РАССМАТРИВАНИЕ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Aйгишева Ирина Георгиевна

Воспитание толерантности. Дети на примере кукол в народной одежде знакомятся с элементами национального костюма разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rassmatrivanie_kukol_v_natsionalnykh_kostyumakh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМАТРИВАНИЕ КУКОЛ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ

Цель: Познакомить детей с куклами в национальных костюмах. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.

Совершенствовать навыки работы с глиной, умение применять приемы раскатывания, расплющивания, прижатия, промазывания.

Продолжать закреплять знания о старинной посуде, расширять словарный запас детей.

Воспитывать желание помогать взрослым и радовать их.

Материал: куклы в народных костюмах, сундучок, маслобойка, глина, доска для лепки, стеки, тряпка для рук, аудиозапись с народными мелодиями.

НОД

Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать?

(открывает конверт)

- Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдем к ней?

(дети приходят  к бабушке)

Бабушка:        Здравствуйте, дети!

Дети:        Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.

Бабушка:        Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного. Хотите посмотреть.

(Достает куклу в русском костюме)

Кукла:        Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

Бабушка:        Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?

Кукла:        Из древней Руси.

Бабушка:        Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?

Кукла:        Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа».

Воспитатель:         Аня, посмотри, что есть еще в сундуке. (достает куклу в башкирском наряде)

Кукла:        Исәнмесез. Здравствуйте!

Бабушка:        А вы кто такая?

Кукла:        Я – башкирка Айсылу. Мое имя означает – «красивая луна».

Бабушка:        Расскажи о своем костюме.

Кукла:        Я одета в башкирское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.

Дети:        Спасибо.

Бабушка:        Оля, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в марийском костюме)

Кукла:        Сай улыда! Здравствуйте!

Дети:         Расскажите нам, кто вы такая?

Кукла:        Я – марийка Айвика. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье (тувыр) с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен лентами, тесьмой. На голове платок (шовыч), на ногах лапти (йондал). В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение (такия). Они богато украшаны лентами, бисером, бусами, камнями. На грудь надеваю нагрудное украшение – сога, полоска холста с чешуйчатыми рядами монет, по краям бусы, жемчуг (показ).

Дети:        А что означает ваше имя?

Кукла:        Айвика  в переводе» сильная».

Воспитатель:        Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, башкирская кукла Айсылу и марийская кукла Айвика).

Бабушка:        А вы дети знаете, что означают ваши имена? Узнайте, это интересно. Хочу вас свежим деревенским маслом угостить. Схожу к соседке за маслобойкой, у меня она, смотрите, треснула. А вы пока поиграйте на свежем воздухе, я скоро вернусь. (уходит).

Воспитатель:        Давайте ребята сделаем бабушке подарок. Почему маслобойка так называется, ребята? (сбивают в нем масло). Внимательно рассмотрим ее: она высокая, дно закрыто, сверху открыто, есть палка для сбивания масла. Она называется пестик.

        - На что похожи стенки посуды? (на цилиндр)

        - А дно? (на круг)

        - Я научу вас лепить из глины маслобойку. Берем глину, делим на 2 части. Одну часть (большую) отложим в сторону, вторую делим на 2 части. Из одного маленького куска глины скатаем шар и расплющим ее в небольшой диск, отложим в сторону.

        Берем большой кусок глины, раскатаем его в толстый, не очень длинный валик. Валик расплющить так, чтобы получилась полоска, ленточка. Теперь эту ленточку соединим так, чтобы получился цилиндр. Хорошо загладим место соединения. У нас получилась стенка маслобойки, а дно уже есть.

        Поставим цилиндр на диск-дно, прижмем плотно и хорошо примажем стенку ко дну. Вот и получилась маслобойка.

        - Чем сбивают масло? (пестиком)

        - Из третьего куска глины скатаем длинный валик, не очень тонкий. Пест готов.

        Стекой аккуратно нарисуем элементы национального орнамента. Наша маслобойка готова. А вот и бабушка пришла.

Бабушка: Вот беда, беда… У соседки тоже маслобойка сломалась. Что же теперь делать?

Дети: Бабушка, не переживайте. Мы много маслобоек сделали, хватит всем вашим соседям и знакомым.

(Дети вручают бабушке подарки, а бабушка угощает детей чаем с пирогами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мини-музей кукол в национальных костюмах"

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников к богатому наследию прошлого через знакомство с национальными костюмами....

Мастер класс по изготовлению кукол в национальных костюмах.

Данный Мастер класс может помочь педагогам в оформлении развивающей среды ДОУ....

Мастер-класс по декорированию кукол в национальных костюмах и посуды в нетрадиционной технике-пеной.

Мастер-класс по декорированию кукол в национальных костюмах и посуды в нетрадиционной технике-пеной....

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Конспект с детьми младшей группы «Рассматривание куклы Тиныл в национальном костюме чукчи»

Ознакомление с  бытом  народов чукчей.  Рассматривание национального костюма нации....

шаблоны кукол в национальных костюмах

Шаблоны кукол в национальных косюмах для создания дидактических игр и ознакомления детей с орнаментом костюмов народа Поволжья...