Культура и быт казаков.
занимательные факты по теме

Буряк Наталья Анатольевна

Всё о культуре и быте казаков(как жили раньше на Кубани, во что одевались...) и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_byt_kazakov.docx69.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Буряк Н.А.

      1. Содержание дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю.                                    

 Создаются возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях и закаливающих процедурах ,организация которых  учитывает климатические и сезонные особенности края(резкие перепады температуры воздуха ,его повышенную влажность и др.)

Детям рассказываются о природных(море, река, горы, степь) и климатических(тёплая зима с небольшим количеством снега, ветреная весна, жаркое лето, урожайная осень и т.д.) особенностях местности, о зависимости растительного и животного мира на Кубани.

Дошкольников знакомят с достопримечательностями родного края (люди труда, музеи, памятники, природные богатства, сельское хозяйство и промышленность).

Наряду с произведениями детской народной и классической литературы, малыши знакомятся с произведениями кубанских писателей и поэтов, из которых дети узнают о жизни кубанского казачества, как особой этнической группы, имеющей свои обычаи и традиции.

Так же познакомятся ребята с основными профессиями ( в том числе с особенностями сельскохозяйственного труда жителей Кубани), направлениями технического прогресса( средствами передвижения, связи и др.)

Для воспитания у ребёнка эстетического отношения к миру необходимо обогащать сенсорный опыт ребёнка, акцентируя его внимание на эстетической стороне окружающей жизни. Этому способствуют предметы народных декоративно-прикладных промыслов и народные дидактические игрушки, в том числе созданные на территории Краснодарского края. Они органично сочетают в себе эстетические и утилитарные качества предметов.

Так же нужно способствовать формированию эстетических эталонов с помощью произведений народного декоративно-прикладного искусства, обращая внимание детей на своеобразие и особенности художественного творчества жителей Кубани классическое искусство. Детей знакомят с литературным и музыкальным фольклором.

Важную роль в художественно-эстетическом развитии ребёнка играет региональное искусство Кубани. Оно реалистично, основано на местных особенностях и культурных традициях. Детей знакомят с вышивкой, плетением из лозы и талаша( листья кукурузных початков), изделиями из соломки кубанских казачьих мастеров; кованью, ткачеством, керамикой кавказских народов, творчеством современных художников- живописцев края.

В дошкольном учреждении создан музей с собранными предметами казачьего быта, макеты хат , в том числе и изделия местных промыслов.

 Также дети знакомятся с архитектурными особенностями родной станицы.

При организации физического развития максимально используются природные и климатические особенности Краснодарского края. В тёплый период года деятельность детей выносится на участок детского сада.

Для закаливания используются естественные природные факторы: дети принимают солнечные и воздушные ванны.

Для обеспечения потребности дошкольников в двигательной активности с ними разучиваются кубанские подвижные игры: «Гуси-гуси», «Золото», «Утка и селезень», «Мак», «Ящерица», «Жмурки», «Завивайся плетень», «Перетяжки», «Прыганье через шапку» и различные хороводные игры.

В процессе экскурсий, прогулок в природу, дети знакомятся с хвойными(ель, пихта, сосна) и лиственными (берёза, осина, дуб, бук)деревьями, лесными( ландыши, цикламены, фиалки) и полевыми( одуванчики, клевер, васильки, ромашки, маки, сурепка) цветами, злаковыми культурами( пшеница, рожь, ячмень, рис, овёс ,просо, гречиха),растениями лиманов и плавней (камыш, осока, ряска, кувшинка).

Кроме диких животных( бурые медведи, волки, лисицы, белки, зайцы, еноты, барсуки),обитающих на территории Краснодарского края, в том числе Кавказского государственного заповедника ,дети узнают о животных, которых выращивают на фермах Кубани.

Дети знакомятся с птицами кубанских лесов (совы,сойки,синицы,дятлы,дрозды,кукушки,щеглы,воробьи,скворцы,сороки,гаоки,вороны), морскими и водоплавающими (чайки, утки-кряквы,лебеди,цапли,гуси,трясогузки и т. д.), пресноводными( щука, сом, окунь,карась,тарань,судак) и морскими (мойва,килька, ставрида, сельдь,скумбрия), рыбами и животными( дельфин).

Детям читается и заучиваются наизусть произведения из сборников местных писателей и поэтов: И.В.Беляков «Мы живём среди полей», В.Б. Баклдин «Стихи о хлебе»;В.Д.Нестеренко «Веснушки», «Разноцветный помидор»;К.А.Обойщиков «Это- можно, это- нет», «Зайка- пешеход»; В.П.Бардадым «Вот как мы живём», «Хозяюшка» , «Голубой шалаш».

С детьми разучиваются кубанские пословицы и поговорки.

Так же дети знакомятся с элементами казачьего костюма, народными праздниками и обрядами, такими как «Ярмарка», «Праздник урожая», «Масленица на Кубани», «Колядки».

Кубань в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом ,где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры тесно взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Особенно интенсивно этот процесс происходил в конце XIX – в начале XX веков. Свидетельство этому- памятники материальной культуры, собранные экспедициями и музеями края: одежда,

предметы домашнего обихода, мебель, предметы народных ремёсел, старинные фотографии.

                                             Поселения и жилища.

Большая часть современных казачьих поселений Кубани была основана в конце XVIII и в течение XIX века в процессе заселения края. Северная и северо- западная часть края, получившая название черноморских станиц, первоначально заселялась в основном украинским населением, а восточные и юго- восточные станицы, так называемые, линейные- русским населением. Черноморские казаки при устройстве своих станиц придерживались старых запорожских традиций, создавая свои курени вблизи степных речек, на удобных для скотоводства и земледелия участках. По данным краеведа Е.Ф.Фелицына с 1809 года кубанские курени стали называться куренными селениями, с 1840 года- станицами, как и в других казачьих районах России. В начале XIX века в каждом селении было в среднем до 100 дворов. По предписанию войскового начальства селения полагалось застраивать прямыми и широкими улицами с центральной площадью и собором посередине. В условиях военного времени в целях обороны селения окружались глубоким рвом и земляным валом, ворота охранялись караулом.

  Во второй половине XIX века,  начале XX века кубанские станицы во много раз превышали размеры русских крестьянских селений. В 1890-е в состав Кубанской области входило 212 станиц, 60 посёлков, 29 крестьянских поселений. Казачьи усадьбы на Кубани назывались подворьями. Дом и хозяйственные постройки подворья располагались по усмотрению хозяина. Дома, интерьер жилища обычно соответствовали специальному положению казачьей семьи.

  В XIX и начале XX веков на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной и побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждая усадьба огораживалась со стороны улицы и смежных владений. Со стороны улицы служили: глиняная стенка «лиска» (камышовая изгородь), деревянный забор, в юго-восточных районах часто делали плетёную изгородь. Для изгороди рыли канаву шириной 5-6 вершков(вершок 4,4см),в ней пучками ставили камыши, пучок посередине переламывали и опускали в канаву. Для

Устойчивости концы камыша засыпались землёй, получались лёгкие, красивые и дешёвые изгороди.

  Типичное казачье подворье среднего достатка состояло из общего плана с жилыми и хозяйственными постройками, приусадебного участка и запашной земли, которая находилась за станицей. Известный кубанский исследователь Л.Я.Апостолов писал: «Дом казака среднего достатка устраивался обыкновенно, в две комнаты. Крыша делается из камыша, соломы, иногда железа. Какой бы ни бил дом- деревянный, турлучный, маленький, большой-

он обязательно обмазывается глиной и белится».

  В каждом подворье находились колодец и летняя печь( «кабица»), а из хозяйственных построек сараи, «саж» для свиней, конюшня, «погребник».

Состоятельный хозяин имел одну или несколко ветряных и водяных мельниц, амбары. Для сельскохозяйственных работ использовались бороны, плуги, тёрки, катки, ручные веялки, жатки, серпы, косы, сеялки.

  Украшением жилища служили деревянные карнизы, наличники с резьбой, чаще рельефной или сквозной. В некоторых черноморских станицах крышу крыли пучками соломы так искусно, что на рёбрах скатов получались красивые гребни. Для украшения крыши на гребне устанавливались «коньки».

  В восточных районах края во вторjй половине XIX начале XX веков широко распространяются и круглые дома.

                  Внутреннее устройство и убранство кубанского жилища.

  В первой комнате-« малой хате», или «теплушке»- находились печь, длинные деревянные лавки( «лавы»), небольшой круглый стол («сырно»). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», деревянная кровать. Во второй комнате, «великой хате», в интерьере преобладала добротная, изготовленная по заказу мебель: шкаф для посуды- «горка», или «угольник», комод для белья и одежды, кованные и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На стене висели обрамлённые вышитыми полотенцами («рушниками»)семейные фотографии, цветные литографии с изображением казачьих военных действий, в деревянных резных рамках. Семейные фотографии имели определённое место в интерьере. Они были традиционными семейными реликвиями. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-е годы. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, народные праздники. Много фотографий запечатлели период 1-й мировой войны, когда в казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. Эти фотографии передавались из поколения в поколение. Но как многие памятники материальной, традиционно-бытовой культуры, казачьи фотографии уничтожались в 1930-е годы. Их запрещали хранить, стирая народную память.

  Центральным, святым местом в кубанском жилище был «красный угол», где располагалась «божница» в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками,  и стола «угольника». Часть иконы украшалась и бумажными цветами. В «божнице» стояли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, пасхи, пасхальные яйца ,просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

  Традиционным элементом украшения кубанского казачьего жилища были «рушники». Их делали из тканей домашнего производства, которые изготавливались в основном из конопли или фабричной ткани- «миткаля». Часто рушники богато орнаментировались, обшивались с двух поперечных сторон кружевами. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца, выполнялась крестом или двусторонней гладью. Преобладал растительный орнамент, мотивы вазона с цветами, парное изображение птиц.

                                                     Домашняя утварь.

Многие предметы домашней утвари изготовлялись в каждом хозяйстве. Так, например, ткачество давало материал для одежды, украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению, и до совершеннолетия успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, «настольники», рубахи. Сырьём для ткацкого ремесла служила, в основном, конопля и овечья шерсть. Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были: «станы» - ткацкие станки, «пряхи» - прялки, «донца» - гребни для изготовления конопляных нитей, «буки» - бочки для отбеливания холста. Многие предметы домашнего обихода изготавливались из дерева. Особенно этот промысел был развит в казачьих семьях линейных и закубанских предгорных станиц, богатых лесом. Домашняя утварь состояла из «салоток» - ступ с пестиком, блюд, ложек, различных корыт и бочонков, «шумовок» - плетёных круглых плоских ложек.

     В некоторых казачьих семьях занимались гончарством. Историческая литература, материалы экспедиций выделяют такие станицы, как Пашковская, Темижбекская, Надёжная, Губская и другие.  

     В каждой семье была необходима глиняная посуда: макитры, глечики для хранения молочных продуктов, махотки, большие макитры – для хранения и приготовления хлеба, миски, ситечки, кувшины для вина. Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.

    Некоторые бытовые традиции казаки переняли у адыгов. Так, например, в линейных и закубанских станицах хранили в больших плетёных корзинах корма для домашних животных, ставили плетёные изгороди, использовали  плетёные, обмазанные глиной, ульи для пчёл, заимствовали элементы и формы керамической посуды.

                                                                 Пища.

     Ведущей отраслью хозяйства кубанцев было зерновое земледелие, и хлеб(пшеничный) являлся основой питания. Существенную роль играли также продукты животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Наиболее распространённым был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки).Дрожжи приготавливали сами, из хмеля, который рос в изобилии по всему краю. Ставили опару в больших глиняных или деревянных посудах, называвшихся в восточных районах корчагами, и на западе края кроме того, ещё и по -украински-дижей.

  На Кубани пекли также и пресный хлеб( в виде лепёшек). Если не хватало хлеба до следующей выпечки или во время работы в степи, когда не было времени для вымешивания кислого теста. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном полу. Позднее, в начале века стали применять формы из жести, но и тогда подовый хлеб считался вкуснее. Обычай печь хлеб на полу сохранился.

  Среди других мучных изделий были распространены пироги, вареники и галушки. Наиболее распространённым видом хлебных изделий были пироги и вареники. Большие круглые пироги с разнообразной начинкой, чаще фруктовой,  встречались всюду, а так же пироги, но без начинки, характерны для юга и средней полосы России и Верхнего Дона, пекли только в старых линейных станицах. Так же были распространены большие, в ладонь величиной, подовые пирожки с разной начинкой. Любимыми в заповедных районах в значительной степени по всей Кубани были маленькие пирожки с творогом (сыром), выпекавшиеся на противнях тесно прижатыми друг к другу. Вареники чаще всего приготавливались с творогом или фруктами. Галушки ели реже, однако их ценили за быстроту приготовления. Готовили везде одинаково: в западных районах тесто чаще отщипывали-рвали, и на востоке его резали или, если тесто было более жидким, опускали ложкой в кипящую подсоленную воду, молоко, бульон, как русские клёцки. На западе, в районах с большим украинским влиянием, любили и украинскую затирку: воду, молоко или бульон заправляли маленькими. Величиной с горошек, катушками крутозамешенного пресного теста. Из муки же готовились любимая кубанцами лапша( лакшина- в западных частях края).Из отварной лапши приготавливался лапшевик( отварная лапша, заправленная яйцами, маслом и запечённая). Это блюдо было как праздничное, особенно свадебное, очень широко было распространено на Кубани.

  Из кислого теста кубанцы пекли блины и оладьи. Большое значение в питании кубанцев играли крупы. Каши варили на воде или молоке, жидкие и густые. Особенно любили гречневую и пшеничную каши, пшенную кашу. В западных и особенно в предгорных районах пекли гречневые блины и вареники из гречневой муки или с начинкой из гречневой каши (станицы Удобная, Предгорная, Отрадная). Пшено было распространено везде, особенно в старых линейных станицах и на всём северо-востоке, из него варили каши. Кулеш (кондер)- жидкую пшенную кашу с картофелем, разведённую молоком и заправленную луком. Это кушанье особенно часто варили во время работ в степи. В Закубанье, а также в предгорных районах (ст.Ширванская, Удобная) сеяли кукурузу, варили мамалыгу- кушанье, широко употреблявшееся у соседних горцев, однако мамалыга у кубанцев никогда не заменяла хлеба. Из бобовых культур Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли.

  Подсолнечное масло имело очень широкое применение на Кубани, так как подсолнечник выращивали в большом количестве. Масло это было собственного приготовления: из растопленных семян получали масло на кустарных маслобойках.

  На Кубани ели также много разных овощей. Однако, как везде в России, здесь не было традиций хранения свежих овощей- обычно их солили или квасили, не было также и больших разнообразий в овощных блюдах. Очень большое место в пище кубанцев занимала свекла, помидоры и лук .К концуXIX века картофель становится существенной частью стола кубанцев, особенно в юго-восточных районах. Наиболее популярным овощным блюдом был борщ. Кубанский борщ варили с мясом, с салом или растительным маслом, а овощи могли быть свежими или квашенными. Помидоры (томаты) уже с 70-8-х годов XIX века были широко распространены на Кубани. Их ели главным образом свежими, а на зиму засаливали .В свежем виде томаты добавляли в кушанья. Из других овощей большой любовью пользовались огурцы, баклажаны и перец. На Кубани успешно разводили бахчевые культуры: тыкву, арбузы и дыни. С тыквами (гарбузами, кабаками) варили каши и пекли пироги, арбузы и дыни солили, из них варили мёд- из сока, но больше всего ели свежими, нередко арбуз с хлебом заменял завтрак и ужин.

  Садовые ягоды, фрукты, занимали значительное место в питании кубанцев. Они разнообразили пищу в летние месяцы, а зимой окрашивали и дополняли различные блюда.

  Из фруктов и ягод варили пастилу, варенье ( в небольшом количестве, так как сахар был покупным продуктом), но сушили для компотов ( узваров). Совершенно особое место занимал виноград, разводимый главным образом в приморских западных районах. Сорта винограда были разными, но больше всего винные. Виноград ели свежим, много сушили на изюм, засаливали в бочках на зиму.

  Наиболее характерным было для кубанцев разнообразие молочных продуктов. Свежее молоко ели с хлебом, кашами, картофелем и т.д. Ещё больше любили кислое молоко пироги, вареники, блины, и приготавливали холодное первое блюдо. Кислое молоко готовилось по-разному: больше всего любили ряженку, варенец- топлёное молоко, заквашенное сметаной.

  Пища кубанцев делилась на ежедневную и праздничную. Обильная, разнообразная и наиболее питательная еда была осенью, после снятия урожая. Блюда, подаваемые на праздники и семейные торжества, отмечались разнообразием: тут были самые разные пироги и обязательно пирожки с творогом и сметаной, холодец, заливная рыба с томатом, кубанский борщ, лапша с мясом (чаще куриная), жареный гусь, поросёнок, индейка, сдобные сладкие пироги с фруктами и узвары.

  Необходимо отметить обрядовые (обязательные) блюда, специально приготавливаемые в дни семейных и религиозных торжеств .Так, например: на родины и крестины обязательно варили кашу, в этот день даже приглашали на кашу. На свадьбу пекли булочки в форме шишек из кислого теста. Их раздавали всем приглашённым. Свадебный каравай или пирог пекли из пресного теста, украшали цветами, лентами и конфетами.

  Старинные славянские обрядовые традиции сказались также в том, что приглашённые на свадьбу приносили с собой хлеб .Из горячих блюд на свадьбу обязательно варили или жарили курицу для молодых, а для гостей-

Куриную лапшу. На некоторые праздники аграрно-календарного цикла готовили специальные кушанья и печенья. На рождество- кутья, узвар, на крещение- кресты, на масленицу- блины и вареники, на 9марта- день заклинания весны и прилёта птиц- изделия в виде птичек- жаворонков. На пасху- высокий сдобный белый хлеб- паску или пасху) иногда его называли куличом). Магический или символический смысл этих кушаний был забыт. Они воспринимались как дань традиции, делая разнообразие в привычный стол.

                                                        Одежда.

  Кубанское казачье войско начало формироваться в конце XVIII века, основу составляли запорожцы и донцы. В начальный период заселения края черноморцы сохраняли одежду и вооружение, присуще запорожцам. Конные казаки носили шаровары, синий куншут, под который надевался кафтан красного цвета . В 1810году была утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1940-х годов для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 году Кубанского казачьего войска.

  Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески, сшитой из чёрного фабричного сукна, шаровар тёмных тонов, бешмета, башлыка, зимой- бурки, папахи, сапог или ноговиц. Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длинной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывающим бешмет, рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нём было больше серебра. Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин «чекмень». Бешмет из разнообразных фабричных тканей ярких цветов- красного, малинового, синего, розового. Иногда ворот и планку застёжки обшивали ярким серебряным шнуром, на груди пришивали небольшие карманы. Зимней одеждой у казаков служили шубы- кожухи, с небольшим запахом, с небольшим воротником из дублёных овчин и стёганые на вате бешметы.

  Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIXвека. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей- шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточка», были разнообразных фасонов: приталенные по бёдрам с оборкой- «бабочкой», рукав длинный. У плеча гладкий или сильно присборенный, с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезом по объёму шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером, носили и блузки свободного покроя- «матене». Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырёх, семи полосок, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнурком, мелкими складками. Нижняя юбка- «спидница»- обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой ткани или светлой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой. Современники так описывают костюм казачки: «…в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные, шелковые, на голове красивые шелковые платки, на ногах полусапожки, на руках золотые и серебряные кольца, на шее у многих янтарные монисты, в ушах-золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вокруг».

  Верхней зимней одеждой была стёганная «кохта» без воротника с широкими полосами, образующими глубокий запах. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребёнка на улицу, не завёртывая в одеяло.

  Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек- невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более тёмную однотонную одежду упрощённого покроя, с длинными пышными рукавами на манжете; ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом на груди.

  Рубаха считалась верхней домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могла быть и свадебным костюмом. Шилась рубаха из домотканого конопляного полотна (холста). Рубаха, ворот иногда вышивались.

                     Народно- поэтическое творчество казачества.

  Если верно, что язык- душа народа, то фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души. Ведь недаром слово фольклор в переводе с английского означает буквально «народная мудрость».Особенно мощным влиянием и любовью издавна пользовалась на Кубани песня.

  Кубань- живописный, поэтический, песенный край. Величественно раздольная Кубанская равнина уходит от Азовского моря к Ставропольской возвышенности, разнообразится растительностью, общим ландшафтом, характером рек и дорог, а встретив на своём пути отроги Эльбруса, решительно взбегает ввысь к лесной шубе гор, к серебряному звону стремительных рек, к очарованию снежных вершин.Как и просторная Кубанская земля, народная песня Кубани задумчива, мужественная, лирична. Именно песня воссоздаёт для нас цельный и единый мир казачества, его бытовую, укладовую, этнографическую, духовную сторону, мир особенный, яркий, во многом трагический, но и героический.

  Известный Кубанский краевед В.Н.Ратушняк в одном из своих очерков отмечал, что «песни поются казаками не только в свободное время, но и в горячую пору. По вечерам составляется несколько хоров. Поют стройно, способны к пению». Пристрастие кубанцев к пению можно объяснить традицией их предков-запорожских и донских казаков, которая нашла на Кубани благоприятные условия, закрепилась и развилась. Широкому бытованию песен способствовала совместная жизнь казаков в походах и на сборах. Песня помогала выражать разнообразные чувства- бесшабашную удаль казака, тоску по семье, по Родине.

  Казачьи власти поощряли увлечение казаков пением. 2 августа 1910 года протоирей Черноморского казачьего войска К.В.Россинский подал ходатайство о создании хора, и пока в официальных кругах решался вопрос, он собрал несколько десятков казаков с хорошими голосами и разучивал с ними песни. Благодаря стараниям К.В.Россинского, 1 октября 1910 года начал свою долгую жизнь Кубанский Войсковой хор. С тех пор духовная жизнь кубанцев на протяжении более ста лет был связана с этим хором. В его программах нашли отражение русская и зарубежная хоровая классика, кубанская народная песня. С Войсковым хором связано начинание в области собирания и изучения кубанского фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле принадлежит Г.М.Концевичу. Считая заботу о сохранении образцов народного творчества важным государственным делом, обогащающим сокровищницу русской культуры, Г.М.Концевич большую часть своей жизни посвятил фольклорным изысканиям на Кубани.

  За 10 лет им было собрано и издано в собственной обработке более двухсот кубанских песен. Авторами рукописных казачьих сборников стали также М.Бибик и А.Кошица. В 1902 году военным министерством был издан приказ о сборе песен в каждом казачьем войске. Издавались сборники песен, распространялась музыкальная грамота, казачьи песни разучивались в школах. Песенный репертуар населения Кубани отличается необычным богатством и разнообразием. В восточной части края, главным образом в так называемых линейных станицах, в прошлом преобладали народные русские песни. В западных районах, в Черноморских закубанских станицах-традиционные украинские народные песни. Некоторая часть русских и украинских песен составляла общекубанский репертуар.

  В линейных станицах наряду с разнообразными общерусскими песнями- семейно- бытовыми, любовными, обрядовыми («Спорила дева сына», «Вдоль по морю, морю синему», «Ой, летала пава через три моря» и другие)-были широко распространены казачьи песни, в своей основе связанные с русскими солдатскими песнями. Многие из них сложились как казачьи, видимо, в среде других казачьих войск, а на Кубани быстро распространились, изменяясь и приспосабливаясь к местным условиям.

  Одно из ведущих мест в песенном фольклоре занимала военно- историческая тематика. Песни повествовали о героизме и удали казаков. Целый цикл песен был посвящён участию казаков в русско-турецкой войне 1877-1878гг.- «Не за морем было -за морюшком», «Вспомним, братцы» и другие.

  Самыми распространёнными и любимыми были песни об отваге и мужестве, красоте Кубанского края, рождённые поэтическим творчеством самого народа. Слабое развитие календарно- обрядовой поэзии в восточных станицах Кубани в XIX веке связано, вероятно, с тем, что казаки до известного времени не занимались земледелием.

  Клоядки («Коляда, коляда,дед на бабу погляда», «Коляд, коляд, колядин, я у батьки один») были более распространены. Щедривики перенимались от украинцев и пелись на украинском языке или переводились.

  На масленицу обычно «водили козу», т.е. наряжали кого- либо козой и водили по домам с песней, «Ох ты, козушка, ох ты матушка», а также играли «Воробья», «Селезня», «Короля»-своеобразные драматические действия,сопровождаемые пением.

  Весенние хороводы тоже имели игровые элементы( «Зелёная травушка, да ще жёлтый цвет, «Комарик» и др.) На троицу «водили кукушку»- одну девушку украшали цветами, другую наряжали в мужскую одежду, ряженые плясали на улице, а остальные пели песню «Ой, Дунюшка, Любушка».

  Любили казаки и свадебные песни. Часто пели на свадьбах такие песни, как «Вниз по матушке , по Волге», «Гуляет по Дону казак молодой», «Ой вы, сени, мои сени» и другие. Свадьбы часто превращались в настоящий фольклорный праздник. Многочисленные казачьи песни, не связанные с историческими событиями, отражают быт казаков и их настроения ( «Люблю я казаченька молодого», «Ой, високо солнце  всходит, а низко заходит» и другие.)

  В черноморских станицах также бытовали колядки и щедривики. Колядки пели накануне рождества, всежелающие получить подарки.

                                                   Даст нам пан

                                                   Голубой жупан,

                                                   По коню вороному,

                                                   По жупану голубому…

                                                  И пшеничный млинец,

                                                 И колядки конец.

  Иногда это был шуточный диалог девушек и парней. Молодые мужчины и парубки с песней «Мы не сами идём, мы козу ведём», «водили козу». Влиянием военно- казачьего быта можно объяснить такие забавы на святках, как переодевание в военную форму, маршировки, сопровождаемые «оркестром», состоящим из вёдер, заслонок, кочерёг. Щедривики, или маланки, исполнялись в ночь под Новый год. Щедривики, как и колядки, пели отдельно девушки и девочки, и мужчины. На Новый год дети ходили по домам, разбрасывая зерно, «посевали», и в песнях выражали пожелания большого урожая, изобилия и благополучия хозяевам дома. В пасхальные дни молодёжь ходила на улицу: девушки и молодые девушки водили танок (хоровод), мужчины устраивали кулачные бои или хороводные игры.

  Пользовались популярностью и шуточные свадебные песни, высмеивающие жениха и его друзей. Иногда устраивались состязания между гостями невесты и жениха. Охотно пели украинские шуточные песни, благодаря их краткости и ритмичности, их исполнение было уместно и на улице, и в беседе, и в хуторе. По содержанию они разнообразны: от весёлой беззлобной шутки до острой сатиры социального плана.

  Известное место занимали и занимают в репертуаре населения частушки. По отдельным записям и упоминаниям известно, что в станицах пели припевки, «вертушки», «набивнушки». Трудно сказать, чем они отличались друг от друга, но ясно, что в конце XIX и начале XX веков коротенькие песенки, близкие современным частушкам входили в репертуар молодёжи. Самыми популярными были любовные частушки, в разной форме обыгрывающие недостатки парубка и дивчины, смешные ситуации, в которые они попадали.

                                                 Ах, щёчки горят,

                                                 Алые полыщут,

                                                 Не меня ли, молодую,

                                                 В хороводе ищут?

                                                 Ой, кто же там идёт,

                                                 По-над балочкой?

                                                 Это мой милёнок

                                                 С балалаечкой.

  Читать частушки и припевки и легко, и сложно. Легко потому,что точен их язык, выразительны художественные средства, остроумна мысль. Сложно- потому что текст не передаёт ни характера ситуации, ни мастерства исполнения, ни мелодии.

  Припевки всегда исполнялись на людях, во время гуляний и в пляске, на «вечерках», «посиделках», «лавочках», а также тогда, когда парни и девушки парочками или группами прогуливались по станице или хутору, в лесу, около речки или группами прогуливались по домам. Во время самих гуляний нередко вспыхивали шуточные или с оттенком сарказма, или вполне серьёзные частушечные диалоги, в ходе которых импровизированно рождались новые припевки и страдания.

  Именно ситуации, в которых исполнялись припевки и страдания, наряду и природными и языковыми условиями, преодолевали разнообразие напевов и ритмов стиха.

  Важным видом устно- поэтического творчества являлись СКАЗКИ. Конечно. Их роль в прошлом не была так велика, как роль песен. Часто на сказки смотрели как на нечто несерьёзное , скрывали , что знают их. По наблюдениям собирателей, на Кубани сказки рассказывали преимущественно мужчины. Очевидно. У них были благоприятные условия для рассказывания сказок, чем у женщин: на военных сборах было больше времени, а если сказочник хороший, то не было недостатка и в слушателях. То, что сказочниками были мужчины- казаки, определило в какой-то мере и характер сказочного репертуара. В основном имели распространение бытовые, юмористические сказки о ловком человеке- солдате, цыгане, казаке, мужике, который одурачивает барыню, издевается над попом, высмеивает простодушных бабу и деда, обманывает бабу и деда, обманывает зазевавшихся женщин. Как украинские, так и русские сказки на Кубани впитывали в себя специфические местные детали, «приноравливались» к местным условиям. Местом событий в отдельных сказках являются кубанские станицы: «Приехал в Лабинскую на базар», «Солдат станицы Павловской рассказывает», «Шов племинник с дядьком у Кущёвку на ярмарку» и другие.

  Предания на Кубани, к сожалению, не записывались, но по нашим наблюдения удельный вес их в репертуаре населения был значительным. До сих пор рассказываются предания о заселении Кубани и о жизни кубанцев, особенно в нагорных станицах. Предания отражали разные стороны жизни населения Кубани, их верования, отношения между казаками и горцами и т.д. Кубанцы любят топонимические рассказы ,т.е. рассказы, в которых точно указывается название того места, где происходили те или иные события. Несмотря на то, что многие названия населённых пунктов давались официально властями, а для наименования черноморских станиц образом служили названия куреней Запорожской Сечи, историю названий пытаются объяснить, прибегая к домыслам, догадкам, перерастающим в рассказы.

 Охотно рассматривают топонимические предания, связанные с именем А.В.Суворова. Известно два предания о названиях речек Кочеты: одно о том, как Суворов при переходе через речку, подавая знак своим войскам, закричал «по- кочетинскому», поэтому речку назвали Кочеты; другое- Суворов объявил, что наступление начнут, как запоют первые кочеты. Петухи запели, когда войска были у речки, и её назвали- Первые Кочеты. Войска двинулись дальше, дошли до другой речки, и запели вторые петухи- так появились Вторые Кочеты и Третьи Кочеты.Бытуют и краткие объяснения названий: Кореновка- от курень, Удобная- в борьбе с горцами было выбрано удобное место для боя, Отрадная- здесь стоял передовой отряд при наступлении, и первоначально станицу назвали Отрядная.  Рассказывают, что на хуторе Девятибратском жила вдова, у которой в турецкую войну погибло девять сыновей, в память о них хутор назвали Девятибратским. Другие считают, что название произошло от того , что вокруг хутора было насыпано девять курганов, как девять братьев.

  Пословицы и поговорки всегда употреблялись в живой речи кубанцев. Этнографы не раз обращали внимание на то, как естественно, органично, к месту, употребляли кубанцы пословицы и поговорки. Они использовали в одинаковой степени как русские. Так и украинские пословицы и поговорки. Такие украинские пословицы и поговорки, как «Не так пани, як паненята», и русские «Куда ни кинь, всюду клин», «Одним миром мазаны», «На все руки от скуки» и другие известные по всей Кубани. Можно выделить пословицы и поговорки, так или иначе связанные с жизнью кубанцев. Так, например, до революции на Кубани была известна поговорка «Не святые горшки делают,  а пашковцы», так как станица Пашковская долго славилась своим горшечным делом. Пользовалась повсеместной популярностью пословица «Слава казачья, а жизнь собачья». Ей подкрепляли свой рассказ о том, как разоряло казака снаряжение «на службу», «приданое», как его называли в шутку. Нравятся кубанцам и весёлые прибаутки, их произносят в расчёте повеселить компанию «Христосуются, молются, на девушек дивлются» «Горилка, як дивка,хоть кого с ума зведе», «Хотять люди шоб я забогатив, та, мабуть не дождуться».

 

               Кубанские народные игры, игры по краеведению.

  Игровому фольклору кубанцев свойственны ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.

  Заметное влияние на игры сказали исторически сложившиеся особенностью национальных культур разноязычного населения Кубани. Многие из игр, которые отражали бытовые обычаи и обряды отошли в прошлое. Однако нельзя допустить, чтобы замечательные игры забылись, затерялись. Ведь игры не просто детские забавы- это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.

                                       «Кубанка»(шапка казака).

Варианты игры:

Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку –кубанку. У кого кубанка подброшена выше( падает последней), тот побеждает.

По кругу сидят игроки (20-30 человек) через одного, на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящего должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идёт смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т.е. у одного человека), игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.

Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести её в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

                                                          «Брыль»

                                 (соломенная шляпа с высокими полями)

  Играющие сидят по кругу. В центре на расстоянии 5-6 см от края начерчен ещё круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот. У кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр- ведущий он, если не успел- выходит из игры.

                                                       «Тополёк»

  В игре участвуют: ведущий- «тополь», игроки-«пушинки», 3 игрока- «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь». Вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

«На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»

После этих слов налетают «ветры» и «уносят»(т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «Тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

                                                      «  Коники»

  Проводится эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути- препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмёт шляпу.

                                                  « Подсолнухи»

  Игроки- подсолнухи стоят в несколько рядов. Один-земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к её окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

«Солнце светит, дождь идёт,

Семечко растёт, растёт.

Тонкий, тонкий стебелёк.

Небосвод весь обегая,

Солнце светит не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!»

                                                         «  Петушок»

  Все дети сидят, ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит…..» Петушок: «Кукареку!» Выбранный отгадывает, кто кричал.

                                                               « Золото»

  Игра ведётся преимущественно девочками в неопределённом числе. Один из играющих берёт какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото хороню, хороню,

Я чистое прихораниваю!

Моё золото пропало,

Чистым порохом запало,

Метелицей замело.

Угадай, у кого?

Все: Гадай, гадай, девица,

В какой руке перица?

  Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадай, у кого?»-та выступает вперёд и угадывает; если угадает, то останется в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живёт её жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит «золото»

                                                            «Стадо»

  Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные-овцы. Дом волка в лесу, а у овец-два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

Трава мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк»-все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

                                             «Завивайся плетень»

  Играющие делятся на две равные по силам команды-зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии-коридор шириной 10-15 м. Игроки- плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы- на одном из концов площадки. Дети-плетень читают: Заяц, заяц не войдёт

В наш зелёный огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетеню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети- плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдёт и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

                                         «Прыганье через шапку»

  Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка(бросают вперёд и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать её из руки, если это ему удаётся, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал её, когда ему её бросали, между тем, как её схватил кто-либо из играющих.

На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».

 

 

 

 

 

                                  Пословицы и поговорки

  Богат наш край устным народным поэтическим творчеством. Неотъемлемой частью этого богатства являются пословицы и поговорки. Любят их на Кубани, как и на Руси. В них отразились быт, труд, обычаи наших земляков, взгляд на семью, на правду и ложь, на достоинства и пороки.

  Пословицы и поговорки употребляются очень многими людьми, но одни чаще, а другие реже. К кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них, как и во всех жанрах устного народного творчества отразилась поэтическая история народа.

Не сиди сложа руки,

Так не будет скуки.

Как потопаешь, так и полопаешь.

Знает кошка, чьё сало съела.

Для прошенного гостя-

Много надо,

А не прошенный гость пришёл:

Лук, сало- и угостил.

Забыл как про Паньковы штаны.

Доедай всё, а то муж рябой будет.

Как два связанных бычка.

Ни куёт, ни мелет.

Ни серого, ни белого.

Ни за холодную воду.

(ленится, ничего не хочет делать).

Дурному не скучно и самому.

Замёрз как собака.

Горячее-студи, дурачок, под носом ветер есть.

Дурак думкой богатеет.

Крестьянская доля, на широком поле.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

День прозевал, урожай потерял.

Что пожнёшь, то и смолотишь,

что смолотишь, то в амбар положишь.

Горькая работа, да сладок хлеб.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

На чужой каравай рта не разевай,

а пораньше вставай, да свой затевай.

Где работано, там густо, а в ленивом дому- пусто.

                                               Считалки

Бежала кукла по току

В зелёном фартуку

Полный фартук сахару,

Кому доведётся,

Тому и жмуриться.  

Катилась торба

С высокого горба,

А в той торбе-

Хлеб, водица,

Кому достанется,

Тому-водится.

Потешки

Ай, чук, чук, чук,

Наловил дед щук,

Бабка рыбку пекла,

Сковородка потикла.

Дождик, дождик,

Припусти,

На бабкину капусту,

На дедовы дыни,

Чтоб поели свиньи.

 Заклички

Дождик, дождик припусти,

Дай гороху подрасти.

Дождь, дождь, дождь,

Поливай как хочешь,

На дедову пшеницу,

На наш ячмень

Поливай весь день.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко,

Твои дети плачут,

По камушкам скачут.

Загадки

Крепка, звонка да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой.

                                                (сабля)

Шесть ног, две головы, один хвост.

                                 (всадник на коне)

Какая обувь в огне изготавливается

И с ног не снимается.

                                               (подковы)

Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы.

                                                  (казаки)

Никого не родила, а все матушкой зовут.

                                                   (земля)

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном, на столбе золотом.

                                                    (колосок)

     

         Сценарий развлечения:

        «Праздник урожая»

Дети цепочкой входят в зал под музыку Ю.Слонова, сл. Малкова, Л. Некрасовой «Здравствуй, осень», исполняют песню в хороводе с движениями.

Дети:  Величава и красива в любое время наша Кубань!

             Но осенью особенно хороша- так и поёт русская душа!

             Осень, осень, в гости просим!

Под музыку «Осень»(муз. Е.А. Гомоновой) входит Осень.

Осень: Русские берёзки я позолочу, щедрыми дождями всех я окачу.

              В разных лесочках выращу грибочки,

              Соберу хороший урожай, чтоб богаче был наш край!

Здравствуйте. Ребята! Вижу, что летом вы потрудились, богатым урожаем меня встречаете. Расскажите, покажите- какой урожай вы собирали.

Ведущий: Золотое время года, осень добрая пришла.

                     Расскажите, садоводы, как у вас идут дела?

Дети:          Вот что в нынешнем году в нашем выросло саду.

                     Поглядите, поглядите и на праздник приходите.

Девочки-деревца исполняют танец, в конце танца в корзине преподносят Осени яблоки, сливы, груши, персики.

Ведущий:  Золотое время года осень добрая пришла.

                      Расскажите. Хлеборобы, как идут у вас дела?

Дети:           Всё, что выросло у нас, вы увидите сейчас.

                      Только снег сошёл в апреле, как поля зазеленели,

                      Это взошёл хлеб.

                      Золотой простор бескрайний, там работают комбайны.

                      Мы собрали хлеб.

                      Вот зерно течёт рекой, чтобы сделаться мукой.

                      Помололи хлеб.

                      Тесто кружится в квашне, запекается в огне.

                      Скоро будет хлеб.

                      Ешь его, расти и помни : в мире нет труда огромней,

                      Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.

Дети дарят Осени каравай хлеба на рушнике.

Ведущий:   Золотое время года осень добрая пришла.

                       Расскажите , огородники, как у вас идут дела?

Дети исполняют хоровод «Урожайная»(муз. Ю.Слонова, сл. В.Малкова, Л. Некрасовой)

                       Я картошка- тошка- тошка , карявая немножко,

                       Вся испачкана в земле, а какая на столе!

                       Если жареная с маслом-объеденье-это ясно!

                       Я-горох, я не плох-ешь, пока я не засох!

                       Росла я много дней, становилась всё длинней,

                       Всё красней и слаще, стала я хрустящей.

                     А зелёный хохолок у меня,  ребятки,

                     Чтобы каждый дёрнуть мог, вытащить из грядки!

                     Я репа-жёлтая девица, огромная царица,

                     Принесите-ка арбуз, с ним сравниться не боюсь.

                     Урожай у нас хорош! В гости всех не позовёшь,

                     Но мы встретимся потом, все за праздничным столом.

Дети дарят Осени овощи.

Ведущий:  Что на этой кисти?! Не волоски, не листья,

                      Не тонкие пальчики, а сладкие мячики.

Дети:           Виноград!

Ведущий:  Давайте спросим у винаградарей, как у них дела?

Дети исполняют танец с виноградными кистями, дарят Осени виноград.

Осень:        Ну, а кто нам помогает урожаи собирать,

                     Кто нам землю согревает, я хочу у вас узнать.

Дети:           Солнышко греет, дождик поливает,

                      В поле рожь, пшеница колос набирает.

                      Солнышко греет, дождик поливает,

                      Овощи на грядках быстро созревают.

                      Дождику спасибо, солнышку спасибо.

                      Ведь без них на ветках фрукты не росли бы.

                      Чтобы урожая к осени добиться,

                      Мы отлично знаем-надо потрудиться.

Осень:         Ну а кто вам мешал, кто работать не желал?

                      Кто не сеял, не пахал, огород не поливал,

                      Кто бездельничал всё лето? Есть из вас такие, дети?

Звучит музыка, входят лентяи, поют песню.

                      Когда же всё созреет, за стол мы можем сесть.

                      Зовите нас скорее, мы фрукты будем есть!

Дети:            Кто не хочет потрудиться, а за стол спешит садиться,

                       Тем ответим тот же час: «Угощенье не для вас!

                       Чтоб добиться урожая, нужна нам дружба трудовая

                        И, конечно, без сомненья, и старанье, и уменье!

Ведущий:     Любите землю с детских лет!

                        Вот всем лентяям наш ответ.

Лентяи:         Ну, пожалуйста, простите! И на праздник нас возьмите!

                        Мы на следующий год перепашем огород.

                        В поле дальнее с утра поведём мы трактора.

                        Будем сеять, будем жать, и полоть, и поливать.

Осень:           Земли Кубани широки, необъятны.

                        Каждый день и хорош, и пригож,

                        Поезжай за моря-океаны,

                        Лучше Кубани ты не найдёшь!

Богата наша Кубань и людьми, которые любят землю, а земля щедро одаряет людей за их труд.

Кто летом ленится, тот зимой отдыхает. И вы потрудились не зря в этом году. Теперь можно отдыхать до следующего года.

Исполняется заключительная песня «Хорошо посей!» (муз. М.Ю.Слонова, сл.В.Малкова, Л.Некрасовой)

     

 

 

                            История возникновения Кубани.

500 тысяч лет назад на Кубани жили древние люди(скифы, меоты, греки), затеи Кубань населяли адыги. Позже землю царица Екатерина II подарила казакам за верную службу и переселила их для охраны южных границ своего царства.

Возглавлял казачье войско атаман Захарий Чепега. Осенью 1792 г. Из Слободзея через Хаджибей, Очаков, двигаясь посуху. Подошли к Ейскому укреплению. Осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь, и только весной они отправились в путь.

А первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого следовал морем. В августе 1792г. высадились на берегу Тамани.

Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Лишь скрип телег, запряжённых волами, да конский топот нарушал вековую тишину этих мест.

Увидев кубанскую землю, казаки очень обрадовались. Земля была покрыта степями, поросшими густой травой, ковылём, терновником. Над степями парили белоголовые орлы. В лесах обитали дикие кабаны, зайцы, лисы, волки. Было много рыбы.

Там, где выгнула русло река,

Как подкову,

У глинистой кручи,

Свиток царский был раскручен

И прочитан под гул тростника:

«здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков…»

Вопросы:

1.Кто населял Кубань раньше?

2.Для чего подарила царица Екатерина землю казакам?

3.Чему обрадовались казаки, увидев Кубань?

Прочитать стихотворение «Кубань» Ивана Вараввы.

Беседа для детей подготовительной группы «Рождение Кубани».

  Самой большой рекой была Кубань. На её высоком берегу, в урочище Карасунский кут заложили переселенцы крепость, построили укрепления. С неё и начинался город Екатеринодар. А вокруг стояли вековые дубы, да камыши шелестели на болотистом берегу Карасуна.

Осмотрелся атаман Чепега и воскликнул: «Здесь быть граду!».Провели казаки борозду в дикую степь, чтобы обозначить центральную улицу города-Красную и начали строить город. А затем построили ещё 40 станиц по всей земле кубанской. Строительство велось по плану. В центре-площадь, церковь, школа. Хаты-курени казаки строили из местных природных материалов хворост, камыш, глина, солома. Каркас хаты из прутьев обмазывали с двух сторон глиной. Крыша из камыша и соломы, пол глинобитный, хаты белили, чтобы было красиво.

Так и жили казаки: выращивали хлеб, сажали сады, виноградники, растили скот. А самое главное-охраняли южные границы от набегов врагов. Земля кубанская стала ещё красивее от нарядных белых хат, цветущих садов и ярких цветов, которыми украшали казачки свои подворья.

Воспитатель: Чем занимаются кубанцы в настоящее время?

  • Кого мы называем тружениками сельского хозяйства?
  • Чем они занимаются?(выращивают овощи, фрукты, ухаживают за птицами, животными).
  • Для чего они этим занимаются?(чтобы было больше молока, яиц, мяса, масла, овощей и фруктов для россиян).

Загадки о хлебе:

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом и пришёл на стол к нам…(хлебом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»

Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; - систематизировать знания детей о си...

Презентация Быт и культура адыгов и казаков

Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушникм. На стенах висели фотографии- традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, св...

«Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...

Беседа «Казак, казачка. Культура и традиции амурских казаков» старшая группа

Цель: формировать знания о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Амурского казачества....

Физическая культура и игры казаков

Основным условием успешного внедрения казачьих игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руко...

проект «Культура и быт казаков»

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному ...


 

Комментарии

Лепехина Елена Александровна

Обязательно возьму себе на заметку!