Выступление на МО воспитателей
материал по развитию речи

Чебакова Альфия Сериковна

Выступление на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_ot_23.11.2023.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на методическом объединении № 1

 воспитателей Промышленного района

г. Оренбурга от 23.11.2023г.

Тема: «Нейрогимнастика, как одна из здоровьесберегающих технологий»

                                   Подготовила: А.С. Чебакова,                    

                              воспитатель МДОАУ № 22

Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка
Пол Дениссон  (Слайд 1)

Постоянно растущее число детей с нарушениями в психическом и физическом развитии ставит перед педагогами и специалистами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления психического и физического здоровья детей. На сегодняшний день, наблюдая и диагностируя дошкольников, всё больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, т.е. наблюдается вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, элементарно такие дети неловко прыгают на одной ноге, не могут поймать и бросить хорошо мяч, плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.

Ведь бегая и прыгая, а также играя по правилам, у нас развивалась координация движений, ориентировка в пространстве, общая моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой, переключаемость движений.

Таким образом, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. 

Исходя из темы выступления, я поставила цели и задачи (Слайд 2)

Цель: создание условий для профилактики и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, игр  в процессе нейрогимнастики. 

Задачи:

  • стимулировать развитие мыслительной деятельности; 
  • развивать внимание, память, слуховое сосредоточение; развивать способность к быстрому воспроизведению информации; 
  •  снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность; 
  •  улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей; 
  •  снять стресс и мышечное напряжение. 

(Слайд 3) Нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью. Нейрогимнастика в педагогике относиться к кинезиологическим упражнениям.
Кинезеология (от греч. «кинезис» – движение, «логос» - знание)

Благодаря нейрогимнастике: 

  • оптимизируются интеллектуальные процессы
  • повышается работоспособность
  • улучшается мыслительная деятельность
  • синхронизируется работа полушарий головного мозга
  • снижается утомляемость
  • восстанавливается речевая функция
  • повышается иммунная система
  • улучшается память, внимание, мышление
  • улучшается координация движений и психофизические функции

(Слайд 4) Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:

  • Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.
  • Лучше сделать меньше, но качественнее.
  • Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
  • Не стоит ограничиваться стандартными рамками.
  • Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме.
  • Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.

Регулярное использование нейрогимнастики в режимных моментах в течении  всего дня оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитию интеллекта, улучшению физического, психического, эмоционального здоровья детей.

Существует множество нейроигр, я хочу поделиться опытом применения их  в режимных моментах нашей подготовительной группы.

1. Утренняя зарядка 

Зарядка по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека.

К обычной утренней зарядке добавляем 3-4 упражнения с нейробикой. Простые, но эффективные, направленные на развитие межполушарных связей.

Упражнения, растягивающие мышцы тела (Нормализует  неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение)

  1. Упражнение «Плечо - пояс»
  2. Упражнение  «Сова». Упражнения помогают расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение

3. Разминочное упражнение  «Шаг на развитие координации».

  Данное упражнение направлено на улучшение функций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений и ориентирования в пространстве.

4. Разминочное упражнение «Перекрестные шаги»

5. Перекрестное упражнение «Достань локтем до колена»

2. Совместная деятельность. Нужно также добавлять нейроигры. Играет в паре,  учиться подстраиваться и координирует свои движения в зависимости от движения партнера. Все это развивает концентрацию и произвольность внимания

Упражнения с мячиками.

Выполняется в паре. У каждого по одному мячику (массажный, либо резиновый, маленький).

Способы действий с мячиками:

– перекладывать из руки в руку друг другу;

- 2 тебе, 2 мне – он передает крест-накрест другому,

- 2 мяча у одного – он передает – по прямой

3. Нейроигры на прогулке «Нейроскакалка»

Перед тем как одеться на прогулку у каждого ребенка на шкафчике есть свой нейротренажер. Провели по нейродожке двумя руками одновременно и уже после одеваемся и выходим на прогулку.

Любимая игра на прогулке - это нейроскакалка. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

4. Во время образовательной деятельности можно применять всеми знакомое упражнение «Кулак – ребро – ладонь», под ритмичную музыку. Идеально если ребенок попадает в такт музыке и верно выполняет упражнение.

Также на занятиях можно использовать  физминутки «Капитан»,   «Веселые обезьянки»

Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом деле выполнять его не так  просто. С первого раза может и не получиться. При этом здесь как раз очень важна скорость. И чем быстрее вы будете его выполнять, тем лучше. Отличное упражнение для детей, испытывающих проблемы с чтением и письмом.

Пальчиковая нейрогимнастика «Привет пока»,  «Кольцо», «Осень».

Упражнения на развитие мелкой моторики: развивают мышление, концентрируют внимание, развивают память, речь.

Также используем межполушарные доски. Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки.

5. Игровая деятельность.  «Игра в кругу с мешочками»

Сначало выполняем все движения медленно. И лишь кода детям понятны этапы игры можно ускорить темп  и добавить музыку. Выполняем упражнения одновременно. Не нужно ставить одновременно слишком много задач, объем внимания у детей ограничен. Выбираем 2 -3 упражнения и заменяем их новыми, или меняем местами.

Используем всеми любимую игру «Нейроковрик» моторика и интеллект. Тренирует внимание, координацию, пространственную ориентировку и гибкость мышления.

7. Физическая культура. 

На занятиях по физической культуре использую полосу препятствий с использование различных упражнений. 

1задание -  Двигательные упражнения. «Зоопарк».

Дети ходят, изображая

-косолапого мишку (на внешней стороны стопы),

-птенчика (на мысочках),

- уточку (на пяточках), двигаясь вперед и пятясь назад,

- неуклюжего пингвина (на внутренней стороны стопы), двигаясь только

вперед.

-При этом глаза смотрят в точку (можно повесить маленькую фигуру на стене перед ребенком).

 2 задание «Ходьба по массажным коврикам» с выполнением действий Нейроклассики.

На полу зала располагаются крупные разноцветные геометрические фигуры. Детям предлагается пройти от одной из них к другой в заранее обговоренной последовательности.

Отличная, удивительная, веселая и динамичная игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает настроение. Играть в эту игру можно выполняя различные задания. Начертите обычные, классические классики на асфальте или на полу, или разложите массажные коврики, совместно с заданиями. Это могут быть специальные картинки с заданиями.

3 задание «Балансировочная доска», по-настоящему уникальный инструмент коррекционно-

развивающего процесса, так как мозжечок, на который идет воздействие, связан со всеми структурами нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

Таким образом, регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Оценив, какое положительное воздействие оказывает нейрогимнастика на развитие ребёнка, планирую и в дальнейшем применять в своей педагогической деятельности, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.

Успехов Вам и Вашим детям!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции воспитателей на тему "Формирование экологической культуры дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию дошкольников...

Сценарий выступления на конкурсе «Воспитатель года 2013» от детского сада «Золотая рыбка».

Предлагаю свой сценарий выступления для конкурса "Воспитатель года" - визитка...

Художественное воспитание в семье ( выступление на МО воспитателей детского сада)

Выступление предназначено как для воспитателей, так и для родителей. Раскрывалась тема художественного воспитания в семье с ранних лет жизни на простых и доступных материалах....

Выступление на ГМО воспитателей младших групп (г. Волжск РМЭ) по теме "Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".

выступление на городском методическом объединении воспитателейс просмотром видеоролика постановки сказки "Колобок на новый лад..."...

Выступление на конкурсе "Воспитатель года"

«Я воспитатель, а это значит…»       Воспитатель – профессия важная,      Даже отважная можно сказать.      Вы мне повер...