Занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Звуковая культура речи звук "Ж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.92 КБ |
![]() | 714.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи. 28.01.2025 Умурзакова А.Б.
\Тема: Звуковая культуры речи: звук ж
Возрастная группа: средняя (4-5 лет).
Цель: упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.
Задачи:
- установить эмоциональный контакт;
- развивать умение к звукоподражанию с опорой на картинку и без иллюстрации;
- совершенствовать общую моторику через физминутку;
- упражнять детей в правильном произношении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах);
- развивать интерес к игровой деятельности;
- передавать игровые действия в соответствие с текстом и характером исполнения музыки.
Программное содержание.
упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах);
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: организованная образовательная деятельность.
Методы и приемы:
Словесные: выразительное рассказывание воспитателем; вопросы прямые простые и сложные; повторение; объяснение, пояснение, называние.
Игровые: сюрприз, игровая ситуация, внесение и обыгрывание игрушек.
Практические: совместные действия воспитателя и ребенка, упражнения.
Наглядные: использование игрушек, средств ИКТ, иллюстраций.
Поддерживающие детскую инициативу: поощрение.
План занятия (20 мин):
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (1 мин.)
- Мотивация. (1 мин.)
- Артикуляционная гимнастика. (2 мин.)
- Знакомство с новой песенкой звука [Ж]. (2 мин.)
- Упражнение в правильном произношении звука ж (1,5 мин.)
- Появление героя Жука. (1 мин.)
- Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа. (2,5 мин.)
- Физминутка «Жуки большие и маленькие» (1,5 мин.)
- Дыхательная гимнастика (1, мин.)
- Чистоговорки (1,5 мин.)
- Игра «Доскажи словечко» с показом слайдов картинок-отгадок. (2 мин.)
- Самомассаж с массажными мячиками. (1,5 мин.)
- Рефлексия. (1 мин.)
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение? Давайте все улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение.
2. Мотивация.
Воспитатель: Сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво. Ребята, как вы думаете, зачем нужно говорить красиво, правильно?
Дети: говорить красиво, правильно нужно, чтобы тебя понимали другие люди.
Воспитатель: Правильно, конечно. А что нам помогает говорить?
Дети: Язык.
Воспитатель: А где живёт язычок? (во рту).
3. Артикуляционная гимнастика.
Давайте поиграем с язычком.
(Проводятся артикуляционные упражнения)
Артикуляционная гимнастика.
- На губу язык клади
Пя-пя-пя произноси.
- Мышцы расслабляются,
Лопатка получается.
- Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
- Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.
4. Знакомство с новой песенкой звука [Ж].
А чтобы узнать песенку какого звука, мы будем петь, внимательно послушайте стихотворение, слова с этим звуком, я буду выделять голосом.
Ужа ужалила оса
Бывают в мире чудеса:
ужа ужалила оса.
Ужалила его в живот.
Ужу ужасно больно. Вот!
А доктор ёж сказал ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но всё же, думается мне,
лежать вам лучше на спине,
пока живот не заживёт. Вот».
Н. Воронель, Р. Муха.
- Песенку какого звука мы слышим в этом стихотворении?
Дети: Жжжж
Воспитатель: Как вы думаете, чья это песенка? Правильно, посмотрите на экран.
5. Упражнение в правильном произношении звука ж
ЖЖЖЖ - это песенка жука.
Она поется так же, как песня листьев (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик языка не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».
Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж».
Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню, дрожит, вибрирует) а теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку листьев. Поет горло? Нет.
6. Появление героя Жука.
Воспитатель: Посмотрите, мы так хорошо пели, что на нашем цветке приземлился жук. Он услышал вас и прилетел.
Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.)
Давайте научим его петь. Как жужжит жук?
Дети. Ж-ж-ж.
Воспитатель: Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).
7. Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа.
Воспитатель. Эта картина напомнила мне рассказ В Бирюкова «Поющий букет», я вам его прочитаю.
Дети: Да
Читаю отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:
Летел жук по своим делам, жужжал «Ж-ж-жуть, как пить хочется». О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.)
Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжажжжду
утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)
Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.
И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)
Дети, как вы понимаете значения слов жажда и жуть как пить хочется?
Воспитатель: Посмотрите, жук совсем заскучал, сидит на цветке и не поет свою песенку. Как вы думаете, почему ему так скучно?
Дети: Потому что он один.
Воспитатель: Ну конечно, ведь сейчас зима, а что делают жуки в это время года?
Дети: Спят!
Воспитатель: Вот и наш жук пока спал, забыл, как нужно петь песенку и заскучал!
Мы можем ему помочь! Что бы жуку не было так скучно одному, Сами превратимся в жуков, больших и маленьких. «Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.
(Дети повторяют с начала хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)
А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.
(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)
8. Физминутка «Жуки большие и маленькие»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими? (Дети выбирают жуков.)
Воспитатель: Вставайте со своих мест и пройдите к нашей полянке.
Физминутка на ковре «Жуки большие и маленькие»
Воспитатель: По моей команде «Большие жуки», летают большие жуки, и громко жужжат.
А по команде «маленькие жуки», летают маленькие жуки и тихо жужжат.
(Игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель: Вам понравилось играть с жуками?
Дети: Да
Воспитатель: Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)
(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (на полянку).
9. Дыхательная гимнастика.
Проводится дыхательная гимнастика
Воспитатель: Посадите своего жука на ладошку, сделайте вдох через нос и выдох через рот, вот как красиво жуки полетели, пусть отдохнут на травке, а вы возвращайтесь на свои места.
10. Чистоговорки
Но это необычная полянка, здесь малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.
Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа.
Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу
(хоровые и индивидуальные проговаривания чисто говорок)
11. Игра «Доскажи словечко» с показом слайдов картинок-отгадок .
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».
Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать. Итак, начали:
1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот). (слайд 2)
2) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф). (слайд 3)
4) Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало… (жарко). (слайд 4)
5) А рядом бегемотики
Схватились за … (животики). (слайд5)
Воспитатель: Скажете, в каких словах живет песенка жука.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
12. Самомассаж.
Воспитатель: возьмите массажные мячики, поиграем с ними
Самомассаж
Жук, вот правая ладошка,
Жук, вот левая ладошка
По дороге жук ползет,
Деткам он еду несет:
Две травинки, крошку,
Корень, листик, мошку.
13. Рефлексия.
Воспитатель: Кто к нам сегодня прилетал?
Дети: Жук.
Воспитатель: Чем мы помогли?
Дети: Научили жучка петь (жужжать, нашли ему друзей.)
Воспитатель: Как поют большие жуки? Как поют маленькие жуки?
Воспитатель: Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
Обучающая задача:
- Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.
- Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
- Учить строить развёрнутые высказывания.
Развивающая задача:
-Развивать диалогическую форму речи.
- Расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательная задача:
- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.
Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных.
Методы: игровой, иллюстративный, словесный.
Оборудование: иллюстрации к сказке: «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса на возу выкидывает рыбку», «Лиса учит волка ловить рыбу»; сказка в обработке М. Булатова, маски волка и лисы.
Ход занятия:
В. Ребята! Сегодня мы пойдем в гости к сказке.
Мы заходим с вами в лес (маршируем на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (удивились, развели руками)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса (показывают, как бы выглядывают)
Мы лису обхитрим, На носочках убежим! (покажем, как ходит лисичка – изобразим ее)
Вот мы и пришли. Посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить? (о русских народных сказках)
Кто сочинил эти сказки? (народ, простые люди)
Конечно, есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.
Съел он семерых козлят,
Съесть хотел трёх поросят…
Стал герой «Ну, погоди!»
Но к нему не подходи.
Он в охоте знает толк:
Так как это…(Серый Волк)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)
В. Молодцы! Скажите, а знаете ли вы сказки, героями которых были Лиса и Волк?
В. Молодцы, дети! А еще я знаю р.н. сказку, которая называется «Лисичка-сестричка и волк». Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы с этой сказкой познакомиться? (прочитать)
Сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку (садятся на стулья)
Лисичка-сестричка и волк - русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно (чтение сказки).
Беседа по сказке:
Понравилась ли вам сказка? Кто запомнил, как она называется?
Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)
Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)
Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
Почему лиса обманула волка?
Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по - доброму, тем более, лиса и волк были приятелями)
А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно)
В какое время года бывают морозы? (зимой)
В. Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.
В. Едет лиса на волке. - Дети: один за другого держится и приговаривает.
Лиса: Битый небитого везёт.
Волк: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый - битого везёт!
Волк: Да правильно.
В. Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что? (Смеётся – посмеивается).
Повторение с другими участниками.
В. Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
Что мы сегодня делали? Что понравилось? На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели. Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606766-1426171913.jpg)
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-184337-1362845985.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-1275866-1603117559.jpg)
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-717686-1613242697.jpg)
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-1207954-1579260636.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-1273296-1617206520.jpg)
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...