Проект по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе "Читаем вместе"
проект по развитию речи (старшая группа)

Зайцева Елена Анатольевна

Проект по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой и семьей на тему

« Читаем вместе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitaem_vmeste.docx208.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад 113

Проект по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой и семьей на тему

« Читаем вместе»

                     foni-papik-pro-8unv-p-kartinki-detskaya-kniga-otkritaya-na-prozr-8.png

                                                 

                                                 Воспитатель : Конькова Е.А.

                                                           Зайцева  Е.А.

                               2024 – 2025

Вид проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный. (1 учебный  год)

Участники проекта:

- дети старшей группы,

- воспитатели,

- родители воспитанников,

- библиотека им.Маяковского

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель проекта:

Способствовать развитию устойчивого интереса ребёнка к художественной и познавательной литературе. Привлечение детей к книге, закрепить интерес к семейному чтению через совместную систему работы: воспитатель, родители.

Задачи:

  1. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, воспитывать бережное отношение к книге (не рвать, не мять, не загибать листочки).
  2. Формировать умения сопереживать и сочувствовать главному герою.
  3. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  4. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  5. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Вид проекта: долгосрочный, информационно- познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: сентябрь 2024г.- май 2025г.

Участники: воспитатель, воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители

Виды детской деятельности: Познавательная, речевая, творческая, продуктивная, художественно-эстетическая.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое, учебно-методическое: материал для художественной и творческой деятельности, технические средства обучения (интерактивное оборудование); ноутбук; наглядно-методические пособия; художественная литература; атрибуты для инсценировок.

Информационный ресурс: использование ИКТ; ресурсы сети Интернет; изучение методической литературы; участие в конкурсах.

Продукты проектной деятельности.

1. Подбор художественной литературы

2. Разработка тематических бесед

3. Сценарии тематических развлечений

4. Консультации для родителей.

5. Презентация проекта

 

Формы работы:

  • практические

          Дидактические игры

          Сюжетно-ролевые игры

  • словесные

          Беседы

          Чтение художественной литературы

          Заучивание стихов, пословиц

  • Наглядные

Участие в конкурсах.

Сбор фотоматериала.

Рассматривание книг, иллюстраций.

Театрализованное представление.

 

 

Содержание проектной деятельности:

Этапы реализации проекта

Участники проекта

Сроки

  1. Подготовительный

-изучение условий реализации проекта;

-определение цели и задач;

-привлечение родителей к участию в проекте;

-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;

-разработка тематических бесед;

Воспитатель, родители, дети

Сентябрь

2024г

  1.  Практический

- чтение произведений художественной литературы;

-проведение цикла тематических бесед;

-показ презентаций;

-разучивание стихов для конкурсов и праздников;

-проведение тематических развлечений;

Воспитатель, родители, дети

Октябрь 2024-

Май 2025г

  1.  Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

Презентация проекта

 

Воспитатель, родители, дети

Май 2025г

 

План реализации проекта

 

Сроки реализации

Содержание деятельности. Мероприятия

октябрь

Беседа с детьми по теме: «История возникновения книги»

Презентация: «История создания книги

Просмотр мультфильма  «Вершки-корешки»

Музыкальное развлечение в ДОУ на тему «Осенины»

Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

Выставка  «Моя  любимая книга»

Консультация для родителей: «Приобщение детей к чтению».

ноябрь

Беседа с детьми по теме: «Знакомство с творчеством Н.Носова».

Организации выставки книг Н.Носова

Восприятие художественной литературы,  «Заплатка», «На горке», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей»

Просмотр мультфильма «На горке», «Приключения Незнайки и его друзей»

Разукрашивание картинок по рассказам Н.Носова

Консультация для родителей: «Зачем читать детям сказки на ночь?»

декабрь

Беседа с детьми на тему «Новый год у ворот»

Пересказ на тему «Моя любимая зимняя сказка» (совместно с родителями)

Раскрашивание иллюстраций к зимним сказкам.

 Вырезание снежинок из бумаги.

Чтение сказки «Мороз Иванович», «Снегурочка»

 Просмотр мультфильмов

Разучивание песен, стихов к новогоднему празднику.

Консультация для родителей: «Десять ПОЧЕМУ детям необходимо читать».

январь

Беседа на тему  «Почему люди сочиняют стихи»

Чтение стихотворений, загадывание загадок о зиме.

День поэзии в группе (Конкурс чтецов)

Консультация для родителей: «Зачем и как учить стихи с детьми».

февраль

Чтение русских народных сказок и былин о богатырях («Никита Кожемяка», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змеевич», «Садко»)

Развлечение ко Дню Защитника Отечества «Русские богатыри» (с инсценировкой по сказкам и былинам).

Рекомендации  для родителей по теме «Наша армия. День Защитника Отечества»

март

Заучивание стихов к  утреннику, посвященному 8 марта

Чтение произведений, посвященным мамам и бабашкам.

Инсценировка произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

апрель

Виртуальная экскурсия в типографию детской книги.

Рассматривание  книг о космосе;

Чтение книги из серии «Космические сказки» Елены Ольевой

« Солнечная система»;

Просмотр видео и чтение книги Юлии Ивановой

« Межпланетная азбука»;

Разгадывание загадок о космосе;

Просмотр мультфильма « Загадочная планета».

Музыкальное развлечение на тему «Космос»

Консультация для родителей: « Сделайте своего ребенка счастливее».

май

 Акция «Читаем детям о войне»

 Конкурс чтецов стихотворений о войне.

 Литературный КВН «Папа, мама, я – читающая семья»

 Выставка детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.

 

Ожидаемый результат

1.Повышение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы.

· Возрождение традиции домашнего чтения;

· Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по   приобщению детей к художественной литературе;

· Запись в детскую библиотеку.

2 Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ

Ручной художественный труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. Это может быть  бумага, природный материал, использованный материал. Навыки ручного труда формируются у детей ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к художественному конструированию»

В художественном  конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приво...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Книга-лучший друг» для детей младшей группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Родители в большинстве не читают своим детям художественную ли...

Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие воспитателя и родителей"

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой...