская народная подвижная игра «В мельницу»

Развивать интерес к народным играм, соревновательный азарт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...