Консультация для педагогов «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
консультация по развитию речи

Казнина Ольга Валерьевна

Требования ФГОС ДОО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по- прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников

в соответствии с ФГОС ДО

Требования ФГОС ДОО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по- прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие        связной,        грамматически        правильной диалогической и монологической речи;
  • знакомство        с        книжной        культурой,        детской литературой, понимание на        слух        текстов        различных        жанров детской литературы;
  • формирование        звуковой        аналитико-синтетической        активности        как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Принципы развития речи:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
  • принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи;
  • принцип развития языкового чутья;
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей

  1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам). Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений). Словообразование.
  4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь. Монологическая речь (рассказывание).
  5.  Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Формы и методы работы по речевому развитию:

  1.  Наглядные:
  1. Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии).
  2. Опосредованное        наблюдение        (изобразительная        наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).
  1. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
  2. Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.

Речевое развитие связанно с другими видами деятельности:

  1. Игровая деятельность.

Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагогу необходимо: развивать потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре.

  1. Познавательно - исследовательская деятельность.

Речевое развитие напрямую связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Формирование речевых умений происходит в три этапа.

На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка        формируются        умения        формулировать        обоснованные,        логически

связанные высказывания (от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого.

На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т.д.) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед (с учётом возраста).

На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире (с учётом возраста).

  1. Коммуникативная деятельность.

            Коммуникативная        деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной  и  звуковой  культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико-фонематические процессы, связная диалогическая речь.

В результате коммуникативной деятельности у детей формируются представления о речи как средстве общения; о речевом этикете; доступных речевых средствах; о звуках и их различии (гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные); об элементах звукового и слогового анализа; о способах согласования слов в словосочетаниях и конструирования предложений; представления об интонации, темпе речи, силе и высоте звука, ритме.

Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала.

  1. Восприятие художественной литературы и фольклора

В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. В процессе восприятия художественной литературы и фольклора происходит понимание текста на слух, а на рефлексивном этапе дети инсценируют произведение, поют, что способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формированию звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  1. Конструирование

Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.

  1. Изобразительная деятельность

Обогащение словарного запаса ребёнка-дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция). В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка).

Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.

  1. Музыкальная деятельность

В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия. При специально организованной деятельности дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных произведений.

  1. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально-положительное реагирование на просьбы и требования взрослого.

Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими.

  1. Двигательная деятельность

Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных классов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

  • Речь педагога;
  • Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
  • Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской

речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

  1. ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.

ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено

словом то, что должно быть сказано.

  1. ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.
  2. ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  3. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  4. БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности
  5. УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Материал раскрывает взаимосвязь речевого развития с другими видами деятельности. Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей на тему:«Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников  в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация «Организация работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО».

Знакомство воспитателей с различными техниками по речевому развитию дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему : " Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

quot; Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Консультация на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО»

Материал предназначен для родителей, педагогов дошкольных учреждений....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...