проект "День матери-казачки"
методическая разработка на тему

 Сидорова Наталья Геннадьевна

 

«Человек начинается с его отношения к матери и всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери» Ю. Яковлев.

Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. Общение с мамой дает ребенку базовую уверенность в себе, в том, что он умеет общаться и что другие люди хотят с ним сотрудничать.

У донских казаков сложилась своя традиция почитания матери-казачки, поэтому реализуя региональный компонент образовательной программы, детей необходимо знакомить с этими традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_den_materi-kazachki.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon stend.doc2.55 МБ
Microsoft Office document icon stsenariy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект для детей         дошкольного возраста

 «День матери-казачки»

Цель: Поднять значение матери в воспитании ребенка, вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом.

Задачи:

1. Формировать у детей гендерную идентичность через представление широкого спектра ролей, которые может выполнять современная женщина, женщина-казачка.

2. Воспитывать любовь, ласковое, чуткое отношение к папе, чувство гордости за свою маму.

3. Способствовать развитию творческого подхода у детей к восприятию мира и себя в нём.

4. Укреплять атмосферу психологического комфорта в семье.

5. Способствовать созданию  у детей и родителей радостного настроения и чувства удовлетворения от совместного общения.

6: Способствовать активному участию родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

7. Вызвать интерес к разным видам человеческой деятельности.

8. Способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей.

9. Воспитывать позитивное отношение к увлечениям людей.

Тип проекта: практико – ориентированный информационно-творческий.

Срок реализации: среднесрочный проект, 27.11.2014г-04.12. 2014г

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители).

Продукт проектной деятельности:

  1. Статьи в родительский уголок «День матери: история и традиции», « Изречения известных людей о маме». Беседы с родителями на эти темы.
  2. Создание и обогащение картотеки «Художественного народного творчества произведений о маме»  совместно с родителями.
  3. Выставка работ « Золотые руки наших мам и бабушек»;
  4. Фотовыставка  «Мама на работе»;
  5. презентация поделок «Для мамочки любимой, дорогой…»
  6. Стенд «День матери-казачки»

Прогнозируемые результаты.

  1. Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
  2. Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме.
  3. Совершенствование уровня накопленных практических навыков детей и родителей:

Актуальность : 

«Человек начинается с его отношения к матери и всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери» Ю. Яковлев.

Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. Общение с мамой дает ребенку базовую уверенность в себе, в том, что он умеет общаться и что другие люди хотят с ним сотрудничать.

В современном мире высоких технологий серьёзно стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. У большинства детей ярко выражены чувства тревожности, эгоизма, злости и враждебности по отношению к окружающим. Это выражается в агрессивном поведении, высказываниях, немотивированных поступках. Дети часто не знакомы с такими понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость. Мама – самый родной и любимый человек на свете. Любовь к матери делает людей благородными, порядочными и достойными уважения.  В связи с тем,  что многие дети не имеют полной семьи. Её роль выполняют одинокие мамы, которые заняты проблемами материального обеспечения своих детей. Уровень влияния бабушек на воспитание детей значительно снизился: «молодые» бабушки работают. Они не достигли пенсионного возраста.  В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребёнка оказывают средства массовой информации. Наблюдая демонстрируемые в СМИ сцены насилия, дети становятся не чувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей 5-7 лет, дошкольные образовательные учреждения и школы должны направлять все свои усилия на формирование осознанного противостояния злу и способность проявлять радость за другого, любить окружающих близких людей и заботливо относится к матери и к своим родным.

У донских казаков сложилась своя традиция почитания матери-казачки, поэтому реализуя региональный компонент образовательной программы, детей необходимо знакомить с этими традициями.

Реализуемые мероприятия.

Социально-коммуникативное развитие:

сюжетно- ролевые игры «Мама дома», «Семья», «Мама в магазине», «Мама в больнице», «Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, мама-маляр).

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Выставка поделок «Золотые руки наших мам и бабушек».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование  «Моя семья», «Портрет моей мамы», изготовление подарков-оберегов для мам.

Изготовление открытки мамам на «День матери»;

Лепка «Чайный сервиз для мамы»;

Раскрашивание раскрасок по теме «Семья»;

Музыкально – дидактические игры «Мама и детки», «Вальс друзей»;

Слушание (исполнение) колыбельных (в т.ч. казачьих);

Разучивание песен, танцев к празднику;

Запись видео высказываний детей «Моя мама самая лучшая».

Речевое развитие:

Творческое рассказывание детей по темам: «Как я помогаю маме, бабушке», «Выходной день в моей семье» и др.

Беседы с детьми «Где и с кем я живу?», «Как и чем можно порадовать близких», «Профессия моей мамы»,

Проигрывание ситуаций: «Мама заболела», «Мама пришла с работы уставшая».

Составление описательных рассказов, рассказов из личного опыта о маме.

Ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.).

Пословицы и поговорки о матери, семье.

Чтение художественной  литературы о матери, семье:

Ненецкая народная сказка «Кукушка», русская народная сказка «Хаврошечка», А. Барто «Вежливый поступок», «Как Вовка бабушек выручил», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Золушка», А. Барто  «Разлука», «Мама поёт», Н. Саконская  «Разговор о маме», В.Берестов  «Праздник мам», Е. Благинина «Мамин день», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Б.Емельянов «Мамины руки», К. Кубилинкас  «Мама», Э. Мошковская  «Я маму мою обидел…», Артюхова «Трудный вечер», Демыкина Г. «Мама», Михалков С. «А что у вас?», Раджаб У. «Мамочка», Цыферов Г. «Как стать большим», . Стихотворение «Моя мама» В. Руссу, Емельянов «Мамины руки», Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», «Сказки о глупом мышонке» С. Маршак,  Стихотворения: А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу», М. Пляцковский «Мамина песенка», Е. Благинина «Вот, какая мама! », Д. Габе «Маме» и др.

Познавательное развитие:

НОД: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Дидактические игры «Подбери наряд на праздник», «Накрой на стол», «Укрась шляпку», «Мама – детеныши», «Наряди Аксинью на карагод», «Казачья горница»;

Игра: «Назови профессии», «Поможем маме сварить кашу» (измерение сыпучих веществ), «Сладка каша в чугунке нашем».

Физическое развитие:

Разучивание пальчиковых гимнастик о семье, для мамы, танцевальных движений. Проведение подвижных игр «Мама, распутай ниточку» и др.

Утренняя гимнастика под любимую музыку мамы, физкультминутки, подвижные игры.

Игры – эстафеты «Поможем маме! », "Кто быстрее! "

Взаимодействие  с родителями

Консультирование родителей по теме проекта.

Участие в празднике «День матери-казачки».

Домашнее задание:

Приготовить поделки или рисунки на выставку «Золотые руки наших мам и бабушек».

Принести фото «Мама на работе».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий «День матери-казачки»

Программное содержание:  Приобщение дошкольников к культурным ценностям донского казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений. Воспитание чувства гордости,  любви, бережного отношения к женщине - матери.

Предварительная работа: Выставка поделок «Золотые руки наших мам и бабушек».

Дети в казачьих костюмах  входят в зал вместе с мамами, предлагают мамам сесть,  а сами подходят к Казачке (ведущему).

Казачка: Здорово  дневали! Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Мы собрались здесь для того, чтобы поздравить Вас с праздником.

 А какова же причина нашего торжества? Для этого у нас два события:

 Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает «День матери-казачки» 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

 История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

И второе событие – День матери, который отмечают в России в последнее воскресенье ноября. Среди многочисленных праздников, существующих в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят нам любовь, нежность и ласку. Спасибо Вам, мамы!!! Пусть время, проведенное здесь, навсегда оставит след в вашем сердце.

Женщинам поэты пишут стихи, композиторы посвящают свои песни. Наши дети дарят вам стихи.

 Ребенок 1. Есть самое нежное слово на свете:

 Его произносят в младенчестве дети,

 Его вспоминают в разлуке и муке –  «МАМА!»

 Ребенок 2. Пускай наши чувства выходят наружу –

 Ты греешь, как солнце и в дождик, и в стужу,

 Все могут твои материнские руки – «МАМА!»

 Ребенок 3. Прости за обиды невольные наши,

 За ночи без сна, что не делают краше.

 О, как мы порою бываем упрямы, «МАМА!»

 Ребенок 4. В долгу пред тобою мы будем извечно,

 За все благодарны тебе бесконечно.

 Будь самой счастливой, любимою самой, «МАМА!».

Песня «О МАМЕ» - средние группы

Казачка:

 Много сказочных мест у России

 Городов у России не счесть

 Может, где-то бывает красивей,

 Но не будет роднее, чем здесь.

( На экране появляется слайд "Клетская")

 Любимый край степной...

 Любимый край Донской

 И луг цветущий здесь весной...

 И степь Донская всегда со мной

 И вся вот эта красота …

 Казачья Родина моя!

Уважаемые друзья! В 2014 году исполнилось 400 лет со дня образования нашей станицы Клетской. Наша станица  находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки.

Девочка-казачка

 Станица Клетская, край донской - это наша с вами малая родина. Если ты родился и вырос на Дону, отсюда вступил в большую жизнь, ты никогда не перестанешь любить и гордиться этим необъятным краем.

Мальчик-казак

 В родной степи шумят моря и реки,

 Цветут сады, колышутся поля.

 Очаровала ты меня навеки

 Моя Донщина, родина моя!

Песня "КЛЕТСКАЯ (Старшая, подготовительная группы)

Казачка:

 Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ - казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью. А рядом с казаками всегда были их верные жены – казачки, которые прославились своей красотой, умом и хозяйственностью.

Казак-мальчик:

 Заветы старины в семье казачьей,

 Хранились свято испокон веков.

 Обычай хлебосольства куреней богатых,

 Прославил Край родных отцов.

Казачка-девочка:

 Заботливо хозяйка домом управляла,

 Растила по старинке своих детей.

 Работы все в полях справляла,

 Кормила, холила коней...

Казачка -Ведущий:

 Казачек все любили, уважали,

 Как спутниц храбрых в жизни и в бою.

 Им почести повсюду воздавали,

 Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Казачка:

Сегодня наши маленькие казачата, хотят поздравить своих мам- казачек.

Танец  Вторая младшая группа

Ребенок

Мы  хотим пожелать всем мамам,

Здоровья, мира, не болеть!

А мы, ваши дети,

Будем вас любить и жалеть!

Ребенок

Мамочки, будьте умными и сильными,

Будьте красивыми и стильными.

Никогда не унывайте

С нами весело играйте.

Ребенок

Желаем быть счастливыми,

Молодыми, красивыми,

Хранить под сердцем нежность,

Детей своих любить.

   

Казачка: В исполнении ребят старшей группы посмотрите зарисовку «Пчелочка златая»

Казачка:

  У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь к своим детям. У мамы самые добрые, ласковые и трудолюбивые руки, они все умеют. А вот тут у нас есть волшебный сундучок. Хотите узнать,  что у меня в нем хранится? А вот попробуйте, догадайтесь!

Казачата- конфеты,  украшения.

Казачка: Что гадать,  откройте и посмотрите.

Казачата открывают, но сундук не открывается.

Казачка: А сундук не прост, он с секретом. Откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки о матушке, о труде, а ваши мамы вам помогут.

Поговорки:

Нет  лучше  дружка, чем родная матушка.

При матери добро, при солнышке тепло.

Труд кормит, а лень портит.

Враз и пироги не пекутся.

Кто труда не боится, того и лень страшится.

Спящему коту, мышь в рот не прибежит.

КОНКУРС для мам «НАЙДИ СВОЮ ПОЛОВИНКУ».

(Пословица разрезана на две части, одна мама читает, вторая продолжает.)

1. Птица рада весне, а младенец – матери.

 2. Материнская ласка конца не знает.

 3. Отцов много, а мать одна.

 4. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да быстро тает.

 5. Родная мать сильно замахивается, да не больно бьет.

 6. Без отца – пол сироты, без матери и вся сирота.

 7. Мать кормит детей, как земля людей.

 8. Все купишь, мать богом дается.

Казачка  открывает сундук и достает из него предметы рукоделия.

Казачка:   Казачки были мастерицами и своих дочерей учили рукоделию : прясть, вышивать, плести кружева. Ваши мамы тоже мастерицы и хозяюшки. Видите, какую они нам приготовили выставку. Мамы могут и шить, и вязать, и вышивать… Вот сейчас мы и узнаем, как наши современные мамы знают казачьи блюда.

Проводится конкурс для мам- зрителей

Казачка: Назовите названия казачьих блюд, в рецепт которого входят:

1 рецепт- картофель, лук, зелень, рыба-Уха,(по казачьи – щерба)_

2 рецепт- сухие яблоки, груши, вишня, чернослив и изюм или же свежие яблоки, груши, слива, вишня и изюм — Узвар

3 рецепт- Пшено, лук, зелень, растительное масло, рыба — рыбацкий кулеш

4-й рецепт: капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло — винегрет

5 рецепт- ржаные сухари, кипяток, дрожжи, сахар, изюм- хлебный квас

Казачка: В самую пору испытать наших казачек, да поразузнать, что они за хозяюшки: умелые ли, сноровистые ли. Наш конкурс так и называется

«Казачья сноровка» (участвуют мама и ребенок)

Мамам нужно на ощупь определить, что за крупа насыпана в тарелки, а детям на ощупь угадать овощи.

Казачка: А еще, я хочу погутарить со зрителями. Хочу испытать вас, как вы знаете казачий говор:

Ядрёный — крупный,

Апосля — после, в конце.

Аккуратить – содержать в чистоте и порядке;

Баз – скотный двор;

Здорово дневали – здравствуйте.

Добре – хорошо.

Кочет – петух

Курень – круглый дом, на высоком фундаменте

Казачка  хвалит за работу.

Молодцы, мамы, вы – настоящие казачки, знаете, казачью историю. Поработали, теперь  и отдохнуть не стыдно. А вот стихи о том, как приятно помогать маме.

Ребенок:

Я один у мамы сын,

 Нет у мамы дочки.

 Как же маме не помочь

 Постирать платочки.

 Мыло пенится в корыте,

 Я стираю! Посмотрите!

Ребенок:

Не мешайте нам сейчас,

 Стирка важная у нас.

 Я и мама, - мы вдвоем

 Управляемся с бельем.

 Я развесила белье

 Куклино и Мишкино.

 Мама вешает моё

 И еще братишкино.

 Сохнут трусики и майки,

 Отдыхают две хозяйки.

Ребенок:

Я, как мама, не люблю

 В доме беспорядка.

 Одеяло постелю

 Ровненько и гладко.

 На пуховые подушки

 Я накину кисею.

 Полюбуйтесь-ка, игрушки,

 На работу на мою.

Исполняется танец «Парный» - старшая группа

Казачка:

 На Дону девчата есть, что не можно глаз отвесть,

 А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.

 

 Танец «Калинка» - девочки подготовительной группы

Казачка:

Наши ребята удалые,

Все казачата молодые,

Могут танец нам сплясать,

Свою сноровку показать.

Танец с саблями (мальчики подготовительной группы)

Хорошо вы пляшите, играете, а загадки отгадаете?

        

 Загадки:

 1. Лохматый казак, посреди кушак

 По двору ходит, порядок наводит (веник)

 2. Не казак, а с усами, о четырех ногах, а не конь (котенок)

 3. Ходит пани в серебряном жупане (рыба)

 4. Летела пташка промеж рта и чашки (ложка)

Казачка: Всем известно, что у наших мам и пап есть свои мамы – ваши бабушки. И мы их тоже хотим поздравить сегодня.

Праздник наш сегодня весел.

Так давайте поскорей

Ласково споем мы песню

О бабуленьке своей.

ПЕСНЯ «БАБУШКА МОЯ»

Казачка:

Ой, кто ж там идет

По-над балочкой?

Это мой милёнок

С балалаечкой!

Балалаечка звенит

Частушка петь заманивает.

Душа на месте не стоит,

Сердечечко оттаивает.

Казачьи частушки

(Выходит мальчик с балалайкой)

Мальчик: Выходите–ка,   девчата, мы частушки будем петь

Столько шуток, прибауток, вам никак не усидеть.

(Выходит девочка)

Девочка: Чтобы петь, ребята,  с нами, вам придется попотеть,

Сколько мы частушек знаем, вам за день их не пропеть.

Частушки

1.Балалайка заиграла, и пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки, пропоем сейчас для вас.

2. По горам, по косогорам, все цветочки отцвели,

Мы из Клетской из станицы, к вам с частушками пришли.

3.Мы с веселой песней дружим, по-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим, со сметаной хлеб едим.

4. Ты играй нам балалайка, устали не зная,

Я – девчонка боевая, из Донского  края!

5. Мы донские казачата, мы нигде не пропадем,

Если надо мы станцуем, если надо мы споем!

Вместе: Мы вам пели и плясали, каблучками топали,

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

 Ребенок:

На завалинке, в светелке,

Или на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок:

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод:

Говорили, песни пели,

Иль водили хоровод.

 

Песня «Чубатые ребята» (подготовительная группа)

 

Казачка: А вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились.

Пора и вам потрудиться.

Исполняется песня «Казачата» (Музыка О.Поляковой)

Приуныли казаки, пыльная дорога

Не ведет их в дальний путь,

Не звенят клинки

Позабыты дни былые

Песни боевые

Ратный дух угас,

И вот уснули казаки.

Припев:

Эх, казачата, ребята удалые

Подхватите песню дедов и отцов

Пусть они припомнят годы боевые

Будут новые ряды славных казаков.

И пускай, пока немного велика папаха,

Но в седле казачьем старом я уже держусь

Подрастают казачата, песня раздается

Скажет атаман довольный

Сменой я горжусь.

Припев.

 И опять казачья песня над рекою льется

Заклубился дым над люлькой,

Вспыхнули костры

Вам лихие казачата удаль остается

Вместе с шашкой передали вам ее отцы

Казачка: Над дверями моей хаты висит подкова. Существует старинное казачье поверье: кто подкову найдет, тому она счастье принесет.

Игра «Передай подкову».

( Под музыку дети в кругу передают подкову, музыка останавливается, у кого подкова, тот танцует)

Ребенок:

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И все- таки лучше всех на земле - мама, моя МАМА!

(дети вручают  подарки  мамам – обереги)

Казачка: Женщина – мать творит мир, в котором ум живёт в согласии с сердцем. Пусть же новая праздничная дата на календаре России – День матери-казачки – станет особенно домашним, и общенациональным праздником. Будьте всегда красивыми и любимыми! Пусть ваши дети дарят вам силу и счастье! Жизнь продолжается, потому что на Земле есть вы!

 

Над куренем дымки плывут,

 Пироги в домах пекут.

 Заходите, не стесняйтесь,

 Добрым хлебом угощайтесь!

Казачка:  Приглашаю всех на чаепитие.