Зарни италмас
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
зарни италмас
(золотой италмас)
конспект занятия в средней группе по удмуртскому фольклору
Воспитатель: Дериглазова Н.И.
кизнер
2012
Цель: знакомство с удмуртской легендой о цветке италмас.
Программное содержание: закреплять названия частей тела на удмуртском языке; знакомить с цветами предметов (желтый – чуж, зеленый – вож); развивать способности устанавливать контакт в общении и совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками, выполнять коллективную работу, учить здороваться и называть свое имя, развивать выразительность движений в игре «Вик-вак, арганэ…», закреплять названия членов семьи на удмуртском языке (пальчиковая гимнастика «Моя семья») , воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру, к своему родному краю, культуре, традициям удмуртского народа; познакомить с новым видом художественного творчества – объемной аппликацией из бумажных салфеток, воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность в работе, учить видеть результаты совместной деятельности и радоваться им.
Оборудование: кукла в национальном костюме, иллюстрации с изображением цветка италмас, бумажные салфетки, клей.
Интеграция: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые, нарядные! Как приятно всех вас видеть! Я к вам пришла не одна (показывает куклу). Эту красивую девочку зовут Италмас. Давайте мы с ней поздороваемся.
Дети здороваются: Умоесь, Италмас!
Воспитатель: Посмотрите, она сегодня тоже нарядилась.
Рассматривают одежду
Воспитатель: Какое на ней платье? (зеленое – вож). А платочек на голове? (желтый – чуж).
Воспитатель: Красивая девочка? (красивая – чебер)
Воспитатель: А что еще у нее есть?
Называют и показывают части тела (сначала воспитатель на кукле, потом дети все вместе на себе, еще раз индивидуально – показать и назвать определенную часть тела)
Кык синмы но кык пельы, кык бамы,
Одиг йыры, одиг ныр, одиг ым,
Тани пиньес… Нош кытын кыл? – тани.
Кык киы но кык пыды…
Киосы лэсьтиськыны, пыдъесы бызьылыны.
Воспитатель: Какие вы молодцы, все знаете, все умеете, а поиграть не хотите?
Игра с муз. инструментом
Вик-вак, арганэ,
Экты, пичи Такъянэ (имя меняется)
Йырдэ солань кырыжты,
Йырдэ талань кырыжты.
Киосыныд – хлоп-хлоп,
Пыдъесыныд – топ-топ. (движения по тексту)
Воспитатель: Вижу, любите вы поиграть. Вот и Италмас наша, очень веселая,
добрая девочка, тоже любила и петь, и танцевать, всем помогала, любила птиц,
зверей, растения. Только случилась с ней беда. Злой колдун Ведин захотел выкрасть ее, заточить в темницу, но она, чтобы не попасть в руки колдуна, превратилась в красивый цветок. С тех пор удмурты называют золотые цветы на лугу италмас. Цветок словно красивая девушка в зеленом платье и ярком желтом платочке. Это редкий цветок, и рвать его нельзя.
Рассматривают рисунки.
Воспитатель: Посмотрите на цветок италмаса, какой он? (чуж – желтый, чебер – красивый, котрес, погылес – круглый) А на что он похож? (шунды кадь – как солнышко)
Воспитатель подводит детей к столу – на большом листе бумаги изображен луг.
Воспитатель: Давайте поможем Италмас, спрячем ее от злого волшебника Ведина. А на помощь позовем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Бадзым чиньы – песятай, ас чиньы – песянай,
шор чиньы – атай, нимтэм чиньы – анай,
чельы – мон, мынам бадзым семьяе.
Показ образца изготовления цветка из бумажной салфетки, дети вспоминают, какой формы, какого цвета италмас.
Воспитатель: Возьмем салфетку и спрячем ее в кулачек, сожмем сильно-сильно, получился золотой шарик, маленькое солнышко – это цветок италмас, обмакнем слегка в клей и приклеим на «луг». Нам нужно много цветов, чтобы Ведин не нашел Италмас.
Дети выполняют работу, руки вытирают салфетками. Звучит песня «Италмас»
Воспитатель зовет всех детей в кружок.
Воспитатель: Ранней весной, будто желтый алмаз,
Гордый и смелый расцвел италмас.
Маленьким солнышком выйдя на луг,
Светит один без друзей и подруг.
Все они скоро появятся тут.
Станет теплее, луга зацветут.
Но и зимой я вспомню не раз
Стойкость твою – золотой италмас! (Ашальчи Оки)
Воспитатель: Пусть сейчас за окном зима, идет снег и очень холодно, у нас в группе есть свое лето, чудесная полянка, которую мы сделали все вместе. Я очень рада, что вы такие добрые, дружные… Кому мы сегодня помогли, от кого спрятали? Смотрите на эту чудесную картину и вспоминайте удмуртскую сказку про добрую, красивую девочку Италмас.
Игра «Прятки с платком»:
Мон котыр ветлисько, Я по кругу хожу,
Ныл-пиосыз утчасько. Я ребяток ищу.
Одиг, кык, куинь Один, два, три,
Ньыль, вить, куать… Четыре, пять…
Одигез овол на кадь. Кто-то спрятался опять.
Кого нашли тот танцует:
Пыдын топи! Киын оппи!
Чош одиг кылысь.
Топи! Оппи! Котырском ми,
Собере – выльысь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий военизированной игры "Зарничка"
Военизированная игра проводится в условиях дошкольного учреждения. Воспитанники, согласно плану проходят испытания....
Конспект спортивного праздника «Зарничка»
Конспект спортивного праздника «Зарничка»....
Физкультурный праздник для детей 5-7 лет "Зарничка"
Цель: воспитание у дошкольников чувства патриотитизма, формирование знаний о военных, защитниках Родины....
Спортивное мероприятие в ДОУ "Зарничка"
Мероприятие разработано к празднованию праздника Дня защитника Отечества...
Конспект детской военно-спортивной игры "Зарничка-2013"
Разновозрастная группа...
Литературная гостиная "Италмас"
Литературная гостиная для детей старшей и подготовительной группы. Конкурс одного стихотворения. Дети учатся читать стихи перед зрителями, развивается речь, память. ·...
Презентация "Золотой символ Удмуртии - цветок Италмас"
Легенда. Самая известная легенда в удмуртском фольклоре об этом прекрасном цветке - трагическая история любви.Италмас — имя девушки, чья красота не может оставить равнод...