Проект по речевому развитию
проект по развитию речи (средняя группа)

Актуальность проекта:

   Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она развивает речь, обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, для развития речи и пополнения словарного запаса. В процессе театрализации сказок, реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития  речевых, познавательных способностей ребенка.

Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств развития речи.Поэтому задача взрослых уделить немного больше времени в развитии и воспитании детей к сказкам. 

Тип проекта: познавательный, речевой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный, с 20 января по 24 января

Цель: развивать речь детей, обогощать словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи, используя сказки, как средства эмоционального, познавательно-речевого развития детей среднего возраста.

Задачи:                                                                                                                             

Образовательные: способствовать развитию речи, читая и обсуждая литературные произведения, продолжать знакомить со сказками

Формировать умение выразительно рассказывать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Закреплять умения использовать средства выразительности (интонацию, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный) при передаче содержания сказки.

Развивающие:                                                                                                               

Развивать у детей связную речь, диалоговую речь, расширить словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи.

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

 

Воспитательные:                                                                                                          

Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы.

 Раскрывать ценности традиции семейного чтении  детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Методы в работе:

Наглядные методы: рассматривание книг сказок в книжном уголке, альбома сюжетные картинки на тему «Сказки», представление театральной деятельности, показ настольного театра по русской народной сказке «Теремок».

Словесные методы: загадывание загадок, беседы.

 Игровые методы: дидактические игры, театрализация-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»

 Практические методы: нетрадиционное рисование «Гуси-лебеди» 

 

Совместная деятельность с детьми: 

 1 этап-подготовительный этап

-изучение литературы по теме.

-подбор иллюстраций, стихов, дидактических игр

-консультация для родителей.

-подбор наглядно – дидактического пособия, демонстрационный материал

2 этап-основной

 - выставка книг
- рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.
 - чтение художественной литературы по данной теме.
 -беседы с детьми о сказках.                 
 - театральная деятельность «Пальчиковый театр» по сказке «Теремок»                                       
-инсценировка и драматизация сказки «Волк и семеро козлят»    

 - д/игра разрезные картинки « В гостях у сказки»

-настольно- печатные игры: «Сказочное лото».                                                           

-подвижная игра «У медведя во бору»

-нетрадиционное рисование «Гуси –лебеди»

- консультации для родителей «Влияние мелкой моторики на речь ребенка»                         

- папка передвижка для родителей «Какие сказки читать на ночь детям» 

                                                           

  Итоговое мероприятие: изготовление «Лэпбука»

   Ожидаемые результаты:

  1. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний. 
  2. Развитие у детей диалоговой речи, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  3. Усовершенствовать звукопроизношение, выразительность и связность речи детей.
  4. Развитие интереса у детей к чтению сказок.
  5. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

 

  •  

Этапы

проекта

 

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

 

Организационный

Изучение литературы по теме.

Подбор иллюстраций, стихов, дидактических игр

Консультация для родителей.

Подбор наглядно – дидактического пособия, демонстрационный материал.

 

 

 

 

 

Основной

1.Физическое развитие

Подвижные игры «У медведя во бору»

 

2.Речевое развитие

Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка». «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Курочка ряба».

Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам. Д/игры

4.Художественно- эстетическое развитие

Нетрадиционное  рисование «Гуси-лебеди» 

 

5.Социально – коммуникативное развитие

Инсценировка и драматизация сказки «Волк и семеро козлят»               

 

Расширение знаний детей о русских народных сказках.Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания   детей о русских народных сказках через загадки.

Закрепить знания детей по содержанию сказки.

 

 

 

Научить рисовать лебедей с помощью ладошек. Учить создавать композицию рисунка.

 

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев.

Заключительный

 

Анализ результатов проделанной работы, изготовление «Лэпбука», подведение итогов реализации проекта. Презентация проекта для педагогов МАДОУ ЦРР д/сад №32

 

 

Итог работы

У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Усовершенствовалось звукопроизношение, выразительность и связность речи детей.

Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.

Повысился интерес к книжному уголку, к книгам по разделу «Сказки»

Дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которе им предлагали; детям понравилось слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходили друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.

Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление  представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Речевые чудеса. Фразеологизмы».

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста проводят огромную работу над формированием и совершенствованием лексико-грамматических категорий у своих воспитанников.В течение всего времени обучен...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»

Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»

Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта:  сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...