Мастер-класс для педагогов « Подготовка к обучению грамоте»
учебно-методический материал по развитию речи
Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
« Подготовка к обучению грамоте»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Материал: игры-презентации, дидактические пособия (фишки-заменители, схемы слова, звуковые дорожки)
Ход: Введение в тему. Теоретическая часть.
Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
- важно, чтобы ребёнок умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний звуки в словах.
Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
Формировать умение работать со схемой слова, владеть навыками слогового чтения.
Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками.
Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие «звук».
Сначала знакомим детей со звуками, контрастными по звучанию (дудка - барабан);
- затем звуки, близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен); - узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко — тихо», «Кто сказал?»:
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев.
В соответствии с этим можно применять дидактические пособия:
Паровозики - количество вагонов соответствует количеству слогов;
Гаражи - цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин; домино - количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И.
Дальее - спрашиваем у детей, как кричит ослик?
Выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета).
В образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
«Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением — окна, но не окно, ослик, но не осёл):
«Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ивану — на звук [и].
Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о .
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных,
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
- во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова; в середине слова.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово «АУ».
Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: «Что случилось с девочкой?», » Что она кричит?». Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Начинаем со звуков [м], [н], потому что:
Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика,.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по — настоящему.
У нее получается М-М-М. (Далее дети произносят звук сами. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие — губы.) Дается понятие согласный звук.
Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет — глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием — во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы.
Подготовка ребенка к обучению грамоте начинается в средней группе. Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
3. Практическая часть
В средней группе мы проводим знакомство со звучащим словом, учим интонационно выделять звук в словах. При этом опираемся на образец речи воспитателя.
Не выделяем конкретный звук, а используем сравнение
(песенка ветерка, комара), звуки называем песенками. Учим различать твердые и мягкие согласные (старший братец и младший). Определяем длинные слова и короткие.
В средней группе на занятиях с детьми мы используем разнообразный материал (картинки, игрушки, предметы), который наглядно помогает сконцентрировать внимание на словах - названиях предметов, поддерживает интерес к звучанию слов.
Все занятия мы проводим в виде дидактических игр, упражнений,
подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям
детей четырех лет.
Основной задачей обучения грамоте в старшей группе является обу-
чение звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования
звуков в слове, установлению различительной роли звука и основных ка-
чественных характеристик звука.
Звуковой анализ мы начинаем с неоднократного произнесения слова
с последовательным интонационным выделением каждого звука. Чтобы
ребенок мог реально представить слово, которое он произносит, ис-
пользуем картину - схему его звукового состава.
Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки - и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которое получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность.
Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова, мы даем средства для его проведения и учим ими пользоваться (это схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове).
В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи:
учим анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомим со
всеми буквами русского алфавита и некоторыми правилами орфографии.
Особое внимание следует уделить правильному определению звуков:
гласный звук, согласный твёрдый (мягкий) звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"
Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...

Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »
Мастер – класс для педагогов«Подготовка к обучению грамоте »...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в старшей группе
Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшей группы...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе
Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей средней группы...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе
Рекомендации воспитателям по обучению грамоте в подготовительной группе...
Рекомендации для педагогов "Подготовка к обучению грамоте"
Развитие речи - одна из ведущих задач, решаемых дошкольным образовательным учреждением. Она осуществляется в разных видах деятельности, в том числе и на занятиях по обучению грамоте. Подготовка дошкол...
Консультация для педагогов "«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"...