Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В поисках Нолика»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "В поисках Нолика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №17
администрации городского округа ЗАТО п.Горный
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе (4-5 лет)
Тема: «В поисках Нолика»
Тема недели: «Мир технических чудес»
ОО «Речевое развитие»
Интеграция ОО:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Выполнил:
воспитатель первой
квалификационной категории
Выскубова Е.В.
п.Горный, 2025
Цель: Развитие умения составлять описательный рассказ о бытовой технике с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
- научить детей составлять описательный рассказ о бытовой технике (холодильник, телевизор, чайник), используя мнемотаблицу;
- формировать представления детей о назначении бытовой техники, с помощью игры с мячом «Помощники»;
- воспитывать умение выслушивать рассказы товарищей;
- воспитывать умение самостоятельно выбирать партнеров и работать в команде.
Духовно-нравственные ценности: доброта, отзывчивость и уважение к родителям.
Активизация словаря: бытовая техника, телевизор, холодильник, чайник.
Планируемые результаты:
- дети составляют описательный рассказ о бытовой технике;
- дети имеют представление о назначении бытовой техники;
- умеют выслушивать рассказы товарищей;
- умеют самостоятельно выбирать партнеров и работать в команде.
Материалы: разрезные картинки (чайник, телевизор, холодильник),
3 мнемотаблицы, мольберт, мяч, блокнот, телевизор, холодильник, чайник.
Оборудование: Колонка Маруся, ноутбук, колонки.
Виды деятельности: игровая; общение со взрослым и сверстниками; речевая (слушание речи взрослого, сверстника, активная диалогическая и монологическая речь).
Предварительная работа: Игра «Помощники», рассматривание изображений бытовой техники и беседа по ним, изучение правил безопасности пользования бытовой техникой.
Индивидуальная работа: внимание уделять каждому ребенку: одобрять, хвалить, помогать при ответах.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы.
Наглядные: блокнот, мнемотаблицы.
Практические: составление разрезных картинок, составление рассказа по мнемотаблице.
Игровые: поиск Нолика.
Здоровьесберегающие: физминутка.
ТСО: аудиозапись.
Ход занятия.
1часть. Организационная часть.
(Дети играют в настольные игры)
(Звучит Музыка про Фиксиков).
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, слышите, что это за музыка, из какого она мультфильма?
Дети: Из Фиксиков.
Проблемная ситуация: (Вбегает фиксик Симка)
Симка: Помогите! Помогите!
Воспитатель: Ребята, пойдём узнаем, что случилось у Симки.
Воспитатель с детьми подходят к Симке.
Воспитатель: Симка, что случилось?
Симка: Меня мама попросила последить за своим младшим братом Ноликом, а он куда-то потерялся, вы его случайно не видели?
Дети: Нет.
Симка: Ребята, пожалуйста, помогите мне его найти. Поможете?
Дети: Да.
Симка: У меня есть записи, где он был в последнее время, они помогут вам в поисках (отдает блокнот).
Симка: А я побегу его искать дальше, если вы найдёте его раньше меня, обязательно мне позвоните, мой номер есть в блокноте.
2 часть.Основная часть.
Воспитатель: Ну что ребята, начинаем искать Нолика.
Симка сказала, что в этом нам поможет блокнот, который она оставила.
Воспитатель: Открываем первую запись-подсказку, слушайте ребята внимательно.
Воспитатель: (читает запись в блокноте) Дедус сказал, что Нолик приходил к нему, просил помочь расшифровать непонятные картинки, но Дедус был занят и не помог ему. Может Нолик обиделся и убежал?
«Разрезные картинки»
Воспитатель: Смотрите ребята, здесь конверты, (воспитатель заглядывает в конверт) да это же те самые непонятные картинки. Попробуем их с вами расшифровать, может здесь таится секрет, где спрятался Нолик?
У нас три конверта, разделитесь на 3 команды (дети делятся на 3 команды).
Выберите себе конверт, пройдите за любой стол и посмотрите, какая картинка зашифрована в вашем конверте (собирают картинки).
Воспитатель: Ребята, что изображено на вашей картинке, а трудно ли вам было ее собирать? (С каждой подгруппой).
Воспитатель: Мы картинки расшифровали, а теперь нужно составить о них рассказы, используя таблицы. Проходите на стульчики.
(Дети садятся на стульчики перед мольбертом)
(Воспитатель вывешивает мнемотаблицу).
Воспитатель: Сначала послушайте мой рассказ - о чайнике, а затем мы послушаем вас (воспитатель составляет рассказ, дети слушают).
Образец рассказа воспитателя:
Это чайник. Он желтого цвета. Чайник овальной формы. Он металлический. У него есть ручка, носик, крышка. В чайнике кипятят воду.
Рассказы детей:
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам составить рассказ. Кто желает?
(Выходит один ребёнок)
Воспитатель: О чем ты будешь составлять рассказ? (воспитатель предлагает на выбор 2 мнемотаблицы (телевизор, холодильник). Ребёнок выбирает и составляет рассказ).
Оценка детских рассказов: …составляла рассказ о телевизоре (холодильнике), обратила внимание на то, что…, отметила, то что…
Спасибо…, молодец, присаживайся.
Воспитатель: кто составит следующий рассказ?
Оценка детских рассказов: …составляла рассказ о телевизоре (холодильнике), обратила внимание на то, что…, отметила, то что…
Спасибо …, молодец, присаживайся.
Воспитатель: Ребята, теперь в этих предметах поищем Нолика? Может быть он в телевизоре? (или холодильнике), … сходи, посмотри (ребёнок посмотрел, сказал, что Нолика там нет).
(Дети сами предлагают посмотреть Нолика в чайнике, если дети не предлагают этого, воспитатель задаёт наводящий вопрос)
Воспитатель: Ребята, о каком приборе мы ещё составляли рассказ.
Дети: О чайнике.
Воспитатель: … проверь, может быть, Нолик там?
Ребёнок: Его там нет.
Воспитатель: Что же делать? Нолика нигде нет. Ребята, откроем следующую запись - подсказку в блокноте, может быть она нам поможет.
Физ.минутка «Помогатор»
Воспитатель: Симка предлагает нам потанцевать. Может Нолик услышит знакомую музыку и к нам прибежит.
Воспитатель оглядываясь: Нет ребята, Нолик нас не услышал. Присаживайтесь на стульчики, будем смотреть следующую подсказку.
(дети присаживаются на стульчики, воспитатель открывает следующую страницу блокнота).
Воспитатель: Слушайте ребята, (читает) Папус сказал, что Нолик тоже к нему подходил и задавал много вопросов, например, для чего нужен вентилятор, пылесос? Но Папус в это время ремонтировал бытовую технику и попросил Нолика его не отвлекать.
Воспитатель: А вы знаете, для чего она нужна?
Дети: Да.
Воспитатель: А давайте это проверим. А поможет нам наш волшебный мяч.
Игра с мячом «Помощники»
(Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит его и называет назначение бытовой техники).
Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Пылесосом – пылесосят ковры.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновой печи – разогревают еду.
В посудомоечной машине – моют посуду.
На электроплите – готовят еду.
В мясорубке – измельчают продукты.
В стиральной машине – стирают вещи.
На колонке– слушают музыку.
Воспитатель: Молодцы. Смотрите и у Симки в блокноте изображена колонка.
Воспитатель: Ребята, у нас ведь в группе то же есть умная колонка Маруся.
Может быть, она знает, где Нолик? Спросим у неё.
Воспитатель: Маруся!
Маруся: Здравствуйте, я вас слушаю.
Воспитатель: Маруся, ты случайно Нолика не видела?
Маруся: Видела его, он случайно попал в пылесос, когда чистили ковёр.
Воспитатель: Ребята, нужно срочно его оттуда доставать, там ведь пыль, а это очень вредно!
Воспитатель: Маргарита Владимировна, помогите нам, посмотрите Нолика в нашем пылесосе.
Ребята, пока Маргарита Владимировна ищет Нолика в пылесосе, напомните мне главные правила пользования бытовой техники.
Дети:- включать в розетку бытовую технику может только взрослый.
- нельзя трогать включённую в розетку бытовую технику.
(Маргарита Владимировна, выходит в приёмную, заводит за руку пыльного Нолика).
Маргарита Владимировна: Вот ваш Нолик.
Нолик: Здравствуйте! (чихает) Ух уж и пыльно в вашем пылесосе.
Воспитатель: Здравствуй, Нолик! Наконец-то мы тебя нашли, проходи! Твоя сестренка Симка просила нас позвонить, если мы тебя найдем, и оставила свой номер в блокноте (воспитатель перелистывает страницу в блокноте).
А вот и он. Ребята, помогите мне, диктуйте номер (воспитатель набирает номер телефона).
Воспитатель: Симка, это ребята группы «Звёздочки». Мы нашли Нолика, беги скорее к нам.
Нолик: Спасибо вам, что вы меня нашли, я очень сильно испугался, когда попал в пылесос.
(В это время забегает Симка)
Симка: Нолик, где ты был, мы тебя везде искали?
Нолик: Я застрял в пылесосе, а ребята меня спасли.
Симка: Спасибо вам большое. Вы добрые и смелые! Без вас я бы не справилась.
Воспитатель: Симка, нам помогали твои подсказки, спасибо (воспитатель возвращает блокнот Симке).
Симка: Я хочу вам подарить блокноты, что бы вы в них делали свои записи, как и я.
Нолик: Симка, пойдём скорее к маме, ведь она очень волнуется. До свидания ребята!
Воспитатель: Конечно, бегите скорее к маме, она беспокоится за вас.
До свидания!
Воспитатель: Ребята, запомните! Нельзя убегать от родителей их нужно любить и уважать.
3 часть. Заключительная
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (искали Нолика)
Воспитатель: Как мы икали Нолика? (составляли разрезные картинки, составляли рассказы….)
Воспитатель: О чём мы составляли рассказы? (о чайнике, телевизоре, холодильнике).
Воспитатель: А как одним словом назвать эти предметы? (бытовая техника)
Воспитатель: Кто нам помог его найти? (колонка Маруся)
Воспитатель: Где же мы нашли Нолика? (в пылесосе)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, что пришли на помощь. Возьмите блокноты, которые подарила вам Симка, пройдите в соседнюю группу с Маргаритой Владимировной, что бы делать свои записи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...