Занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Умурзакова Алма Бахитовна

Звуковая культура речи звук "Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи20.92 КБ
Файл razvitie_rechi.docx714.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи. 28.01.2025 Умурзакова А.Б.

\Тема: Звуковая культуры речи: звук ж

Возрастная группа: средняя (4-5 лет).

Цель: упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Задачи:

  • установить эмоциональный контакт;
  • развивать умение к звукоподражанию с опорой на картинку и без иллюстрации;
  • совершенствовать общую моторику через физминутку;
  • упражнять детей в правильном произношении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах);
  • развивать интерес к игровой деятельности;
  • передавать игровые действия в соответствие с текстом и характером исполнения музыки.

Программное содержание.

упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах);

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: организованная образовательная деятельность. 

Методы и приемы: 

Словесные: выразительное рассказывание воспитателем; вопросы  прямые  простые и сложные; повторение;  объяснение, пояснение, называние.

Игровые: сюрприз, игровая ситуация, внесение и обыгрывание игрушек.

Практические: совместные действия воспитателя и ребенка, упражнения.

Наглядные: использование  игрушек, средств ИКТ, иллюстраций.

Поддерживающие детскую инициативу: поощрение.

План занятия (20 мин):

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (1 мин.)
  2. Мотивация. (1 мин.)
  3. Артикуляционная гимнастика. (2 мин.)
  4. Знакомство с новой песенкой звука [Ж]. (2 мин.)
  5. Упражнение в правильном произношении звука ж (1,5 мин.)
  6. Появление героя Жука. (1 мин.)
  7. Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа. (2,5 мин.)
  8. Физминутка «Жуки большие и маленькие» (1,5 мин.)
  9. Дыхательная гимнастика (1, мин.)
  10.  Чистоговорки (1,5 мин.)
  11.  Игра «Доскажи словечко» с показом слайдов картинок-отгадок. (2 мин.)
  12.  Самомассаж с массажными мячиками. (1,5 мин.)
  13.  Рефлексия. (1 мин.)

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение? Давайте все улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

2. Мотивация.

Воспитатель: Сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво. Ребята, как вы думаете, зачем нужно говорить красиво, правильно?

Дети: говорить красиво, правильно нужно, чтобы тебя понимали другие люди.

Воспитатель: Правильно, конечно. А что нам помогает говорить?

Дети: Язык.

Воспитатель: А где живёт язычок? (во рту).

3. Артикуляционная гимнастика.

Давайте поиграем с язычком.

(Проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика.

  1. На губу язык клади

Пя-пя-пя произноси.

  1. Мышцы расслабляются,

Лопатка получается.

  1. Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)

- Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.

4. Знакомство с новой песенкой звука [Ж].

А чтобы узнать песенку какого звука, мы будем петь, внимательно послушайте стихотворение, слова с этим звуком, я буду выделять голосом.

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса:

ужа ужалила оса.

Ужалила его в живот.

Ужу ужасно больно. Вот!

А доктор ёж сказал ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но всё же, думается мне,

лежать вам лучше на спине,

пока живот не заживёт. Вот».

Н. Воронель, Р. Муха.

- Песенку какого звука мы слышим в этом стихотворении?

Дети: Жжжж

Воспитатель: Как вы думаете, чья это песенка? Правильно, посмотрите на экран.

5. Упражнение в правильном произношении звука ж

ЖЖЖЖ - это песенка жука.

Она поется так же, как песня листьев (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик языка не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж».

Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню, дрожит, вибрирует) а теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку листьев. Поет горло? Нет.

6. Появление героя Жука.

Воспитатель: Посмотрите, мы так хорошо пели, что на нашем цветке приземлился жук. Он услышал вас и прилетел.

Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.)

Давайте научим его петь. Как жужжит жук?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель: Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).

7. Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа.

Воспитатель. Эта картина напомнила мне рассказ В Бирюкова «Поющий букет», я вам его прочитаю.

Дети: Да

Читаю отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал «Ж-ж-жуть, как пить хочется». О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.)

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжажжжду

утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

Дети, как вы понимаете значения слов жажда и жуть как пить хочется?

Воспитатель: Посмотрите, жук совсем заскучал, сидит на цветке и не поет свою песенку. Как вы думаете, почему ему так скучно?

Дети: Потому что он один.

Воспитатель: Ну конечно, ведь сейчас зима, а что делают жуки в это время года?

Дети: Спят!

Воспитатель: Вот и наш жук пока спал, забыл, как нужно петь песенку и заскучал!

Мы можем ему помочь! Что бы жуку не было так скучно одному, Сами превратимся в жуков, больших и маленьких. «Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.

(Дети повторяют с начала хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)

А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.

(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)

8. Физминутка «Жуки большие и маленькие»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими? (Дети выбирают жуков.)

Воспитатель: Вставайте со своих мест и пройдите к нашей полянке.

Физминутка на ковре «Жуки большие и маленькие»

Воспитатель: По моей команде «Большие жуки», летают большие жуки, и громко жужжат.

А по команде «маленькие жуки», летают маленькие жуки и тихо жужжат.

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель: Вам понравилось играть с жуками?

Дети: Да

Воспитатель: Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)

(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (на полянку).

9. Дыхательная гимнастика.

Проводится дыхательная гимнастика

Воспитатель: Посадите своего жука на ладошку, сделайте вдох через нос и выдох через рот, вот как красиво жуки полетели, пусть отдохнут на травке, а вы возвращайтесь на свои места.

10. Чистоговорки

Но это необычная полянка, здесь малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

(хоровые и индивидуальные проговаривания чисто говорок)

11. Игра «Доскажи словечко» с показом слайдов картинок-отгадок .

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать. Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот). (слайд 2)

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф). (слайд 3)

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко). (слайд 4)

5) А рядом бегемотики

Схватились за … (животики). (слайд5)

Воспитатель: Скажете, в каких словах живет песенка жука.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

12. Самомассаж.

Воспитатель: возьмите массажные мячики, поиграем с ними

Самомассаж

Жук, вот правая ладошка,

Жук, вот левая ладошка

По дороге жук ползет,

Деткам он еду несет:

Две травинки, крошку,

Корень, листик, мошку.

13. Рефлексия.

Воспитатель: Кто к нам сегодня прилетал?

Дети: Жук.

Воспитатель: Чем мы помогли?

Дети: Научили жучка петь (жужжать, нашли ему друзей.)

Воспитатель: Как поют большие жуки? Как поют маленькие жуки?

Воспитатель: Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Обучающая задача:

- Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы полным ответом по тексту.

- Учить детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

- Учить строить развёрнутые высказывания.

Развивающая задача:

-Развивать диалогическую форму речи.

- Расширять и активизировать словарный запас.

Воспитательная задача:

- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных.

Методы: игровой, иллюстративный, словесный.

Оборудование: иллюстрации к сказке: «Лиса ест рыбу»«Лиса едет на волке»«Лиса на возу выкидывает рыбку»«Лиса учит волка ловить рыбу»; сказка в обработке М. Булатова, маски волка и лисы.

Ход занятия:

В. Ребята! Сегодня мы пойдем в гости к сказке.

Мы заходим с вами в лес (маршируем на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (удивились, развели руками)

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса (показывают, как бы выглядывают)

Мы лису обхитрим, На носочках убежим! (покажем, как ходит лисичка – изобразим ее)

Вот мы и пришли. Посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить? (о русских народных сказках)

Кто сочинил эти сказки? (народ, простые люди)

Конечно, есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.

Съел он семерых козлят,

Съесть хотел трёх поросят…
Стал герой «Ну, погоди!»
Но к нему не подходи.
Он в охоте знает толк:
Так как это…(
Серый Волк)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)


В. Молодцы! Скажите, а знаете ли вы сказки, героями которых были Лиса и Волк?

В. Молодцы, дети! А еще я знаю р.н. сказку, которая называется «Лисичка-сестричка и волк».  Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы с этой сказкой познакомиться? (прочитать)

Сейчас устраивайтесь поудобнее. Я прочитаю вам эту сказку (садятся на стулья)

Лисичка-сестричка и волк - русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно (чтение сказки).

Беседа по сказке:

Понравилась ли вам сказка? Кто запомнил, как она называется?

Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)

Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)

Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

Почему лиса обманула волка?

Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по - доброму, тем более, лиса и волк были приятелями)

А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно)

В какое время года бывают морозы? (зимой)

В. Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.

В. Едет лиса на волке. - Дети: один за другого держится и приговаривает.

Лиса: Битый небитого везёт.

Волк: Что ты мне лисонька говоришь?

Лиса: Битый - битого везёт!

Волк: Да правильно.

В. Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что? (Смеётся – посмеивается).

Повторение с другими участниками.

В. Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

Что мы сегодня делали? Что понравилось? На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели. Вы молодцы!

https://sun9-26.userapi.com/impg/-P5NDdI3TGWYSCijrYKABe0HSGo6w8qgUv4LdQ/c0RP8GQPUw4.jpg?size=501x482&quality=96&sign=a7c27acaf81e58d8103b945f97a441f5&type=album

https://sun9-1.userapi.com/impg/uezEeYRwXdd1Xpd7JGm9C-NTeXYKxEbjpwUv1w/vZsar4AZr9o.jpg?size=502x427&quality=96&sign=bc404e4df52d1a6ddc5a92045298f75a&type=album

https://sun9-42.userapi.com/impg/THci3jruk4_cigPtEpDSdTndynPByMKZrgEl-Q/Agj-V9wd3Q8.jpg?size=502x372&quality=96&sign=f40c8d77f8af68b7de56bd4b0f4569e1&type=album

https://sun9-79.userapi.com/impg/xodaUtfvXynDZfzL_qJkoMFy4EIT-Bn632kCRw/gArTmW8trvA.jpg?size=500x362&quality=96&sign=6ade91212d2d5554dd015b52485301d2&type=album

https://sun9-48.userapi.com/impg/5kDSA3ZNDLUWpYcmDDvPvIXGsM5M0Kgl_3QuCQ/EM1WphXGAKw.jpg?size=502x433&quality=96&sign=a0819fe689249cc323a3df55aef4d58b&type=album

https://sun9-61.userapi.com/impg/w5w0g4qtdA-MnSjiQyJsqbi-xIh907KsOfCcig/yfEXBQQG2Xs.jpg?size=501x442&quality=96&sign=c192ada98d1e1f853d0cb141b7b46a91&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...