Проект по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Читаем вместе"
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой и семьей на тему
« Читаем вместе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitaem_vmeste.docx | 208.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад 113
Проект по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой и семьей на тему
« Читаем вместе»
Воспитатель : Конькова Е.А.
Зайцева Е.А.
2024 – 2025
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный. (1 учебный год)
Участники проекта:
- дети старшей группы,
- воспитатели,
- родители воспитанников,
- библиотека им.Маяковского
Актуальность проекта:
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цель проекта:
Способствовать развитию устойчивого интереса ребёнка к художественной и познавательной литературе. Привлечение детей к книге, закрепить интерес к семейному чтению через совместную систему работы: воспитатель, родители.
Задачи:
- Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, воспитывать бережное отношение к книге (не рвать, не мять, не загибать листочки).
- Формировать умения сопереживать и сочувствовать главному герою.
- Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Вид проекта: долгосрочный, информационно- познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь 2024г.- май 2025г.
Участники: воспитатель, воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители
Виды детской деятельности: Познавательная, речевая, творческая, продуктивная, художественно-эстетическая.
Обеспечение проекта:
Материально-техническое, учебно-методическое: материал для художественной и творческой деятельности, технические средства обучения (интерактивное оборудование); ноутбук; наглядно-методические пособия; художественная литература; атрибуты для инсценировок.
Информационный ресурс: использование ИКТ; ресурсы сети Интернет; изучение методической литературы; участие в конкурсах.
Продукты проектной деятельности.
1. Подбор художественной литературы
2. Разработка тематических бесед
3. Сценарии тематических развлечений
4. Консультации для родителей.
5. Презентация проекта
Формы работы:
- практические
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы
Заучивание стихов, пословиц
- Наглядные
Участие в конкурсах.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание книг, иллюстраций.
Театрализованное представление.
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта | Участники проекта | Сроки |
-изучение условий реализации проекта; -определение цели и задач; -привлечение родителей к участию в проекте; -подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала; -разработка тематических бесед; | Воспитатель, родители, дети | Сентябрь 2024г |
- чтение произведений художественной литературы; -проведение цикла тематических бесед; -показ презентаций; -разучивание стихов для конкурсов и праздников; -проведение тематических развлечений; | Воспитатель, родители, дети | Октябрь 2024- Май 2025г |
Подведение итогов реализации проекта: Презентация проекта
| Воспитатель, родители, дети | Май 2025г |
План реализации проекта
Сроки реализации | Содержание деятельности. Мероприятия |
октябрь | Беседа с детьми по теме: «История возникновения книги» Презентация: «История создания книги Просмотр мультфильма «Вершки-корешки» Музыкальное развлечение в ДОУ на тему «Осенины» Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; Выставка «Моя любимая книга» Консультация для родителей: «Приобщение детей к чтению». |
ноябрь | Беседа с детьми по теме: «Знакомство с творчеством Н.Носова». Организации выставки книг Н.Носова Восприятие художественной литературы, «Заплатка», «На горке», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Просмотр мультфильма «На горке», «Приключения Незнайки и его друзей» Разукрашивание картинок по рассказам Н.Носова Консультация для родителей: «Зачем читать детям сказки на ночь?» |
декабрь | Беседа с детьми на тему «Новый год у ворот» Пересказ на тему «Моя любимая зимняя сказка» (совместно с родителями) Раскрашивание иллюстраций к зимним сказкам. Вырезание снежинок из бумаги. Чтение сказки «Мороз Иванович», «Снегурочка» Просмотр мультфильмов Разучивание песен, стихов к новогоднему празднику. Консультация для родителей: «Десять ПОЧЕМУ детям необходимо читать». |
январь | Беседа на тему «Почему люди сочиняют стихи» Чтение стихотворений, загадывание загадок о зиме. День поэзии в группе (Конкурс чтецов) Консультация для родителей: «Зачем и как учить стихи с детьми». |
февраль | Чтение русских народных сказок и былин о богатырях («Никита Кожемяка», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змеевич», «Садко») Развлечение ко Дню Защитника Отечества «Русские богатыри» (с инсценировкой по сказкам и былинам). Рекомендации для родителей по теме «Наша армия. День Защитника Отечества» |
март | Заучивание стихов к утреннику, посвященному 8 марта Чтение произведений, посвященным мамам и бабашкам. Инсценировка произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» |
апрель | Виртуальная экскурсия в типографию детской книги. Рассматривание книг о космосе; Чтение книги из серии «Космические сказки» Елены Ольевой « Солнечная система»; Просмотр видео и чтение книги Юлии Ивановой « Межпланетная азбука»; Разгадывание загадок о космосе; Просмотр мультфильма « Загадочная планета». Музыкальное развлечение на тему «Космос» Консультация для родителей: « Сделайте своего ребенка счастливее». |
май | Акция «Читаем детям о войне» Конкурс чтецов стихотворений о войне. Литературный КВН «Папа, мама, я – читающая семья» Выставка детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям. |
Ожидаемый результат
1.Повышение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы.
· Возрождение традиции домашнего чтения;
· Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
· Запись в детскую библиотеку.
2 Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ
Ручной художественный труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Это может быть бумага, природный материал, использованный материал. Навыки ручного труда формируются у детей ...
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественному конструированию»
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приво...
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» (Педагогические чтения «Дошкольное образование ХХIвека: взгляд современного педагога»)
Сообщение из личного опыта работы....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»
Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...
Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе
В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...
Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие воспитателя и родителей"
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой...