"Не плачь, девочка-Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие по развитию речи в подготовительной группе с применением различных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД «Не плачь, девочка-Осень!»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция с образовательными областями:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Развитие монологической и диалогической речи детей.
Задачи:
- Расширять кругозор дошкольников;
- Развивать познавательную активность;
- Закреплять знания детей об изменениях в природе;
- Вызвать интерес к осенней природе;
- Учить умению детей выразительно читать наизусть стихи русских поэтов, передавая интонационно спокойную грусть осенней природы;
- Продолжать развивать поэтический слух детей;
- Учить слышать и выделять в тексте выразительные средства;
- Воспитывать любовь к родной природе и вызвать положительные эмоции;
- Способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми.
Предварительная работа:
- Беседа об окружающем мире (тема: «Осень»);
- Заучивание пословиц, поговорок об осени;
- Заучивание наизусть стихов русских поэтов Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, Т.А.Шорыгиной, Е.Благининой, Ю.Капустиной, А.А.Фета;
- Отгадывание загадок по теме «Осень».
Словарная работа: слякоть, дивная, унылая, очей очарованье, багряная, пурпурная.
Материал и оборудование:
Проэктор с экраном; Картины, изображающие осеннюю природу; Картины с изображением диких животных (медведь, ёж, барсук, заяц); перелётных птиц (лебеди); насекомых (гусеницы, бабачки, жучки); деревьев (клён, рябина, берёза); Диск с записями П.И.Чайковского «Времена года. Осень»; Презентация, классическая музыка к презентации.
Содержание ООД «Не плачь, девочка-Осень!»
Дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе Утро!»
Вед: Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. Про это время говорят: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья»… Что это за время года?
Дети: Это время года Осень.
(Вдруг слышится всхлипывание… появляется плачущая девочка-Осень).
Ребёнок: (подходит к ней, слегка дотрагивается и спрашивает: «Что ты плачешь?»
«Не плачь, девочка-Осень!
Твой красив убор! Янтарём горит узор,
Сарафан с цветной каймой,
Полушалок с бахромой разукрашен листьями и рябины кистями,
А из алых ягод бусы, как кораллы!»
Вед: Ребята, давайте спросим у Осени, почему она плачет?
Девочка-Осень: Мне холодно, зима наступает, меня гонит, говорит: «Уходи,ка-ты, прошла твоя пора!»
Вед: У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…
Ребёнок (читает стихотворение Ф.И.Тютчева)
«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле…»
Вед: Вот как красиво и проникновенно написал о тебе, девочка-Осень, великий русский поэт Фёдор Тютчев.
- Ребята, какой период осени описан в стихотворении? Как вы думаете?
Дети: В стихотворении описана ранняя осень, потому что «первоначальная», только что наступившая после лета.
- О чем печалилась Осень?
Дети: Осень печалилась о том, что её дивная пора короткая, проходит…
Вед: Какими словами можно сказать об Осени? Осень какая?
Д/И «Осенние слова»
(дети по очереди произносят слова-определения к слову «Осень»)
- красивая, великолепная, задумчивая, грустная, радужная, разноцветная, печальная, очей очарованье…
Девочка-Осень: Спасибо, ребята, за тёплые слова. Отгадайте мою загадку:
Жёлтые листья, туч чёрных стена.
Птицы молчат, потому что… (весна?)
Дети: Это время года Осень.
Девочка-Осень: Нет, не отгадали, это Весна…
Вед: Ребята, докажите свою правоту.
Дети: Это время года Осень, потому что листья жёлтеют только осенью, тучи на небе чёрные, птицы молчат, они улетели…
Вед: Лес оделся в шубы лисьи - это пожелтели…( листья )
Физкультминутка «Прогулка в осенний лес»
Мы пришли в осенний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища и головы)
Справа берёзка в золотой шубке стоит (поворот вправо)
Слева ёлка на нас глядит (поворот влево)
Листья в небе кружатся (дети кружатся)
На землю тихо ложатся (приседают)
(садятся на стулья)
Вед: « Зачем деревья сбрасывают листья?» (рассказы детей)
- Девочка-Осень к нам торопилась, хотела что-то рассказать, но от ветра все слова рассыпались. Поможем Осени составить предложения?
Д/И «Составьте предложения» (деформированная фраза)
- Дует, осень, ветер, холодный.
- Желтеют, на, листья, деревья.
- Улетают, юг, на, птицы.
- Сухая, стоять, осень.
Д/И «Дайте полный ответ»
- Какие осенью бывают листья на деревьях?
(Осенью листья на деревьях бывают жёлтые, красные, оранжевые, багряные, пурпурные…)
- Что значит багряные, пурпурные листья?
(Это листья ярко-красного цвета)
Вед: Девочка-Осень принесла для вас осеннюю картину. Рассмотрите её внимательно и ответьте полным ответом, всё ли правильно изобразил художник?
«Что перепутал художник?»
Вед: А Саша прочитает стихотворение Ю.Капустиной «В золотой карете…»
«В золотой карете, что с конём игривым
Проскакала Осень по лугам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначила.
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
В небе сонный месяц чуду удивляется,
Всё кругом искрится, всё переливается».
- Какой период Осени в этом стихотворении описан поэтессой?
Дети: Это период золотой осени, его ещё называют периодом листопада.
Вед: Какие изменения происходят с птицами?
Дети: Птицы улетают в тёплые края, потому что для них нет корма. Насекомые, которыми птицы питаются, попрятались: кто зарылся в землю, кто спрятался в оконные рамы, а кто-то залез под кору дерева.
Птицы улетают в обратном порядке: те птицы, которые прилетали к нам первыми весной, они улетают последними; а те птицы, которые прилетали последними весной, улетают первыми.
Ребёнок (читает стихотворение Е.Благининой «Стрижи»)
- Улетели сегодня стрижи…
- А куда улетели, скажи?
- А туда улетели они,
Где совсем не бывает зимы.
Но милее им всё-таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине.
Вед: Что делают животные? (рассказы детей)
- Чем люди заняты осенью?
Дети: Люди ходят в лес за грибами; на полях и огородах убирают урожай овощей и фруктов.
Вед: Девочка-Осень настоящая художница: разукрасила не только листочки, но и камушки.
Релакс: «Если бы я был капелькой дождя…»
(садятся на стулья)
Вед: Мы сейчас с вами будем рассказывать сказку, заменяя рисунки словами, т.е. будем «оживлять» рисунки. Оказывается, рисунки могут «говорить». Давайте попробуем…
Сказка с подсказками «Тучка»
Вед: Каждый период Осени красив по-своему. Вот как великий русский поэт А.С.Пушкин сказал о поздней осени:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы».
Д/И «Я начну, ты продолжи»
- Я люблю Осень, потому что….
- Осень – скучное время года, так как…
Вед: У меня в руках волшебная шкатулка. Туда мы положим пословицы и поговорки об Осени:
- Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил;
- Батюшка сентябрь не любит баловать;
- В октябре до обеда - осень, после обеда – зима;
- Если паутина стелется по растению – к теплу;
- От осени к лету поворота нету;
- Лето со снопами, осень с пирогами;
- Осень – семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт;
- Осень студит воду;
- Весной дождь растит, а осенью гноит;
- Ноябрь – сумерки года.
Вед: Пришло время нам прощаться с тобой, девочка-Осень. И мы говорим тебе:
«До будущего лета»…
Рефлексия:
- Как мы помогли девочке-Осени?
- Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/24/picture-714566-1448383671.jpg)
Стенгазета «Девочка Осень» (коллективный труд с детьми старшего дошкольного возраста)
Хотелось бы поделиться с Вами, уважаемые коллеги, своим опытом осеннего оформления группы.Мы с ребятами, в качестве некого итога многочисленных бесед об осени, как времени года, решили изобразить ее в...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/23/picture-47770-1682253906.jpg)
Мастер-класс по изготовлению осенних подвесок «Девочки Осенинки»
Красивые и полезные подвески можно выполнить с помощью взрослого во время творческой мастерской для родителей или воспитателем с детьми во вторую половину дня как часть проектной деятельности. ...
Конспект НОД по аппликации с детьми старшей группы. Тема: "Мальчикам и девочкам осень сказку подарила"
Конспект НОД по аппликации в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-291678-1640630200.jpg)
коллективная работа "Девочка-Осень"
Вспоминаем с детьми, какими красивыми разноцветными осенними листочками мы любовались на прогулке. Предлагаю детям в работе по предметной аппликации «Девочка- Осень&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1426231-1666205933.jpg)
Мастер-класс с родителями (дистанционно) «Украшаем Девочку Осень»
Познакомить детей с новой техникой пластилинографией, обогатить представления детей о важной взаимосвязи «Мама-ребенок». Включить родителей в совместную творческую деятельность с ребенком....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/27/picture-1400624-1706354431.jpg)
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в средней группе коллективная работа «Девочка - Осень»
КОНСПЕКТобразовательной деятельности в средней группе коллективная работа «Девочка - Осень»...