РАССМАТРИВАНИЕ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Воспитание толерантности. Дети на примере кукол в народной одежде знакомятся с элементами национального костюма разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rassmatrivanie_kukol_v_natsionalnykh_kostyumakh.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМАТРИВАНИЕ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ
Цель: Познакомить детей с куклами в национальных костюмах. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.
Совершенствовать навыки работы с глиной, умение применять приемы раскатывания, расплющивания, прижатия, промазывания.
Продолжать закреплять знания о старинной посуде, расширять словарный запас детей.
Воспитывать желание помогать взрослым и радовать их.
Материал: куклы в народных костюмах, сундучок, маслобойка, глина, доска для лепки, стеки, тряпка для рук, аудиозапись с народными мелодиями.
НОД
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать?
(открывает конверт)
- Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдем к ней?
(дети приходят к бабушке)
Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.
Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного. Хотите посмотреть.
(Достает куклу в русском костюме)
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?
Кукла: Из древней Руси.
Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?
Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа».
Воспитатель: Аня, посмотри, что есть еще в сундуке. (достает куклу в башкирском наряде)
Кукла: Исәнмесез. Здравствуйте!
Бабушка: А вы кто такая?
Кукла: Я – башкирка Айсылу. Мое имя означает – «красивая луна».
Бабушка: Расскажи о своем костюме.
Кукла: Я одета в башкирское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.
Дети: Спасибо.
Бабушка: Оля, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в марийском костюме)
Кукла: Сай улыда! Здравствуйте!
Дети: Расскажите нам, кто вы такая?
Кукла: Я – марийка Айвика. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье (тувыр) с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен лентами, тесьмой. На голове платок (шовыч), на ногах лапти (йондал). В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение (такия). Они богато украшаны лентами, бисером, бусами, камнями. На грудь надеваю нагрудное украшение – сога, полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям бусы, жемчуг (показ).
Дети: А что означает ваше имя?
Кукла: Айвика в переводе» сильная».
Воспитатель: Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, башкирская кукла Айсылу и марийская кукла Айвика).
Бабушка: А вы дети знаете, что означают ваши имена? Узнайте, это интересно. Хочу вас свежим деревенским маслом угостить. Схожу к соседке за маслобойкой, у меня она, смотрите, треснула. А вы пока поиграйте на свежем воздухе, я скоро вернусь. (уходит).
Воспитатель: Давайте ребята сделаем бабушке подарок. Почему маслобойка так называется, ребята? (сбивают в нем масло). Внимательно рассмотрим ее: она высокая, дно закрыто, сверху открыто, есть палка для сбивания масла. Она называется пестик.
- На что похожи стенки посуды? (на цилиндр)
- А дно? (на круг)
- Я научу вас лепить из глины маслобойку. Берем глину, делим на 2 части. Одну часть (большую) отложим в сторону, вторую делим на 2 части. Из одного маленького куска глины скатаем шар и расплющим ее в небольшой диск, отложим в сторону.
Берем большой кусок глины, раскатаем его в толстый, не очень длинный валик. Валик расплющить так, чтобы получилась полоска, ленточка. Теперь эту ленточку соединим так, чтобы получился цилиндр. Хорошо загладим место соединения. У нас получилась стенка маслобойки, а дно уже есть.
Поставим цилиндр на диск-дно, прижмем плотно и хорошо примажем стенку ко дну. Вот и получилась маслобойка.
- Чем сбивают масло? (пестиком)
- Из третьего куска глины скатаем длинный валик, не очень тонкий. Пест готов.
Стекой аккуратно нарисуем элементы национального орнамента. Наша маслобойка готова. А вот и бабушка пришла.
Бабушка: Вот беда, беда… У соседки тоже маслобойка сломалась. Что же теперь делать?
Дети: Бабушка, не переживайте. Мы много маслобоек сделали, хватит всем вашим соседям и знакомым.
(Дети вручают бабушке подарки, а бабушка угощает детей чаем с пирогами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мини-музей кукол в национальных костюмах"
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников к богатому наследию прошлого через знакомство с национальными костюмами....
Мастер класс по изготовлению кукол в национальных костюмах.
Данный Мастер класс может помочь педагогам в оформлении развивающей среды ДОУ....
Мастер-класс по декорированию кукол в национальных костюмах и посуды в нетрадиционной технике-пеной.
Мастер-класс по декорированию кукол в национальных костюмах и посуды в нетрадиционной технике-пеной....
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
Конспект с детьми младшей группы «Рассматривание куклы Тиныл в национальном костюме чукчи»
Ознакомление с бытом народов чукчей. Рассматривание национального костюма нации....
шаблоны кукол в национальных костюмах
Шаблоны кукол в национальных косюмах для создания дидактических игр и ознакомления детей с орнаментом костюмов народа Поволжья...