Технология "Скрайбинг"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
«Эффективные приемы формирования основ
читательской грамотности в условиях детского сада»
воспитатель
Парфенова Яна Александровна,
МБДОУ « Детский сад « Карамелька»
В современном обществе, где происходит множество перемен, возникла проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий и избытка информации, различать и усваивать ее становится непросто.
Сейчас дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, стaновится не интересным, ненужным. Это постепенно ведет к исчезновению устоявшейся литературной традиции, на которой опирались предыдущие поколения. В результате наблюдается низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. А ведь именно дошкольный возраст, является самым подходящим для знакомства с чтением, именно в эти годы формируются первоначальные знания о мире, в это время появляется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Ведь мы, взрослые, являемся проводниками детей в мир литературы. От нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, не имеющим значения событием в его жизни.
Так что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Компонентами читательской грамотности являются способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, а также умение применять эти знания в жизни.
Работая с детьми, я часто замечала, как им трудно пересказывать тексты, заучивать стихи, составлять рассказы. Известно, что дети быстрее учатся и воспринимают именно в игровой форме, поэтому моя задача была найти и использовать подходящую и интересную методику по формированию основ читательской грамотности у детей.
Все мы в детстве любили рисовать, а рисовать мы научились раньше, чем писать. Мы с большим удовольствием изображали разные картинки, таким образом, мы пытались донести информацию до других людей. В моей голове все время крутились два слова «рисование» и «информация»… Как же это здорово передавать информацию через рисунки…..
Именно эта информация стала двигателем для освоения такой технологии как «Скрайбинг», и я с удовольствием поделюсь своим опытом работы в данной технологии.
«Скрайбинг» - это визуализация сложного содержания, простым и доступным способом, зарисовкой образов прямо вовремя передачи информации.
Существуют несколько видов « скрайбинга»:
- «Скрайбинг – аппликация». На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
- «Скрайбинг магнитный» он похож на аппликационный, но единственное различие в том, что готовые изображения ребенок крепит магнитами на магнитную доску.
- «Рисованный Скрайбинг» это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков.
Особенность «Скрайбинга» в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
Мы часто учим стихи с детьми и многим детям было очень сложно запомнить. Но именно благодаря технологии «Скрайбинг» дети стали быстрее запоминать, благодаря своим зарисовкам они стали лучше пересказывать.
Например: Я зачитываю детям стихотворение и прошу их нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, но и получает удовольствие от самого процесса.
Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
«Скрайбинг» помогaет сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным и творческим.
Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - обрaзность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.
Схемы - рисунки помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память, а самое главное это вызывает у ребенка интерес.
Эта технология не только улучшает запоминание текста, но и делает процесс обучения более интересным и творческим. Он позволяет детям быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать и пересказывать сказки, а также развивает связь между рисунками и речью. С помощью "скрайбинга" дети могут успешно излагать свои мысли, рассказывать и обосновывать свои выводы и заключения.
Таким образом, использование технологии "Скрайбинг" в работе с детьми дошкольного возраста способствует формированию основ читательской грамотности, улучшает понимание и запоминание прочитанного текста, а также развивает творческие и коммуникативные навыки детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.98 КБ |
![]() | 19.67 КБ |
![]() | 15.82 КБ |
![]() | 464.12 КБ |
![]() | 557.58 КБ |
![]() | 707.79 КБ |
![]() | 1.83 МБ |
![]() | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные приемы формирования основ
читательской грамотности в условиях детского сада»
воспитатель
Парфенова Яна Александровна,
МБДОУ « Детский сад « Карамелька»
В современном обществе, где происходит множество перемен, возникла проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий и избытка информации, различать и усваивать ее становится непросто.
Сейчас дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, стaновится не интересным, ненужным. Это постепенно ведет к исчезновению устоявшейся литературной традиции, на которой опирались предыдущие поколения. В результате наблюдается низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. А ведь именно дошкольный возраст, является самым подходящим для знакомства с чтением, именно в эти годы формируются первоначальные знания о мире, в это время появляется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Ведь мы, взрослые, являемся проводниками детей в мир литературы. От нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, не имеющим значения событием в его жизни.
Так что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Компонентами читательской грамотности являются способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, а также умение применять эти знания в жизни.
Работая с детьми, я часто замечала, как им трудно пересказывать тексты, заучивать стихи, составлять рассказы. Известно, что дети быстрее учатся и воспринимают именно в игровой форме, поэтому моя задача была найти и использовать подходящую и интересную методику по формированию основ читательской грамотности у детей.
Все мы в детстве любили рисовать, а рисовать мы научились раньше, чем писать. Мы с большим удовольствием изображали разные картинки, таким образом, мы пытались донести информацию до других людей. В моей голове все время крутились два слова «рисование» и «информация»… Как же это здорово передавать информацию через рисунки…..
Именно эта информация стала двигателем для освоения такой технологии как «Скрайбинг», и я с удовольствием поделюсь своим опытом работы в данной технологии.
«Скрайбинг» - это визуализация сложного содержания, простым и доступным способом, зарисовкой образов прямо вовремя передачи информации.
Существуют несколько видов « скрайбинга»:
- «Скрайбинг – аппликация». На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
- «Скрайбинг магнитный» он похож на аппликационный, но единственное различие в том, что готовые изображения ребенок крепит магнитами на магнитную доску.
- «Рисованный Скрайбинг» это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков.
Особенность «Скрайбинга» в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
Мы часто учим стихи с детьми и многим детям было очень сложно запомнить. Но именно благодаря технологии «Скрайбинг» дети стали быстрее запоминать, благодаря своим зарисовкам они стали лучше пересказывать.
Например: Я зачитываю детям стихотворение и прошу их нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, но и получает удовольствие от самого процесса.
Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
«Скрайбинг» помогaет сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным и творческим.
Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - обрaзность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.
Схемы - рисунки помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память, а самое главное это вызывает у ребенка интерес.
Эта технология не только улучшает запоминание текста, но и делает процесс обучения более интересным и творческим. Он позволяет детям быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать и пересказывать сказки, а также развивает связь между рисунками и речью. С помощью "скрайбинга" дети могут успешно излагать свои мысли, рассказывать и обосновывать свои выводы и заключения.
Таким образом, использование технологии "Скрайбинг" в работе с детьми дошкольного возраста способствует формированию основ читательской грамотности, улучшает понимание и запоминание прочитанного текста, а также развивает творческие и коммуникативные навыки детей.
Список литературы:
- Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
- Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.
- Петровский П.В., Любецкий Н.С., Кутузова М.А..Скрайбинг. Объяснить просто, – М. ООО «Издательство Э», 2016. 207с.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом
развитии дошкольников»
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье и повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с технологией «скрайбинг».
- Способствовать получению практических навыков по ее применению в домашних условиях.
- Вовлекать каждого родителя в творческий поиск.
Форма проведения: он-лайн консультация
Участники: дети старшей группы № 2, воспитатели.
Атрибуты и материал: презентация, буклеты.
1 часть. Вступление.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о скрайбинге. Обсудим, что же это такое и научимся создавать скрайбинг сами. (слайд 1)
Подготовили для вас презентацию: Алхасова Рафинат Алибашировна и Уварова Ольга Ивановна.
Свое выступление мы бы хотели начать со слов Константина Дмитриевича Ушинского:
Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету. (слайд 2)
Речевое развитие по ФГОС ДО- это одна из важнейших образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям.
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.
Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Мы представляем вашему вниманию инновационную технологию – скрайбинг.
Итак, скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — новейшая техника презентации, в которой речь оратора иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги), которая была изобретена британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.
Сейчас скрайбинг — инновационная технология, с помощью которой можно привлечь внимание слушателей, обеспечить их дополнительной информацией и выделить главные моменты доклада. (слайд 3)
В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Оказывается, таким образом можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.
Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. (слайд 4)
Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, ребенок её не только лучше понимает, но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.
Достаточно вспомнить, как каждый из нас учился в школе. Были уроки, которые тянулись бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. И конечно, учительница, заставая ученика за рисованием, говорила: «Ай-яй-яй», — или писала замечание в дневнике. И мир текста всё больше и больше поглощал наше визуальное начало, присущее всем людям.
Наша визуальная составляющая все же пыталась иногда пробиться, но в голове у нас начала складываться картина, что делать наброски на серьёзных уроках нельзя. Что мы взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.
Разновидности скрайбинга (слайд 5).
Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:
1.Скрайбинг рисованный.
Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом.
2.Скрайбинг - аппликация.
На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
3. Скрайбинг магнитный.
Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
4.Скрайбинг компьютерный.
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
Инструменты для скрайбинга: (слайд 6)
Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.
Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
- мольберт для рисования маркером, листы бумаги формата А4;
- маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски;
- набор картинок-аппликаций;
- набор готовых картинок, магниты.
Представьте, вы учите с ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.
Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н.Нищевой.
Как у нашей елочки
Из колючек челочка,
Иголочки- реснички,
Зеленые косички,
А на спиле у ствола
Слезы-капельки- смола.
Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст.
Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Это как раз и есть рисованный скрайбинг.
Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.
Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.
Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
Основные заблуждения (слайд 7)
«Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам нужно.
«Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на телефон.
«Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
«Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, увидев, как взрослый человек сидит и набрасывает скетчи. Заведите скетчбук и набрасывайте туда скрайбы только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете показать окружающим.
Использовать скрайбы можно для учебы, работы, самопрезентации и даже просто для развлечения! Научиться достаточно легко, не нужно «уметь» рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми.
Итог.
В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.
Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в старшей группе с использованием скрайбинг-аппликации «Сказка на новый лад»
Цель: формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.
Задачи:
• сформировать у детей навыки составления сказочного текста на основе знакомого;
• расширять активный словарь детей;
• развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение;
• воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию, умение выслушивать взрослого и друг друга.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие! Мы будем учиться сочинять сказку на новый лад.
Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка и переделывается на новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, какой-нибудь волшебный предмет. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно и тогда получается немного другая сказка.
Воспитатель: Сегодня мы будем переделывать на новый лад всем известную сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку:
С бабушкой и дедушкой
Курочка жила.
Из какой же сказки
Курочка пришла?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это «Курочка Ряба». Чтобы получилась новая интересная сказка, нам нужно запомнить правило: в сказке изменить можно и начало, и основную часть, и конец.
- Давайте вспомним, какое начало в сказке «Курочка Ряба»? (ответы детей)
- А что происходит в основной части? (ответы детей)
- Верно, молодцы. И чем же заканчивается сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, но ведь мы сегодня хотели сочинить сказку на новый лад. Значит нам нужно что-то изменить в этой сказке.
Но сначала давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать / высоко поднимают колени.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки / Повторяют движения.
Ко –ко -ко, ко –ко -ко, / «Грозят» пальчиком.
Не ходите далеко,
Лапками гребите, / Присесть и «грести лапками».
Зернышки ищите!
Съели толстого жука, / Показываем, какого жука съели.
Дождевого червяка, / Показываем длинного червяка – Руки в стороны
Выпили водицы / Наклоняемся, руки отводим назад.
Целое корытце.
Воспитатель: Вот теперь мы можем приступить к сочинению нашей новой сказки.
Я предлагаю не просто рассказывать сказку, но еще и показывать с помощью картинок, которые на липучках крепятся к специальной основе (скрайбинг-аппликация).
Итак, давайте представим, что мышка не разбила яичко, и подумаем, что же могло произойти дальше.
Воспитатель даёт образец составления сказки, сопровождая её выставлением картинок в соответствии с повествованием:
Сказка «Курочка Ряба»
«Жили-были дед и баба, была у них курочка Ряба. Несла курочка каждый день по пять яиц, и дед с бабой ели на завтрак яичницу. Однажды Ряба сделала подарок хозяевам и снесла яичко не простое, а золотое. Дед с бабой бить яичко не стали, а положили его в корзинку. Утром дед взял корзинку и пошел на базар, чтобы продать яичко. Встал дед за прилавок, открыл корзинку, и вокруг разлилось сияние. Люди подходили, любовались яичком. Мимо в карете проезжал сам царь, увидел сияние и подошел к деду. Был царь очень удивлен таким чудом и купил яичко золотое в подарок царице. А дед вернулся домой с мешком золотых монет, построил новый дом. Стали дед с бабой и курочка Ряба жить поживать, добра наживать».
Воспитатель: Мне очень понравилась наша новая сказка! А вам? Что именно понравилось? (ответы детей)
Итог занятия
- Чем мы занимались сегодня? (Ответы детей)
- Что такое «сказка на новый лад»? (Ответы детей).
- Что можно сделать для того, чтобы сказка изменилась? (Ответы детей)
Молодцы, ребята. Спасибо за работу.
Примечание: Технику скрайбинг-аппликации можно использовать и при чтении художественных произведений для наглядной демонстрации.
Предварительный просмотр:
Картотека шаблонов « Скрайбинг»
Предварительный просмотр:
Как можно применить технологию скрайбинг дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день, и пусть он составит вам рассказ. Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Рисуя, дети воспроизводят, проговаривая то, что они изображают. Глядя на рисунок, дети могут вспомнить услышанный текст и воспроизвести его.
Например, пересказ сказки «Три медведя»
«Опиши животное».
Закрепить знания о животных; учить составлять описательный рассказ по скрайбингу, обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.
«Когда это бывает»
Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание.
«Времена года»
Произведения могут быть любые, доступные по содержанию ребенку, это могут быть сказки, рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки.
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя технологию скрайбинг вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.
Предварительный просмотр:
Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста
Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбина, у них развивается критическое и образное мышление. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.
Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Скрайбинг "компьютерный"
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Компьютерный - он намного проще. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
Скрайбинг делится на фасилитацию и видеоскрайбинг. Скрайбинг – фасилитация (от английского facilitate – «помогать, облегчать, способствовать») – это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени.
Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе при работе с детьми, в том числе дошкольного возраста. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Поэтому применять скрайбинг - технологию начала с хорошо знакомой деятельности театрализованной, а именно с разыгрывания сказок. Во время проведения технологии, детям можно вначале предложить знакомые с детства сказки. Чтобы легче было рассказывать выбранную сказку, используем технологию скрайбинга, чтобы наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести сюжет выбранной сказки. Применяя скрайбинг, педагог может привлечь внимание детей, обеспечив их дополнительной информацией, и выделить главные моменты при разборе той или иной темы.
При изучении лексико-грамматической темы «Зимующие птицы» можно вспомнить с детьми, чем можно зимой подкормить птиц и выполнять зарисовки по ходу высказываний детей. Затем, развивая фантазию детей, предложить включить в ситуацию героев – птиц, чтобы получилась новая увлекательная история.
Скрайбинг можно использовать и при описании животных. Да, конечно, можно взять готовый алгоритм описания, но использовать скрайбинг намного интереснее и увлекательнее. В составлении описания педагог идет от детей, слегка направляя их. Дети начинают сами предлагать картинку-пиктограмму для зарисовки ключевого понятия. Дети перечисляют все, что можно рассказать о животных, зарисовывают эти тезисы и затем, опираясь на зарисовки, составляют развернутый красочный рассказ. Описание детьми животных, с использованием технологии скрайбинга, проходит гораздо быстрее, чем при использовании готовых алгоритмов описания.
Во время скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. То есть практически любое творческое задание может быть представлено в виде скрайбинга, начиная с загадки и заканчивая докладом. Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.
Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
Представьте, вы учите с ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.
Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н. Нищевой.
Перед нами елочка,
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал.
В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга поддерживает память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое « Скрайбинг»? Скрайбинг от английского « scribe » – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.
Почему скрайбинг ?
Виды скрайбинга Аппликационный скрайбинг
Магнитный скрайбинг
Рисованный скрайбинг
Скрайбинг « фланелеграфный »
Скрайбинг помог a ет сделать процесс запоминания стихотворений более простым, интересным и творческим. Схемы - рисунки помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память, а самое главное это вызывает у ребенка интерес.
Выводы Расширяется словарный запас, знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Развивается речь дошкольников. Развиваются основные психические процессы (память, внимание, воображение, образное мышление).
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования....

Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования....
Использовании технологии скрайбинг в решении задач духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста.
Использовании технологии скрайбинг в решении задач духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста....

Статья "Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста"
Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал....

Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста
Скрайбинг-это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. Это техника презентации ,в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске ( или ли...

Видео консультация «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
https://www.instagram.com/tv/CXfzT3ro_Fg/?utm_medium=copy_linkТема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом...