КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Нормы речевого развития детей
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Нормы речевого развития детей.
Сегодня предлагаю поговорить о нормах речевого развития деток. Сразу отмечу, что эти нормы не являются абсолютным показателем, и отсутствие тех или иных умений ребёнка, которые должны быть по возрасту, далеко не всегда говорит о наличии проблем. Помним, что каждый ребёнок уникален и развивается своим собственным путем. Эти нормы скорее ориентир нам, как родителям, знак того, что малышу требуется особое внимание, возможно, дополнительное развитие, если вдруг что-то не укладывается в нормативные значения.
Возраст до года — то время, когда динамика речевого развития наиболее интенсивна, поэтому этот период мы разберём по месяцам.
2-3 месяца — появление отдельных звуков, спонтанных вокализаций, обращенных к взрослому.
3-4 месяца — период “гудения”. Малыш произносит звуки “а”, “о”, “у”, чтобы привлечь внимание взрослых, выразить свои эмоции.
5-6 месяцев — появление случайного лепета, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Дальше случайный лепет совершенствуется и малыш уже пытается имитировать звуки, которые слышит.
7-8 месяцев — появление лепета, повторение слогов “ма-ма”, “ба-ба” и т.д. Лепет становится для малыша средством общения со взрослыми.
Ребёнок начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы, когда малыш пролепетал что-то и замолк в ожидании реакции взрослого.
9-10 месяцев — лепет усложняется, иногда появляются первые осознанные слова “ма-ма”, “ба-ба”, ребёнок начинает интенсивно накапливать пассивный словарный запас.
11-12 месяцев — появляются первые слова, они скорее всего максимально облегчённые, но при этом вполне осознанные. Ребёнок начинает всё больше и больше улавливать смысл обращённых к нему слов. Способен выполнить простую словесную инструкцию, например, “дай игрушку”, “иди к маме”. Отзывается на своё имя. Может показать предметы на картинках, например: “покажи мячик”.
1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев — словарный запас увеличивается до 6-9 слов.
Ребенок понимает простую инструкцию без сопутствующих жестов. Активно расширяется пассивный словарь. Ребёнок узнаёт и показывает предметы на картинках.
К 2 годам — малыш понимает двухступенчатую инструкцию, например: “пойди в комнату и принеси машинку”. В речи появляются простые глаголы: “дай”, “иди” и т.д. Ребёнок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных пропускает один слог. Понимает значение предлогов в конкретной ситуации: “на чём ты стоишь?”. Любит читать книги.
2 года 6 месяцев — речь ребёнка становится более связной, хотя количество грамматических ошибок всё ещё велико. Ребёнок понимает смысл прочитанных ему коротких рассказов и сказок. Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Малыш начинает употреблять местоимения: я, ты, мне, моё. Составляет фразы из 2-4 слов.
К 3 годам — словарный запас от 500 слов и более. Ребёнок общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов, понимает смысл сложноподчинённых предложений. Называет своё имя и возраст, часто задаёт вопросы, рассказывает о своих впечатлениях и событиях жизни. Хорошо ориентируется в формах и цветах предметов.
Малыш учится координировать интонацию и громкость голоса. Чистота произношения улучшается, хотя ребёнок по-прежнему не может произносить сложные звуки: свистящие, шипящие, “Р”, “Л”. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60-70% из речи малыша.
3-4 года — ребёнок владеет словарем примерно в 1500 слов, начинает употреблять сложные предложения, говорит предложениями из 4-5 слов. Использует выражения типа: «я думаю, что….», «я уверен, что….». Научается правильно употреблять глаголы в прошедшем времени, способен воспринимать сложные рассказы и сказки на слух.
В речи появляются твёрдые звуки: С, З, Ц. Логопедические занятия по звукопостановке на данном этапе считаются нецелесообразными, поскольку артикуляция находится в процессе формирования.
Малыш осваивает слова-обобщения (продукты, посуда, мебель), и они сразу включаются в его активный словарный запас. Начинает использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
4-5 лет — ребёнок обладает словарным запасом около 3000 слов, знает свой адрес, пользуется предложениями из 5-6 слов, начинает пересказывать тексты.
Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Произносительная сторона речи совершенствуется, ребёнок правильно произносит практически все звуки, исключением могут быть звуки “Р” и “Л”.
Определяет право-лево, считает до 10. Знает слова с противоположным значением — антонимы (большой — маленький, твердый — мягкий), пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
Выполняет задания с предлогами “сзади”, “между”, “рядом” и т.п. Понимает условное предложение со словом “если”. Использует пространственные и временные наречия: потом, вокруг, скоро и т.д.
5-6 лет — ребёнок оперирует словарём в 4000-4500 слов. Правильно проносит все звуки, различает и дифференцирует звуки речи на слух. Умеет пересказывать тексты и рассказывать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги. Легко выстраивает связные речевые конструкции, использует абстрактные понятия.
Совершенствуется фонематическая сторона речи: ребёнок может выделить первый звук в речи, придумать слово на заданный звук. Грамматические ошибки в речи встречаются крайне редко. Ребёнок умеет управлять голосом: менять интонацию, громкость голоса, выразительность.
Литература: Нищева Н.В. «Родителям о речи ребенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...
Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».
Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...
Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".
Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...