Картотека словесно-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Мау-Сын Вязиля Арсеновна

Картотека словесно-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека словесно-дидактических игр

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

 

Словесно-дидактическая игра является для развития ребенка-дошкольника одним и основных средств. Она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания. Она развивает коммуникативные навыки и умение действовать в коллективе. Воспитывает дружеские отношения между сверстниками.

Игра «Да-нет»

Цель: формирование умения логически мыслить, задавая вопросы и формулировать правильные умозаключения.

Правила игры: водящий задает вопросы, игроки отвечают на вопросы «да» и «нет».

Игровые действия: водящему необходимо угадать предмет, который загадали дети, договорившись между собой. Предмет угадывается с помощью наводящих вопросов, задаваемых в логической последовательности.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что когда водящий выйдет за дверь, необходимо загадать какой-то предмет. Водящий зайдет и будет задавать вопросы, чтобы отгадать слово. Нам можно отвечать словами «да» и «нет». Воспитатель сначала сама становится водящим, чтобы дети поняли правила игры. Например, дети загадали слово «стол». Воспитатель заходит в группу и начинает задавать вопросы:

- Этот предмет находится на полу?

- Да

- Этот предмет имеет форму прямоугольника?

- Да

- Этот предмет можно купить?

- Да

- Этот предмет съедобный?

- Нет

- Этот предмет относится к мебели?

- Да

- Это стол?

- Да

В этой игре можно использовать варианты, например, загадывать предметы, относящиеся к классификации, например, «Мебель», «Одежда», «Обувь». Игру лучше начинать с предметов, находящихся в группе. Это облегчит детям задачу и заинтересует их. Можно усложнить вариант и выбрать двоих детей водящими, чтобы они могли договориться между собой, какие вопросы лучше задать, чтобы ответить. Также можно использовать песочные часы, чтобы разгадывать предметы на время, кто быстрее.

 

Игра «Отвечай быстро».

Цель: закрепление умения классифицировать предметы по сенсорным эталонам: цвет, форма, размер, качество.

Игровые правила: необходимо подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; мяч можно бросать только после того, как назвал слово. Несколько игроков могут повторять один и тот же цвет. А слова не должны повторяться.

Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры: водящий или воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно слово, например, желтый или деревянный, или круглый, или квадратный. Ребенок ловит мяч, называет предмет желтого цвета, а затем бросает мяч и также говорит цвет. Следующий игрок проделывает то же самое.

Желтый - банан. Красный – яблоко.

Как вариант игры, можно договориться, что называем только фрукты или овощи, или мебель, или одежду и так далее.

 

Игра «Цепочка слов»

Цель: закрепление умения подбирать слова к признаку или признак к предмету.

Игровые правила: мяч передается по круг, по команде или сигналу воспитателя, цепочка слов прерывается и происходит смена с предмета на признак или наоборот.

Игровые действия: вращение стрелки, передача мяча по кругу.

Ход игры: воспитатель начинает: Зима какая? – передает мяч ребенка. Он говорит – холодная и передает мяч другому ребенку – морозная, и так далее. Воспитатель дальше использует признаки. Что еще может быть? – лед, передает мяч – вода – передает мяч. Звучит сигнал. Воспитатель говорит – Что бывает деревянным? – стол – стул – шкаф – кресло – карандаш и так далее.

 

Игра «Цветы»

Цель игры: закрепление знаний о полевых и садовых цветах; развитие умения угадывать цветок по описанию.

Игровые правила: поиск карточки с изображением цветка.

Игровые действия: выбирается продавец и покупатель. Необходимо правильно выбрать карточку.

Ход игры: Дети стоят в кругу. На столе лежат карточки. У стола стоит продавец. Покупатель смотрит на карточки и описывает один и цветков, например, длинный стебель, фиолетовые лепестки и крапинками, на стебле узкие листки. Продавец должен отгадать цветок и показать карточку. Это ирис.

Для мотивации детей и поддержания интереса, можно выдавать фишки, а затем посчитать у кого больше. Также можно использовать темы: деревья, кустарники, плодовые деревья.

 

Игра «Хорошо и плохо»

Цель игры: развитие связной речи, посредством закрепления знаний о противоречиях окружающего мира.

Игровые правила: необходимо говорить только после того, как поймаешь мяч.

Игровые действия: Дети стоят в кругу. Водящий бросает мяч одному и участников игры, он ловит и начинает говорить.

Ход игры: водящий или воспитатель бросает мяч игроку и говорит: Сладкое. Игрок ловит мяч, начинает говорить, почему сладкое – это хорошо, и почему – это плохо. Затем воспитатель бросает мяч другому игроку. Например, лес. Хорошо - Лес красивый, зеленый, чистый воздух, полезен для здоровья. Плохо - в лесу может быть сыро и холодно, страшно, могут быть дикие звери, ядовитые ягоды и растения, можно заблудиться.

Когда дети будут хорошо знать игру, водящим может быть ребенок они.

 

Игра «Почему?»

Цель игры: развитие связной речи, мышления, закрепление знаний об окружающем мире.

Игровые действия: водящий бросает мяч, дети стоят в кругу.

Игровые правила: ребенок должен быстро ответить на вопрос, после того, как он поймает мяч.

Ход игры: первое время роль водящего берет на себя воспитатель. Бросает мяч ребенку и задает вопрос: Почему дерево зеленое? (Потому что на нем есть листья зеленого цвета). Почему зимой холодно? (Температура ниже, чем в другие времена года, лежит снег). Почему одежда и ткани? (Потому что она мягкая. В ней удобно).

Можно задавать вопросы по темам: времена года, животные, растения и т.п.

 

Игра «Если бы»

Цель игры: развитие фантазии, воображение, речи, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Игровые действия: водящий бросает мяч, дети стоят в кругу.

Игровые правила: ребенок должен быстро ответить на вопрос, после того, как он поймает мяч.

Ход игры: первое время роль водящего берет на себя воспитатель. Бросает мяч ребенку и задает вопрос: Если бы я был врачом, то (Лечил бы детей и взрослых). Если бы я был садовником, то (превратил бы детский сад в красивую поляну). Если лето будет всегда, то (Будет всегда тепло и жарко, мы будем купаться в море).

Можно задавать вопросы по темам: времена года, животные, растения и т.п.

Игра «Птицы (звери, рыбы)»

Цель игры: закрепление умения классифицировать и называть животных, верей и рыб.

Игровые действия: передача камешка или предметы, дети стоят или сидят на стульях в кругу.

Игровые правила: ребенок передает должен быстро отвечать, когда он получил предмет или камешек.

Ход игры: Ребенок передает камешек сидящему рядом и говорит: это птица. Тот, участник, который получил камешек, говорит – Орел и передает камешек следующему участнику. Он получает камешек – говорит – это птица., и так далее.

Как вариант, можно использовать игру, где темы будут перемешаны «Птицы», «Рыбы», «Животные дикие», «Животные домашние» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – ...

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Песок, глина1 СыпучестьОборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумагиВозьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь...

Картотека познавательно-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Представлена подборка познавательно-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста, оформленная в картотеку...

Статья:"Значение словесных дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста "

laquo;Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей зад...

Значение словесных дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Значение словесных дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста. «Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного...