Консультация для родителей
консультация по развитию речи
Пальчиковые игры для детей — отличный способ развлечь ребёнка в любой обстановке, обогатить его словарный запас и подготовить детскую руку к письму и творчеству. Для таких упражнений не нужны дидактические материалы и реквизит, а заниматься достаточно по 5–10 минут в день. Мы уверены, что наша подборка пальчиковых игр станет незаменимым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи у детей. Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками. Такие игры выполняют сразу несколько важных функций:
- способствуют формированию чёткой и ритмичной речи, обогащают словарный запас ребёнка;
- благотворно влияют на развитие головного мозга ребёнка;
- стимулируют запуск речи;
- готовят детскую ручку к письму и творческой деятельности;
- тренируют память и улучшают концентрацию внимания;
- развивают воображение малыша и его творческие способности;
- укрепляют эмоциональную связь между мамой и малышом.
Чтобы пальчиковые игры для детей приносили максимальную пользу, следует придерживаться нескольких правил:
- В упражнениях должны сочетаться движения на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук, а также изолированные движения всех пальцев.
- С малышами до трёх лет гимнастику выполняют ежедневно по 3–5 минут, с дошколятами — до 10 минут каждый день.
- Не нужно постоянно разучивать новые упражнения: многократное повторение позволит запомнить текст стишка и очерёдность всех движений. Достаточно выбрать несколько игр из нашей картотеки и практиковать их ежедневно.
- Если малышу уже исполнилось полгода, можно использовать для массажа ручек и ножек различные предметы: тактильные мячики, многогранные карандаши, грецкие орехи или мягкие зубные щётки.
- Пальчиковые игры для дома или детского сада подбираются с учётом возраста детей:
- детям до года-полутора, которые ещё не могут повторить движения за взрослыми, проводится массаж пальчиков и кистей;
- в два-три года малыши выполняют простые упражнения для кистей рук — сначала одной рукой, затем двумя;
- в возрасте четырёх-пяти лет дети могут выполнять динамические упражнения на сгибание и разгибание пальцев и координацию движений, при этом сами проговаривают тексты потешек;
- старшим дошкольникам подходят статические игры, которые требуют большой концентрации и точности движений.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Детям старшего дошкольного возраста пальчиковая гимнастика не только помогает улучшить координацию движений, но и снять эмоциональное напряжение, ведь подготовка к школе отнимает много сил и может стать настоящим стрессом для ребёнка.
Пальчиковая гимнастика «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, (Четыре хлопка руками).
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки. (Изображают «крылышки»)
Греются на солнышке.
Головой вертят, (Повороты головой).
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! (Вращательные движения кистями рук.)
За метелью, за метелью!
Пальчиковая гимнастика « Снежинки»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла. (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить
в форме шара.)
Вдруг из тучи над землёй (Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.)
Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).)
Ветер дунул, загудел –(Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд)).
Рой снежинок вверх взлетел (Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,
вращать ими (снежинки летят).)
Ветер с ними кружится, (Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
Может быть подружится.)
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пошли гулять («Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальцами).
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то
другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. ( Движения воображаемой ложкой;
руки под щёку.)
Осьминожки
Две весёлых осьминожки
По морской брели дорожке,
(Кисти и пальцы изображают осьминожек; перебирая пальцами обеих рук, изображаем их движение по столу или коленям)
Повстречались, удивились,
(Приблизившись друг к другу, «осьминожки» замирают, приседают (сгибаем пальцы) и снова вытягиваются на пальчиках)
Улыбнулись, подружились.
(Соединяем подушечки указательных пальцев — «осьминожки» здороваются)
И теперь они вдвоём
Изучают водоём.
(Продолжаем перебирать пальчиками, перемещая руки по столу, но теперь уже со сцепленными большими пальцами).
Домик
На поляне дом стоит,
(Изображаем крышу домика, соединив кончики пальцев обеих рук)
Ну а к дому путь закрыт.
(Разворачиваем ладони к себе, ставим ребром на стол и поднимаем большой палец вверх)
Мы ворота открываем,
(Разворачиваем ладони параллельно друг другу)
В гости в домик приглашаем.
(Ладони смотрят вверх, сгибаем и разгибаем пальчики).
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой)
- Я здороваюсь везде- дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). (Дети показывают «крылышки»).
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце.)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок».)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! ( Жест вправо).
Здравствуй, День! ( Жест влево.)
Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны.)
Десять котят
У кошечки нашей есть десять котят.
Сейчас все котята по парам стоят:
(Ладони и пальцы обеих рук соединены, покачиваем ими из стороны в сторону, не размыкая)
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два сильных,
Два маленьких самых и самых красивых.
(По очереди разъединяем и соединяем большие пальцы, указательные, средние, безымянные и мизинцы обеих рук).
Домик гномика
Под грибком — шалашик-домик,
В нём живёт весёлый гномик.
(Складываем ладони домиком)
Мы тихонько постучим,
(Кулачком одной руки стучим по ладони другой)
В колокольчик позвоним.
(Опускаем кулачки вниз, выплямляем указательные пальцы и слегка качаем кулачками, изображая колокольчик)
Двери нам откроет гномик,
(Соединяем ладони и открываем их, как книгу)
Станет звать в шалашик-домик.
(Сгибаем и разгибаем пальчики)
В домике дощатый пол,
(Кладём руки на стол или колени ладонями вверх)
А на нём — дубовый стол,
(Одна рука сжата в кулак, прямая ладонь второй руки опускается на него)
Рядом стул с высокой спинкой,
(Одна ладонь расположена вертикально, к ней приставляем вторую руку, сложенную в кулак)
На столе — тарелка с вилкой
(Одной рукой изображаем тарелку, а второй — вилку, пальцы растопырены, большой палец прижат к ладони)
И блины горой стоят —
Угощенье для ребят.
(Гладим живот).
Двое толстых поросят
Двое толстых поросят за воротами стоят.
(Ставим ладони ребром на стол и разворачиваем к себе)
Поросята эти ждут, что им кушать принесут.
Двое толстых поросят снизу в щёлочку глядят,
(Просовываем большие пальцы между безымянным и мизинцем)
Бегают туда-сюда: где же вкусная еда?
(Сгибаем и разгибаем большие пальцы)
Двое толстых поросят в дверь копытцами стучат.
(Стучим большими пальцами по ладоням)
Вдруг открылась эта дверь: можно выбежать теперь!
(Разворачиваем ладони параллельно друг другу, не отрывая от стола)
Двое толстых поросят громко радостно визжат:
Вот корыто, да-да-да, а в нём — вкусная еда!
(Складываем ладони чашечкой и шевелим большими пальцами).
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, четыре, пять - (Хлопки.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному на
И большую поварёшку. каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, (Снова загибают пальчики.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
Так мы маме помогал. (Ритмичные удары кулачками и в
ладоши попеременно).
Пальчиковая гимнастика «Поросята»
(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
Пальчиковые игры для детей — отличный способ развлечь ребёнка в любой обстановке, обогатить его словарный запас и подготовить детскую руку к письму и творчеству. Для таких упражнений не нужны дидактические материалы и реквизит, а заниматься достаточно по 5–10 минут в день. Мы уверены, что наша подборка пальчиковых игр станет незаменимым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-169956-1357649616.jpg)
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315349-1381736992.jpg)
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362451-1386386929.jpg)
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926379-1495369578.jpg)
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1306973-1611165945.jpg)
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1430565-1666713838.jpg)
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...