"Не плачь, девочка-Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи в подготовительной группе с применением различных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_plach_devochka-osen.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

ООД «Не плачь, девочка-Осень!»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция с образовательными областями:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:  Развитие монологической и диалогической речи детей.

Задачи:

-  Расширять кругозор дошкольников;

-  Развивать познавательную активность;

-  Закреплять знания детей об изменениях в природе;

-  Вызвать интерес к осенней природе;

-  Учить умению детей выразительно читать наизусть стихи русских поэтов,    передавая интонационно спокойную грусть осенней природы;

-  Продолжать развивать поэтический слух детей;

-  Учить слышать и выделять в тексте выразительные средства;

-  Воспитывать любовь к родной природе и вызвать положительные эмоции;

-  Способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми.

Предварительная работа:

-  Беседа об окружающем мире (тема: «Осень»);

-  Заучивание пословиц, поговорок об осени;

-  Заучивание наизусть стихов русских поэтов Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, Т.А.Шорыгиной, Е.Благининой, Ю.Капустиной, А.А.Фета;

-  Отгадывание загадок по теме «Осень».

Словарная работа: слякоть, дивная, унылая, очей очарованье, багряная, пурпурная.

Материал и оборудование:

Проэктор с экраном; Картины, изображающие осеннюю природу; Картины с изображением диких животных (медведь, ёж, барсук, заяц); перелётных птиц (лебеди); насекомых (гусеницы, бабачки, жучки); деревьев (клён, рябина, берёза); Диск с записями П.И.Чайковского «Времена года. Осень»; Презентация, классическая музыка к презентации.

Содержание ООД «Не плачь, девочка-Осень!»

Дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе Утро!»

Вед: Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. Про это время говорят: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья»… Что это за время года?

Дети:  Это время года Осень.

(Вдруг слышится всхлипывание… появляется плачущая девочка-Осень).

Ребёнок: (подходит к ней, слегка дотрагивается и спрашивает: «Что ты плачешь?»

«Не плачь, девочка-Осень!

Твой красив убор! Янтарём горит узор,

Сарафан с цветной каймой,

Полушалок с бахромой разукрашен листьями и рябины кистями,

А из алых ягод бусы, как кораллы!»

Вед:  Ребята, давайте спросим у Осени, почему она плачет?

Девочка-Осень:  Мне холодно, зима наступает, меня гонит, говорит: «Уходи,ка-ты, прошла твоя пора!»

Вед:  У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…

Ребёнок (читает стихотворение Ф.И.Тютчева)

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле…»

Вед:  Вот как красиво и проникновенно написал о тебе, девочка-Осень, великий русский поэт Фёдор Тютчев.

-  Ребята, какой период осени описан в стихотворении? Как вы думаете?

Дети:  В стихотворении описана ранняя осень, потому что «первоначальная», только что наступившая после лета.

-  О чем печалилась  Осень?

Дети:  Осень печалилась о том, что её дивная пора короткая, проходит…

Вед:  Какими словами можно сказать об Осени? Осень какая?

Д/И «Осенние слова»

(дети по очереди произносят слова-определения к слову «Осень»)

- красивая, великолепная, задумчивая, грустная, радужная, разноцветная, печальная, очей очарованье…

Девочка-Осень:  Спасибо, ребята, за тёплые слова. Отгадайте мою загадку:

Жёлтые листья, туч чёрных стена.

       Птицы молчат, потому что…    (весна?)

Дети:  Это время года Осень.

Девочка-Осень:  Нет, не отгадали, это Весна…

Вед:  Ребята, докажите свою правоту.

Дети:  Это время года Осень, потому что листья жёлтеют только осенью, тучи на небе чёрные, птицы  молчат, они улетели…

Вед:  Лес оделся в шубы лисьи - это пожелтели…( листья )

Физкультминутка «Прогулка в осенний лес»

Мы пришли в осенний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища и головы)

Справа берёзка в золотой шубке стоит (поворот вправо)

Слева ёлка на нас глядит (поворот влево)

Листья в небе кружатся (дети кружатся)

На землю тихо ложатся (приседают)

(садятся на стулья)

Вед:  « Зачем деревья сбрасывают листья?»   (рассказы детей)

- Девочка-Осень к нам торопилась, хотела что-то рассказать, но от ветра все слова рассыпались. Поможем Осени составить предложения?

Д/И «Составьте предложения»  (деформированная фраза)

-  Дует, осень, ветер, холодный.

-  Желтеют, на, листья, деревья.

-  Улетают, юг, на, птицы.

-  Сухая, стоять, осень.

Д/И «Дайте полный ответ»

-  Какие осенью бывают листья на деревьях?

(Осенью листья на деревьях бывают жёлтые, красные, оранжевые, багряные, пурпурные…)

-  Что значит багряные, пурпурные листья?

(Это листья ярко-красного цвета)

Вед:  Девочка-Осень принесла для вас осеннюю картину. Рассмотрите её внимательно и ответьте полным ответом, всё ли правильно изобразил художник?

«Что перепутал художник?»

Вед:  А Саша прочитает стихотворение Ю.Капустиной «В золотой карете…»

«В золотой карете, что с конём игривым

Проскакала Осень по лугам и нивам.

Добрая волшебница всё переиначила.

Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.

В небе сонный месяц чуду удивляется,

Всё кругом искрится, всё переливается».

-  Какой период Осени в этом стихотворении описан поэтессой?

Дети:  Это период золотой осени, его ещё называют периодом листопада.

Вед:  Какие изменения происходят с птицами?

Дети:  Птицы улетают в тёплые края, потому что для них нет корма. Насекомые, которыми птицы питаются, попрятались: кто зарылся в землю, кто спрятался в оконные рамы, а кто-то залез под кору дерева.

           Птицы улетают в обратном порядке: те птицы, которые прилетали к нам первыми весной, они улетают последними; а те птицы, которые прилетали последними весной, улетают первыми.

Ребёнок (читает стихотворение Е.Благининой «Стрижи»)

-  Улетели сегодня стрижи…

-  А куда улетели, скажи?

-  А туда улетели они,

 Где совсем не бывает зимы.

Но милее им всё-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

Вед:  Что делают животные?  (рассказы детей)

-  Чем люди заняты осенью?

Дети:  Люди ходят в лес за грибами; на полях и огородах убирают урожай овощей и фруктов.

Вед:  Девочка-Осень настоящая художница: разукрасила не только листочки, но и камушки.

Релакс:  «Если бы я был капелькой дождя…»

(садятся на стулья)

Вед:  Мы сейчас с вами будем рассказывать сказку, заменяя рисунки словами, т.е. будем «оживлять» рисунки. Оказывается, рисунки могут «говорить». Давайте попробуем…

Сказка с подсказками «Тучка»

Вед:  Каждый период Осени красив по-своему. Вот как великий русский поэт А.С.Пушкин сказал о поздней осени:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы».

Д/И «Я начну, ты продолжи»

-  Я люблю Осень, потому что….

-  Осень – скучное время года, так как…

Вед:  У меня в руках волшебная шкатулка. Туда мы положим пословицы и поговорки об Осени:

-  Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил;

-  Батюшка сентябрь не любит баловать;

-  В октябре до обеда - осень, после обеда – зима;

-  Если паутина стелется по растению – к теплу;

-  От осени к лету поворота нету;

-  Лето со снопами, осень с пирогами;

-  Осень – семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт;

-  Осень студит воду;

-  Весной дождь растит, а осенью гноит;

-  Ноябрь – сумерки года.

Вед:  Пришло время нам прощаться с тобой, девочка-Осень. И мы говорим тебе:

«До будущего лета»…

Рефлексия:

-  Как мы помогли девочке-Осени?

- Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стенгазета «Девочка Осень» (коллективный труд с детьми старшего дошкольного возраста)

Хотелось бы поделиться с Вами, уважаемые коллеги, своим опытом осеннего оформления группы.Мы с ребятами, в качестве некого итога многочисленных бесед об осени, как времени года, решили изобразить ее в...

Мастер-класс по изготовлению осенних подвесок «Девочки Осенинки»

Красивые и полезные подвески можно выполнить с помощью взрослого во время творческой мастерской для родителей или   воспитателем с детьми во вторую половину дня как часть проектной деятельности. ...

коллективная работа "Девочка-Осень"

Вспоминаем с детьми, какими красивыми разноцветными осенними листочками мы любовались на прогулке. Предлагаю детям в работе по предметной аппликации «Девочка- Осень&raqu...

Мастер-класс с родителями (дистанционно) «Украшаем Девочку Осень»

Познакомить детей с новой техникой пластилинографией, обогатить представления детей о важной взаимосвязи «Мама-ребенок». Включить родителей в совместную творческую деятельность с ребенком....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в средней группе коллективная работа «Девочка - Осень»

КОНСПЕКТобразовательной деятельности в средней группе коллективная работа «Девочка - Осень»...