мастер - класс
проект на тему
Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста» («Народная кукла»)
Цель:
- привлечь внимание родителей к культурному наследию родного края
- раскрыть роль и значение народной куклы в воспитании и развитии современного ребенка;
- познакомить с различными видами традиционной тряпичной народной куклы, способами её изготовления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_master.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Образования г. Братск
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Центр Развития Ребенка – Д./С №9»
«Солнечный город»
Мастер – класс
Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста»
(«Народная кукла»)
Подготовил:
Мазур Т.С.
II кв. категория
Братск 2012 г.
Мастер - класс.
Тема: «Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста» («Народная кукла»)
Цель: - привлечь внимание родителей к культурному наследию родного края
- раскрыть роль и значение народной куклы в воспитании и развитии современного ребенка;
- познакомить с различными видами традиционной тряпичной народной куклы, способами её изготовления.
Оборудование и материал: Мультимедийная презентация «Народная кукла», ткань цветного ситца, сатина, цветные нитки, крупа, аудиозапись хоровода «Мак маковистый»
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент.
Ведущий: Здравствуйте, гости званые,
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
На приветствие приглашаю гостей.
(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
2. Теоретическая часть.
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Народная кукла».
На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.
Как по - вашему, что такое кукла? (ответы)
По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост».
Игра – ведущая деятельность детей, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.
Очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не догадываются, насколько это важно – правильно выбрать игрушку.
Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой или яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси.
В куклы играли все дети примерно до 7 – 8 лет. Пока они были маленькими, кукол им делали взрослые члены семьи. С пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.
Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства. По ней судили о хозяйке.
Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.
Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.
Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.
А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.
Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, она несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.
Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Сегодня я предлагаю вам самим попробовать изготовить тряпичных кукол.
Перед началом нашей работы, давайте сделаем небольшую разминку.
Загадки.
***
И комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб)
***
В печь несут –
Жидко, горячо;
Из печи несут –
Густо – холодно. (Кисель)
***
Едет, едет взад – вперед,
В зубы возьмет,
На две части разоймет. (Пила)
***
Затейливые вопросы.
Чем хлеб в огонь сажают? (Тестом)
***
Что всего на свете мягче? (Рука)
***
Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
Головоломки.
Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (Трое)
***
Шли гурьбой:
Теща с зятем
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка с внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? (Четверо).
Хороводная игра «Мак маковистый»
Игроки стоят в круге, водят хоровод, а на вопросительную часть демонстрируют слова ответа.
***
Мак маковистый, да мак головистый,
Сизые голубые голубочеки мои,
Вы слетайте распознайте,
Прилетите, расскажите,
Как сеют мак, как сеют мак?
Сеют эдак и вот эдак, сеют эдак и вот эдак,
Вот как, вот как сеют мак, вот как, вот как сеют мак!
… как растет мак…
… как полют мак…
… как цветет мак…
… как рвут мак…
… как едят мак…
Мак маковистый да мак головистый,
Сизые голубые голубочеки мои,
Вы слетайте распознайте,
Прилетите, расскажите,
Съели дети мак, съели дети мак!
Практическая часть: Самостоятельное изготовление тряпичных кукол.
Рефлексия:
«Букет ощущений»
Сегодня на мастер – классе…
- Мне понравилось…
- Меня удивило…
- Мне было интересно…
- Хочу отметить…
- Мне удалось…
- Я для себя сделал(а) выводы…
Рефлексия.
Подарить кукле косынку:
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Синий цвет - удалось, но материал часто используемый
Желтый цвет - скучно, не интересный материал.
Сегодня я рассказала вам не обо всех куклах, а только о маленькой частички нашего прошлого, наших традиций. Не забывайте свою историю!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...