Расширение словарного запаса у детей 5 лет с помощью игр и упражнений
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодится в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 55»
(МБДОУ «Детский сад № 55»)
План по самообразованию воспитателя
Исаковой Натальи Николаевны
Тема: «Расширение словарного запаса
у детей 5 лет с помощью игр и упражнений»
г. Н .Новгород 2024
ВВЕДЕНИЕ
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию детей 5 лет.
- .Изучить опыт педагогов на педагогических интернет-сайтах.
- Разработать и подобрать дидактические игры и упражнения, способствующие речевому развитию.
Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодится в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся.
Условия реализации:
В группе с детьми 5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.
Ожидаемый результат
Воспитанники учатся:
- Самостоятельно объяснять правила игры
- Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
- Отгадывать загадки
- Подбирать к существительному прилагательное
- Подбирать слова-антонимы
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Формы работы | |||||
С детьми | Самообразование | С родителями | С педагогами | ||
I этап Организационно-диагностический | |||||
сентябрь | |||||
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие». |
| Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОСДО» | |||
II этап Теоретический | |||||
Октябрь | |||||
Уровень сформированности звуковой культуры речи:
Уровень сформированности грамматической стороны речи:
|
Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.) | Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 5 лет» (особенности развития детей) |
| ||
III этап Обобщающий | |||||
ноябрь | |||||
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
|
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности | ||||
декабрь | |||||
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
|
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности | Семинар-практикум «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи) | Консультация «Расширение словарного запаса с помощью игр и упражнений» | ||
январь | |||||
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
«Кто это, что это?» | |||||
февраль | |||||
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
|
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности | Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 5 лет» | Мастер-класс для пе- дагогов по теме самообразования. | ||
март | |||||
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
| Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений. | Мастер-класс для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?» | |||
апрель | |||||
| Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа. | Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?» | |||
май | |||||
Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» | Оформление работы в полном варианте | Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» |
ЛИТЕРАТУРА
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
- Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
- Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
- Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
- Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
- Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
8. htt:|\\, htt: \\
9. Сайт педагогов дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»
Конспект занятия "Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей" для детей 2-ой младшей группы....

Работа по расширению словарного запаса детей 4-5 лет на основе лексических тем
Словарная работа и задания по развитию грамматной, связной речи на основе лексических тем....

Расширение словарного запаса детей с позиций психолингвистики.
В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Особое значение решения этих вопросов имеет для детей с речевой...

Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»
Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

НОД по развитию речевого общения путем расширения словарного запаса детей во 2-ой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»
Цель:показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.Задачи:- активизировать пассивный и активный словарь детей (суще...