Слова-паразиты в нашей речи
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Речевая деятельность имеет социальный характер. А для нас, педагогов, она составляет основу общения.
Персидский поэт и мыслитель 13-го века Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока Ты слово не сказал!
Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Чтобы выглядеть привлекательно, сколько раз за день мы заглядываем в зеркало? Поправим прическу, подкрасим губы, проверим чистоту костюма, платья, обуви. Для чего мы это делаем? Чтобы выглядеть привлекательнее.
Но чистота важна во всем! Ухоженное лицо, модная, стильная одежда, умение держаться и наша речь — все должно находиться в гармонии. «Замусоренный» язык ничем не лучше захламленной комнаты, заляпанного пятнами платья или неухоженного лица. Поэтому как мы следим за внешним видом, так же необходимо заботиться о том, что мы говорим, как говорим и какими словами говорим. Для этого не нужно прилагать специальных усилий, достаточно быть внимательным ко всему, что говорим. Откажитесь от ненормативной лексики, не увлекайтесь иностранными словами, забудьте молодежный сленг, следите, чтобы в речи не было слов-паразитов.
Давайте рассмотрим, какой вред приносит каждый из элементов, засоряющих нашу речь, более подробно.
Слова-паразиты, слова-сорняки... От них избавиться труднее всего. Эти слова обладают свойствами прилипчивости, живучести и — незаменимости. Слова-паразиты опасны тем, что из- за частого употребления они превращаются в своеобразную вредную привычку Какие слова мы называем словами-паразитами? Назовите их.
В русском языке сами по себе эти слова несут информативную, интонационную, лексическую нагрузку. Но из-за частого и неуместного их употребления они становятся в речи говорящего пустыми, ничего не выражающими. Символично слова-паразиты можно представить в виде этикетки на пустой бутылке, которая не имеет никакого смысла.
Прочитайте предложения из газеты «Известия»:
а)«По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям».
б)«Каждая школа получила возможность, скажем так, стать яркой, самобытной».
в)«Я посетил, будем так говорить, сувенирный цех».
г)«Момент действительно, скажем, весьма своеобразен».
д)«Буквально на следующий день последовало заявление начальника».
Какие слова в этих предложениях лишние?
Прочитайте эти же предложения, опустив лишние слова. Изменяется при этом смысл предложений?
В последнее время и в речи дошкольников используются «навязчивые» слова. В школьном возрасте они вырастают в более сложные, но не менее пустые, ничего не выражающие слова и даже целые выражения, которые искажают содержание речи, затрудняют ее восприятие и понимание: «Слушай, ты., ну... это... как там тебя... Сашка! Короче... это... значит... такое дело... Ну, в общем... пошли гулять!»
Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые незаметно для себя начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Подобную ситуацию описал журналист А. Суконцев в одном из своих фельетонов:
«Мой знакомый электрик человек с гонором. Пришел однажды с лекции.
Ну как, — спросил я, — понравилось?
Он молча положил передо мной листок бумаги, весьма испещренный крестиками и кружочками.
Что это ?
Крестик — это «значит», а кружок — «так сказать». Сто восемнадцать крестиков и сто восемьдесят четыре кружочка за два часа...
Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось».
Давайте обратим внимание на отрывок из письма читателя газеты «Известия» Станислава Белякова.
Прочитайте вслух отрывок, соблюдая указанные в нем особенности звучания текста. «Уважаемая, а-а-а-а-э-э-э-э, редакция! Давно я-а-а-а-а собирался вам, м-м-м-м, написать письмо по-о-о- о-о поводу вот такого, э-э-э-э, оборота речи, а-а-а-а, тех, кто выступает, м-м- м-м, перед телезрителями ежедневно, ежечасно с у-у-у-утра до, м-м-м-м, глубокой ночи».
Можно ли этот недостаток считать нарушением чистоты речи?
Почему все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи?
В книге С. Соловейчика «Учение с увлечением» приводится письмо трех подружек. Они пишут: «Когда нас вызывают к доске, появляется какая-то робость, страх. И тут все нужные слова бессмысленно и бесследно исчезают, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Это, как ее...», «Ну, значит..» и т. д. И главное, если б не знали. А то ведь знаем, учим, понимаем».
Как видим, причиной может быть волнение, но может быть и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего.
Предлагаю вам подумать, есть ли в вашей речи слова-сорняки, слова-паразиты. Напишите их на листочке, выбросите этот листок в мусорную корзину и старайтесь больше не употреблять эти слова в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как отучить ребенка от слов-паразитов
Если в речи ребенка появились слова-паразиты, нужно как можно быстрее от них избавиться. Мало того, что они засоряют речь ребенка, они еще и создают впечатление у окружающих, что ваш малыш не вос...
Как избавиться от слов-паразитов
практикум с воспитателями...
«Речевая безопасность или слова-паразиты»
Памятка для родителей...
Слова-паразиты в нашей речи
семинар-практикум для педагогов...
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ.
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ5 советов, которые помогут сделать речь благозвучной и чистой Речь — это отражение нашего мышления. Для того чтобы говорить правильно, мы должны держать мысли...
Консультация для педагогов и родителей. «Слова паразиты в нашей речи»
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Слова паразиты в нашей речи»....
Слова-паразиты в речи педагогов
Методы и способы предотвратить слова-паразиты в речи воспитателей...