Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В поисках Нолика»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Выскубова Екатерина Васильевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В поисках Нолика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx91.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №17

администрации городского округа ЗАТО п.Горный

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе (4-5 лет)

Тема: «В поисках Нолика»

Тема недели: «Мир технических чудес»

ОО «Речевое развитие»

Интеграция ОО:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Picture background

Выполнил:

воспитатель первой

квалификационной категории                          

Выскубова Е.В.

п.Горный, 2025

Цель: Развитие умения составлять описательный рассказ о бытовой технике с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

- научить детей составлять описательный рассказ о бытовой технике (холодильник, телевизор, чайник), используя мнемотаблицу;

- формировать представления детей о назначении бытовой техники, с помощью игры с мячом «Помощники»;

-  воспитывать умение выслушивать рассказы товарищей;

- воспитывать умение самостоятельно выбирать партнеров и работать в команде.

Духовно-нравственные ценности: доброта, отзывчивость и уважение к родителям.

Активизация словаря: бытовая техника, телевизор, холодильник, чайник.

Планируемые результаты:

- дети составляют описательный рассказ о бытовой технике;

- дети имеют представление о назначении бытовой техники;

- умеют выслушивать рассказы товарищей;

- умеют самостоятельно выбирать партнеров и работать в команде.

Материалы: разрезные картинки (чайник, телевизор, холодильник),
3 мнемотаблицы, мольберт, мяч, блокнот, телевизор, холодильник, чайник.

Оборудование: Колонка Маруся, ноутбук, колонки.

Виды деятельности: игровая; общение со взрослым и сверстниками; речевая (слушание речи взрослого, сверстника, активная диалогическая и монологическая речь).

Предварительная работа: Игра «Помощники», рассматривание изображений бытовой техники и беседа по ним, изучение правил безопасности пользования бытовой техникой.

Индивидуальная работа: внимание уделять каждому ребенку: одобрять, хвалить, помогать при ответах.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы.

Наглядные: блокнот, мнемотаблицы.

Практические: составление разрезных картинок, составление рассказа по мнемотаблице.

Игровые: поиск Нолика.

Здоровьесберегающие: физминутка.

ТСО: аудиозапись.

Ход занятия.

1часть. Организационная часть.

(Дети играют в настольные игры)

(Звучит Музыка про Фиксиков).

Мотивация:

Воспитатель: Ребята, слышите, что это за музыка, из какого она мультфильма?

Дети: Из Фиксиков.

Проблемная ситуация: (Вбегает фиксик Симка)

Симка: Помогите! Помогите!

Воспитатель: Ребята, пойдём узнаем, что случилось у Симки.

Воспитатель с детьми подходят к Симке.

Воспитатель: Симка, что случилось?

Симка: Меня мама попросила последить за своим младшим братом Ноликом, а он куда-то потерялся, вы его случайно не видели?

Дети: Нет.

Симка: Ребята, пожалуйста, помогите мне его найти. Поможете?

Дети: Да.

Симка: У меня есть записи, где он был в последнее время, они помогут вам в поисках (отдает блокнот).

Симка: А я побегу его искать дальше, если вы найдёте его раньше меня, обязательно мне позвоните, мой номер есть в блокноте.

2 часть.Основная часть.

Воспитатель: Ну что ребята, начинаем искать Нолика.

Симка сказала, что в этом нам поможет блокнот, который она оставила.

Воспитатель: Открываем первую запись-подсказку, слушайте ребята внимательно.

Воспитатель: (читает запись в блокноте) Дедус сказал, что Нолик приходил к нему, просил помочь расшифровать непонятные картинки, но Дедус был занят и не помог ему. Может Нолик обиделся и убежал?

«Разрезные картинки»

Воспитатель: Смотрите ребята, здесь конверты, (воспитатель заглядывает в конверт) да это же те самые непонятные картинки. Попробуем их с вами расшифровать, может здесь таится секрет, где спрятался Нолик?

У нас три конверта, разделитесь на 3 команды (дети делятся на 3 команды).

Выберите себе конверт, пройдите за любой стол и посмотрите, какая картинка зашифрована в вашем конверте (собирают картинки).

Воспитатель: Ребята, что изображено на вашей картинке, а трудно ли вам было ее собирать? (С каждой подгруппой).

Воспитатель: Мы картинки расшифровали, а теперь нужно составить о них рассказы, используя таблицы. Проходите на стульчики.

(Дети садятся на стульчики перед мольбертом)

(Воспитатель вывешивает мнемотаблицу).

Воспитатель: Сначала послушайте мой рассказ - о чайнике, а затем мы послушаем вас (воспитатель составляет рассказ, дети слушают).

Образец рассказа воспитателя:

Это чайник. Он желтого цвета. Чайник овальной формы. Он металлический. У него есть ручка, носик, крышка. В чайнике  кипятят воду.

Рассказы детей:

Воспитатель:  А сейчас предлагаю вам составить рассказ. Кто желает?

(Выходит один ребёнок)

Воспитатель: О чем ты будешь составлять рассказ? (воспитатель предлагает на выбор 2 мнемотаблицы (телевизор, холодильник). Ребёнок выбирает и составляет рассказ).

Оценка детских рассказов: …составляла рассказ о телевизоре (холодильнике), обратила внимание на то, что…, отметила, то что…

Спасибо…, молодец, присаживайся.

Воспитатель: кто составит следующий рассказ?

Оценка детских рассказов:  …составляла рассказ о телевизоре (холодильнике), обратила внимание на то, что…, отметила, то что…

Спасибо …, молодец, присаживайся.

Воспитатель: Ребята, теперь в этих предметах поищем Нолика? Может быть он в телевизоре? (или холодильнике), … сходи, посмотри (ребёнок посмотрел, сказал, что Нолика там нет).

(Дети сами предлагают посмотреть Нолика в чайнике, если дети не предлагают этого, воспитатель задаёт наводящий вопрос)

Воспитатель: Ребята, о каком приборе мы ещё составляли рассказ.

Дети: О  чайнике.

Воспитатель: … проверь, может быть, Нолик там?

Ребёнок:  Его там нет.

Воспитатель: Что же делать? Нолика нигде нет. Ребята, откроем следующую запись - подсказку в блокноте, может быть она нам поможет.

Физ.минутка  «Помогатор»

Воспитатель: Симка предлагает нам потанцевать. Может Нолик услышит знакомую музыку и к нам прибежит.

Воспитатель оглядываясь: Нет ребята, Нолик нас не услышал. Присаживайтесь на стульчики, будем смотреть следующую подсказку.

(дети присаживаются на стульчики, воспитатель открывает следующую страницу  блокнота).

Воспитатель: Слушайте ребята, (читает) Папус сказал, что Нолик тоже к нему подходил и задавал много вопросов, например, для чего нужен вентилятор, пылесос? Но Папус в это время ремонтировал бытовую технику и попросил Нолика его не отвлекать.

Воспитатель: А вы знаете, для чего она нужна?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте это проверим. А поможет нам наш волшебный мяч.

Игра с мячом «Помощники»

(Воспитатель бросает  мяч, ребёнок ловит его и называет назначение бытовой техники).

Утюгом – гладят бельё.

Миксером – взбивают крем.

Феном – сушат волосы.

Пылесосом – пылесосят ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В микроволновой печи – разогревают еду.

В посудомоечной машине – моют посуду.

На электроплите – готовят еду.

В мясорубке – измельчают продукты.

В стиральной машине – стирают вещи.

На колонке– слушают музыку.

Воспитатель: Молодцы. Смотрите и у Симки в блокноте изображена колонка.

Воспитатель: Ребята, у нас ведь в группе то же есть умная колонка Маруся.

Может быть, она знает, где Нолик? Спросим у неё.

Воспитатель: Маруся!

Маруся: Здравствуйте, я вас слушаю.

Воспитатель: Маруся, ты случайно Нолика не видела?

Маруся: Видела его, он случайно попал в пылесос, когда чистили ковёр.

Воспитатель: Ребята, нужно срочно его оттуда доставать, там ведь пыль, а это очень вредно!

Воспитатель: Маргарита Владимировна, помогите нам, посмотрите Нолика в нашем пылесосе.

Ребята, пока Маргарита Владимировна ищет Нолика в пылесосе, напомните мне главные правила пользования бытовой техники.

Дети:- включать в розетку бытовую технику может только взрослый.

- нельзя трогать включённую в розетку бытовую технику.

(Маргарита Владимировна, выходит в приёмную, заводит за руку пыльного Нолика).

Маргарита Владимировна: Вот ваш Нолик.

Нолик: Здравствуйте! (чихает) Ух уж и пыльно в вашем пылесосе.

Воспитатель: Здравствуй, Нолик! Наконец-то мы тебя нашли, проходи! Твоя сестренка Симка просила нас  позвонить, если мы тебя найдем, и оставила свой номер в блокноте (воспитатель перелистывает страницу в блокноте).  

А вот и он. Ребята, помогите мне, диктуйте номер (воспитатель набирает номер телефона).

Воспитатель: Симка, это ребята группы «Звёздочки». Мы нашли Нолика, беги скорее  к нам.

Нолик: Спасибо вам, что вы меня нашли, я очень сильно испугался, когда попал в пылесос.

(В это время забегает Симка)

Симка: Нолик, где ты был, мы тебя везде искали?

Нолик: Я застрял в пылесосе, а ребята меня спасли.

Симка: Спасибо вам большое. Вы добрые и смелые! Без вас я бы не справилась.

Воспитатель: Симка, нам помогали твои подсказки, спасибо (воспитатель возвращает блокнот Симке).

Симка: Я хочу вам подарить блокноты, что бы вы в них делали свои записи, как и я.

Нолик: Симка, пойдём скорее к маме, ведь она очень волнуется. До свидания ребята!

Воспитатель: Конечно, бегите скорее к маме, она беспокоится за вас.

До свидания!

Воспитатель: Ребята, запомните! Нельзя убегать от родителей их нужно любить и уважать.

3 часть. Заключительная

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (искали Нолика)

Воспитатель: Как мы икали Нолика? (составляли разрезные картинки, составляли рассказы….)

Воспитатель: О чём мы составляли рассказы? (о чайнике, телевизоре, холодильнике).

Воспитатель: А как одним словом назвать эти предметы? (бытовая техника)

Воспитатель: Кто нам помог его найти? (колонка Маруся)

Воспитатель: Где же мы нашли Нолика? (в пылесосе)

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, что пришли на помощь. Возьмите блокноты, которые подарила вам Симка, пройдите в соседнюю группу с Маргаритой Владимировной, что бы делать свои записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...