Технология "Скрайбинг"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Парфенова Яна Александровна

 «Эффективные приемы формирования основ

читательской грамотности в условиях детского сада»

 

 

воспитатель

Парфенова Яна Александровна,

МБДОУ « Детский  сад « Карамелька»

 

В современном обществе, где происходит множество перемен, возникла проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий и избытка информации, различать и усваивать ее становится непросто.

Сейчас дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, стaновится не интересным, ненужным. Это постепенно ведет к исчезновению устоявшейся литературной традиции, на которой опирались предыдущие поколения. В результате наблюдается низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. А ведь именно дошкольный возраст, является самым подходящим для знакомства с чтением, именно в эти годы формируются первоначальные знания о мире, в это время появляется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Ведь мы, взрослые, являемся проводниками детей в мир литературы. От нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, не имеющим значения событием в его жизни.

Так что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Компонентами читательской грамотности являются способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, а также умение применять эти знания в жизни.

Работая с детьми, я часто замечала, как им трудно пересказывать тексты, заучивать стихи, составлять рассказы. Известно, что дети быстрее учатся и воспринимают именно в игровой форме, поэтому моя задача была найти и использовать подходящую и интересную методику по формированию основ читательской грамотности у детей.

Все мы в детстве любили рисовать, а рисовать мы научились раньше, чем писать. Мы с большим удовольствием изображали разные картинки, таким образом, мы пытались донести информацию до других людей. В моей голове все время крутились два слова «рисование» и «информация»… Как же это здорово передавать информацию через рисунки…..

Именно эта информация стала двигателем для освоения такой технологии как «Скрайбинг», и я с удовольствием поделюсь своим опытом работы в данной технологии.

«Скрайбинг» - это визуализация сложного содержания, простым и доступным способом, зарисовкой  образов прямо вовремя передачи информации.

Существуют несколько видов « скрайбинга»:

- «Скрайбинг – аппликация». На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

- «Скрайбинг магнитный»  он похож на аппликационный, но единственное различие в том, что  готовые изображения ребенок крепит магнитами на магнитную доску.

- «Рисованный Скрайбинг» это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. 

Особенность «Скрайбинга» в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Мы часто учим стихи с детьми и многим детям было очень сложно запомнить. Но именно благодаря технологии «Скрайбинг» дети стали быстрее запоминать, благодаря своим зарисовкам они стали лучше пересказывать.

Например: Я зачитываю детям стихотворение и прошу их нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, но и получает удовольствие от самого процесса.

Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

«Скрайбинг» помогaет сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным и творческим.

Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - обрaзность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.

Схемы - рисунки помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память, а самое главное это вызывает у ребенка интерес.

Эта технология  не только улучшает запоминание текста, но и делает процесс обучения более интересным и творческим. Он позволяет детям быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать и пересказывать сказки,  а также развивает связь между рисунками и речью. С помощью "скрайбинга" дети могут успешно излагать свои мысли, рассказывать и обосновывать свои выводы и заключения.

Таким образом, использование технологии "Скрайбинг" в работе с детьми дошкольного возраста способствует формированию основ читательской грамотности, улучшает понимание и запоминание прочитанного текста, а также развивает творческие и коммуникативные навыки детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Эффективные приемы формирования основ

читательской грамотности в условиях детского сада»

воспитатель

Парфенова Яна Александровна,

МБДОУ « Детский  сад « Карамелька»

В современном обществе, где происходит множество перемен, возникла проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий и избытка информации, различать и усваивать ее становится непросто.

Сейчас дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, стaновится не интересным, ненужным. Это постепенно ведет к исчезновению устоявшейся литературной традиции, на которой опирались предыдущие поколения. В результате наблюдается низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. А ведь именно дошкольный возраст, является самым подходящим для знакомства с чтением, именно в эти годы формируются первоначальные знания о мире, в это время появляется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Ведь мы, взрослые, являемся проводниками детей в мир литературы. От нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, не имеющим значения событием в его жизни.

Так что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и участия в социальной жизни. Компонентами читательской грамотности являются способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, а также умение применять эти знания в жизни.

Работая с детьми, я часто замечала, как им трудно пересказывать тексты, заучивать стихи, составлять рассказы. Известно, что дети быстрее учатся и воспринимают именно в игровой форме, поэтому моя задача была найти и использовать подходящую и интересную методику по формированию основ читательской грамотности у детей.

Все мы в детстве любили рисовать, а рисовать мы научились раньше, чем писать. Мы с большим удовольствием изображали разные картинки, таким образом, мы пытались донести информацию до других людей. В моей голове все время крутились два слова «рисование» и «информация»… Как же это здорово передавать информацию через рисунки…..

Именно эта информация стала двигателем для освоения такой технологии как «Скрайбинг», и я с удовольствием поделюсь своим опытом работы в данной технологии.

«Скрайбинг» - это визуализация сложного содержания, простым и доступным способом, зарисовкой  образов прямо вовремя передачи информации.

Существуют несколько видов « скрайбинга»:

- «Скрайбинг – аппликация». На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

- «Скрайбинг магнитный»  он похож на аппликационный, но единственное различие в том, что  готовые изображения ребенок крепит магнитами на магнитную доску.

- «Рисованный Скрайбинг» это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. 

Особенность «Скрайбинга» в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Мы часто учим стихи с детьми и многим детям было очень сложно запомнить. Но именно благодаря технологии «Скрайбинг» дети стали быстрее запоминать, благодаря своим зарисовкам они стали лучше пересказывать.

Например: Я зачитываю детям стихотворение и прошу их нарисовать рисунки, которые ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговариваю вслух текст. Ребёнок сам придумывает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро учит стихотворение без помощи взрослого, но и получает удовольствие от самого процесса.

Способ «рисования» стихотворений намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

«Скрайбинг» помогaет сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным и творческим.

Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - обрaзность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.

Схемы - рисунки помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память, а самое главное это вызывает у ребенка интерес.

Эта технология  не только улучшает запоминание текста, но и делает процесс обучения более интересным и творческим. Он позволяет детям быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать и пересказывать сказки,  а также развивает связь между рисунками и речью. С помощью "скрайбинга" дети могут успешно излагать свои мысли, рассказывать и обосновывать свои выводы и заключения.

Таким образом, использование технологии "Скрайбинг" в работе с детьми дошкольного возраста способствует формированию основ читательской грамотности, улучшает понимание и запоминание прочитанного текста, а также развивает творческие и коммуникативные навыки детей.

Список литературы:

  1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.
  3. Петровский П.В., Любецкий Н.С., Кутузова М.А..Скрайбинг. Объяснить просто, – М. ООО «Издательство Э», 2016. 207с.


Предварительный просмотр:

                         Консультация для родителей

Тема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом

            развитии дошкольников»

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье и повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- Познакомить родителей с технологией «скрайбинг».

- Способствовать получению практических навыков по ее применению в домашних условиях.

- Вовлекать каждого родителя в творческий поиск.

Форма проведения: он-лайн консультация

Участники: дети старшей группы № 2, воспитатели.

Атрибуты и материал: презентация, буклеты.

1 часть. Вступление.

 Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о скрайбинге. Обсудим, что же это такое и научимся создавать скрайбинг сами. (слайд 1)

Подготовили для вас презентацию: Алхасова Рафинат Алибашировна и Уварова Ольга Ивановна.

Свое выступление мы бы хотели начать со слов Константина Дмитриевича Ушинского:

Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету. (слайд 2)

Речевое развитие по ФГОС ДО- это одна из важнейших  образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям.

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.

Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Мы представляем вашему вниманию инновационную технологию – скрайбинг.

Итак, скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — новейшая техника презентации, в которой речь оратора иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги), которая была изобретена британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.  

Сейчас скрайбинг — инновационная технология, с помощью которой можно привлечь внимание слушателей, обеспечить их дополнительной информацией и выделить главные моменты доклада. (слайд 3)

В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Оказывается, таким образом можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации  содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. (слайд 4)

Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, ребенок её не только лучше понимает, но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.

Достаточно вспомнить, как каждый из нас учился в школе. Были уроки, которые тянулись бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. И конечно, учительница, заставая ученика за рисованием, говорила: «Ай-яй-яй», — или писала замечание в дневнике. И мир текста всё больше и больше поглощал наше визуальное начало, присущее всем людям.

Наша визуальная составляющая все же пыталась иногда пробиться, но в голове у нас начала складываться картина, что делать наброски на серьёзных уроках нельзя. Что мы взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.

Разновидности скрайбинга (слайд 5).

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

1.Скрайбинг рисованный.         

Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом.

2.Скрайбинг - аппликация.       

На лист бумаги или любой другой фон  выкладываются (наклеиваются)  готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

3. Скрайбинг магнитный.       

 Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

4.Скрайбинг компьютерный. 

 При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

Инструменты для скрайбинга: (слайд 6)

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

-  мольберт для рисования маркером, листы бумаги формата А4;

-  маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски;

-  набор картинок-аппликаций;

-  набор готовых картинок, магниты.

Представьте, вы учите с  ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.

Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н.Нищевой.

Как у нашей елочки

Из колючек челочка,

Иголочки- реснички,

Зеленые косички,

А на спиле у ствола

Слезы-капельки- смола.

  Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст.

Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Это как раз и есть рисованный скрайбинг.

Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.

Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

Основные заблуждения (слайд 7)

«Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам нужно.

«Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на телефон.

«Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.

«Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, увидев, как взрослый человек сидит и набрасывает скетчи. Заведите скетчбук и набрасывайте туда скрайбы только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете показать окружающим.

Использовать скрайбы можно для учебы, работы, самопрезентации и даже просто для развлечения! Научиться достаточно легко, не нужно «уметь» рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми.

Итог.

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется  не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов  как память, внимание, образное мышление.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!



Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе с использованием скрайбинг-аппликации «Сказка на новый лад»

Цель: формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.

Задачи:

• сформировать у детей навыки составления сказочного текста на основе знакомого;

• расширять активный словарь детей;

• развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение;

• воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию, умение выслушивать взрослого и друг друга.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие! Мы будем учиться сочинять сказку на новый лад.

Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка и переделывается на новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, какой-нибудь волшебный предмет. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно и тогда получается немного другая сказка.

Воспитатель: Сегодня мы будем переделывать на новый лад всем известную сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку:

С бабушкой и дедушкой

Курочка жила.

Из какой же сказки

Курочка пришла?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это «Курочка Ряба». Чтобы получилась новая интересная сказка, нам нужно запомнить правило: в сказке изменить можно и начало, и основную часть, и конец.

- Давайте вспомним, какое начало в сказке «Курочка Ряба»? (ответы детей)

- А что происходит в основной части? (ответы детей)

- Верно, молодцы. И чем же заканчивается сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, но ведь мы сегодня хотели сочинить сказку на новый лад. Значит нам нужно что-то изменить в этой сказке.

Но сначала давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать / высоко поднимают колени.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки / Повторяют движения.

Ко –ко -ко, ко –ко -ко, / «Грозят» пальчиком.

Не ходите далеко,

Лапками гребите, / Присесть и «грести лапками».

Зернышки ищите!

Съели толстого жука, / Показываем, какого жука съели.

Дождевого червяка, / Показываем длинного червяка – Руки в стороны

Выпили водицы / Наклоняемся, руки отводим назад.

Целое корытце.

Воспитатель: Вот теперь мы можем приступить к сочинению нашей новой сказки.

Я предлагаю не просто рассказывать сказку, но еще и показывать с помощью картинок, которые на липучках крепятся к специальной основе (скрайбинг-аппликация).

Итак, давайте представим, что мышка не разбила яичко, и подумаем, что же могло произойти дальше.

Воспитатель даёт образец составления сказки, сопровождая её выставлением картинок в соответствии с повествованием:

Сказка «Курочка Ряба»

«Жили-были дед и баба, была у них курочка Ряба. Несла курочка каждый день по пять яиц, и дед с бабой ели на завтрак яичницу. Однажды Ряба сделала подарок хозяевам и снесла яичко не простое, а золотое. Дед с бабой бить яичко не стали, а положили его в корзинку. Утром дед взял корзинку и пошел на базар, чтобы продать яичко. Встал дед за прилавок, открыл корзинку, и вокруг разлилось сияние. Люди подходили, любовались яичком. Мимо в карете проезжал сам царь, увидел сияние и подошел к деду. Был царь очень удивлен таким чудом и купил яичко золотое в подарок царице. А дед вернулся домой с мешком золотых монет, построил новый дом. Стали дед с бабой и курочка Ряба жить поживать, добра наживать».

Воспитатель: Мне очень понравилась наша новая сказка! А вам? Что именно понравилось? (ответы детей)

Итог занятия

- Чем мы занимались сегодня? (Ответы детей)

- Что такое «сказка на новый лад»? (Ответы детей).

- Что можно сделать для того, чтобы сказка изменилась? (Ответы детей)

Молодцы, ребята. Спасибо за работу.

Примечание: Технику скрайбинг-аппликации можно использовать и при чтении художественных произведений для наглядной демонстрации.



Предварительный просмотр:

                                                                                                      Картотека шаблонов « Скрайбинг»

C:\Users\PC\Desktop\419.jpg  C:\Users\PC\Desktop\300.jpg 

C:\Users\PC\Desktop\371.jpg C:\Users\PC\Desktop\201.jpg 

C:\Users\PC\Desktop\286.jpg C:\Users\PC\Desktop\251.png 

C:\Users\PC\Desktop\252.jpg C:\Users\PC\Desktop\02.jpg



Предварительный просмотр:

Как можно применить технологию скрайбинг дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день, и пусть он составит вам рассказ. Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.  Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Рисуя, дети воспроизводят, проговаривая то, что они изображают. Глядя на рисунок, дети могут вспомнить услышанный текст и воспроизвести его.  

 

  Например, пересказ сказки «Три медведя»

C:\Users\PC\Desktop\загруженное.png

«Опиши животное» 

Закрепить знания о животных; учить составлять описательный рассказ по скрайбингу, обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.

C:\Users\PC\Desktop\загруженное (1).png

«Когда это бывает»

Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание.

«Времена года»

 

C:\Users\PC\Desktop\загруженное (2).png

Произведения могут быть любые, доступные по содержанию ребенку, это могут быть  сказки, рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки.

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя технологию скрайбинг вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.



Предварительный просмотр:

Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста

Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбина, у них развивается критическое и образное мышление. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.

C:\Users\PC\Desktop\1697630839713.jpg C:\Users\PC\Desktop\1697630839665.jpg

Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Скрайбинг "компьютерный"

При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Компьютерный - он намного проще. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.

Скрайбинг делится на фасилитацию и видеоскрайбинг. Скрайбинг – фасилитация (от английского facilitate – «помогать, облегчать, способствовать») – это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени.

C:\Users\PC\Desktop\работа карамелька\карамелька\фото сказка мои\фото\IMG_20221004_162603.jpg

Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе при работе с детьми, в том числе дошкольного возраста. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Поэтому применять скрайбинг - технологию начала с хорошо знакомой деятельности театрализованной, а именно с разыгрывания сказок. Во время проведения технологии, детям можно вначале предложить знакомые с детства сказки. Чтобы легче было рассказывать выбранную сказку, используем технологию скрайбинга, чтобы наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести сюжет выбранной сказки. Применяя скрайбинг, педагог может привлечь внимание детей, обеспечив их дополнительной информацией, и выделить главные моменты при разборе той или иной темы.

При изучении лексико-грамматической темы «Зимующие птицы» можно вспомнить с детьми, чем можно зимой подкормить птиц и выполнять зарисовки по ходу высказываний детей. Затем, развивая фантазию детей, предложить включить в ситуацию героев – птиц, чтобы получилась новая увлекательная история.

Скрайбинг можно использовать и при описании животных. Да, конечно, можно взять готовый алгоритм описания, но использовать скрайбинг намного интереснее и увлекательнее. В составлении описания педагог идет от детей, слегка направляя их. Дети начинают сами предлагать картинку-пиктограмму для зарисовки ключевого понятия. Дети перечисляют все, что можно рассказать о животных, зарисовывают эти тезисы и затем, опираясь на зарисовки, составляют развернутый красочный рассказ. Описание детьми животных, с использованием технологии скрайбинга, проходит гораздо быстрее, чем при использовании готовых алгоритмов описания.

Во время скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. То есть практически любое творческое задание может быть представлено в виде скрайбинга, начиная с загадки и заканчивая докладом. Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

Представьте, вы учите с ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.

Возьмём, к примеру, следующий текст«Елочка» Н. Нищевой.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал.

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга поддерживает память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные приемы формирования основ читательской грамотности в условиях детского сада. Технология « Скрайбинг» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад «Карамелька» Подготовила : воспитатель Парфенова Яна Александровна

Слайд 2

Что такое « Скрайбинг»? Скрайбинг от английского « scribe » – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит параллельно с докладом говорящего.

Слайд 3

Почему скрайбинг ?

Слайд 4

Виды скрайбинга Аппликационный скрайбинг

Слайд 5

Магнитный скрайбинг

Слайд 6

Рисованный скрайбинг

Слайд 7

Скрайбинг « фланелеграфный »

Слайд 8

Скрайбинг помог a ет сделать процесс запоминания стихотворений более простым, интересным и творческим. Схемы - рисунки помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память, а самое главное это вызывает у ребенка интерес.

Слайд 9

Выводы Расширяется словарный запас, знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Развивается речь дошкольников. Развиваются основные психические процессы (память, внимание, воображение, образное мышление).

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования....

Технология "скрайбинг" в дошкольном образовании.

Новое время диктует новые требования....

Технология «скрайбинг» в дошкольном образовании

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования....

Использовании технологии скрайбинг в решении задач духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста.

Использовании технологии скрайбинг в решении задач духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста....

Статья "Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал....

Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста

Скрайбинг-это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. Это техника презентации ,в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске ( или ли...

Видео консультация «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

https://www.instagram.com/tv/CXfzT3ro_Fg/?utm_medium=copy_linkТема: «Использование технологии «скрайбинг» в речевом...