"Направления работы по развитию речи дошкольников в образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с ФОП ДО"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация для педагогов детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Направления работы по развитию речи дошкольников в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФОП ДО».
ФОП ДО – это новая федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. Разработчики Федеральной программы существенно расширили содержательный раздел документа.
Цель ФОП: «Всестороннее развитие и воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речевого развития дошкольник познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.
Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «не только овладение языковыми нормами (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении, развитие коммуникативных способностей детей».
Решение задач воспитания и обучения направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота» п.20.8 ФОП ДО, что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
Задачи образовательной деятельности с детьми по речевому развитию делят по направлениям.
В раннем возрасте делится (1-2 года) на:
1. Развитие понимания речи
2. Развитие активной речи
В дошкольном возрасте (3-7 лет) на:
- формирование словаря (обогащение и активизация)
- звуковая культура речи
- грамматический строй речи
- связная речь
- подготовка к обучению грамоте
- интерес к художественной литературе
Все это - основа будущего чтения и письма + зрительное восприятие, моторика, зрительно-моторные координации, память и прочее.
Давайте немного подробнее остановимся на каждом направлении.
-Формирование словаря – процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирование умения их использовать в конкретных условиях общения.
-К звуковой культуре речи относится:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения (развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики речевого аппарата).
2. воспитание орфоэпически правильной речи (умение говорить согласно нормам литературного произношения).
3. формирование выразительности речи (умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями).
-Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых
-Связная речь дошкольника - это база для формирования учебных компетенций.
Уровень развития связной речи – важный показатель речевой и когнитивной готовности ребенка к усвоению учебных навыков в школе. Для успешного овладения школьной программой потребуются умения:
- словесно выражать свои мысли;
- выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи;
- строить предложения и связные высказывания.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:
• развернутость,
• произвольность,
• логичность,
• непрерывность,
• програмированность.
Овладение связной речью возможно только при наличии:
• определенного уровня сформированности словаря;
• грамматического строя речи;
• навыка построения связного высказывания.
-Подготовка детей к обучению грамоте.
Грамота – это чтение и письмо. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит и от его успехов не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
-Интерес к художественной литературе.
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение чувствовать образность и ритм родной речи.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности.
В практике по развитию речи используются следующие методы:
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
- Чтение и рассказывание художественных произведений;
- Заучивание наизусть;
- Пересказ;
- Обобщающая беседа;
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
- Дидактические игры;
- Игры-драматизации;
- Инсценировки;
- Дидактические упражнения;
- Хороводные игры.
Также для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Вывод:
Таким образом, Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Его цель – подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач.
В результате, к концу 7 года жизни ребенок ведет диалог со взрослыми и сверстниками, может организовать детей на совместную деятельность; задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству; в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника; успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр; речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов; проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"
В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
развитие речи...

Проект «Создание системы работы по развитию речи дошкольников посредством образовательной среды в условиях образовательной программы дошкольного учреждения»
Данный проект является дополнением к существующей основной общеразвивающей программе, которая разрабатывалась главным образом усовершенствованная программа по развитию речи.Целью разработки проекта ст...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Презентация «Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи; изобразительной деятельности; математике»
В презентации освещены задачи речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, показано каким образом эти задачи решаются во всех образовательных областях, подробно рассказано о решении задач ...

Консультации для родителей по развитию речи дошкольников «Дефицит общения» – проблема развития речи детей.
Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения....